Потребительский рынок и платные услуги населению



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребительский рынок и платные услуги населению



 

На фоне роста реальных денежных доходов населения потребительский рынок Ленинградской области демонстрирует рост. Сохранению положительной динамики также способствует устойчивое развитие производственного сектора.

Динамично развивается розничная торговля, открываются новые торговые, развлекательные комплексы, центры бытового обслуживания населения, наиболее активное развитие в данном направлении демонстрируют Волховский, Выборгский, Приозерский, Кировский и Киришский районы. Количество торговых центров и комплексов превысило 100 единиц. Почти треть предприятий розничной торговли были открыты в сельской местности.

В силу специфики системы расселения, низкой плотности и высокой доли пожилого населения важным элементом мелкорозничной торговли является обслуживание удаленных сельских поселений посредством организации передвижной торговли.

Таблица 5.2.9.1. - Оборот розничной торговли (млрд. рублей, 2011 г)

Оборот розничной торговли (млрд. рублей) 204,9
в % к предыдущему году 111,2

На период 2012-2014 годов прогнозируется рост оборота розничной торговли на 12,5% в сопоставимых ценах.

Основные направления развития сектора розничной торговли - дальнейшее увеличение числа современных торговых площадей, модернизация инфраструктуры розничной торговли, повышение квалификации работников, модернизация торгового оборудования, снижение налоговой нагрузки. Значительное внимание уделяется размещению объектов розничной торговли при разработке градостроительной документации, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность в приоритетном порядке выкупать арендуемые государственные и муниципальные помещения. В целях продвижения продовольственных товаров, произведенных фермерскими хозяйствами Ленинградской области, организуется работа по взаимодействию предприятий агропромышленного комплекса Ленинградской области и торговых сетей.

Важной задачей, имеющей социальное значение, является сдерживание роста потребительских цен и стабилизация розничных цен, прежде всего, на продукты питания.

Сектор общественного питания также относится к числу динамично развивающихся направлений. Открываются новые объекты общественного питания, предприниматели осуществляют реконструкцию, техническое переоснащение, внедрение

Руководители предприятий общественного питания осуществляют реконструкцию, техническое переоснащение, модернизацию, с целью переоборудования их в более современные форматы, пользующиеся популярностью у населения.

 

Таблица 5.2.9.2. -Оборот общественного питания (млрд. рублей, 2011 г)

Оборот общественного питания (млрд. рублей) 9,4
в % к предыдущему году 101,0

 

На период 2012-2014 год прогнозируется рост оборота общественного питания на 6,1%, и открытие около 100 новых объектов.

Перспективное развитие сектора общественно питания связано с ростом розничной торговли, открытием торговых комплексов, распространением сетевых компаний, увеличением спроса на услуги общественного питания, ростом туристического потока.

Сектор услуг является важным элементом потребительского рынка, развитие которого в том числе поднимает уровень качества жизни населения за счет роста качества и разнообразия предлагаемых на рынке услуг.

 

Таблица 5.2.9.3. -Объем платных услуг населению (млн. рублей, 2011 г)

Услуги, млрд. рублей 39,7
в % к предыдущему году 102,3

 

В структуре платных услуг основную долю составляют коммунальные (43,4%), жилищные (14,1%), транспортные (9,7%), бытовые услуги (7,6%), услуги системы и услуги связи (6,0%).

Стратегическая цель развития направления:

Создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение их качества и безопасности, улучшение условий для дальнейшего развития конкуренции на потребительском рынке Ленинградской области.

Основные задачи и стратегические направления:

1. Развитие сектора розничной торговли.

1.1. Увеличение объемов и расширение сети объектов розничной торговли, обеспечение сельских территорий.

1.2. Рост обеспеченности современными торговыми площадями, укрепление материально-технической базы предприятий

1.3. Развитие и капитализация розничных предприятий малого и среднего бизнеса за счет привлечения государственных и негосударственных финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсов, ведение торгового реестра.

2. Развитие сферы общественного питания.

