Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональная инвестиционная политика как инструмент реализации стратегических целей развития региона

Поиск

 

В качестве важнейшего инструмента реализации стратегиче­ских целей социально-экономического развития региона сле­дует рассматривать региональную инвестиционную полити­ку. Содержание последней заключается в целенаправленной, научно обоснованной деятельности органов регионального управления по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплекс­ного социально-экономического развития региона.

Основные аспекты региональной инвестиционной поли­тики представлены на рис. 14.

Основные аспекты региональной инвестиционной политики Определение приоритетных проблем обеспече­ния жизнедеятельности региона, что обеспечи­вает увязку региональной инвестиционной политики с региональной социально-экономи­ческой политикой в целом, реализацию стратегических и тактических задач
Обоснование и выбор системы региональных стратегических и тактических целей инвестирования; определение эффективных способов их реализации
Обоснование и разработка системы мероприятий, направленных на привлечение на территорию региона средств отечественных и зарубежных инвесторов
Согласование региональной инвестиционной политики с федеральными структурами управ­ления
Формирование действенной системы контроля за ходом реализации мероприятий по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов

 

Рис. 14 Содержание региональной инвестиционной политики

Региональная стратегия инвестирования должна отвечать ряду требований, к важнейшим из которых следует отнести:

· обеспечение социальной ориентации инвестиций, что предполагает приоритет социальных проблем при выборе направлений и объемов инвестирования и приоритет социаль­ных и экологических факторов при оценке прогнозируемых результатов и последствий инвестирования;

· региональная ориентация инвестирования, что предпо­лагает приоритетное соблюдение региональных интересов в процессе принятия решений в сфере инвестиционной дея­тельности;

· активная позиция органов управления регионом в вопро­се подбора инвесторов.

Процесс обоснования, разработки и реализации региональ­ной инвестиционной политики представлен на рис. 15.

 
 

 

 

 


Рис. 15. Принципиальная схема процесса разработки и реа­лизации региональной инвестиционной политики

Практическое осуществление региональной инвестицион­ной политики в значительной мере определяется разработкой эффективного механизма ее реализации.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

8.1. Современная концепция стратегического планирования и управления развитием крупных городов

 

Особое, специфическое место в системе стратегического пла­нирования регионального развития занимает стратегическое планирование развития крупных городов и городских агло­мераций.

Проблема системного регулирования развития крупных городов и разработки стратегических планов их развития в условиях переходной экономики становится одной из исклю­чительно актуальных и в то же время недостаточно исследо­ванных экономических проблем. Кардинальные перемены, которые происходят в последние годы в городском развитии и внешних его условиях, столь динамичны и многоаспектны, что потребовалось их принципиально новое теоретико-методо­логическое осмысление, включая оценку вероятных перспек­тив их дальнейшего развития.

К настоящему времени в мировой практике формируется принципиально новый тип управления городами и их агломе­рациями, который не сводится к государственному, регио­нальному, муниципальному и тем более к местному само­управлению. Этот тип управления в специальной литературе получил название «управление крупной городской агло­мерацией» или «метрополитенское управление».

Следует заметить, что представление о смысле, целях и методах управления сложными социально-экономическими системами городского развития и их регулирование формиро­вались на протяжении достаточно длительного периода вре­мени, когда во всем мире менялись политические, экономиче­ские и организационные условия развития городов и, соответ­ственно, воззрения на самоуправление.

В нашей стране изучение социальных, экономических, демографических и прочих проблем развития городов наибо­лее активно осуществлялось в 80-е годы. Результатом такого рода исследований явилось:

· определение организационно-правовых предпосылок автономизации городского управления;

· достойное место в исследованиях академических и отраслевых институтов, вузов городской тематики;

· разработка методических рекомендаций по формирова­нию комплексных планов социально-экономического разви­тия городов и их районов, генеральных планов, районной планировки и схем расселения.

Однако в настоящее время ситуация существенно изме­нилась. Города, особенно крупные, превратились в центры общественно-политической и социальной напряженности, поскольку практически при той же (или даже большей) концентрации населения резко сокращаются традиционные бюджетные источники финансирования социальной сферы. Принципиально обновились формы, методы и объекты город­ского управления.

