Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Население как производительная сила обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под рабочей силой обычно понимают способность человека к труду, совокупность его физических и духовных сил, благодаря которым он в состоянии производить различные потребительские стоимости. Однако чтобы создать материальные и духовные блага, недостаточно иметь определенный возраст и возможности трудовой деятельности, необходимо иметь определенную подготовку и профессиональные навыки. Для характеристики этих понятий используются такие категории, как: Ø "профессия" — род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования; Ø "специальность" — вид занятий в рамках одной профессии; Ø "образование" — результат усвоения специализированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду; Ø "квалификация" — уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда. С понятием "рабочая сила" тесно связано понятие "рабочее место". Под ним следует понимать ограниченною в пространстве и во времени первичную ячейку потенциально возможного процесса труда, трудовых функций, условий труда предполагающую наличие у работника соответствующего образовательного, профессионального, квалификационного уровня. Совокупность рабочих, мест представляет спрос на труд. "Трудовые ресурсы" — понятие, характеризующее потенциальные, возможности занятости в национальной экономике, то есть массу населения страны, которая может трудиться. Это потенциальные возможности населения как производительной силы общества. В составе трудовых ресурсов выделяют три группы населения: Ø население в дорабочем возрасте, то есть в возрасте до 16 лет; Ø население в рабочем возрасте трудоспособное население в возрасте от 16 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), исключая неработающих инвалидов труда и войны I и II группы и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по /старости на льготных условиях (мужчины: 50—59 лет, женщины 45-54 лет). Ø население в послерабочем возрасте (55 или 60 лет и старше; трудоспособное, занятое в национальной экономике и не работающее в ней). В зависимости от способности к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных членов общества. Иначе говоря, люди могу быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II групп допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости). Трудоспособное население можно определить как совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способных по своим психофизическим данным к участию в трудовом процессе. Границы рабочего возраста устанавливаются законодательством страны. Важной категорией, раскрывающей содержание понятия населения как производительной силы общества, является " трудовой потенциал " — общая численность экономически активного населения страны, обладающего необходимыми физическими, психическими и профессиональными параметрами, обеспечивающими возможность его участия в трудовой деятельности. Из определения следует, что в понятие "трудовой потенциал" включается элементы таких понятий, как "трудовые ресурсы" и "рабочая сила". Точнее, понятием "трудовой потенциал" охватываются все люди рабочего и послерабочего возрастов, которые по своим параметрам (физическим, психологическим, профессиональным) могут предложить свои услуги на рынке труда. Таким образом, это не просто физически пригодное к трудовой деятельности население, а только то, которое имеет необходимый уровень образования, профессиональную подготовку и квалификацию. Синонимом трудового потенциала в количественном аспекте является термин " экономически активное население ". В статистике и планировании под ним понимают часть населения страны, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В состав экономически активного населения входят занятые и безработные. Уровень экономической активности измеряется путем деления численности экономически активного населения на общую численность населения. Численность занятого населения включает в себя лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц младших возрастов, которые в рассматриваемом периоде: ü выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доходы работу самостоятельно или у отдельных граждан, независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность; ü временно отсутствовали на работе из-за: болезни или травмы; ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; ü выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. Исключаются из числа занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости и учащиеся, и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений. В