Международные и внешнеэкономические связи Ленинградской области, взаимодействие с субъектами Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные и внешнеэкономические связи Ленинградской области, взаимодействие с субъектами Российской Федерации



Нормативная база, используемая в разработке раздела:

- Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074-р)

- Концепция развития международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей Ленинградской области на период до 2013 года (Постановление от 12 октября 2009 г. № 311).

- Концепция социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года (Областной закон Ленинградской области от 22.09.2011 N 72-оз)

- Сводный перечень целей и задач Правительства Ленинградской
области по социально-экономическому развитию Ленинградской области
на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года (Постановление Правительства Ленинградской области от 19 августа 2010 г. N 219)

Межрегиональное сотрудничество в целях данного документа понимается как совокупность международных и внутрироссийских межрегиональных связей Ленинградской области. Межрегиональное сотрудничество включает в себя гуманитарные контакты, международные связи, сотрудничество с международными организациями, внешнеэкономическую деятельность, поддержку соотечественников и т.д.

Краткий аналитический обзор:

Ленинградская область имеет уникальное геополитическое положение, ее территория располагается на пересечении международных и национальных транспортных коридоров. Имея прямой выход к Балтийскому морю и непосредственную сухопутную границу со странами Европейского Союза – Финляндией и Эстонией, Ленинградская область выступает одним из форпостов взаимодействия Российской Федерации, Европейского Союза и стран Азии, реализуя функции международного транспортно-технологического центра.

Ленинградская область располагается на территории Северо-Западного федерального округа на севере Европейской части России. На северо-западе территория Ленинградской области омывается водами Финского залива, на севере — Ладожского озера, а на северо-востоке — Онежского озера. На севере и северо-востоке территория региона граничит с Финляндией и Республикой Карелия, на юге и юго-западе с Псковской и Новгородской областями, на западе с Эстонией.

Ленинградская область обладает мощным потенциалом развития межрегионального сотрудничества, этому способствуют следующие факторы:

· прямой выход в Балтийское море, существующие портовые комплексы и планируемые к реализации транспортные проекты; область имеет морскую и непосредственную сухопутную государственную границу с Европейским Союзом (ЕС);

· по территории области проходит ряд официально принятых международных транспортных коридоров, в том числе 9-ый интермодальный транспортный коридор (Международный транспортный коридор «Север-Юг»); использование областных транспортных коммуникаций и объектов транспортной инфраструктуры обеспечивает формирование наиболее эффективных экспортно-импортных маршрутов, в том числе для таких стратегически важных товарных направлений как нефть, нефтепродукты, уголь, лес и лесные грузы, металлы, химические грузы и т.п.;

· широкая сеть межрегиональных партнерских связей формирует устойчивую базу для дальнейшего развития гуманитарных контактов и реализации совместных инициатив;

· включение региона в территорию действия международных программ сотрудничества создает дополнительные условия для международной интеграции и использования передового международного опыта в решении задач социально-экономического развития.

В силу геополитического положения межрегиональное сотрудничество создает базу для вовлечения региона в процессы международной интеграции, укрепления добрососедских и кооперационных связей, способствует реализации потенциала развития транспортно-логистического и промышленного комплексов, повышает инвестиционную привлекательность региона и содействует решению социальных задач региона.

Для целей регионального развития межрегиональное сотрудничество выступает механизмом, позволяющим оказывать содействие реализации основных целей и задач социально-экономического развития региона посредством создания условий для реализации потенциала внешнеэкономической деятельности, развития гуманитарных и кооперационных связей, формирования положительного имиджа региона, содействия развитию инновационного, транспортно-логистического, туристского комплексов и т.д.

