Население как производительная сила общества



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Население как производительная сила общества



 

Под рабочей силой обычно понимают способность человека к труду, совокупность его физических и духовных сил, благодаря которым он в состоянии производить различные потребитель­ские стоимости.

Однако чтобы создать материальные и духовные блага, недос­таточно иметь определенный возраст и возможности трудовой деятельности, необходимо иметь определенную подготовку и профессиональные навыки. Для характеристики этих понятий используются такие категории, как:

Ø "профессия" — род трудовой деятельности, требующий опреде­ленной подготовки и являющийся обычно источником суще­ствования;

Ø "специальность" — вид занятий в рамках одной профессии;

Ø "образование" — результат усвоения специализированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду;

Ø "квалификация" — уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.

С понятием "рабочая сила" тесно связано понятие "рабочее место". Под ним следует понимать ограниченною в пространстве и во времени первичную ячейку потенциально возможного процес­са труда, трудовых функций, условий труда предполагающую наличие у работника соответствующего образовательного, профессионального, квалификационного уровня. Совокупность рабочих, мест представляет спрос на труд.

"Трудовые ресурсы" — понятие, характеризующее потенциальные, возможности занятости в национальной экономике, то есть массу населения страны, которая может трудиться. Это потенциальные возможности населения как производительной силы общества. В составе трудовых ресурсов выделяют три группы населения:

Ø население в дорабочем возрасте, то есть в возрасте до 16 лет;

Ø население в рабочем возрасте трудоспособное население в возрасте от 16 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), исклю­чая неработающих инвалидов труда и войны I и II группы и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по /старости на льготных условиях (мужчины: 50—59 лет, женщины 45-54 лет).

Ø население в послерабочем возрасте (55 или 60 лет и старше; тру­доспособное, занятое в национальной экономике и не работаю­щее в ней).

В зависимости от способности к труду различают трудоспособ­ных и нетрудоспособных членов общества. Иначе говоря, люди могу быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (на­пример, инвалиды I и II групп допенсионного возраста) и тру­доспособны в нетрудоспособном возрасте (например, рабо­тающие подростки и работающие пенсионеры по старости). Трудоспособное население можно определить как совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способных по сво­им психофизическим данным к участию в трудовом процессе. Границы рабочего возраста устанавливаются законодательст­вом страны.

Важной категорией, раскрывающей содержание понятия насе­ления как производительной силы общества, является "трудовой потенциал" — общая численность экономически активного населения страны, обладающего необходимыми физическими, психическими и профессиональными параметрами, обеспечи­вающими возможность его участия в трудовой деятельности.

Из определения следует, что в понятие "трудовой потенциал" включается элементы таких понятий, как "трудовые ресурсы" и "рабочая сила". Точнее, понятием "трудовой потенциал" охва­тываются все люди рабочего и послерабочего возрастов, кото­рые по своим параметрам (физическим, психологическим, профессиональным) могут предложить свои услуги на рынке труда. Таким образом, это не просто физически пригодное к трудовой деятельности население, а только то, которое имеет необходимый уровень образования, профессиональную подго­товку и квалификацию.

Синонимом трудового потенциала в количественном аспекте является термин "экономически активное население". В стати­стике и планировании под ним понимают часть населения страны, обеспечивающую предложение рабочей силы для про­изводства товаров и услуг.

В состав экономически активного населения входят занятые и безработные. Уровень экономической активности измеряется путем деления численности экономически активного населе­ния на общую численность населения.

Численность занятого населения включает в себя лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц младших возрас­тов, которые в рассматриваемом периоде:

ü выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную при­носящую доходы работу самостоятельно или у отдельных гра­ждан, независимо от сроков получения непосредственной оп­латы или дохода за свою деятельность;

ü временно отсутствовали на работе из-за: болезни или травмы; ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней;
компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверх урочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; рабо­ты по специальному графику; нахождения в резерве (такое имеет место при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения, пере­подготовки вне своего рабочего места; учебного отпуска; отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин;

ü выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Исключаются из числа занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, по­лученные через службу занятости и учащиеся, и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений.

В свою очередь, к безработным относится часть экономически активного, населения 16 лет и старше, которая в рассматривае­мый период:

ü не имела работу или доходного занятия;

ü зарегистрирована в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

ü занималась поиском работы, то есть обращалась в государст­венную или коммерческую службу занятости, к администрации предприятий, использовала или помещала объявления в печати или предпринимала шага к организации собственного дела;

ü была готова приступить к работе;

ü проходила обучение или переподготовку по направлению службы занятости.