2.1. Расширение инфраструктуры и спектра услуг

2.2. Модернизация предприятия

3. Сфера платных услуг:

3.1. Повышение территориальной и ценовой доступности услуг

3.2. Внедрение нового вида услуг

3.3. Поддержка сельских территорий, открытие центров бытового обслуживания.

4. Сдерживание цен на основные продовольственные товары.

5. Повышение квалификации персонала.

Мероприятия:

Мероприятия по направлению «Развитие потребительского рынка» будут реализовываться в рамках целевых программ:

1. Долгосрочная целевая программа «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы».

2. Ведомственная целевая программа «Развитие торговой деятельности на территории Ленинградской области на 2012 – 2014 годы» утверждена приказом Комитета от 28 октября 2011 года № 26.

Обеспеченность жильем и жилищное строительство

Одним из приоритетов государственной политики в Ленинградской области является формирование условий, позволяющих повысить доступность жилья для всех категорий граждан. Доступность жилья является индикатором, который учитывает поведение населения на рынке жилья, его ожидания, степень доверия к государственным и коммерческим институтам.

2010 год – 25,9 кв. м; 2011 год – 26,37 кв. м; 2012 год – 27,03 кв. м; 2013 год – 27,71 кв. м). Также в подразделе приводятся данные по вводу жилых домов за период 2011-2013 годы, но есть данные и за 2014 год.

Результаты реализации жилищной политики Ленинградской области и среднесрочный прогноз характеризуются следующими показателями (см. таблицу 5.2.10.1):

 

Таблица 5.2.10.1- Показатели реализации жилищной политики Ленинградской области

Наименование показателя Единица измерения 2009 отчет 2010 отчет 2011 прогноз 2012 прогноз 2013 прогноз
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя кв.м. 25,3 25,9 26,37 27,03 27,71
Количество жилых помещений (квартир) в расчете на 1 тыс. человек населения единиц
Соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв.м. и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек лет 5,9 4,3 3,9 3,4
Отношение средней цены 1 кв. метра общей площади на первичном рынке жилья к среднедушевым доходам населения единиц 0,35 0,26 0,23 0,21 0,19
Отношение средней цены 1 кв. метра общей площади на вторичном рынке жилья к среднедушевым доходам населения единиц 0,3 0,26 0,23 0,21 0,19
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя введенная в действие за год кв.м 0,63 0,61 0,66 0,7 0,79
Количество жилых помещений (квартир) в расчете на 1 тыс. человек населения, введенных в действие за год единиц 7,4 7,1 7,6 8,9
Общая площадь жилых помещений, строительство которых предусмотрено в соответствии с выданными разрешениями на строительство, в среднем на 1 жителя кв.м 1,1 1,25 1,26 1,28 1,3
Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчете на душу населения кв.м 3,3 5,6 1,8 2,5

Значения показателей за 2010 год практически соответствуют плановым значениям. Положительная динамика показателей была обеспечена реализацией на территории Ленинградской области:

- федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в части обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

- долгосрочной целевой программы «О поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области на 2009-2012 годы»;

- долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи на 2009-2011 годы»;

- адресной инвестиционной программы за счет средств областного бюджета, в части строительства жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве и приобретении жилья на вторичном рынке для работников бюджетной сферы;

- региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в период с 2008 по 2011 год»;

- закона Ленинградской области от 14 октября 2008 года № 105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области».

В результате проводимой работы сохраняется положительная динамика результативности приоритетного национального проекта по основным целевым показателям.

По итогам реализации национального жилищного проекта в Ленинградской области в период 2006-2010 гг.:

- введено 4,498 млн. кв. м жилья, в т.ч. 1,043 млн. кв.м. в 2010 году;

- улучшены жилищные условия 1672 молодым семьям, в т.ч. 252 семьям в 2010 году;

- улучшены жилищные условия 1182 семьям, относящимся к категориям, установленным областным и федеральным законодательством, в т.ч. 529 семьям в 2010 году;

- выдано ипотечных жилищных кредитов/займов на улучшение жилищных условий жителям Ленинградской области на сумму 15,53 млрд. рублей, в т.ч. 3,639 млрд. рублей в 2010 году.