Среди основных направлений межрегионального сотрудничества следует выделить следующие тематические блоки:

1. Международное сотрудничество:

- двустороннее сотрудничество

- приграничное сотрудничество

- международные программы

2. Сотрудничество на пространстве СНГ

3. Сотрудничество с российскими регионами

4. Внешнеэкономические связи

5. Поддержка соотечественников за рубежом

1. Международное сотрудничество:

Международное сотрудничество Ленинградской области осуществляется в соответствии с утвержденной в 2009 году Правительством Ленинградской области «Концепцией развития международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей Ленинградской области на период до 2013 года» и включает в себя двустороннее сотрудничество и деятельность по международным программам, отдельно выделятся приграничное сотрудничество как актуальное для региона направление.

1.1. Двустороннее сотрудничество:

Ленинградской областью ведется целенаправленная работа по реализации 24 соглашений, подписанных с зарубежными партнерами. Приоритетное направление уделяется развитию торгово-экономических связей с дружественными регионами, усилению взаимодействия предприятий и организаций. Регулярно организуются двусторонние визиты делегаций дружественных регионов, в рамках которых проводятся презентации регионов, бизнес-встречи, семинары, выставочные мероприятия, проведение фестивалей и т.д. Особое внимание уделяется вовлечению молодежи в международную общественную деятельность.

Особо актуально развитие межрегионального сотрудничества в рамках стратегического партнерства России с Европейским союзом. Взаимодействие на европейском направлении базируется на понимании важности усиления взаимовыгодного сотрудничества как в экономической, так и в гуманитарной сферах, осуществления перехода к более глубоким формам взаимных связей, охватывающих не только торговлю товарами, но и трансграничное движение услуг, капитала, граждан, сотрудничество в важнейших отраслях народного хозяйства.

Ставится задача всестороннего участия Ленинградской области в реализации мероприятий федерального и регионального уровней по созданию четырех общих пространств между Российской Федерацией и Европейским союзом: экономического пространства; пространства свободы, безопасности и правосудия; пространства внешней безопасности; пространства исследований и образования, включая культурные аспекты.

Полный перечень двусторонних соглашений фиксируется в реестре соглашений. Функции по подготовке соглашений, организации и координации мероприятий в рамках их реализации осуществляет Комитет по внешнеэкономическим и межрегиональным связям.

1.2. Приграничное сотрудничество:

Одной из отличительных характеристик Ленинградской области является тот факт, что регион имеет границу с двумя странами членами Европейского Союза – Финляндией и Эстонией. Это обуславливает особую роль приграничного сотрудничества в комплексе межрегионального сотрудничества, как одного из основных механизмов формирования и укрепления добрососедских отношений с сопредельными территориями.

Приграничное сотрудничество в Ленинградской области характеризуется устойчивыми прямыми контактами между муниципалитетами. Подавляющее число приграничных муниципалитетов имеют соглашения о сотрудничестве с сопредельными муниципалитетами: Нарва-Ивангород, Иматра-Светогорск, Сланцы – Кохла-Ярве, Выборг – Лаппеенранта, Гатчина – Эспоо, Кингисепп – Йохви и так далее. В рамках приграничного сотрудничества реализуются совместные проекты, осуществляются активные контакты между населением сопредельных территорий, кооперационные связи между предприятиями и организациями, налажено взаимодействие между администрациями по решению общих проблем и планированию совместных действий. Особенностью приграничного сотрудничества в Ленинградской области является практика сотрудничества двойных городов: Нарва (Эстония) - Ивангород, Иматра (Финляндия) – Светогорск.

Приграничное сотрудничество с Эстонией строится на принципах добрососедства и нацелено на снижение барьерной и усиление контактной функции границы. Особое внимание уделяется совместным проектам двойного города Нарва – Ивангород.

Сотрудничество между Ленинградской областью и Финляндией развивается более интенсивно, и имеют устойчивую институциональную основу. Важным инструментом этого сотрудничества является блок сотрудничества сопредельных территорий. Сотрудничество сопредельных территорий является составной частью внешней политики Финляндии, базируется на соглашении 1992 года и на Стратегии сотрудничества с сопредельными территориями, принятой Правительством Финляндии 22 апреля 2004 года. Полномочные представители Ленинградской области участвуют в работе в рамках региональной подгруппы «Ленинградская область – Финляндия». На регулярной основе совместной группой разрабатывается Комплексная программа действий по развитию сотрудничества. Основные приоритетные сферы сотрудничества: экономика, экология, транспорт и логистика, энергетика, социальное развитие, местное самоуправление, образование и культура.