свою очередь, к безработным относится часть экономически активного, населения 16 лет и старше, которая в рассматриваемый период: ü не имела работу или доходного занятия; ü зарегистрирована в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы; ü занималась поиском работы, то есть обращалась в государственную или коммерческую службу занятости, к администрации предприятий, использовала или помещала объявления в печати или предпринимала шага к организации собственного дела; ü была готова приступить к работе; ü проходила обучение или переподготовку по направлению службы занятости. Для отнесения лица к категории "безработный" необходимо одновременное наличие у него четырех первых условий. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Для общей характеристики безработицы обычно используют два показателя: уровень безработицы, представляющий собой удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения; продолжительность безработицы — промежуток времени, в течение которого лицо не имеет работу (с момента начала поиска работы и до момента трудоустройства или до рассматриваемого периода), используя при этом любые способы. В состав экономически неактивного населения входит та часть населения, которая не относится ни к занятым, ни к безработным. Численность экономически неактивного населения составляют: · учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая очные аспирантуры и докторантуры); · лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии по случаю потери кормильца при достижении ими пенсионного возраста; · лица, получающие пенсии по инвалидности (I, II, III групп); · лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т. д.; · отчаявшиеся найти работу, то есть лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; · другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источников их доходов.
6.3 Регулирование и стратегическое планирование занятости Регулирование и стратегическое планирование занятости осуществляется на основе политики государства в области занятости населения и развития кадрового потенциала. В Российской Федерации эта политика предусматривает решение таких стратегических задач, как: Ø обеспечение рациональной структуры занятости населения; Ø достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест; Ø предупреждение массовой безработицы; Ø создание новых и повышение эффективности существующих Ø развитие кадрового потенциала; Ø совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; Ø рост мобильности трудовых ресурсов. Осуществлению указанных задач должны способствовать следующие совместные меры федеральных: и региональных органов власти: · проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий; · разработка на основе прогнозов социально-экономического развития рабочих мест; · введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности, прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда; · оптимизация масштабов занятости в государственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере; · совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы (введение системы квотирования), обеспечивающего приоритетное право российских граждан на занятие вакантных рабочих мест; · разработка специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией на рынке труда, монопромышленных городах районах Крайнего Севера. В настоящее время основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: Ø прогнозы состояния рынка труда; Ø федеральные целевые программы содействия занятости населения; Ø комплексные программы создания и сохранения рабочих мест, Ø генеральные схемы развития рабочих мест. Подготовка перечисленных плановых документов осуществляется на основе использования системы показателей комплексного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. В нее входят показатели производства, рынка труда, доходов и потребления, фондов и материальных ресурсов, финансовые показатели: Ø к показателям производства относятся: ВВП, ВНП, НД, а так же эти показатели в расчете на душу населения; Ø основные показатели рынка труда: занятость, незанятость, безработица, свободные рабочие места, совместители, спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы; Ø показатели доходов и потребления: номинальная заработная плата, реальная заработная плата, реальные доходы населения, социальные пособия, пенсии и стипендии; Ø важнейшие показатели фондов и материальных ресурсов: объем фондов, ввод и выбытие фондов, фондовооруженность, другие материальные ресурсы; Ø в группу финансовых показателей входят: уровень инфляции, уровень потребительских цен, кредитные вложения — всего, в т.