Цели и задачи развития системы социальной защиты населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи развития системы социальной защиты населения



Стратегическая цель:

Достижение уровня социальной поддержки населения, обеспечивающего достойное качество жизни социально уязвимым группам населения, обеспечение доступности социального обслуживания требуемого качества для всех жителей Ленинградской области.

Основные задачи и стратегические направления развития отрасли:

Развитие механизмов социальной поддержки населения, направленных на снижение бедности.

- развитие системы предоставления пособий семьям, в связи с рождением, усыновлением и воспитанием детей;

- реализация мер по привлечению средств из внебюджетных источников для расширения спектра услуг оказываемых детям из малообеспеченных семей;

- содействие организации групп взаимопомощи для семей группы риска;

- разработка программ по комплексной поддержке одиноко проживающих пожилых граждан в рамках межведомственного взаимодействия.

Устойчивое инновационное развитие региональной системы социального обслуживания, обеспечивающей доступность социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся.

- внедрение стационарозамещающих технологий

- интенсификация труда работников социальных служб;

- расширение объемов и видов социальных услуг;

- развитие деятельности по обеспечению защищенной старости;

- развитие новых реабилитационных услуг для всех категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи;

- повышение доступности социальных услуг для граждан, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Развитие свободного и конкурентного регионального рынка социальных услуг. Привлечение негосударственных организаций на конкурсной основе к выполнению регионального заказа на оказание социальных услуг населению.

- организация методической поддержки благотворительных организаций и иных организаций, оказывающих социальные услуги населению;

- внедрение механизма обмена опытом государственных и муниципальных учреждений социальной защиты населения и негосударственных организаций;

- разработка и внедрение системы консультационного сопровождения организаций, заинтересованных в предоставлении социальных услуг населению в рамках государственного заказа.

Повышение уровня социальной интеграции инвалидов. Создание безбарьерной среды для жизнедеятельности инвалидов.

- повышение доступности информации для маломобильных групп населения;

- повышение доступности рабочего места для трудоустройства инвалидов;

- повышение транспортной доступности ключевых объектов социальной инфраструктуры для инвалидов;

- повышение разнообразия социальных услуг, оказываемых на дому;

- разработка и внедрение программ социальной включенности детей с ограниченными возможностями.


Физическая культура и спорт

В 2011 г. численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 307876 человек, (17,93% от общей численности населения Ленинградской области).

В разрезе муниципальных образований следует констатировать преобладание тенденции к увеличению доли занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населения. В то же время, из-за различий в динамике показателя необходимо рассматривать муниципальные районы по группам, образованным в соответствии с характером изменений (Рисунок 5.2.5.1). К первой группе, демонстрирующей устойчивое увеличение доли численности населения занимающегося физической культурой и спортом в общей численности населения за период 2008-2011 гг. относятся Бокситогорский, Волосовский, Волховский, Выборгский, Киришский, Лодейнопольский, Приозерский, Тихвинский муниципальные районы и Сосновоборский городской округ. Тенденция к снижению значений по данному показателю характерна для Гатчинского, Подпорожского муниципальных районов. Неустойчивая динамика отмечена во Всеволожском, Кингисеппском, Кировском, Ломоносовском, Лужском, Сланцевском и Тосненском муниципальных районах.

Рисунок. 5.2.5.1. Доля численности населения занимающегося физической культурой и спортом в общей численности населения в муниципальных образованиях Ленинградской области, %

По состоянию на конец 2011 года обеспеченность населения Ленинградской области объектами физической культуры и спорта составила 16,8 процента, в том числе спортивными площадками - 13,8 процента, плавательными бассейнами - 5,1 процента, спортивными залами - 42,87 процента.

Количество спортивных сооружений ежегодно увеличивается: в 2008 г. данный показатель составлял 2013 ед, а в 2011 г. - 2102 ед. Увеличение количества спортивных сооружений происходит за счет всех основных видов сооружений, что проиллюстрировано на Рисунке 5.2.5.2.

Рисунок 5.2.5.2. Количество спортивных сооружений в Ленинградской области по основным видам, ед.

