![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели жилищного строительства и обеспеченности населения жильем в РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Источник: Российский статистический ежегодник. 2001. М.: Госкомстат России, 2001. С. 200, 202, 439.
Государство сохранило обязательства по отношению к лицам, включенным органами власти и местного самоуправления в очередь на улучшение жилищных условий. Но в качестве приоритетной формы государственного финансирования жилищного строительства стало рассматриваться предоставление безвозмездных субсидий гражданам на приобретение жилья. Субсидии выделяются в зависимости от уровня семейных доходов и степени нуждаемости в улучшении жилищных условий. За последнее десятилетие общее число очередников сократилось с 9,7 млн. в 1990 г. до 5,4 млн. в 2000 г. Правда, частично это сокращение произошло за счет упразднения очередей на предприятиях, передавших свой жилищный фонд в муниципальную собственность. Вследствие сокращения объемов нового строительства темпы продвижения очереди уменьшились. За указанный период доля семей-очередников, ежегодно получающих жилье, в общем числе семей, стоящих в очереди, снизилась с 13 до 4%. Проблема необеспеченности населения жильем, отвечающим существующим представлениям о нормальных жилищных условиях, стоит весьма остро. В общих квартирах в 1998 г. проживало 4 млн. человек, в общежитиях – 5,8 млн. В 2000 г. 14% жилья в городах не имело водопровода, 16% – канализации, 25% – горячего водоснабжения; 2% жилья было признано ветхим или аварийным и требующим сноса. Число семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, составляло в 2000 г. 11 % общего количества семей. В мае 1997 г. указом президента России была принята Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации (далее – Концепция). Она предусматривала осуществление в течение семи лет перехода от бюджетного финансирования организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, к оплате этих услуг потребителями в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей. Устранение ситуации наличия двух плательщиков за жилищно-коммунальные услуги (государство и население) и превращение потребителя жилищно-коммунальных услуг в единственного субъекта, осуществляющего оплату предоставляемых ему услуг, рассматривалось как необходимое средство развития конкуренции поставщиков услуг в жилищном хозяйстве и в конечном счете повышения его эффективности.
Была введена система федеральных стандартов перехода к новому порядку оплаты жилья и коммунальных услуг: 1) федеральный стандарт социальной нормы площади жилья. Этот стандарт составляет 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. м – на семью из двух человек и 33 кв. м – на одиноко проживающего человека; 2) федеральный стандарт уровня платежей граждан. Этот стандарт определяется в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение) в среднем по всем видам этих услуг. На 1997 г. указанный стандарт был установлен в размере 35%, на 2000 г. - 70%, на 2003 г. -100%; 3) федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе. Этот стандарт рассчитывается исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. На 1997 г. указанный стандарт составлял 16%, на 2000 г. - 20%, на 2003 г. – 25%; 4) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, устанавливаемый дифференцированно по регионам России с учетом инфляции. Одновременно была создана система предоставления субсидий гражданам с низкими доходами для оплаты жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилья и норматива потребляемых коммунальных услуг. В 1999 г. такие субсидии получали 2,5 млн. человек. Кроме того был введен институт государственного и муниципального жилищного фонда социального использования. Это жилье предоставляется по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Размеры платы за жилье, предоставленное по договору социального найма, ниже, чем в обычном случае найма государственного и муниципального жилья.
Доля населения в возмещении расходов на жилищно-коммунальные услуги стала расти, но не такими быстрыми темпами, как предусматривалось Концепцией. В 1999 г. эта доля составила 56%, в том числе по оплате жилья – 31%, коммунальных услуг – 60%. Доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в доходах населения составила в 2000 г. 4,6%. Важнейшим направлением проводимой реформы является разделение покупателей и поставщиков жилищно-эксплуатационных услуг и создание конкурентной среды в обслуживании жилищного фонда. Происходит организационное разделение заказчиков и подрядчиков. Создаются муниципальные службы заказчика и товарищества собственников жилья. Последние представляют собой объединения собственников жилья (товарищества) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума). На службы заказчика возлагается ответственность за формирование муниципального заказа на обслуживание объектов жилищного фонда. В тех домах, где жильцы создали товарищество собственников жилья, оно выступает в роли заказчика услуг по эксплуатации этих домов. Выполнение заказа осуществляется на основе договоров, заключаемых с жилищно-эксплуатационными и ремонтными организациями, которые обеспечивают работы по техническому и санитарному содержанию жилья, его ремонту и модернизации. Службы заказчика и товарищества собственников жилья вправе заключать договоры с организациями любой формы собственности. Общее количество организаций, предоставляющих жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги, в 1999 г. превысило 52 тыс. Жилая площадь, обслуживание которой производится организациями, отобранными на конкурсной основе, составляла в 1999 г. уже 20% общего объема жилой площади, обслуживаемой на договорной основе. Проведение конкурсов на выполнение заказов услуг по эксплуатации жилья сопровождалось снижением стоимости услуг до 15–20%. Вместе с тем имеются значительные трудности во внедрении рыночных отношений в жилищное хозяйство. Медленно идет процесс создания товариществ собственников жилья: в 1999 г. их было всего лишь 3200. Владельцы квартир не проявляют инициативы в их создании, расценивая издержки по организации коллективных действий как слишком высокие, а большинство местных органов власти не приветствует создание таких товариществ. Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг сформировались как бюджетные учреждения с закрепленными объектами жилищного фонда. Они не выступают в роли субъектов, предоставляющих услуги владельцам жилья по управлению жилищным фондом и конкурирующих друг с другом за право обслуживания домов. Незначительна конкуренция и между поставщиками жилищно-эксплуатационных услуг. Муниципальные службы заказчика предпочитают заключать договоры со "своими" муниципальными жилищно-эксплуатационными организациями, с которыми их объединяют развитые сети неформальных социальных связей. Финансовые потоки непрозрачны, а конкурсы нередко имитируются. Победителями конкурсов, в полном соответствии с правилами их проведения, становятся организации, предложившие выполнить заказ за наименьшую сумму. Но при этом отсутствуют механизмы достоверного определения потребности в расходах на обслуживание разнородных объектов жилищного фонда. Предложенная победителем сумма оказывается слабо увязанной с необходимыми затратами на выполнение всех требуемых видов работ. Фактические объемы работ и распределение средств становятся предметом неформальных договоренностей между руководителями местных органов власти, службы заказчика и жилищно-эксплуатационного предприятия. Таким образом, социальные сети и клановые отношения трансформируют внедряемые механизмы финансирования жилищного хозяйства.