ч. краткосрочные и долгосрочные, объем эмиссии, курс доллара (обменный и реальный), ставка рефинансирования ЦБ РФ, ставка по межбанковскому кредиту, доходы и расходы федерального бюджета, объемы неплатежей. Прогнозирование состояния рынка труда имеет особое значение в системе стратегического планирования занятости населения. Оно определяется ролью прогнозов состояния рынка труда для федеральных и региональных органов власти как важнейшей предпосылки формирования ими правильной стратегии и тактики социально-экономического развития, совершенствования рыночных отношений, разработки бюджетов, мер по социальной защите граждан, эффективной демографической политики и т. д. Теоретической основой прогнозирования рынка труда являются равновесная и неравновесная модели описания функций спроса и предложения рабочей силы. Обе модели исходят из того, что под спросом на рабочую силу в них понимается количественное выражение потребностей (в том числе и неудовлетворенных) предприятий и организаций в работниках. В таком случае спрос (Ls) может быть представлен следующей формулой: Ls = L + V; (6.1) где: L — реально существующая занятость; V — вакансии, или свободные рабочие места. Предложение рабочей силу (Lp) может быть выражено таким образом: Lp = L + N * Kp; (6.2) где: N — численность незанятых по биржевой статистике; Кр — коэффициент досчета, изменяющийся по логарифмической кривой в определенном интервале (количество обращающихся в службу занятости от общего числа незанятых; например, каждый восьмой, шестой, третий). В равновесной модели главным регулирующим фактором считается заработная плата, а уравнение спроса и предложения рабочей силы записывается в линейной форме как: Ls = a1(w / p) + a2 * Fs; Lp = a1(w / p) + b2 * Fp; (6.3) где: Ls — спрос на рабочую силу; Lp — предложение рабочей силы; w — номинальная заработная плата; р — уровень цен; Fs и Fp — векторы экзогенных (внешних по отношению к моделируемой системе) переменных, определяющих спрос и предложение рабочей силы; a и b — векторы неизвестных параметров, В данной модели заработная плата приводит рынок к равновесию, то есть Ls = Lp, а из системы уравнений однозначно определяется выравнивающий уровень заработной платы (w/p) и равновесный уровень занятости (L). В неравновесной модели предполагается, что спрос и предложение не равны в любой момент времени, а занятость, реально наблюдаемая в данный момент, представляет собой величину, минимальную среди величин спроса и предложения: L = min {Ls, Lp}. Сказанное означает, что реально занято в любой момент времени может быть не больше, чем предъявляется спрос на рабочую силу со стороны предприятий, и не больше, чем количество предлагавших ее. Согласно классическому условию равновесия рынка dQ/dL = w/p (то есть дополнительные ресурсы труда используются, пока их предельная производительность dQ/dL эквивалентна реальной заработной плате), уравнение спроса на рабочую силу может принять следующий вид: Ls = Ls (w / p,Q), (6.4) где: w/p — уровень реальной заработной платы; Q — объем производимой продукции, причем d(Ls) / d(w/p) < 0; d(Ls) / dQ > 0. Прогнозы занятости разрабатываются в следующей последовательности: Ø поскольку главным источником рабочей силы является население страны, а именно — его трудоспособная часть, сначала определяются численность и половозрастной состав населения в прогнозируемом периоде. При этом должны учитываться демографическое и миграционное поведение людей; Ø затем выясняется количество трудовых ресурсов (экономически активного населения) в прогнозируемом периоде. Для этого делают выборку существующих возрастов из общей численности населения (мужчины 16—59 лет, женщины 16—54 года); Ø полученный результат корректируется на численность неработающих инвалидов и работающих подростков и пенсионеров. Результат будет характеризовать предложение рабочей силы на рынке труда. Разработанный прогноз предложения рабочей силы дополняется следующими качественными параметрами: распределением по полу, возрасту, городу и селу, уровню образования и т. д. Значительно более сложной задачей является оценка ожидаемого спроса на рабочую силу. На этом этапе акцент делается на динамике рабочих мест в прогнозируемом периоде, которая определяется исходя из следующего баланса рабочих мест: ФРМ t+n = ФРМt – ВФРМt+n + ∆ФРМt+n, (6.5) где: ФРМ(t+n) — количество рабочих мест на конец прогнозируемого периода; ФРМt — количество рабочих мест на начало прогнозируемого периода; ∆ФРМ(t+n) — ввод новых рабочих мест в прогнозируемом периоде; ВФРМ(t+n) — выбытие рабочих мест в прогнозируемом периоде в связи с