За исключением Тихвинского муниципального района, в котором в 2011 г. отмечено сокращение количества спортивных сооружений, во всех муниципальных образованиях наблюдается их увеличение или отсутствие динамики.

Рисунок 5.2.5.3. Количество спортивных сооружений в муниципальных образованиях Ленинградской области, ед.

 

Численность специалистов по физической культуре и спорту в Ленинградской области увеличивается, однако динамика неравномерна: 2942 чел. в 2008 г., 3153 чел. в 2009 г., 2986 чел. в 2010 г., 3169 чел. в 2011 г., что соответствует неоднородному характеру динамики показателей на уровне муниципальных образований (Рис. 5.2.5.4). В то же время обеспеченность населения специалистами по физической культуре и спорту в 2010 г. составляла 18,4 чел. на 10 тыс. жителей Ленинградской области, что ниже нормативного значения – 26 специалистов на 10 тыс. жителей.

Рисунок 5.2.5.4. Численность специалистов по физической культуре и спорту в муниципальных образованиях Ленинградской области, чел.

В период 2008-2011 г. наблюдается увеличение численности детей и подростков, занимающихся в ДЮСШ Ленинградской области, что, в частности, связано с улучшением демографической ситуации и повышением уровня рождаемости. Однако динамика укомплектованности тренерско-преподавательским составом указывает на проблему дефицита кадрового обеспечения, что обуславливает ежегодное снижение обеспеченности специалистами школ соответствующего профиля (Таблица 5.2.5.1).

Таблица 5.2.5.1. Основные показатели развития детско-юношеского спорта

         
Численность занимающихся в ДЮСШ, чел.        
Укомплектованность тренерско-преподавательским составом, чел. в ДЮСШ        
Обеспеченность тренерско-преподавательскими кадрами занимающихся в ДЮСШ, чел. на 1000 учащихся 27,1 28,3 27,2 27,0

 

Положительной тенденцией по направлению адаптивной физической культуры является увеличение численности инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, чему способствует увеличение количества спортивных объектов, приспособленных для занятий инвалидов. Однако, рассматривая данный показатель в относительном выражении (в процентах от общей численности инвалидов), степень вовлеченности инвалидов в занятия физической культурой и спортом остается недостаточной (Таблица 5.2.5.2).

Таблица 5.2.5.2. Основные показатели развития адаптивной физической культуры

Численность инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, чел.        
Количество спортивных объектов, приспособленных для занятий инвалидов, ед. - -    

 

В контексте развития спорта высших достижений, также следует отметить положительную динамику: увеличивается количество занимающихся в спортивных секциях (177057 чел. в 2008 г. и 196886 чел. в 2011 г.), количество членов сборных команд возросло до 35 чел. в 2011 г. (30 – в 2008 г.). Количество штатных специалистов по подготовке членов сборных команд Ленинградской области в ГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд Ленинградской области» и ГБУ ЛО «Центр Олимпийской подготовки по зимним видам спорта» увеличилось с 10 чел. в 2008 г. до 25 чел. в 2011 г.

Основные проблемы развития сферы физической культуры и спорта:

- Недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой, особенно инвалидов и женщин;

- Несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в регионе, а также их моральный и физический износ;

- Нехватка профессиональных тренерских кадров;

- Низкий уровень пропаганды занятий физической культурой и спортом как основной составляющей здорового образа жизни;

- Низкая доступность объектов физической культуры и спорта, оснащенных современным оборудованием и инвентарем для жителей сельской местности;

- Не созданы условия для развития семейных видов спорта.

Угрозы развития сферы физической культуры и спорта:

- Снижение доли населения, вовлеченного в занятия физической культурой и спортом вследствие устаревания материально-технической базы отрасли и нарастанием дефицита кадров;

- Возникновение диспропорций в обеспеченности объектами физической культуры в муниципальных образованиях.

Цели и задачи развития сферы физической культуры и спорта.

Стратегическая цель: Создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры с повышением конкурентоспособности спорта Ленинградской области.