5.4.3. Направления дальнейших преобразований
Задачи реформирования жилищного хозяйства на перспективу до 2010 г. были определены в "Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", одобренных Правительством Российской Федерации в июне 2000 г. В качестве ключевых направлений дальнейших преобразований в жилищном хозяйстве можно выделить следующие. 1. Завершение перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг их потребителями и ликвидации бюджетного финансирования организаций, предоставляющих эти услуги. При этом максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе уменьшена по сравнению с Концепцией – до 20% в течение всего предстоящего десятилетия. 2. Перевод бюджетного финансирования организаций жилищного хозяйства в субсидии гражданам. В увязке с увеличением доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг бюджетные ассигнования должны перераспределяться в пользу адресной поддержки семей в зависимости от уровня их дохода. Бюджетные ассигнования поставщикам услуг могут сохраниться лишь в порядке финансирования льгот, предоставляемых определенным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. 3. Повышение эффективности программ субсидирования приобретения гражданами жилья. Это предполагает применение единых принципов предоставления жилищных субсидий, четкую увязку их размеров с уровнем семейного дохода, обеспечение прозрачности распределения средств в рамках программ жилищного субсидирования. 4. Развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования. Государство с помощью мер макроэкономического и налогового регулирования будет добиваться формирования экономических условий, стимулирующих кредиторов и заемщиков участвовать в жилищном кредитовании. 5. Стимулирование создания товариществ собственников жилья, которые рассматриваются в качестве действенного института защиты прав индивидуальных собственников на участие в вопросах управления комплексами недвижимости и развития рыночных отношений в жилищном хозяйстве. Для решения этой задачи будут осуществляться передача в общую долевую собственность домовладельцев в многоквартирных жилых домах мест общего использования и прилегающих земельных участков и предоставление в распоряжение товариществ всех бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование содержания соответствующего жилищного фонда.
6. Создание условий для развития конкуренции организаций, предоставляющих услуги по управлению жилищным фондом, и конкуренции поставщиков жилищно-эксплуатационных услуг. В качестве внедряемой государством схемы организации обслуживания жилищного фонда избрана такая, в которой собственники жилья, в том числе муниципалитеты, или их объединения (товарищества собственников жилья) выбирают управляющую компанию, которая берет на себя обязанности организовать обслуживание жилищного фонда. Управляющая компания в свою очередь выступает в роли покупателя жилищно-эксплуатационных услуг у специализирующихся на их предоставлении организаций либо самостоятельно обслуживает жилой фонд. Задачей государственной политики является содействие становлению муниципальных управляющих компаний и развитию конкуренции между ними, а также развитию конкуренции организаций – поставщиков жилищно-эксплуатационных услуг. Это будет обеспечиваться как устранением сохраняющихся институциональных препятствий для участия частных организаций в конкурсах на выполнение заказов муниципалитетов по обслуживанию жилищного фонда, так и приватизацией муниципальных предприятий, работающих в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. Контрольные вопросы
1. Какая взаимосвязь существует между недостаточностью доходов части семей для покупки или найма жилья по рыночным ценам и участием государства в регулировании и предоставлении жилья и жилищно-эксплуатационных услуг: а) в советской экономике; б) в рыночной экономике? 2. Правильно ли, что государственная политика должна быть направлена в большей мере на те группы населения, которые тратят на жилье относительно большую долю своих доходов? 3. Сравните преимущества и недостатки прямого финансирования производителей жилищно-эксплуатационных услуг государством и предоставления государственных субсидий домохозяйствам. 4. Каковы экономические следствия политики государственного регулирования уровня арендной платы за жилье? 5. Почему приватизация жилищного фонда в нашей стране была бесплатной? 6. Каковы преимущества товариществ собственников жилья перед муниципальными службами заказчика? 7. Каковы достоинства и недостатки современной системы финансирования жилищного хозяйства в России? Литература Основная
Жилищная экономика: Пер. с англ. / Под ред. Г. Поляковского. М.: Дело, 1996. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001. Гл. 10. С. 445–469.
Barr N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993. P. 378-426. Le Grand J., Propper C., Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992. P. 91-116. Дополнительная
Бузырев В.В., Чекалин B.C. Экономика жилищной сферы: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991-1997. М.: ИЭППП, 1998. Гл. 17. Housing. The Essential Foundations / Ed. by P. Balchin, M. Rhoden. L.; N. Y.: Routledge, 1998. Strategies for Housing and Social Integration in Cities. Paris: OECD, 1996.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.21.145 (0.011 с.) |