Показатели жилищного строительства и обеспеченности населения жильем в России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели жилищного строительства и обеспеченности населения жильем в России



 

  1980 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г.
Жилищный фонд, млн. кв. м Общая площадь жилья на одного жителя, кв. м Ввод в действие жилых домов, млн. кв. м Число семей, стоявших на учете на получение жилья, млн. Число семей, получивших жилье, млн. 13,4 59,4 ... ... 16,4 61,7 9,7 1,3 18,1 41,0 7,7 0,7 19,3 30,3 5,4 0,3

Источник: Российский статистический ежегодник. 2001. М.: Госкомстат России, 2001. С. 200, 202, 439.

 

Государство сохранило обязательства по отношению к лицам, включенным органами власти и местного самоуправления в очередь на улучшение жилищных условий. Но в качестве приоритетной формы государственного финансирования жилищного строительства стало рассматриваться предоставление безвозмездных субсидий гражданам на приобретение жилья. Субсидии выделяются в зависимости от уровня семейных доходов и степени нуждаемости в улучшении жилищных условий. За последнее десятилетие общее число очередников сократилось с 9,7 млн. в 1990 г. до 5,4 млн. в 2000 г. Правда, частично это сокращение произошло за счет упразднения очередей на предприятиях, передавших свой жилищный фонд в муниципальную собственность. Вследствие сокращения объемов нового строительства темпы продвижения очереди уменьшились. За указанный период доля семей-очередников, ежегодно получающих жилье, в общем числе семей, стоящих в очереди, снизилась с 13 до 4%.

Проблема необеспеченности населения жильем, отвечающим существующим представлениям о нормальных жилищных условиях, стоит весьма остро. В общих квартирах в 1998 г. проживало 4 млн. человек, в общежитиях – 5,8 млн. В 2000 г. 14% жилья в городах не имело водопровода, 16% – канализации, 25% – горячего водоснабжения; 2% жилья было признано ветхим или аварийным и требующим сноса. Число семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, составляло в 2000 г. 11 % общего количества семей.

В мае 1997 г. указом президента России была принята Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации (далее – Концепция). Она предусматривала осуществление в течение семи лет перехода от бюджетного финансирования организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, к оплате этих услуг потребителями в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей. Устранение ситуации наличия двух плательщиков за жилищно-коммунальные услуги (государство и население) и превращение потребителя жилищно-коммунальных услуг в единственного субъекта, осуществляющего оплату предоставляемых ему услуг, рассматривалось как необходимое средство развития конкуренции поставщиков услуг в жилищном хозяйстве и в конечном счете повышения его эффективности.

Была введена система федеральных стандартов перехода к новому порядку оплаты жилья и коммунальных услуг:

1) федеральный стандарт социальной нормы площади жилья. Этот стандарт составляет 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. м – на семью из двух человек и 33 кв. м – на одиноко проживающего человека;

2) федеральный стандарт уровня платежей граждан. Этот стандарт определяется в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение) в среднем по всем видам этих услуг. На 1997 г. указанный стандарт был установлен в размере 35%, на 2000 г. - 70%, на 2003 г. -100%;

3) федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе. Этот стандарт рассчитывается исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. На 1997 г. указанный стандарт составлял 16%, на 2000 г. - 20%, на 2003 г. – 25%;

4) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, устанавливаемый дифференцированно по регионам России с учетом инфляции.

Одновременно была создана система предоставления субсидий гражданам с низкими доходами для оплаты жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилья и норматива потребляемых коммунальных услуг. В 1999 г. такие субсидии получали 2,5 млн. человек. Кроме того был введен институт государственного и муниципального жилищного фонда социального использования. Это жилье предоставляется по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Размеры платы за жилье, предоставленное по договору социального найма, ниже, чем в обычном случае найма государственного и муниципального жилья.

