Особенности пространственной организации территории Ленинградской области



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности пространственной организации территории Ленинградской области



Ленинградская область располагает большими запасами земель различного назначения. Вместе с тем следует отметить, что далеко не все эти земли привлекательны или вообще пригодны для промышленного использования, соответствующим целям Программы социально-экономического развития области.

Наиболее привлекательными для размещения производственных мощностей являются земли, на которых инженерная подготовка территории уже осуществлена или ее осуществление не требует больших затрат, а также решены вопросы с назначением земель и правами собственности на них. Перечисленные два фактора являются решающими для инвесторов при выборе места в рамках региона, планируемого для вложений средств, что обусловлено спецификой создания новых производств по принципу «гринфилд». По экспертным данным такой способ создания новых промышленных мощностей на территории РФ реализуется в 67% случаев, остальные приходятся на модернизацию и реконструкцию мощностей по принципу «браунфилд».[113]

Важным условием для размещения нового производства является также наличие в пределах транспортной доступности достаточного количества трудовых ресурсов нужной квалификации и жилищно-коммунального комплекса, в котором могут разместиться привлекаемые для работы специалисты. Обязательной, особенно для материалоемких производств, является обеспеченность необходимыми транспортными коммуникациями, а для производств, связанных с экспортно-импортными операциями, еще и относительная близость их расположения к таможням, пограничным переходам, морским портам и железнодорожным станциям.

Для размещения предприятий в рамках индустриальных парков также должны учитываться действующие санитарные нормы, определяющие размеры зон, отделяющих вредные и опасные производства (нефтехимические, транспортные и др.) от предприятий, производящих продукцию пищевого и бытового назначения.

Предприятия пищевой промышленности, производящие скоропортящуюся продукцию, особенно тяготеют к крупным населенным пунктам, обеспечивающим ее сбыт. Таким образом, существенным фактором, сдерживающим размещение промышленных предприятий, является ограниченность пригодных и удобных для размещения территориальных ресурсов области.

Основными задачами Правительства Ленинградской области в сфере территориального развития за прошедшие годы являлись:

· Подготовка и утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования.

· Подготовка документов территориального планирования Ленинградской области для утверждения Правительством Ленинградской области, совместная подготовка документов территориального планирования, организация согласования проектов документов территориального планирования Российской Федерации, проектов документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области. Обеспечение подготовки документов по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В 2008 году начата разработка схемы территориального планирования Ленинградской области. В 2011 году была утверждена значительная часть схем территориального планирования муниципальных районов области.

16 ноября 2011 года профильная постоянная комиссия по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Законодательного собрания Ленинградской области рассмотрела во втором чтении закон «О регулировании градостроительной деятельности в Ленинградской области в части вопросов территориального планирования». Данный законопроект регулирует вопросы территориального планирования Ленинградской области и определяет:

· объекты регионального и местного значения, которые должны быть отображены в схеме территориального планирования области, муниципального района, генеральных планах городских, сельских поселений и городского округа;

· состав и порядок подготовки проекта схемы территориального планирования области и документов территориального планирования муниципальных образований;

· порядок проведения публичных слушаний по проектам планов.

Стратегическими целями территориального развития Ленинградской области в долгосрочной перспективе являются:

1) Сбалансированное и разностороннее пространственное развитие производственного комплекса и социальной инфраструктуры при размещении новых и развитии существующих объектов.

2) Предотвращение образования и реновация монопрофильных поселений.

3) Обеспечение безопасности и благоприятных условий при проведении градостроительной деятельности.

4) Ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В течение 2012 года планируется утверждение всех схем территориального планирования муниципальных районов области.

Для достижения указанных целей государственная политика по территориальному развитию Ленинградской области в качестве основных приоритетов выделяет формирование и развитие на территории области зон опережающего роста (производственно-промышленные кластеры, особые экономические зоны и т.д.).

Основой для формирования зон опережающего развития являются территории, имеющие наилучшие условия развития и относящихся к так называемым «полюсам роста». Такой зоной опережающего развития являются муниципальные образования Ленинградской области (Гатчина, Сосновый бор).