износом, банкротством предприятий по экономическим причинам. Физические рабочие места берутся за основу потому, что они в значительной мере определяют спрос на рабочую силу. Выбытие рабочих мест прогнозируется достаточно точно, поскольку существуют отраслевые коэффициенты сокращения активной части основных производственных фондов. Количество вводимых в прогнозируемом периоде новых рабочих мест является функцией объема капитальных вложений по всем формам собственности и стоимости новых рабочих мест. Объем капитальных вложений по отраслям рассчитывается по макромодели экономической динамики, а стоимость нового рабочего места определяется с учетом его усложнения и темпов инфляции. Существует алгоритм расчета спроса на рабочую силу, разработанный российским ученым А. Семеновым. Он основывается на предположении, что число рабочих мест в определенный момент будущего принимается равным сумме занятых и вакансий. Первый этап. Рассчитывается выбытие рабочих мест (сокращение занятости) в связи с износом основных производственных фондов (ВФ). Оно определяется как произведение числа рабочих мест в прогнозируемом году и коэффициента выбытия основных фондов отрасли, то есть: ВФ,=(ЧЗt+ЧВt,) х К. (6.6) где: Ч3t, — численность занятых в году t; ЧВt, — число вакансий в год t; К — постоянный коэффициент выбытия активной части основных производственных фондов. Второй этап. Определяется возможное в прогнозируемом периоде выбытие рабочих мест в связи с банкротством предприятий (ВБ). Расчет ведется по формуле: ВБ,=(Ч31-Чtuз) х Jtуб / Tuн, (6.7) где: Чtuз — накопленный в году t потенциал изменения численности; Jty6. — доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий отрасли в году t; Тин — темп инфляции в году t. В качестве условия на этом этапе принимается равенство численности работников на убыточных предприятиях средней численности на предприятии отрасли. Динамика доли убыточных предприятий определяется следующим образом: Кtуб = Кt-1уб (1-1/Тtuн); (6.8) Третий этап. Рассчитывается возможное избавление предприятий отрасли от накопленного потенциала изменения численности работников (Вtuз). Эта процедура осуществляется исходя из следующего соотношения: Вtuз = Чtuз (1- Кtуб / Тtuн) х 100 х (100 – Тton / Тtuн), (6.9) где: Чtuз — накопленный потенциал излишней численности в отрасли в году t; Тton — динамика объема производства в году t. Из данной формулы следует, что чем больше спад производства, тем быстрее предприятия отрасли избавляются от излишней численности работников. Для того чтобы избежать двойного счета рекомендуется из общей излишней численности работников вычесть ту ее часть, которая обусловлена банкротством. Четвертый этап. Определяется возможное выбытие рабочих мест по экономическим причинам (ВЭ). В этих целях используется формула: ВЭt = ВБt + Вtuз; (6.10) Пятый этап. Рассчитывается показатель прироста потенциала излишней численности в прогнозируемом году (Чtuз), используемый, для характеристики изменения уровня скрытой безработицы в зависимости от темпов роста (спада) производства, темпов инфляции и выбытия излишней численности. Расчет ведется по формуле: ∆ Чtuз = ЧЗt - Чtuз – ВБt х Тton * Кэл – Вtuз – ВФt (6.11) тогда: Чtuз = Чt-1uз + DЧtuз (6.12) где: Кэл — коэффициент эластичности роста скрытой безработицы в зависимости от динамики объемов производства. Шестой этап. Рассчитывается величина ввода в действие новых рабочих мест. Он строится при допущении условия, согласно которому число вновь вводимых рабочих мест (ВИ) есть функция их стоимости, дифференцированная по отраслям национальной экономики и объемам капиталовложений. ВИt = (Кtв / Сtрм + ВИt2 / Тtuн) Кtсм, (6.13) где: Ktв — капитальные вложения в отрасль в году t; Кtсм — Седьмой (заключительный) этап. В расчетах используется следующее балансовое соотношение между числом рабочих мест и числом вакансий: Ч3t =ЧЗt-1 - ВФt –Вэt + ВИt -ЧВt; (6.14) Если к полученным данным о численности рабочей силы добавить численность высвобождаемых из вооруженных сил, а также занятых на учебе с отрывом от производства и профессиональной подготовки, в домашнем хозяйстве, то в совокупности получим вариант прогноза занятости и потенциальной рабочей силы. Разность между их общей численностью и занятыми в основных сферах и отраслях национальной экономики и на учебе с отрывом от производства будет характеризовать численность безработных.