Одновременно с этим получила законодательное закрепле­ние идея территориальной самостоятельности и местного самоуправления, в значительной мере повысилась ответствен­ность городских властей за гарантирование населению соот­ветствующих социальных благ, свобод и др.

Особый интерес в настоящее время представляют как достаточно стабильные отраслевые блоки социально-экономической структуры горо­да, так и динамично изменяющиеся внешние условия функ­ционирования этих блоков, а также не менее динамичные отношения между ними. Регулирование всех этих процессов можно успешно осуществлять лишь на основе использования системного подхода.

Процесс организации управления и планирования соци­ально-экономического развития городов требует соблюдения ряда принципиальных требований:

1. Крупные города и городские агломерации, являясь сложными объектами управления и планирования, в значи­тельной мере предопределяют организационные структуры и механизмы управления ими. В соответствии с этим необходи­мо всесторонне и глубоко изучать особенности городов и городских агломераций как объектов управления и планиро­вания. В этой связи представляется целесообразным создать специальную науку о городах и сформировать собственно городское управление. Последнее, в свою очередь, требует разработки новых подходов к городу как исходному пункту для реформирования городского управления и планирования.

2. Открытость и широта функций крупных городов и городских агломераций требует решения проблем определе­ния их границ как объектов управления. Они должны рассма­триваться в качестве целостного объекта, относительно авто­номной социально-эколого-экономической системы. В этой связи исключительно важное значение приобретает выявле­ние реальных социально-пространственных структур круп­ного города и городской агломерации как ключевое условие организации внутригородских институциональных структур управления.

Для современных крупных городов характерна достаточно сложная элементарно-предметная структура, которая отлича­ется своеобразным переплетением как минимум четырех типов структур (рис. 16). В результате этого формируется своеобразная многослойная полиструктура крупного города и городской агломерации, состоящая из взаимосвязанных функционально-отраслевых и других многомерных блоков общей социально-экономической структуры города (напри­мер, инвестиционно-строительный комплекс).

Рис. 16. Полиструктура современного крупного города


В этом случае результативное воздействие на изменение параметров рас­сматриваемой полиструктуры города или городской агломе­рации возможно либо в форме жесткого административного управления каждым ее элементом, либо в виде изменения условий функционирования полисистемы города в целом, оп­ределяющих содержание и возможные перемены в поведении (экономическом, социальном, экологическом и т. д.) каждого элемента и их совокупностей.

Такой подход получил название «концепции системного регулирования функционально-про­странственного развития крупного города». Системность та­кого подхода к управлению крупным городом и городской агломерацией состоит как в одновременном воздействии на полисистему города нескольких взаимосвязанных регулято­ров (правовых, экономических и прочих), так и в ориентации этого воздействия на внутриструктурные отношения. Такая концепция предполагает разработку и практическое исполь­зование специальных механизмов, адекватных особенностям современных социально-эколого-экономических систем круп­ных городов и городских агломераций. В специальной литера­туре такие механизмы получили название «системные регу­ляторы».

3. Плодотворное и эффективное управление и планирова­ние социально-экономического развития крупных городов и городских агломераций требует, чтобы объект наиболее полно и всесторонне отражался в субъекте управления и плани­рования.

4. Структура крупного города и городской агломерации как объектов достаточно сложной природы является иерархичной. Современные крупнейшие города обладают 6-11-уровневой реальной социально-пространственной орга­низацией. Эта иерархичность вызывает необходимость аде­кватной иерархии управления. Вместе с тем мировой опыт уп­равления выработал оптимум, ограниченный преимуществен­но 3-5 уровнями институциональной организации городского управления. Соблюдение указанного принципа требует изучения реальной иерархии города, организации постоянно­го мониторинга функций как города в целом, так и отдельных уровней его социально-пространственной структуры. Следует заметить, что поскольку каждый крупный город является уникальным в своем развитии, постольку для успешного и эффективного управления его развитием необходимо изучать происходящие в нем процессы. В этой связи простое и непро­думанное копирование организационных структур управле­ния просто лишено всякого смысла.