В данной зоне опережающего развития уже началось формирование следующих кластеров:

· ядерных технологий (замыкание топливного цикла);

· энергоэффективных технологий (сверхпроводники);

· медицинских технологий (радиология);

· автомобильный кластер (развитие автомобильных заводов полного цикла и производств автокомпонентов в Ленинградской области).

Деятельность Правительства Ленинградской области направлена также на формирование новых зон развития в Волосовском, Лужском и других районах в целях их многополюсного развития и выравнивания уровня социально-экономического развития. Более подробно вопросы резервирования земель и формирования адресной программы размещения индустриальных парков в Ленинградской области рассмотрены в разделе 5.3.19.

Высокую важность для области имеют реализация проектов комплексного развития территорий. Например, строительство Балтийской трубопроводной системы - 2 по маршруту г. Унеча (Брянская область) - г. Усть-Луга (Ленинградская область) пропускной способностью до 50 млн. тонн нефти в год. Наличие крупного транспортно-логистического узла вблизи производственных объектов позволит эффективно осуществлять перевалку всей номенклатуры произведенной продукции.

Также в области интенсивно формируется промышленно-логистический кластер в г. Усть-Луга. Морской торговый порт Усть-Луга с планируемым грузооборотом 180 млн. тонн и широкой структурой грузооборота войдет в число 20 самых крупных портов мира. Для реализации и развития указанного проекта обеспечивается государственная поддержка:

· в софинансировании создания объектов внешней инженерно-транспортной инфраструктуры;

· планируется предоставление будущим резидентам индустриальной зоны налоговых льгот путем снижения налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации;

· предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым в рамках формирования и развития кластера;

· привлечение необходимых трудовых ресурсов.

Основой для формирования кластера является создание на территории, прилегающей к морскому торговому порту Усть-Луга, индустриальной зоны площадью 3500 га, в которой разместятся современные нефтеперерабатывающий и газо-химический комплексы по переработке этана, а также строительство нового города на 34,5 тыс. жителей для обеспечения населения морского торгового порта Усть-Луга и прилегающей индустриальной зоны доступным и комфортным жильем с развитой социальной инфраструктурой. Сочетание различных производств и уникальное географическое положение глубоководного порта обеспечит высокую социально-экономическую эффективность индустриальной зоны. Реализация данного проекта позволит увеличить налоговые поступления в бюджет Ленинградской области на 20 процентов, валовый региональный продукт на 15 процентов, создать более 17000 новых рабочих мест за период 2011 - 2030 годов.

Для снижения различий в уровне социально-экономического развития также планируется формирование зон опережающего роста в депрессивных территориях области.

В среднесрочной перспективе планируется создание на территории Ленинградской области следующих зон опережающего развития по направлениям:

· Машиностроение;

· Нано- и биотехнологии (Гатчина, Северо-Западный наноцентр);

· Научное обеспечение агропромышленного комплекса;

· Лесопромышленность;

· Балтийская кремневая долина;

· Переработка природного газа и производства аммиака, минеральных удобрений, капролактама и продукции из них в г. Приморск;

· Энергомашиностроительный кластер (совместно с Санкт-Петербургом);

· Туристско - рекреационный кластер (экскурсионно-познавательный туризм, водный туризм, сельский туризм, активный туризм и социальный туризм).

В частности, в рамках создания и развития зоны опережающего развития по переработке природного газа и производства аммиака, минеральных удобрений, капролактама и продукции из них в г. Приморск предполагается создание ряда ориентированных на экспорт и основанных на новейших технологиях производств по переработке газа в месте выхода Северного потока с территории России. Формирование данной зоны обеспечит создание в Ленинградской области около 5 тысяч новых рабочих месть.

Важным результатом формирования системы территориального планирования и её нормативно-правовой базы станет:

· формирование предпосылок к полноценному переходу области к полицентрической социально-экономической модели, предполагающей формирование в регионе зон опережающего роста (локальные производственные кластеры, особые формы пространственной организации производства, особые экономические зоны) во всех районах.

· обеспечение устойчивого развития всех территорий области вне зависимости от близости к Санкт-Петербургу,

· вовлечение максимального объема трудоспособного населения[114] в производственные и обеспечивающие процессы создаваемых зон опережающего развития.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.008 с.)