Реальные денежные доходы населения и заработная плата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реальные денежные доходы населения и заработная плата



Повышение уровня жизни населения, включая уровень оплаты труда и доходов населения, служит основой социального прогресса и является одним из основных приоритетов экономического развития Ленинградской области. Доля фонда заработной платы в структуре ВРП по оценке 2011 года составила 26, 5% практически на уровне предшествующего года.

В 2011 году наблюдалась устойчивая тенденция роста реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы, чему способствовал рост реального сектора экономики, увеличение доходов бюджета. Реальные денежные доходы населения в январе-декабре 2011 года к уровню января-декабря 2010 года увеличились на 1,1%. Денежные доходы на душу населения в 2011 году составили 17154 рублей, что на 17,2% больше, чем в 2010 году в номинальном исчислении.

По данным за 2011 год реальная заработная плата работников выросла на 2,5% к уровню 2010 года при темпах инфляции 106,4%. В 2011 году средняя номинальная заработная плата, рассчитываемая по полному кругу организаций, включая организации малого предпринимательства, составила 23 463 руб. и выросла по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 2695руб.

Увеличение темпов роста номинальной среднемесячной заработной платы явилось следствием роста индекса промышленного производства. Динамичный рост заработной платы был обеспечен ростом уровня заработной платы на производственных предприятиях. Повышение заработной платы было обусловлено внедрением трудосберегающих производственных технологий, повышением производительности труда и активной политикой Правительства Ленинградской области по своевременности и легализации выплат.

Рост инновационной активности предприятий даст импульс более высоким темпам роста заработной платы в сфере высокотехнологичных и наукоемких производств, в результате чего сократятся существенные различия в уровнях оплаты труда в сырьевом секторе и обрабатывающих отраслях.

Рост заработной платы в бюджетной сфере области обеспечен установленной тарифной системой оплаты труда работников (областной закон от 25 сентября 2007 года № 134-оз «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета Ленинградской области»), повышением размера тарифных ставок (окладов) тарифной сетки (постановление Правительства Ленинградской области от 19 октября 2010 г. № 271 «Об установлении размеров тарифных ставок (окладов) тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета Ленинградской области») и увеличением размера ежемесячной доплаты.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений в 2010 году составляла в среднем 14,5 тыс. руб. В 2011 году её значение превысило 15,56 тыс.руб.

Темпы прироста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений в 2011 году по отношению к уровню предшествующего года составили:

- в сфере здравоохранения – 4,1%

- в сфере образования – 10,8%

- в сфере социальной защиты населения – 6,1%

- в сфере физической культуры и спорта – 7,4%

- в сфере культуры и искусства – 10,6%.

Для сравнения среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых во внебюджетном секторе экономики в 2011 году составила 24,83 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с предшествующим годом на 10,8%.

В долгосрочной перспективе будет обеспечено постепенное сближение (до 80%) среднего размера оплаты труда работников бюджетной сферы с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетном секторе экономики. В настоящее время это соотношение составляет в среднем 60%. Росту оплаты труда в бюджетной сфере способствовало внедрение новых систем оплаты труда, ориентированных на повышение уровня и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность объемов выполняемой работы.

В регионе действует региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2011-2012 годы, предусмотренное статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации. С 1 сентября 2011 года установлен размер минимальной заработной платы в сумме 6100 рублей, что превышает минимальный размер оплаты труда, действующий на территории Российской Федерации на 32%.

С 1 сентября 2011 года в Ленинградской области вступил в действие областной закон от 08.06.2011 года № 32-оз «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Ленинградской области и государственных казенных учреждений Ленинградской области», предусматривающий переход на систему должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат, при этом стимулирующий фонд в соответствии с требованиями федеральных нормативных актов установлен в размере не менее 30% от суммы должностных окладов.

С 1 января 2012 года для расчета должностных окладов (окладов, ставок заработной платы для педагогических работников) работников за календарный месяц или за выполнение установленной нормы труда применяется расчетная величина в размере 6466 рублей, что на 6% выше по отношению к расчетной величине в сумме 6100 рублей, установленной с 1 сентября 2011 года.