Доля населения в возмещении расходов на жилищно-коммунальные услуги стала расти, но не такими быстрыми темпами, как предусматривалось Концепцией. В 1999 г. эта доля составила 56%, в том числе по оплате жилья – 31%, коммунальных услуг – 60%. Доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в доходах населения составила в 2000 г. 4,6%.

Важнейшим направлением проводимой реформы является разделение покупателей и поставщиков жилищно-эксплуатационных услуг и создание конкурентной среды в обслуживании жилищного фонда. Происходит организационное разделение заказчиков и подрядчиков. Создаются муниципальные службы заказчика и товарищества собственников жилья. Последние представляют собой объединения собственников жилья (товарищества) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума). На службы заказчика возлагается ответственность за формирование муниципального заказа на обслуживание объектов жилищного фонда. В тех домах, где жильцы создали товарищество собственников жилья, оно выступает в роли заказчика услуг по эксплуатации этих домов. Выполнение заказа осуществляется на основе договоров, заключаемых с жилищно-эксплуатационными и ремонтными организациями, которые обеспечивают работы по техническому и санитарному содержанию жилья, его ремонту и модернизации. Службы заказчика и товарищества собственников жилья вправе заключать договоры с организациями любой формы собственности. Общее количество организаций, предоставляющих жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги, в 1999 г. превысило 52 тыс. Жилая площадь, обслуживание которой производится организациями, отобранными на конкурсной основе, составляла в 1999 г. уже 20% общего объема жилой площади, обслуживаемой на договорной основе. Проведение конкурсов на выполнение заказов услуг по эксплуатации жилья сопровождалось снижением стоимости услуг до 15–20%.

Вместе с тем имеются значительные трудности во внедрении рыночных отношений в жилищное хозяйство. Медленно идет процесс создания товариществ собственников жилья: в 1999 г. их было всего лишь 3200. Владельцы квартир не проявляют инициативы в их создании, расценивая издержки по организации коллективных действий как слишком высокие, а большинство местных органов власти не приветствует создание таких товариществ. Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг сформировались как бюджетные учреждения с закрепленными объектами жилищного фонда. Они не выступают в роли субъектов, предоставляющих услуги владельцам жилья по управлению жилищным фондом и конкурирующих друг с другом за право обслуживания домов.

Незначительна конкуренция и между поставщиками жилищно-эксплуатационных услуг. Муниципальные службы заказчика предпочитают заключать договоры со "своими" муниципальными жилищно-эксплуатационными организациями, с которыми их объединяют развитые сети неформальных социальных связей. Финансовые потоки непрозрачны, а конкурсы нередко имитируются. Победителями конкурсов, в полном соответствии с правилами их проведения, становятся организации, предложившие выполнить заказ за наименьшую сумму. Но при этом отсутствуют механизмы достоверного определения потребности в расходах на обслуживание разнородных объектов жилищного фонда. Предложенная победителем сумма оказывается слабо увязанной с необходимыми затратами на выполнение всех требуемых видов работ. Фактические объемы работ и распределение средств становятся предметом неформальных договоренностей между руководителями местных органов власти, службы заказчика и жилищно-эксплуатационного предприятия. Таким образом, социальные сети и клановые отношения трансформируют внедряемые механизмы финансирования жилищного хозяйства.

5.4.3. Направления дальнейших преобразований

 

Задачи реформирования жилищного хозяйства на перспективу до 2010 г. были определены в "Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", одобренных Правительством Российской Федерации в июне 2000 г. В качестве ключевых направлений дальнейших преобразований в жилищном хозяйстве можно выделить следующие.

1. Завершение перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг их потребителями и ликвидации бюджетного финансирования организаций, предоставляющих эти услуги. При этом максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе уменьшена по сравнению с Концепцией – до 20% в течение всего предстоящего десятилетия.