Для отнесения лица к категории "безработный" необходимо одновременное наличие у него четырех первых условий. Уча­щиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в каче­стве безработных, если они занимаются поиском работы и го­товы приступить к ней.

Для общей характеристики безработицы обычно используют два показателя:

уровень безработицы, представляющий собой удельный вес численности безработных в численности экономически актив­ного населения;

продолжительность безработицы — промежуток времени, в течение которого лицо не имеет работу (с момента начала поис­ка работы и до момента трудоустройства или до рассматривае­мого периода), используя при этом любые способы.

В состав экономически неактивного населения входит та часть на­селения, которая не относится ни к занятым, ни к безработным.

Численность экономически неактивного населения составляют:

· учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая очные аспирантуры и докторантуры);

· лица, получающие пенсии по старости и на льготных услови­ях, а также получающие пенсии по случаю потери кормильца при достижении ими пенсионного возраста;

· лица, получающие пенсии по инвалидности (I, II, III групп);

· лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за деть­ми, больными родственниками и т. д.;

· отчаявшиеся найти работу, то есть лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но ко­торые могут и готовы работать;

· другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источников их доходов.

 

 

6.3 Регулирование и стратегическое планирование занятости

Регулирование и стратегическое планирование занятости осуществляется на основе политики государства в области занято­сти населения и развития кадрового потенциала. В Российской Федерации эта политика предусматривает решение таких стра­тегических задач, как:

Ø обеспечение рациональной структуры занятости населения;

Ø достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест;

Ø предупреждение массовой безработицы;

Ø создание новых и повышение эффективности существующих
рабочих мест;

Ø развитие кадрового потенциала;

Ø совершенствование системы обучения, переобучения, перепод­готовки и повышения квалификации кадров;

Ø рост мобильности трудовых ресурсов.

Осуществлению указанных задач должны способствовать сле­дующие совместные меры федеральных: и региональных органов власти:

· проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование име­ющихся рабочих мест, развитие малых предприятий;

· разработка на основе прогнозов социально-экономического развития рабочих мест;

· введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности, прежде всего в регионах с критической ситуаци­ей на рынке труда;

· оптимизация масштабов занятости в государственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

· совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы (введение системы квотирования), обеспечивающего при­оритетное право российских граждан на занятие вакантных рабо­чих мест;

· разработка специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией на рынке труда, монопро­мышленных городах районах Крайнего Севера.

В настоящее время основными формами стратегического плани­рования занятости населения в Российской Федерации являются:

Ø прогнозы состояния рынка труда;

Ø федеральные целевые программы содействия занятости насе­ления;

Ø комплексные программы создания и сохранения рабочих мест,

Ø генеральные схемы развития рабочих мест.

Подготовка перечисленных плановых документов осуществля­ется на основе использования системы показателей комплексного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. В нее входят показатели производства, рынка труда, доходов и потребления, фондов и материальных ресурсов, фи­нансовые показатели:

Ø к показателям производства относятся: ВВП, ВНП, НД, а так­ же эти показатели в расчете на душу населения;

Ø основные показатели рынка труда: занятость, незанятость, без­работица, свободные рабочие места, совместители, спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы;

Ø показатели доходов и потребления: номинальная заработная плата, реальная заработная плата, реальные доходы населения, социальные пособия, пенсии и стипендии;

Ø важнейшие показатели фондов и материальных ресурсов: объем фондов, ввод и выбытие фондов, фондовооруженность, другие материальные ресурсы;

Ø в группу финансовых показателей входят: уровень инфляции, уровень потребительских цен, кредитные вложения — всего, в т.ч. краткосрочные и долгосрочные, объем эмиссии, курс дол­лара (обменный и реальный), ставка рефинансирования ЦБ РФ, ставка по межбанковскому кредиту, доходы и расходы фе­дерального бюджета, объемы неплатежей.

Прогнозирование состояния рынка труда имеет особое значение в системе стратегического планирования занятости населения. Оно определяется ролью прогнозов состояния рынка труда для федеральных и региональных органов власти как важнейшей предпосылки формирования ими правильной стратегии и так­тики социально-экономического развития, совершенствования рыночных отношений, разработки бюджетов, мер по социальной защите граждан, эффективной демографической политики и т. д.