Таблица 5.2.7.1 - Сведения о заработной плате в Ленинградской области за 2009-2011 и на период до 2013 года по отраслям

Наименование показателя Единица измерения отчет отчет отчет прогноз прогноз
Доля ФЗП работников ВРП % 28,1 26,7 26,5 (оценка) 26,2 26,0
Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников % к предыдущему году 92,0 104,1 102,8   104,1
Среднемесячная ЗП: тыс. руб.          
· занятых в сфере экономики тыс. руб. 19,7 22,4 24,83 27,56 30,9
· занятых в сфере сельского хозяйства тыс.руб. 15,4 18,7 20,3 22,51 24,7
· работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения тыс. руб. 15,9 17,2 17,9 19,0 22,5
· работников государственных (муниципальных) учреждений образования тыс. руб. 13,3 14,8 16,4 17,7 19,1
· работников государственных (муниципальных) учреждений социальной защиты населения тыс. руб. 12,2 13,1 13,9 15,2 17,0
· работников государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта тыс. руб. 13,8 14,9 16,0 17,0 19,0
· работников государственных (муниципальных) учреждений культуры и искусства тыс. руб. 11,3 12,3 13,6 15,6 17,9

 


 

Платежеспособный спрос населения

Состояние платежеспособного спроса населения является важным показателем, характеризующим потенциал потребительского рынка, а также уровень жизни населения в целом. Благодаря устойчивому развитию экономики Ленинградской области уровень жизни населения имеет стабильную положительную динамику.

Таблица 5.2.8.1. - Динамика роста реальных денежных доходов населения (% к 1999 году)

                     
107,1 118,7 132,2 145,9 188,3 210,9 272,2 316,0 311,0 296,0 321,5

Таблица 5.2.8.2. - Динамика роста реальной заработной платы (% к 1999 году)

                     
120,6 145,6 174,8 185,3 200,9 223,4 241,0 283,9 327,3 300,8 313,2

Таблица 5.2.8.3. - Динамика роста реальной пенсии на конец года (% к 1999 году)

                     
130,7 153,3 173,7 182,9 183,1 205,2 208,9 240,3 255,9 315,3 350,3

Платежеспособный спрос населения неразрывно связан с динамикой заработной платы, устойчивый рост экономики Ленинградской области обеспечивает повышение уровня доходов населения. Реальные денежные доходы населения за 2000-2010 годы увеличились в 3,2 раза, в 2010 году выросли на 7,6% к уровню 2009 года.

Таблица 5.2.8.4. - Сводные данные за 2009-2010 гг.

     
Денежные доходы в среднем на душу населения в месяц, рублей    
Реальные денежные доходы, в % к предыдущему году 95,2 108,6
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, рублей    
Реальная заработная плата, в % к предыдущему году 91,9 104,1
Средний размер назначенных месячных пенсии, рублей    
Реальный размер назначенных месячных пенсий, в % к предыдущему году 123,2 111,1

 

Денежные доходы на душу населения в декабре 2011 года составили 22080 руб., что на 12,4% больше, чем в аналогичном месяце 2010 года в номинальном исчислении. Реальные денежные доходы населения в январе-декабре 2011 года к уровню января-декабря 2010 года увеличились на 7,3%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в январе-ноябре 2011 года составила 22953 руб., или 112,1% к январю-ноябрю 2010 года (в ноябре 2011 года – 23883 руб.; 112,6% к ноябрю 2010 года). Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в январе-ноябре 2011 года на 2,4% выше уровня января-ноября 2010 года (в ноябре 2011 года на 5,2% выше уровня ноября 2010 года).

Просроченная задолженность по заработной плате организаций (без субъектов малого предпринимательства) наблюдаемых видов экономической деятельности по состоянию на 1 января 2012 года сложилась в сумме 4805 тыс. руб., которая образовалась из-за несвоевременного получения денежных средств из местного бюджета. О наличии просроченной задолженности сообщила 1 организация по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.

На 1 января 2012 года задолженности по выплате пенсий и детских пособий на территории области нет. Средний размер назначенной пенсии (без учета компенсационных выплат) на 1 января 2012 года составил по области 8491,65 руб. (35,6% от начисленной заработной платы в ноябре 2011 года), или на 8,9% больше уровня на соответствующую дату 2011 года. В области пенсию получают 465,8 человек.

На среднесрочную перспективу усилия будут направлены на обеспечение роста доходов населения посредством комплекса мер, направленных на развитие и модернизацию экономики и как следствие рост заработной платы, а также материальную поддержку уязвимых групп населения.

Стратегическая цель: Рост доходов населения

Основные задачи и стратегические направления:

1. Рост заработной платы

1.1. Поддержка развития современных промышленных производств, в том числе высокотехнологичного сектора.

1.2. Меры по предотвращению негативных явлений: мониторинг задолженности по заработной плате, легализация "теневой" заработной платы.

2. Поддержка уязвимых групп населения

2.1. Адресная материальная помощь уязвимым группам

2.2. Минимизация уровня бедности

Мероприятия по реализации стратегических направлений осуществляются в рамках деятельности профильных комитетов, а также реализации долгосрочных целевых программ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.74.73 (0.017 с.)