6.4 Стратегическое планирование развития социальной сферы Стратегическое планирование развития системы образования в Российской Федерации ориентировано на реализацию главной цели политики в этой области, состоящей в удовлетворении потребностей граждан России в образовании, гармоничном развитии личности и творческих способностей человека, повышении интеллектуального и культурного потенциала страны, с соблюдением принципов равных стартовых условий при минимальных государственных гарантиях. Ее достижению должно способствовать решение задач локального плана. К наиболее важным из них относятся: Ø создание экономической базы для реального действия уже принятых законодательных актов; Ø содействие развитию сети как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений; Ø организация и обеспечение функционирования государственно-общественной системы качества и контроля деятельности образовательных учреждений всех типов (лицензирование, аттестация, аккредитация образовательных учреждений); Ø введение в действие государственных образовательных стандартов, нормативов материально-технического обеспечения и финансирования учреждений и организаций системы образования, а также образовательно-профессиональных программ; Ø развитие программно-целевого механизма управления и финансирования образования, поддержка региональных программ, усиление координации региональных и федеральных программ раз Плановые расчеты ведутся по всем структурным элементам системы образования России, а именно: дошкольном, общем, начальном и среднем профессиональном образовании, высшем, послевузовском и дополнительном образовании. При этом учитывается, что если, начиная с дошкольного и кончая высшим образованием, граждане России имеют право на бесплатное образование, то послевузовское и дополнительное образование предоставляется только за плату. В расчетах используются такие целевые показатели, как: Ø количество образовательных учреждений всех типов; Ø численность учащихся (студентов) образовательных учреждений разбивкой по классам (курсам), по возрасту, специальностями т. д.; Ø прием и выпуск из учебных заведений; Ø объемы площадей образовательных учреждений по функциональному назначению и некоторые другие. При анализе состояния системы образования и постановке задач по ее развитию разработчики плановых документов применяют и расчетные показатели: Ø обеспеченность (охват) детей дошкольными учреждениями, обеспеченность местами детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях (на 1000 детей приходится мест); Ø сменность работы школ, учебные площади в расчете на одного учащегося; Ø численность студентов высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 000 населения; Ø выпуск специалистов высших и средних специальных учебных Стратегическое планирование развития культуры имеет своей главной целью материализацию намеченных в программе социальных реформ, мероприятий по сохранению и наращиванию культурного потенциала страны. В связи с переходом к рыночному хозяйству смещаются акценты в регулировании сферы культуры. Внимание государства концентрируется на повышении эффективности выделяемых учреждениям культуры финансовых ресурсов, создании необходимых условии для их частичного самофинансирования, всемерной поддержки объектов, включенных в списки всемирного культурного и природного наследия и отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия Российской Федерации. В процессе разработки прогнозов и программ развития культуры используются показатели, характеризующие: Ø сеть культурно-просветительских учреждений (библиотек, домов культуры, парков культуры и отдыха, цирков, театров, музеев, и т.д.); Ø обеспеченность населения их услугами. Объемы финансирования культурно-просветительских учреждений зависят от динамики их сети и возможностей бюджетов всех уровней. Предусматривается: Ø структурная перестройка сети учреждений культуры; Ø передача субъектам федерации отдельных федеральных учреждений, связанных с непосредственным обслуживанием населения; Ø содействие формированию и развитию системы негосударственных учреждений культуры; Ø восстановление и реставрация памятников истории и культуры, исторических комплексов, заповедных территорий, фондов музеев, архивов и библиотек, укрепление их материально-технической базы. Важнейшей социальной проблемой, которую приходится решать всем странам мира является охрана здоровья населения. Стратегические задачи планирования развития системы здравоохранения России определяются в настоящее время целями реформ в этой области. Стратегическая цель реформирования здравоохранения состоит в улучшении качества медицинской помощи населению. Ее достижению должны способствовать такие структурные и функциональные преобразования в системе здравоохранения, как: Ø обеспечение устойчивости функционирования учреждений, здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли; Ø