Теоретической основой прогнозирования рынка труда являют­ся равновесная и неравновесная модели описания функций спроса и предложения рабочей силы. Обе модели исходят из того, что под спросом на рабочую силу в них понимается количественное вы­ражение потребностей (в том числе и неудовлетворенных) пред­приятий и организаций в работниках. В таком случае спрос (Ls) может быть представлен следующей формулой: Ls = L + V; (6.1)

где: L — реально существующая занятость; V — вакансии, или свободные рабочие места.

Предложение рабочей силу (Lp) может быть выражено таким образом:

Lp = L + N * Kp; (6.2)

где: N — численность незанятых по биржевой статистике;

Кр — коэффициент досчета, изменяющийся по логарифмической кривой в определенном интервале (количество обращающихся в службу занятости от общего числа незанятых; например, ка­ждый восьмой, шестой, третий).

В равновесной модели главным регулирующим фактором счи­тается заработная плата, а уравнение спроса и предложения рабочей силы записывается в линейной форме как:

Ls = a1(w / p) + a2 * Fs;

Lp = a1(w / p) + b2 * Fp; (6.3)

где: Ls — спрос на рабочую силу; Lp — предложение рабочей силы; w — номинальная заработная плата; р — уровень цен; Fs и Fp — векторы экзогенных (внешних по отношению к модели­руемой системе) переменных, определяющих спрос и предложе­ние рабочей силы; a и b — векторы неизвестных параметров, В данной модели заработная плата приводит рынок к равнове­сию, то есть Ls = Lp, а из системы уравнений однозначно оп­ределяется выравнивающий уровень заработной платы (w/p) и равновесный уровень занятости (L).

В неравновесной модели предполагается, что спрос и предло­жение не равны в любой момент времени, а занятость, реально наблюдаемая в данный момент, представляет собой величину, минимальную среди величин спроса и предложения: L = min {Ls, Lp}. Сказанное означает, что реально занято в любой мо­мент времени может быть не больше, чем предъявляется спрос на рабочую силу со стороны предприятий, и не больше, чем количество предлагавших ее.

Согласно классическому условию равновесия рынка dQ/dL = w/p (то есть дополнительные ресурсы труда используются, пока их предельная производительность dQ/dL эквивалентна реальной заработной плате), уравнение спроса на рабочую силу может принять следующий вид:

Ls = Ls (w / p,Q), (6.4)

где: w/p — уровень реальной заработной платы; Q — объем про­изводимой продукции, причем d(Ls) / d(w/p) < 0; d(Ls) / dQ > 0.

Прогнозы занятости разрабатываются в следующей последова­тельности:

Ø поскольку главным источником рабочей силы является насе­ление страны, а именно — его трудоспособная часть, сначала определяются численность и половозрастной состав населения в прогнозируемом периоде. При этом должны учитываться демо­графическое и миграционное поведение людей;

Ø затем выясняется количество трудовых ресурсов (экономически активного населения) в прогнозируемом периоде. Для этого делают выборку существующих возрастов из общей численно­сти населения (мужчины 16—59 лет, женщины 16—54 года);

Ø полученный результат корректируется на численность неработаю­щих инвалидов и работающих подростков и пенсионеров. Резуль­тат будет характеризовать предложение рабочей силы на рынке труда.

Разработанный прогноз предложения рабочей силы дополняет­ся следующими качественными параметрами: распределением по полу, возрасту, городу и селу, уровню образования и т. д.

Значительно более сложной задачей является оценка ожидаемо­го спроса на рабочую силу. На этом этапе акцент делается на динамике рабочих мест в прогнозируемом периоде, которая определяется исходя из следующего баланса рабочих мест:

ФРМ t+n = ФРМt – ВФРМt+n + ∆ФРМt+n, (6.5)

где: ФРМ(t+n) — количество рабочих мест на конец прогнози­руемого периода; ФРМt — количество рабочих мест на начало прогнозируемого периода; ∆ФРМ(t+n) — ввод новых рабочих мест в прогнозируемом периоде; ВФРМ(t+n) — выбытие рабо­чих мест в прогнозируемом периоде в связи с износом, бан­кротством предприятий по экономическим причинам.