В 2011-2013 годах планируется продолжение реализации федеральных и долгосрочных целевых программ, а также соглашений между Правительством Ленинградской области и администрациями муниципальных образований по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»;

Будет продолжена реализация Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-фз «О содействии развитию жилищного строительства» и областного закона от 14 октября 2008 года № 105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области».

В результате реализации данных мероприятий в период 2011-2013 годов запланировано построить не менее 3400 тыс. кв. м жилья.

В связи с активизацией работы муниципальных образований Ленинградской области по выявлению объектов незавершенного строительства данный показатель за отчетный 2010 год по сравнению с 2009 годом увеличился в 1,5 раза.

По состоянию на 01.01.2011 год на территории Ленинградской области числится 55 объектов с объемом незавершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств консолидированного бюджета на общую сумму 751 089 тыс. руб.

С учетом работы комиссии по сокращению объектов незавершенного строительства на территории Ленинградской области установлен показатель объемов незавершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств консолидированного бюджета в 2013 году в размере 547 543 тыс. руб. (ежегодное снижение в плановом периоде на 10%).

Реализация приоритетных проектов и программ жилищного строительства существенно сдерживается рядом проблем, в том числе и системного характера.

К их числу относятся:

1. Низкая платежеспособность населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Рост объемов строительства жилья за счет средств населения в настоящее время сдерживается из-за высокой стоимости строительства и невысоких доходов большей части населения.

2. Низкая доступность долгосрочных ипотечных кредитов для населения Ленинградской области.

3. Низкий уровень обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных под жилищное строительство. Учитывая, что объемы возводимого жилья в Ленинградской области в соответствии с планами социально-экономического развития районов должны быть существенно увеличены, завершается период, так называемой, точечной застройки с использованием уже существующих коммунальных сетей и возникает задача формирования муниципального рынка земельных участков под жилищное строительство, обеспеченных инженерной инфраструктурой.

4. Низкий уровень обеспечения кадастровыми планами земельных участков, предполагаемых под жилищное строительство.

5. Низкая привлекательность проектов для потенциальных инвесторов, в том числе организаций коммунального комплекса Ленинградской области, ввиду значительной стоимости и длительных сроков окупаемости.

6.Низкие темпы разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования в муниципальных образованиях.

7.Наличие административных барьеров при получении исходно-разрешительной документации на строительство, заключения государственной экспертизы на проектную документацию, технических условий на подключение объектов к инженерным коммуникациям и разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию.

В целях комплексного решения проблем жилищно-строительной отрасли в Ленинградской области необходим программно-целевой подход, предполагающий долгосрочные механизмы решения вопросов, систему взаимосвязанных мероприятий.

Необходимость использования программно-целевого метода обусловлена тем, что проблемы реализации жилищной политики требуют значительных бюджетных расходов и связаны с необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы и формирования условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве.

Базовыми системными целевыми программами реализации государственной жилищной политики в Ленинградской области являются приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Обеспечение основного показателя реализации приоритетного национального проекта - ввод жилья в объеме не менее одного кв. метра в год на одного жителя Ленинградской области.

В рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Ленинградской области реализуются мероприятия, направленные на создание рынка доступного и комфортного жилья, формирование механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка, обеспечение доступа на жилищный рынок различных групп населения.

Кроме выполнения государственных обязательств перед льготными категориями граждан ведется работа по развитию ипотечного кредитования. В области действует ОАО "Ленинградское областное жилищное агентство ипотечного кредитования".

Уделяется значительное внимание обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, и молодежи. Область инвестирует собственные средства в возведение жилых домов для работников бюджетной сферы.