придание приоритетного характера в государственной и муниципальной системах здравоохранения профилактическим мероприятиям по снижению заболеваемости и смертности, угроз возникновения эпидемий, формированию здорового образа жизни; Ø повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения; Ø защита прав на получение своевременной и качественной медицинской помощи. В процессе регулирования и стратегического планирования системы здравоохранения должны учитываться общие условия, в рамках которых эта отрасль должна функционировать, а. именно: Ø сохранение основных позиций государственной системы здравоохранения; Ø формирование конкурентной среды среди лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности; Ø использование рыночных механизмов регулирования и функционирования отрасли. При стратегическом планировании бесплатных услуг, связанных со здравоохранением, преимущество отдается развитию амбулаторно-поликлинической и санитарно-профилактической помощи, поскольку эти виды услуг предохраняют население от заболеваний. При определении основных показателей развития здравоохранения на плановый период привлекаются данные демографических прогнозов: Ø о численности населения в планируемом периоде; Ø его половозрастной структуре; Ø сведения о состоянии здоровья населения; Ø расчетные данные о действующей сети лечебно-профилактических, санаторно-профилактических, аптечных, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, учреждений отдыха с разбивкой этих данных по формам собственности, городской и сельской местности. Анализируются возможности отечественной и медицинской промышленности, уровень медицинского обслуживания по регионам страны, определяются районы и виды лечебной помощи, которые должны получить преимущественное развитие в плановом периоде. Основными показателями, используемыми в плановых расчетах являются: число больничных коек, эффективность их использования, количество врачебных должностей. "Больничная койка" и "врачебная должность" — исходные показатели для определения ассигнований, расходов медикаментов, оборудования, инвентаря, продуктов питания и других предметов снабжения, а также нормативов медицинского обеспечения. Обеспеченность населения больничными койками определяется на 10000 жителей на конец планируемого периода. Показателем сети амбулаторно-поликлинических учреждений является их мощность, измеряемая числом помещений в смену. Потребность населения в больничных койках для каждого субъекта Федерации рекомендуется определять по формуле: , (6.15) где: К — среднегодовое количество коек; Н — численность населения; Р — уровень госпитализации населения; П — среднее, число дней пребывания больного на койке; Д — число дней использования койки в году. Число врачебных должностей на плановый период определяется по нормативам на принятые природы сети здравоохранения и численности населения с учетом ожидаемого наличия врачей, а базисного года — по занятым должностям (включая должности, временно занятые средним медицинским персоналом). Для решения крупных стратегических проблем в области здравоохранения федеральными и региональными органами власти разрабатываются целевые комплексные программы. Одной из таких программ федерального уровня, разработанной в последнее время и выделенной отдельной строкой в федеральном бюджете, является программа "Сахарный диабет" (1997—2005). Важным компонентом уровня жизни населения является его обеспеченность услугами жилищно-коммунального хозяйства. В состав этой комплексной отрасли социальной сферы входят: Ø жилищное хозяйство (жилищный фонд, гостиницы и т. п.); Ø коммерческие предприятия и службы (водопровод, канализация, бани, службы очистки города и т. п.); Ø внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, такси и т. д.); Ø энергетическое хозяйство (котельные, теплофикационные и газовые сети и т. п.); Ø дорожно-мостовое хозяйство (тротуары, мосты и другие сооружения). В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство России вступило в этап радикального реформирования. Его необходимость обусловлена, с одной стороны, огромной нагрузкой на бюджеты всех уровней дотирования услуг жилищно-коммунальной сферы, а с другой — безадресной, по сути дела, системой государственной поддержки населения. В процессе стратегического планирования жилищного хозяйства используются следующие основные показатели: Ø жилищный фонд, размер общей и жилой площади домов; Ø размер нежилой площади, сдаваемой в аренду; Ø оборудование жилищного фонда (водопровод, канализация, центральное отопление, ванны, газ, горячее водоснабжение); Ø обеспеченность населения