Особое место в мировой теории и практике управления городами отводится управлению городскими агломерациями. К настоящему времени сформировалось в основном три типа управления агломерацией:

1) Ассоциативный (координационный) тип управления городской агломерацией предполагает, что органы власти всех городов и поселков, входящих в ее состав, решают общие проблемы развития городской агломерации на основе создан­ной ими ассоциации. Этот тип управления наиболее распро­странен в настоящее время, но отличается достаточно низкой эффективностью.

2) Промежуточный тип управления городской агломера­цией предусматривает, что государство законодательно за­крепляет за главным городом агломерации ряд приоритетов в решении общих проблем развития агломерации и выборе ме­ханизмов управления ею.

3) Комплексный тип управления городской агломерацией представляется наиболее перспективным, поскольку предпо­лагает обеспечение единства действий органов распорядитель­ной и исполнительной власти городской агломерации.

5. Управление и планирование развития крупных городов как сложных социально-эколого-экономических систем должно основываться на разработке специальных управлен­ческих механизмов, сочетающих внешние (государственные) механизмы управления и собственно городские механизмы управления. Такое ранжирование механизмов управления имеет важное значение для крупных городов, выполняющих реальные общегосударственные экономические и пространст­венно-коммуникационные функции. Последнее позволит соз­дать основу для договорных и прочих отношений в системе «город - государство».

6. Необходимость обоснования и разработки ресурсного, правового и информационного обеспечения механизмов уп­равления социально-экономическим развитием крупного города и городской агломерации.


8.2 Содержание процесса организации управления и планирования развития крупных городов.

 

Особое место в системе стратегического планирования регионального развития занимает стратегическое планиро­вание развития крупных городов и городских агломераций.

Процесс организации планирования социально-эконо­мического развития городов требует соблюдения ряда прин­ципиальных требований:

1. Крупные города, являясь сложными объектами управ­ления и планирования, в значительной мере предопределяют организационные структуры и механизмы управления ими. В соответствии с этим необходимо всесторонне и глу­боко изучать особенности городов.

2. Открытость и широта функций крупных городов требует решения проблем определения их границ как объектов управления. Они должны рассматриваться в качестве цело­стного объекта, относительно автономной социально-эколого-экономической системы.

3. Плодотворное и эффективное управление и планиро­вание социально-экономического развития крупных горо­дов требует, чтобы объект наиболее полно и всесторонне отражался в субъекте управления и планирования.

4. Структура крупного города и городской агломерации как объектов достаточно сложной природы является иерархичной, что вызывает необходимость адекватной иерархии управления.

5. Управление и планирование развития крупных горо­дов как сложных социально-эколого-экономических систем должно основываться на разработке специальных управлен­ческих механизмов, сочетающих внешние (государствен­ные) механизмы управления и собственно городские меха­низмы управления.

Стратегическое планирование городского развития ста­новится наиболее эффективным методом обеспечения вы­сокой конкурентоспособности городов в условиях растущей конкуренции и усиливающейся глобализации экономики как в Европе, так и в мире в целом.

Стратегическое планирование характеризуется рядом своеобразных подходов.

1. Само понятие стратегического планирования трактуется достаточно вольно и широко. Это относится прежде всего к временному горизонту планов, которые могут как охватывать ближайшие 2-3 года, так и выходить за рамки десятилетия. Широкая трактовка стратегического планиро­вания состоит в том, что она означает не столько разработку определенного «типового» плана, сколько объединение всевозможных плановых, управленческих и организационных инициатив и программы местных властей в рамках движения к достижению стратегической цели.

2. Многообразные разработки стратегических планов, проектов и подходов пока не имеют в своей основе единой научной методологии. Города ищут свой путь, формулируя рамочные методологические принципы и методические под­ходы, определяющие стратегию развития.

3. При разработке стратегии развития города используют разнообразные организационные принципы и формы, поэтому в городах создаются совершенно новые, с функциональной точки зрения, органы, часто - регионального уров­ня, с новыми задачами и особым типом сотрудничества как с общественным, так и с частным сектором.

4. Активное участие граждан становится фактором, объ­единяющим многообразные подходы, и ведущим принци­пом городского стратегического планирования.