За счет средств федерального и областного бюджетов продолжается реализация федеральных и региональных целевых жилищных программ, а также мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В перспективе предполагается расширить объемы индивидуального жилищного строительства (жилых домов с правом регистрации в них[10], далее – «коттедж») и деревянного домостроения среднего уровня с привлечением личных сбережений населения; поддерживать и стимулировать молодежь к улучшению своих жилищных условий; решить проблему ветхого и аварийного жилья; осуществлять своевременную поддержку развития территорий под строительство и обеспечение участков коммунальной инфраструктурой; увеличить использование типовых проектов, позволяющих сократить сроки согласований и снизить стоимость проектирования и строительства.

На перспективу до 2025 года определены объемы строительства жилья, структура жилья по видам конструктивных типов зданий и по муниципальным районам Ленинградской области.

Имеется шесть домостроительных комбинатов - основных предприятий жилищного домостроения. Предприятиями Ленинградской области производятся все основные виды строительных материалов, необходимых для строительства любых объектов, зданий и сооружений. Производственная база в долгосрочной перспективе будет модернизироваться и расширяться, наращивая мощности как действующих сегодня предприятий, так и новых производств.

Основной задачей на перспективу является уменьшение стоимости жилья - обеспечение его доступности при одновременном повышении качества и комфорта; совершенствование процедуры согласования строительства, снижения затрат, в том числе временных.

В целях повышения эффективности реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы Постановлением Правительства Ленинградской области от 7 июля 2011 г. N 205 утверждена региональная программа "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ленинградской области в 2011 - 2015 годах".

Целью Программы является обеспечение населения Ленинградской области доступным и комфортным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования предложения на рынке жилья. Программа рассчитана на два этапа: первый этап 2011 - 2012 годы; второй этап 2013 - 2015 годы.

Финансирование программы будет осуществляться из федерального, областного и местных бюджетов, а также за счет средств Фонда ЖКХ и ОАО «АИЖК»[11]

План мероприятий региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ленинградской области в 2011 - 2015 годах".

Мероприятия Программы направлены на:

· завершение разработки документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области;

· снижение административных барьеров в строительстве;

· обеспечение жилищного строительства на земельных участках федеральной, областной и муниципальной собственности;

· стимулирование малоэтажного жилищного строительства;

· развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов;

· поддержку реализации проектов комплексного освоения и развития территорий в целях строительства жилья экономического класса;

· переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2011 - 2015 годах с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства;

· развитие системы ипотечного жилищного кредитования населения на территории Ленинградской области; мероприятия по созданию муниципального жилищного фонда в муниципальных образованиях Ленинградской области;

· изучение и создание рынка арендного жилья на территории Ленинградской области;

· развитие новых форм жилищного кредитования;

· оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан, установленных законодательством, в том числе с учетом необходимости развития первичного рынка жилья;

· проведение кадровой политики в строительном комплексе Ленинградской области;

· защиту прав участников долевого строительства в Ленинградской области.

По результатам реализации Программы в 2015 году планируется достичь следующих показателей:

Годовой объем ввода жилья:

1650,0 тыс. кв. м общей площади жилья, 18286 жилых единиц, в том числе:

- малоэтажного жилья - 1105,64 тыс. кв. м общей площади, 9214 жилых единиц;

- многоэтажного жилья - 544,36 тыс. кв. м общей площади жилья, 9073 жилых единиц.

Доля ввода малоэтажного жилья - 67 % от общего объема ввода.

Доля ввода жилья экономического класса – 60% от общего объема ввода, 990 тыс. кв. м общей площади жилья.

Доля аварийного жилья в жилищном фонде - 0,3% от общей площади жилищного фонда и 0,3 процента от числа квартир в многоквартирном жилом фонде.

Уровень обеспеченности населения жильем - 31,0 кв. м на одного человека, 550 жилых единиц на 1000 человек населения.

Коэффициент доступности жилья для населения - 4 года.

Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств – 30%.

Сумма выданных ипотечных кредитов - 11827,5 млн. руб.

Количество выданных ипотечных кредитов - 7553 шт.

Общая площадь земельных участков под жилищное строительство - 554,5 га.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.011 с.)