Основные задачи и стратегические направления:

Задача 1. Содействие условий для увеличения вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом и повышение доступности спортивных объектов для различных категорий населения

- Повышение интереса и создание условий для вовлечения населения, особенно детей и подростков, в систематические занятия физической культурой и спортом;

- Обеспечение содействия развитию массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения по месту жительства;

- Развитие детско-юношеского спорта и подготовка спортивного резерва сборных команд Ленинградской области;

- Обеспечение содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов;

- Улучшение информационного, научно-методического обеспечения вопросов развития физической культуры и спорта.

 

Задача 2. Совершенствование ресурсного обеспечения развития сферы физической культуры и спорта

- Развитие спортивной базы образовательных учреждений Ленинградской области;

- Развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом и физической культурой по месту жительства;

- Развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва;

- Создание региональных спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки;

- Модернизация системы подготовки спортивного резерва, научно-педагогических кадров в сфере спорта высших достижений, формирование системы непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;

- Формирование механизмов обеспечения социальных гарантий выдающимся спортсменам Ленинградской области;

- Развитие материально-технической базы муниципальных детско-юношеских спортивных школ.


Молодежная политика

В настоящее время в Ленинградской области проживает 420 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет (24,5 % от численности населения Ленинградской области), в том числе в сельской местности – 162 тыс. молодых людей (38,5% от общей численности молодежи Ленинградской области в возрасте от 14 до 30 лет). Такая значительная группа населения, которая в ближайшие десятилетия будет определять жизнь региона, не может оставаться без внимания Правительства Ленинградской области. Основные направления молодежной политики Ленинградской области реализуются в соответствии с нормативно-правовой базой, регулирующей сферу молодежной политики Ленинградской области.

Нормативно-правовую базу, регулирующую сферу молодежной политики Ленинградской области составляет областной закон от 13 декабря 2011 года №105-ОЗ «О государственной молодежной политике в Ленинградской области».

Реализация молодежной политики в Ленинградской области основывается на программно целевом подходе. В рамках данного подхода и для достижения целей по основным направлениям молодежной политики на территории области были реализованы целевые программы «Демографическое развитие Ленинградской области на 2010-2011 годы», «Жилье для молодежи» на 2002-2011 годы». В настоящий момент продолжается реализация программ «Дети Ленинградской области 2011-2013 годы», «Социальное развитие села на 2009-2012 гг.» и ряда других межведомственных программ, затрагивающих проблемы молодежи. Одной из важнейших межведомственных программ является долгосрочная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ленинградской области на 2012-2015 годы», т.к. проблема злоупотребления наркотиками среди молодежи стоит достаточно остро. Данная программа реализуется силами следующих областных комитетов: комитет правопорядка и безопасности; комитет по молодежной политике; комитет по печати и связям с общественностью; комитет общего и профессионального образования; комитет по физической культуре, спорту и туризму; комитет по культуре; комитет по здравоохранению.

Правительством Ленинградской области в продолжение проведенной программно-целевой работы 19 марта 2012 года Постановлением № 76 утверждена новая долгосрочная целевая программа «Молодежь Ленинградской области» на 2012-2014 годы».

Долгосрочными целевыми программами определены основные направления в работе с молодежью, к которым относятся:

  • Гражданско-патриотическое воспитание молодежи;
  • Формирование толерантного сознания молодежи;
  • Реализация творческого потенциала молодежи. Организация и проведение культурно-массовых и молодежных мероприятий;
  • Поддержка деятельности общественных объединений, реализующих молодежную политику. Развитие добровольческого движения;
  • Работа со студенческой, профессионально обучающейся и трудящейся молодежью, содействие трудовой адаптации и занятости молодежи;
  • Развитие информационного, научно-методического, нормативно-правового и кадрового обеспечения молодежной политики;
  • Поддержка молодых семей;
  • Профилактика асоциального поведения молодежи.

Важным направлением молодежной политики Ленинградской области является патриотическое и военно-патриотической воспитание молодых людей. В Ленинградской области действуют 78 различных организаций патриотической направленности (клубы, центры, общественные организации, военно-спортивные клубы).Активно работают 74 поисковых отряда в местах боев Великой Отечественной Войны.