Физические рабочие места берутся за основу потому, что они в значительной мере определяют спрос на рабочую силу. Выбы­тие рабочих мест прогнозируется достаточно точно, поскольку существуют отраслевые коэффициенты сокращения активной части основных производственных фондов. Количество вводи­мых в прогнозируемом периоде новых рабочих мест является функцией объема капитальных вложений по всем формам соб­ственности и стоимости новых рабочих мест. Объем капиталь­ных вложений по отраслям рассчитывается по макромодели экономической динамики, а стоимость нового рабочего места определяется с учетом его усложнения и темпов инфляции.

Существует алгоритм расчета спроса на рабочую силу, разра­ботанный российским ученым А. Семеновым. Он основывается на предположении, что число рабочих мест в определенный мо­мент будущего принимается равным сумме занятых и вакансий.

Первый этап. Рассчитывается выбытие рабочих мест (сокраще­ние занятости) в связи с износом основных производственных фондов (ВФ). Оно определяется как произведение числа рабочих мест в прогнозируемом году и коэффициента выбытия ос­новных фондов отрасли, то есть:

ВФ,=(ЧЗt+ЧВt,) х К. (6.6)

где: Ч3t, — численность занятых в году t;

ЧВt, — число вакансий в год t;

К — постоянный коэффициент выбытия активной час­ти основных производственных фондов.

Второй этап. Определяется возможное в прогнозируемом периоде выбытие рабочих мест в связи с банкротством предпри­ятий (ВБ). Расчет ведется по формуле:

ВБ,=(Ч31-Чtuз) х Jtуб / Tuн, (6.7)

где: Чtuз — накопленный в году t потенциал изменения числен­ности; Jty6. — доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий отрасли в году t; Тин — темп инфляции в году t.

В качестве условия на этом этапе принимается равенство чис­ленности работников на убыточных предприятиях средней чи­сленности на предприятии отрасли. Динамика доли убыточных предприятий определяется следующим образом:

Кtуб = Кt-1уб (1-1/Тtuн); (6.8)

Третий этап. Рассчитывается возможное избавление предпри­ятий отрасли от накопленного потенциала изменения числе­нности работников (Вtuз). Эта процедура осуществляется исходя из следующего соотношения:

Вtuз = Чtuз (1- Кtуб / Тtuн) х 100 х (100 – Тton / Тtuн), (6.9)

где: Чtuз — накопленный потенциал излишней численности в от­расли в году t; Тton — динамика объема производства в году t. Из данной формулы следует, что чем больше спад производства, тем быстрее предприятия отрасли избавляются от излишней численности работников. Для того чтобы избежать двойного счета рекомендуется из общей излишней численности работни­ков вычесть ту ее часть, которая обусловлена банкротством.

Четвертый этап. Определяется возможное выбытие рабочих мест по экономическим причинам (ВЭ). В этих целях исполь­зуется формула:

ВЭt = ВБt + Вtuз; (6.10)

Пятый этап. Рассчитывается показатель прироста потенциала из­лишней численности в прогнозируемом году (Чtuз), используемый, для характеристики изменения уровня скрытой безработицы в зависимости от темпов роста (спада) производства, темпов инфляции и выбытия излишней численности. Расчет ведется по формуле:

∆ Чtuз = ЧЗt - Чtuз – ВБt х Тton * Кэл – Вtuз – ВФt (6.11)

тогда:

Чtuз = Чt-1uз + DЧtuз (6.12)

где: Кэл — коэффициент эластичности роста скрытой безрабо­тицы в зависимости от динамики объемов производства.

Шестой этап. Рассчитывается величина ввода в действие но­вых рабочих мест. Он строится при допущении условия, со­гласно которому число вновь вводимых рабочих мест (ВИ) есть функция их стоимости, дифференцированная по отраслям на­циональной экономики и объемам капиталовложений.

ВИt = (Кtв / Сtрм + ВИt2 / Тtuн ) Кtсм, (6.13)

где: Ktв — капитальные вложения в отрасль в году t; Кtсм —
коэффициент сменности в отрасли в году t, Сtрм — стоимость ввода нового рабочего места в году t; ВИt2 / Тtuн — ввод рабо­чих мест за счет частных инвесторов в году t.