5. Важной характеристикой стратегического планирова­ния городов является глубокий учет местной специфики при определении целей и задач долгосрочных преобразований.

Механизм стратегического планирования развития го­рода включает в себя три ключевых уровня[9]:

Ø Собственная экономическая стратегия (в узком смыс­ле) — выраженное документально представление о желае­мом будущем состоянии экономики города и о системе мер и ресурсов, используемых властями города для приближе­ния этого будущего.

Ø Стратегический план экономического развития — ком­плект документов, включающий собственно стратегию и бло­ки документов по ее реализации, набор стратегических про­грамм и проектов и двухгодичный план мероприятий под­разделений местной власти по реализации экономической стратегии.

Ø Механизм стратегического управления (экономиче­ская стратегия как процесс) — система стратегических документов, рассматриваемая в совокупности с организаци­онными структурами и процедурами.

Структура стратегического плана развития города не может быть полностью унифицирована и должна быть кон­кретизирована применительно к конкретному городу.

В качестве главных целей государственной социально-экономической политики по отношению к городам и город­ским агломерациям можно назвать следующие:

· геополитические цели, связанные с осуществлением экономического контроля, присутствием государства в каждом городе, стимулированием хозяйственного освоения территорий городов;

· создание и поддержание благоприятных условий для активизации экономических связей города с внешней по отношению к нему средой;

· формирование в городах благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности;

· содействие формированию в каждом крупном городе собственной экономической базы для решения задач со­циального развития;

· преодоление существенных различий в качестве жизни населения между крупными городами, обеспечение дос­тижения в каждом из них уровня минимальных соци­альных стандартов;

· содействие в создании в каждом городе благоприятных условий для наиболее рационального использования его ресурсного потенциала с целью реализации общегосу­дарственных задач.

Стратегическое планирование развития города осуще­ствляется в три этапа:

1) определение долгосрочных перспектив социально-экономического развития города;

2) разработка комплекса мероприятий по осуществле­нию принятой стратегии развития города;

3) контроль и выявление основных проблем в процессе реализации стратегии развития города.

По своей сути стратегическое планирование развития города является нормативным (целевым), т. е. постулиру­ется желательное состояние города или цели его развития, а затем выявляются причины, условия и факторы, препят­ствующие достижению желательного состояния города или целей его развития.

Коротко цикл стратегического планирования экономического развития региона или города можно представить в следующем виде:
Определение целей развития.

1. Анализ внешней среды развития региона или города.

2. Определение сильных и слабых сторон региона или города.

3. Использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ.

4. Разработка концепции развития.

5. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

6. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Интересен опыт других стран в достижении эффективности и результативности развития регионов страны. Так, в США один из наиболее широко используемых источников информации - Ежегодная статистическая карта штатов (Annual Report Card of the States). Она разрабатывается некоммерческой консультативной фирмой - Корпорацией по содействию предпринимательству (Corporation for Enterprist Development), расположенной в Вашингтоне. Все штаты классифицируются по десяткам показателей (от темпа роста безработицы до уровня преступности), а данные сводятся в индексы. Штаты соревнуются между собой за хорошее место в статистической карте. Если их относительная позиция сдвигается вниз, то при очередном представлении ежегодной статистики в апреле администрации штатов обычно пытаются найти пути улучшения своего положения. Статистическая карта дает количественную оценку четырех обобщенных индексов:

1) экономической эффективности - рост занятости, доходы, уровень бедности, экологические и социальные условия;

2) деловой жизнеспособности - капиталовложения, темпы появления и закрытия предприятий, рост торгового сектора;

3) потенциала роста, включающего средний образовательный уровень рабочей силы, количество исследований, проводимых в местных университетах, и развитие местной инфраструктуры;

4) налогово-фискального, измеряющего тяжесть и обоснованность местных налогов.

Как правило, ни у одного региона не могут быть хорошими сразу все эти показатели, однако их оценка в сравнении с другими сообществами есть первый шаг к определению лучшей стратегии в будущем. Такая статистическая карта, показывающая, как много различных факторов, присущих определенному сообществу, играют важную роль в принятии экономических решений, была бы полезна и для России.


III СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ УРОВНЕ

 

РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.48 (0.015 с.)