В 2010 году координация вопросов развития приграничного сотрудничества субъектов РФ перешла от Министерства иностранных дел к Министерству регионального развития России, что вызвало пересмотр формата и механизмов приграничного сотрудничества. В настоящее время идут процессы пересмотра Межправительственного соглашения 1992 года между Россией и Финляндией, меняется формат деятельности созданных региональных подгрупп.

Приграничное сотрудничество Ленинградской области и стран ЕС имеет не только региональное, но и федеральное значение. Регион является площадкой для реализации инициатив стратегического партнерства России и Европейского союза. Данное взаимодействие направлено на усиление взаимовыгодного сотрудничества и формирование четырех общих пространств между Российской Федерацией и Европейским союзом: экономического пространства; пространства свободы, безопасности и правосудия; пространства внешней безопасности; пространства исследований и образования, включая культурные аспекты.

Интенсификация межрегионального сотрудничества со странами ЕС в рамках приграничного сотрудничества, эволюция форм сотрудничества, вовлечение представителей всех уровней власти, предприятий и организаций, а также населения в процесс международной интеграции – эти задачи имеют не только региональную, но и федеральную значимость в рамках осуществления внешней политики РФ. Значительный импульс развитию приграничного сотрудничества придает реализация международных программ, направленных на укрепление добрососедских отношений.

1.3. Международные программы

Международные программы межрегионального сотрудничества реализуются международными организациями, фондами, национальными правительствами и региональными органами власти с целью содействовать и стимулировать положительные преобразования в региональном развитии посредством механизмов межрегионального сотрудничества. Ленинградская область является активным участником международных программ межрегионального сотрудничества, и, прежде всего, программ приграничного сотрудничества, которые являются основным финансовым инструментом для приграничного сотрудничества между ЕС и Россией.

В рамках Европейского инструмента соседства и партнерства для Ленинградской области приоритетным является участие в следующих международных программах приграничного сотрудничества:

- «Юго-Восточная Финляндия – Россия». Россия: Ленинградская область, Санкт-Петербург;

Финляндия: регионы - Южная Карелия, Южное Саво, и Кюменлааксо

- «Эстония – Латвия – Россия». Россия: Ленинградская и Псковская области, Санкт-Петербург;

Эстония: Хииу, Ида-Виру, Йыгева, Лаане, Пылва, Пярну, Тарту, Сааре, Валга, Вильянди Выру;

Латвия: Курземе, Земгале, Рига, Видземе, Латгале

Программы Европейского инструмента соседства и партнерства выступают дополнением к существующим национальным и региональным инициативам. С учетом целей приоритетов социально-экономического развития Ленинградской области основными сферами сотрудничества определены: развитие транспортной инфраструктуры и логистики, охрана окружающей среды и энергетика, развитие предпринимательства и инвестиций, здравоохранение и социальное обеспечение, стимулирование контактов между людьми на местном уровне.

С учетом геополитического положения Ленинградской области особое внимание также будет уделяться участию в международных программах сотрудничества регионов Балтийского моря и Северной Европы, а также в работе региональных международных организаций по линии Совета Министров Северных стран, Совета государств Балтийского моря и других организаций.

Ленинградская область также принимает участие в реализации политики «Северного измерения», в рамках существующих партнерств в сфере охраны окружающей среды, здравоохранения и социальной защиты, формирующихся партнерств в сфере транспорта и логистики, культуры. Также реализуется ряд двусторонних международных секторальных программ, направленных на развитие отдельных секторов экономики и общественной жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.015 с.)