Седьмой (заключительный) этап. В расчетах используется сле­дующее балансовое соотношение между числом рабочих мест и числом вакансий:

Ч3t =ЧЗt-1 - ВФt –Вэt + ВИt -ЧВt; (6.14)

Если к полученным данным о численности рабочей силы добавить численность высвобождаемых из вооруженных сил, а также заня­тых на учебе с отрывом от производства и профессиональной под­готовки, в домашнем хозяйстве, то в совокупности получим вари­ант прогноза занятости и потенциальной рабочей силы. Разность между их общей численностью и занятыми в основных сферах и отраслях национальной экономики и на учебе с отрывом от про­изводства будет характеризовать численность безработных.

 

6.4 Стратегическое планирование развития социальной сферы

Стратегическое планирование развития системы образования в Российской Федерации ориентировано на реализацию главной цели политики в этой области, состоящей в удовлетворении потреб­ностей граждан России в образовании, гармоничном развитии личности и творческих способностей человека, повышении интеллектуального и культурного потенциала страны, с соблю­дением принципов равных стартовых условий при минималь­ных государственных гарантиях.

Ее достижению должно способствовать решение задач локаль­ного плана. К наиболее важным из них относятся:

Ø создание экономической базы для реального действия уже принятых законодательных актов;

Ø содействие развитию сети как государственных, так и негосу­дарственных образовательных учреждений;

Ø организация и обеспечение функционирования государствен­но-общественной системы качества и контроля деятельности образовательных учреждений всех типов (лицензирование, аттестация, аккредитация образовательных учреждений);

Ø введение в действие государственных образовательных стан­дартов, нормативов материально-технического обеспечения и финансирования учреждений и организаций системы образования, а также образовательно-профессиональных программ;

Ø развитие программно-целевого механизма управления и финан­сирования образования, поддержка региональных программ, уси­ление координации региональных и федеральных программ раз­
вития образования.

Плановые расчеты ведутся по всем структурным элементам системы образования России, а именно: дошкольном, общем, начальном и среднем профессиональном образовании, высшем, послевузовском и дополнительном образовании. При этом учи­тывается, что если, начиная с дошкольного и кончая высшим образованием, граждане России имеют право на бесплатное образование, то послевузовское и дополнительное образование предоставляется только за плату. В расчетах используются такие целевые показатели, как:

Ø количество образовательных учреждений всех типов;

Ø численность учащихся (студентов) образовательных учрежде­ний разбивкой по классам (курсам), по возрасту, специаль­ностями т. д.;

Ø прием и выпуск из учебных заведений;

Ø объемы площадей образовательных учреждений по функциональному назначению и некоторые другие.

При анализе состояния системы образования и постановке за­дач по ее развитию разработчики плановых документов при­меняют и расчетные показатели:

Ø обеспеченность (охват) детей дошкольными учреждениями, обеспеченность местами детей дошкольного возраста в дошко­льных учреждениях (на 1000 детей приходится мест);

Ø сменность работы школ, учебные площади в расчете на одного учащегося;

Ø численность студентов высших и средних специальных учеб­ных заведений в расчете на 10 000 населения;

Ø выпуск специалистов высших и средних специальных учебных
заведений в расчете на 10 000 населения и некоторые другие.

Стратегическое планирование развития культуры имеет своей главной целью материализацию намеченных в программе соци­альных реформ, мероприятий по сохранению и наращиванию культурного потенциала страны. В связи с переходом к рыноч­ному хозяйству смещаются акценты в регулировании сферы культуры. Внимание государства концентрируется на повыше­нии эффективности выделяемых учреждениям культуры фи­нансовых ресурсов, создании необходимых условии для их час­тичного самофинансирования, всемерной поддержки объектов, включенных в списки всемирного культурного и природного наследия и отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия Российской Федерации.

В процессе разработки прогнозов и программ развития культу­ры используются показатели, характеризующие:

Ø сеть культурно-просветительских учреждений (библиотек, до­мов культуры, парков культуры и отдыха, цирков, театров, му­зеев, и т.д.);

Ø обеспеченность населения их услугами.

Объемы финансирования культурно-просветительских учреж­дений зависят от динамики их сети и возможностей бюджетов всех уровней. Предусматривается:

Ø структурная перестройка сети учреждений культуры;

Ø передача субъектам федерации отдельных федеральных учреждений, связанных с непосредственным обслуживанием населения;

Ø содействие формированию и развитию системы негосударст­венных учреждений культуры;

Ø восстановление и реставрация памятников истории и культу­ры, исторических комплексов, заповедных территорий, фондов музеев, архивов и библиотек, укрепление их материально-технической базы.