2. Перевод бюджетного финансирования организаций жилищного хозяйства в субсидии гражданам. В увязке с увеличением доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг бюджетные ассигнования должны перераспределяться в пользу адресной поддержки семей в зависимости от уровня их дохода. Бюджетные ассигнования поставщикам услуг могут сохраниться лишь в порядке финансирования льгот, предоставляемых определенным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг.

3. Повышение эффективности программ субсидирования приобретения гражданами жилья. Это предполагает применение единых принципов предоставления жилищных субсидий, четкую увязку их размеров с уровнем семейного дохода, обеспечение прозрачности распределения средств в рамках программ жилищного субсидирования.

4. Развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования. Государство с помощью мер макроэкономического и налогового регулирования будет добиваться формирования экономических условий, стимулирующих кредиторов и заемщиков участвовать в жилищном кредитовании.

5. Стимулирование создания товариществ собственников жилья, которые рассматриваются в качестве действенного института защиты прав индивидуальных собственников на участие в вопросах управления комплексами недвижимости и развития рыночных отношений в жилищном хозяйстве. Для решения этой задачи будут осуществляться передача в общую долевую собственность домовладельцев в многоквартирных жилых домах мест общего использования и прилегающих земельных участков и предоставление в распоряжение товариществ всех бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование содержания соответствующего жилищного фонда.

6. Создание условий для развития конкуренции организаций, предоставляющих услуги по управлению жилищным фондом, и конкуренции поставщиков жилищно-эксплуатационных услуг. В качестве внедряемой государством схемы организации обслуживания жилищного фонда избрана такая, в которой собственники жилья, в том числе муниципалитеты, или их объединения (товарищества собственников жилья) выбирают управляющую компанию, которая берет на себя обязанности организовать обслуживание жилищного фонда. Управляющая компания в свою очередь выступает в роли покупателя жилищно-эксплуатационных услуг у специализирующихся на их предоставлении организаций либо самостоятельно обслуживает жилой фонд.

Задачей государственной политики является содействие становлению муниципальных управляющих компаний и развитию конкуренции между ними, а также развитию конкуренции организаций – поставщиков жилищно-эксплуатационных услуг. Это будет обеспечиваться как устранением сохраняющихся институциональных препятствий для участия частных организаций в конкурсах на выполнение заказов муниципалитетов по обслуживанию жилищного фонда, так и приватизацией муниципальных предприятий, работающих в сфере управления и обслуживания жилищного фонда.

Контрольные вопросы

 

1. Какая взаимосвязь существует между недостаточностью доходов части семей для покупки или найма жилья по рыночным ценам и участием государства в регулировании и предоставлении жилья и жилищно-эксплуатационных услуг:

а) в советской экономике;

б) в рыночной экономике?

2. Правильно ли, что государственная политика должна быть направлена в большей мере на те группы населения, которые тратят на жилье относительно большую долю своих доходов?

3. Сравните преимущества и недостатки прямого финансирования производителей жилищно-эксплуатационных услуг государством и предоставления государственных субсидий домохозяйствам.

4. Каковы экономические следствия политики государственного регулирования уровня арендной платы за жилье?

5. Почему приватизация жилищного фонда в нашей стране была бесплатной?

6. Каковы преимущества товариществ собственников жилья перед муниципальными службами заказчика?

7. Каковы достоинства и недостатки современной системы финансирования жилищного хозяйства в России?

Литература

Основная

 

Жилищная экономика: Пер. с англ. / Под ред. Г. Поляковского. М.: Дело, 1996.

Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001. Гл. 10. С. 445–469.

Barr N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993. P. 378-426.

Le Grand J., Propper C., Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992. P. 91-116.

Дополнительная

 

Бузырев В.В., Чекалин B.C. Экономика жилищной сферы: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.

Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991-1997. М.: ИЭППП, 1998. Гл. 17.

Housing. The Essential Foundations / Ed. by P. Balchin, M. Rhoden. L.; N. Y.: Routledge, 1998.

Strategies for Housing and Social Integration in Cities. Paris: OECD, 1996.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.077 с.)