Одним из приоритетных направлений является профилактика асоциального поведения в молодежной среде. Ведется работа по вовлечению в социум «трудных» подростков и молодых людей из неблагополучных семей. Основой для осуществления профилактики асоциального поведения является содействие временной трудовой занятости молодежи и получение первого рабочего места. Данная работа проводится в рамках реализации проекта «Губернаторский молодежный трудовой отряд». Реализация проекта предусматривает не только непосредственное вовлечение молодежи в трудовую деятельность, но и развитие творческих и спортивных талантов молодежи. В 2011 году данный проект реализовывался на территории всех муниципальных районов и Сосновоборского городского округа Ленинградской области, в ряде районов работало по несколько молодежных бригад. Общая численность молодых людей, принимающих участие в проекте, составляет около 1000 человек.

Актуальной остается задача организации сезонных временных работ для подростков и молодых людей. Привлекаясь к выполнению общественно значимых функций, молодежь не только получает возможность заработка, - происходит важный процесс воспитания и социализации молодого поколения, представляющий собой действенные профилактические меры против наркомании, подросткового алкоголизма и ранних преступлений. Временное трудоустройство особенно актуально для детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. Решению задач временного трудоустройства способствовало активное взаимодействие с работодателями и совершенствование технологии работы с несовершеннолетними гражданами. Это направление деятельности является наиболее актуальным для районов области с депрессивной экономикой, где молодежь в отсутствие гарантированного уровня социального обеспечения несет значительные риски люмпенизации.

Другим важным направлением молодежной политики является организация досуга и отдыха молодежи, где важную роль играет формирование сети государственных и муниципальных учреждений, ориентированных на молодых людей. Среди таких учреждений:

· дома молодежи,

· многофункциональные молодежные центры,

· подростковые молодежные клубы различной направленности, расположенные в шаговой доступности.

Комитетом по молодежной политике Ленинградской области, совместно с комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области разработаны и утверждены Региональные нормативы градостроительного проектирования, в т.ч. объектов молодежной политики. Данные нормативы утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 22.03.2012 № 83 «Об утверждении Региональных нормативов градостроительного проектирования Ленинградской области.

Вопросы обеспечения молодежи региональными (государственными) и муниципальными учреждениями по месту жительства в соответствии с нормативами учитываются при разработке схем территориального планирования и генеральных планов населенных пунктов. Это позволяет обеспечить более эффективную организацию досуга молодежи, расширить доступ к получению профессиональных навыков и повысить уровень социализации и самореализации молодых людей.

Для эффективной межведомственной координации создан Совет по реализации молодежной политики в Ленинградской области. Основная задача - оптимизация деятельности учреждений культуры, образования и спорта Ленинградской области в интересах молодежи Ленинградской области.

В Ленинградской области работают более двухсот молодежных и детских общественных объединений, в активе которых более 14600 участников, а получателями услуг этих объединений стали более 30 000 молодых граждан. Мероприятиями регионального и муниципального уровня охвачено более 110 200 молодых людей – 26,2 % от числа молодежи Ленинградской области. В сфере молодежной политики реализуется 14 долгосрочных проектов и ежегодно проводится более 90 мероприятий регионального уровня. В различных формах самоорганизации участвуют 25 тыс. человек, что составляет 6% от общего числа молодежи.

Особую роль играют молодежные советы, которые курируют руководители органов местного самоуправления. Молодежные советы являются самой широкой общественно-государственной формой организации и объединения молодежи помогают эффективно решать вопросы реализации молодежной политики на муниципальном уровне и являются связующим звеном между молодежью и органами местного самоуправления по привлечению широких масс молодежи к решению серьезных социально - экономических задач развития своей территории.

Ведется активная работа по привлечению молодежи к участию в жизни муниципальных образований. Это одно из наиболее эффективных направлений молодежной политики, позволяющее не только успешно социализировать молодежь и содействовать ее закреплению на местах при поддержке органов местного самоуправления, но и создать механизм «молодежь для молодежи», когда инициатива исходит от самих молодых людей, формируя систему взаимопомощи внутри молодежной среды и молодежной субкультуры.