Важнейшей социальной проблемой, которую приходится решать всем странам мира является охрана здоровья населения. Стратеги­ческие задачи планирования развития системы здравоохранения России определяются в настоящее время целями реформ в этой области.

Стратегическая цель реформирования здравоохранения со­стоит в улучшении качества медицинской помощи населению. Ее достижению должны способствовать такие структурные и фун­кциональные преобразования в системе здравоохранения, как:

Ø обеспечение устойчивости функционирования учреждений, здра­воохранения за счет изменения порядка и объемов финансиро­вания отрасли;

Ø придание приоритетного характера в государственной и муниципальной системах здравоохранения профилактическим мероприя­тиям по снижению заболеваемости и смертности, угроз возник­новения эпидемий, формированию здорового образа жизни;

Ø повышение эффективности использования финансовых, мате­риальных и кадровых ресурсов здравоохранения;

Ø защита прав на получение своевременной и качественной ме­дицинской помощи.

В процессе регулирования и стратегического планирования сис­темы здравоохранения должны учитываться общие условия, в рам­ках которых эта отрасль должна функционировать, а. именно:

Ø сохранение основных позиций государственной системы здра­воохранения;

Ø формирование конкурентной среды среди лечебно-профилак­тических учреждений независимо от форм собственности;

Ø использование рыночных механизмов регулирования и функ­ционирования отрасли.

При стратегическом планировании бесплатных услуг, связанных со здравоохранением, преимущество отдается развитию амбулаторно-поликлинической и санитарно-профилактической помощи, поскольку эти виды услуг предохраняют население от заболеваний. При определении основных показателей развития здравоохранения на плановый период привлекаются данные демографи­ческих прогнозов:

Ø о численности населения в планируемом периоде;

Ø его половозрастной структуре;

Ø сведения о состоянии здоровья населения;

Ø расчетные данные о действующей сети лечебно-профилакти­ческих, санаторно-профилактических, аптечных, санаторно-ку­рортных и оздоровительных учреждений, учреждений отдыха с разбивкой этих данных по формам собственности, городской и сельской местности.

Анализируются возможности отечественной и медицинской промышленности, уровень медицинского обслуживания по ре­гионам страны, определяются районы и виды лечебной помо­щи, которые должны получить преимущественное развитие в плановом периоде.

Основными показателями, используемыми в плановых расчетах являются: число больничных коек, эффективность их исполь­зования, количество врачебных должностей. "Больничная койка" и "врачебная должность" — исходные показа­тели для определения ассигнований, расходов медикаментов, обо­рудования, инвентаря, продуктов питания и других предметов снабжения, а также нормативов медицинского обеспечения. Обеспеченность населения больничными койками определяется на 10000 жителей на конец планируемого периода. Показателем сети амбулаторно-поликлинических учреждений является их мощность, измеряемая числом помещений в смену. Потребность населения в больничных койках для каждого субъекта Федерации рекомендуется определять по формуле:

, (6.15)

где: К — среднегодовое количество коек; Н — численность на­селения; Р — уровень госпитализации населения; П — среднее , число дней пребывания больного на койке; Д — число дней использования койки в году.

Число врачебных должностей на плановый период определяется по нормативам на принятые природы сети здравоохранения и численности населения с учетом ожидаемого наличия врачей, а базисного года — по занятым должностям (включая должно­сти, временно занятые средним медицинским персоналом). Для решения крупных стратегических проблем в области здра­воохранения федеральными и региональными органами власти разрабатываются целевые комплексные программы. Одной из таких программ федерального уровня, разработанной в по­следнее время и выделенной отдельной строкой в федеральном бюджете, является программа "Сахарный диабет" (1997—2005).

Важным компонентом уровня жизни населения является его обеспеченность услугами жилищно-коммунального хозяйства. В состав этой комплексной отрасли социальной сферы входят:

Ø жилищное хозяйство (жилищный фонд, гостиницы и т. п.);

Ø коммерческие предприятия и службы (водопровод, канализа­ция, бани, службы очистки города и т. п.);

Ø внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, такси и т. д.);

Ø энергетическое хозяйство (котельные, теплофикационные и газовые сети и т. п.);

Ø дорожно-мостовое хозяйство (тротуары, мосты и другие со­оружения).

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство России вступило в этап радикального реформирования. Его необходи­мость обусловлена, с одной стороны, огромной нагрузкой на бюджеты всех уровней дотирования услуг жилищно-комму­нальной сферы, а с другой — безадресной, по сути дела, сис­темой государственной поддержки населения.