жильем; Ø количество семей, состоящих на учете в местных органах исполнительной власти и на предприятиях для получения жилья и улучшения жилищных условий. Повышение уровня обеспечения населения жильем решается несколькими путями: Ø за счет средств федерального бюджета строится жилье, предусмотренное соответствующими федеральными программами; Ø средства местных органов власти используются для финансирования жилищного строительства, предназначенного для малоимущих слоев населения; Ø строительство жилья за счет средств населения, которому отводится возрастающая роль. В этих целях в Российской Федерации намечается, развертывание системы долгосрочного ипотечного кредитования. Его всемерному развитию должны будут способствовать следующие меры: · предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет бюджетных средств, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья, компенсаций, других форм безвозмездной помощи с целью частичного или полного погашения первого взноса при получении долгосрочного кредита, выданного на коммерческих условиях; · создание условий для широкого привлечения в сферу долгосрочного жилищного кредитования ресурсов банков, индивидуальных институциональных инвесторов и доступа к этим средствам максимально возможного числа семей с целью финансирования приобретения жилы в собственность; · использование на возвратной основе бюджетных средств в качестве дополнительных кредитных ресурсов для рефинансирования выделенных коммерческими банками правомочных долгосрочных жилищных кредитов установленным категориям граждан. Основными показателями развития городского транспорта являются: общий пробег подвижного состава и количество перевезенных пассажиров или пассажиро-километров. Вместе с тем, для характеристики развития городского транспорта рассчитываются также: среднее количество поездок в год на одного городского жителя, коэффициент использования подвижного состава, наполнение пассажиров на один машино-километр, отношение протяженности пути к общей длине улиц и количество инвентарного подвижного состава на один километр путей. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 7.1 Региональное планирование - важнейший элемент системы регионального управления
Очень важной предпосылкой успеха работы по региональному планированию является тщательное теоретическое обоснование применяемого подхода. Методологические основы процессов, происходящих в рамках любого проекта в области стратегических разработок, должны быть основаны на положениях и выводах из современных и инновационных теорий регионального развития, обсуждаемых на протяжении последних двадцати лет и сегодня являющихся практической основой большинства региональных концепций и стратегий. Понятием, имеющим центральное значение в современной региональной политике, и, следовательно, одной из наиболее важных предпосылок всех подходов к региональному планированию, является устойчивость всех процессов развития. Регион любого уровня, рассматриваемый в качестве хозяйственной системы, представляет собой часть территории страны, на которой формируется и развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями. В качестве основных объектов хозяйственного регулирования выступают регионы областного уровня (край, республика, автономная область, область), они являются субъектами Федерации и обладают определенными полномочиями в экономической, финансовой, правовой сфере, которыми не располагают звенья более низкого уровня иерархии - города, районы, сельские населенные пункты. Вследствие этого именно этим звеньям региональной экономики присущи все признаки социально-экономической системы. Следует заметить, что региональная экономика как мезо-уровень национальной экономики обладает рядом характерных признаков: 1. Региональная экономика, являясь элементом (подсистемой) национальной экономики, не может рассматриваться как изолированная ее часть. 2. Функционирование и развитие региональной экономики в значительной мере определяется природно-климатическими факторами, что предполагает более сильную зависимость уровня развития региона от природных факторов и состояния окружающей среды. 3. Хозяйство региона, являясь по сути комплексным, т. е. имея различные отрасли и производства, которые определенным образом взаимосвязаны между собой, вместе с тем специализируется на тех или иных сферах деятельности. В регионах как низовой сфере жизнедеятельности непосредственно реализуется социально-экономическая политика государства, в них находит воплощение государственная стратегия. В этой св
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.63.71 (0.018 с.) |