В настоящее время Молодежные советы созданы во всех районах и городском округе Ленинградской области и в 103 сельских и городских поселениях.

Для координации деятельности государственных и муниципальных органов по делам молодежи, в целях совершенствования нормативно правовой базы отрасли комитетом по молодежной политике Ленинградской области разработаны «Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью».

Учитывая то, что муниципальная молодежная политика во многом носит общественно-государственный характер, в регионе не только осуществляется поддержка программ и проектов молодежных и детских общественных объединений, но и продолжается процесс формирования системы молодежных консультационно-совещательных органов. Развитие системы молодежно-консультативных органов позволяет развивать личностные, лидерские и командные качества молодежи – как потенциал кадрового резерва области.

Решением проблем молодежи на региональном уровне занимаются Молодежный совет при Губернаторе Ленинградской области, Молодежный парламент Ленинградской области, Совет молодых ученых и специалистов Ленинградской области, молодежное правительство Ленинградской области, Общественный молодежный совет при Избирательной комиссии. Отраслевым органом исполнительной власти, координирующим работу с молодежью в регионе является Комитет по молодежной политике Ленинградской области.

Проведение эффективной молодежной политики в Ленинградской области, в первую очередь, направлено на создание условий для самореализации и повышение качества потенциала молодежи.

Однако, существует ряд проблем системного характера, решение которых в значительной степени будет способствовать эффективной социализации и развитию потенциала молодежи.

Так высокая доля молодежи отмечается в районах области непосредственно прилегающих к Санкт-Петербургу (как экономическому и образовательному центру) и значительно ниже число молодых людей в удаленных от крупных городов районах области. Это в целом обусловлено тенденциями внутренней миграции в регионе и незавершенностью процессов по выравниванию уровня жизни между районами области.

С целью определения механизмов и технологий включения молодежи в решение вопросов комплексного развития сельских территорий определена система мероприятий, направленных на популяризацию жизни в сельской местности и повышение информированности о мерах по поддержке сельской молодежи. Ежегодно в рамках этой работы состоялся I Слет сельской молодежи Ленинградской области.

Актуальной остается проблема профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи, обусловленная как несоответствием системы начального, среднего и высшего профессионального образования перспективным требованиям региональной структуры рынка труда, так и отсутствием жилья для молодежи в местах приложения труда. Так число безработных среди молодых людей в Ленинградской области (возраст 20-29 лет) составила на 2010 год 33,7%[9], превышая в 1,5-1,8 раза уровень безработицы среди других возрастных групп экономически активного населения.

Неблагоприятные перспективы профессионального становления, получения жилья и в целом самореализации молодежи приводят к негативным социальным последствиям:

– ухудшению состояние здоровья, физической дееспособности и репродуктивной функции молодого поколения;

– снижению образовательного уровня и деградации структуры занятости (с 1995 г. количество учащихся на рабочие профессии в учреждениях начального профессионального образования сократилось в 3,32 раза при текущей острой нехватке рабочих кадров для реализуемых промышленных инвестиционных проектов на территории области);

– росту криминализации молодежной среды;

– деформации нравственных ценностей и трудовой мотивации.

Перечисленные проблемы в качестве главной цели государственной молодежной политики Ленинградской области выдвигают создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, повышение качества потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.

Достижение поставленной цели предполагается за счет решения следующих задач:

– вовлечение молодежи в социальную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой, социальной и предпринимательской активности молодежи.

– формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи, для инновационного развития России.

– гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию здоровых правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

– обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации,

- выравнивание доступности социальных благ для молодежи во всех районах области.

Решение поставленных задач требует обеспечения комплексного подхода и межведомственного взаимодействия, осуществляемого в рамках реализации настоящей Программы, аккумулирующей соответствующие мероприятия текущих и планируемых к реализации долгосрочных целевых программ и проектов, реализуемых комитетами Правительства Ленинградской области в 2012-2016 годах.

Результатом реализации Программы станет создание необходимых институциональных условий и ресурсных возможностей для эффективной социализации и самореализации молодежи, роста интеллектуального, творческого и социального потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития региона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.041 с.)