В процессе стратегического планирования жилищного хозяй­ства используются следующие основные показатели:

Ø жилищный фонд, размер общей и жилой площади домов;

Ø размер нежилой площади, сдаваемой в аренду;

Ø оборудование жилищного фонда (водопровод, канализация, центральное отопление, ванны, газ, горячее водоснабжение);

Ø обеспеченность населения жильем;

Ø количество семей, состоящих на учете в местных органах ис­полнительной власти и на предприятиях для получения жилья и улучшения жилищных условий.

Повышение уровня обеспечения населения жильем решается несколькими путями:

Ø за счет средств федерального бюджета строится жилье, преду­смотренное соответствующими федеральными программами;

Ø средства местных органов власти используются для финанси­рования жилищного строительства, предназначенного для ма­лоимущих слоев населения;

Ø строительство жилья за счет средств населения, которому отво­дится возрастающая роль. В этих целях в Российской Федерации намечается, развертывание системы долгосрочного ипотечного кредитования. Его всемерному развитию должны будут способствовать следующие меры:

· предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жи­лищных условий за счет бюджетных средств, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья, компенса­ций, других форм безвозмездной помощи с целью частичного или полного погашения первого взноса при получении дол­госрочного кредита, выданного на коммерческих условиях;

· создание условий для широкого привлечения в сферу долго­срочного жилищного кредитования ресурсов банков, инди­видуальных институциональных инвесторов и доступа к этим средствам максимально возможного числа семей с це­лью финансирования приобретения жилы в собственность;

· использование на возвратной основе бюджетных средств в качестве дополнительных кредитных ресурсов для рефинан­сирования выделенных коммерческими банками правомоч­ных долгосрочных жилищных кредитов установленным ка­тегориям граждан.

Основными показателями развития городского транспорта являются: общий пробег подвижного состава и количество перевезенных пассажиров или пассажиро-километров. Вместе с тем, для характеристики развития городского транспорта рас­считываются также: среднее количество поездок в год на одно­го городского жителя, коэффициент использования подвижно­го состава, наполнение пассажиров на один машино-километр, отношение протяженности пути к общей длине улиц и количе­ство инвентарного подвижного состава на один километр путей.


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

7.1 Региональное планирование - важнейший элемент системы регионального управления

 

Очень важной предпосылкой успеха работы по региональному планированию является тщательное теоретическое обоснование применяемого подхода. Методологические основы процессов, происходящих в рамках любого проекта в области стратегических разработок, должны быть основаны на положениях и выводах из современных и инновационных теорий регионального развития, обсуждаемых на протяжении последних двадцати лет и сегодня являющихся практической основой большинства региональных концепций и стратегий.

Понятием, имеющим центральное значение в современной региональной политике, и, следовательно, одной из наиболее важных предпосылок всех подходов к региональному планированию, является устойчивость всех процессов развития.

Регион любого уровня, рассматриваемый в качестве хозяй­ственной системы, представляет собой часть территории страны, на которой формируется и развивается система свя­зей и зависимостей между предприятиями и организациями. В качестве основных объектов хозяйственного регулирования выступают регионы областного уровня (край, республика, автономная область, область), они являются субъектами Фе­дерации и обладают определенными полномочиями в эконо­мической, финансовой, правовой сфере, которыми не распо­лагают звенья более низкого уровня иерархии - города, районы, сельские населенные пункты. Вследствие этого имен­но этим звеньям региональной экономики присущи все при­знаки социально-экономической системы.

Следует заметить, что региональная экономика как мезо-уровень национальной экономики обладает рядом характер­ных признаков:

1. Региональная экономика, являясь элементом (подсисте­мой) национальной экономики, не может рассматриваться как изолированная ее часть.

2. Функционирование и развитие региональной эконо­мики в значительной мере определяется природно-климати­ческими факторами, что предполагает более сильную зави­симость уровня развития региона от природных факторов и состояния окружающей среды.

3. Хозяйство региона, являясь по сути комплексным, т. е. имея различные отрасли и производства, которые определен­ным образом взаимосвязаны между собой, вместе с тем спе­циализируется на тех или иных сферах деятельности.

В регионах как низовой сфере жизнедеятельности непо­средственно реализуется социально-экономическая политика государства, в них находит воплощение государственная стратегия. В этой св



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.012 с.)