Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Региональная инвестиционная политика как инструмент реализации стратегических целей развития регионаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В качестве важнейшего инструмента реализации стратегических целей социально-экономического развития региона следует рассматривать региональную инвестиционную политику. Содержание последней заключается в целенаправленной, научно обоснованной деятельности органов регионального управления по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития региона. Основные аспекты региональной инвестиционной политики представлены на рис. 14.
Рис. 14 Содержание региональной инвестиционной политики Региональная стратегия инвестирования должна отвечать ряду требований, к важнейшим из которых следует отнести: · обеспечение социальной ориентации инвестиций, что предполагает приоритет социальных проблем при выборе направлений и объемов инвестирования и приоритет социальных и экологических факторов при оценке прогнозируемых результатов и последствий инвестирования; · региональная ориентация инвестирования, что предполагает приоритетное соблюдение региональных интересов в процессе принятия решений в сфере инвестиционной деятельности; · активная позиция органов управления регионом в вопросе подбора инвесторов. Процесс обоснования, разработки и реализации региональной инвестиционной политики представлен на рис. 15.
Рис. 15. Принципиальная схема процесса разработки и реализации региональной инвестиционной политики Практическое осуществление региональной инвестиционной политики в значительной мере определяется разработкой эффективного механизма ее реализации. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ 8.1. Современная концепция стратегического планирования и управления развитием крупных городов
Особое, специфическое место в системе стратегического планирования регионального развития занимает стратегическое планирование развития крупных городов и городских агломераций. Проблема системного регулирования развития крупных городов и разработки стратегических планов их развития в условиях переходной экономики становится одной из исключительно актуальных и в то же время недостаточно исследованных экономических проблем. Кардинальные перемены, которые происходят в последние годы в городском развитии и внешних его условиях, столь динамичны и многоаспектны, что потребовалось их принципиально новое теоретико-методологическое осмысление, включая оценку вероятных перспектив их дальнейшего развития. К настоящему времени в мировой практике формируется принципиально новый тип управления городами и их агломерациями, который не сводится к государственному, региональному, муниципальному и тем более к местному самоуправлению. Этот тип управления в специальной литературе получил название «управление крупной городской агломерацией» или «метрополитенское управление». Следует заметить, что представление о смысле, целях и методах управления сложными социально-экономическими системами городского развития и их регулирование формировались на протяжении достаточно длительного периода времени, когда во всем мире менялись политические, экономические и организационные условия развития городов и, соответственно, воззрения на самоуправление. В нашей стране изучение социальных, экономических, демографических и прочих проблем развития городов наиболее активно осуществлялось в 80-е годы. Результатом такого рода исследований явилось: · определение организационно-правовых предпосылок автономизации городского управления; · достойное место в исследованиях академических и отраслевых институтов, вузов городской тематики; · разработка методических рекомендаций по формированию комплексных планов социально-экономического развития городов и их районов, генеральных планов, районной планировки и схем расселения. Однако в настоящее время ситуация существенно изменилась. Города, особенно крупные, превратились в центры общественно-политической и социальной напряженности, поскольку практически при той же (или даже большей) концентрации населения резко сокращаются традиционные бюджетные источники финансирования социальной сферы. Принципиально обновились формы, методы и объекты городского управления. Одновременно с этим получила законодательное закрепление идея территориальной самостоятельности и местного самоуправления, в значительной мере повысилась ответственность городских властей за гарантирование населению соответствующих социальных благ, свобод и др. Особый интерес в настоящее время представляют как достаточно стабильные отраслевые блоки социально-экономической структуры города, так и динамично изменяющиеся внешние условия функционирования этих блоков, а также не менее динамичные отношения между ними. Регулирование всех этих процессов можно успешно осуществлять лишь на основе использования системного подхода. Процесс организации управления и планирования социально-экономического развития городов требует соблюдения ряда принципиальных требований: 1. Крупные города и городские агломерации, являясь сложными объектами управления и планирования, в значительной мере предопределяют организационные структуры и механизмы управления ими. В соответствии с этим необходимо всесторонне и глубоко изучать особенности городов и городских агломераций как объектов управления и планирования. В этой связи представляется целесообразным создать специальную науку о городах и сформировать собственно городское управление. Последнее, в свою очередь, требует разработки новых подходов к городу как исходному пункту для реформирования городского управления и планирования. 2. Открытость и широта функций крупных городов и городских агломераций требует решения проблем определения их границ как объектов управления. Они должны рассматриваться в качестве целостного объекта, относительно автономной социально-эколого-экономической системы. В этой связи исключительно важное значение приобретает выявление реальных социально-пространственных структур крупного города и городской агломерации как ключевое условие организации внутригородских институциональных структур управления. Для современных крупных городов характерна достаточно сложная элементарно-предметная структура, которая отличается своеобразным переплетением как минимум четырех типов структур (рис. 16). В результате этого формируется своеобразная многослойная полиструктура крупного города и городской агломерации, состоящая из взаимосвязанных функционально-отраслевых и других многомерных блоков общей социально-экономической структуры города (например, инвестиционно-строительный комплекс).
Рис. 16. Полиструктура современного крупного города В этом случае результативное воздействие на изменение параметров рассматриваемой полиструктуры города или городской агломерации возможно либо в форме жесткого административного управления каждым ее элементом, либо в виде изменения условий функционирования полисистемы города в целом, определяющих содержание и возможные перемены в поведении (экономическом, социальном, экологическом и т. д.) каждого элемента и их совокупностей. Такой подход получил название «концепции системного регулирования функционально-пространственного развития крупного города». Системность такого подхода к управлению крупным городом и городской агломерацией состоит как в одновременном воздействии на полисистему города нескольких взаимосвязанных регуляторов (правовых, экономических и прочих), так и в ориентации этого воздействия на внутриструктурные отношения. Такая концепция предполагает разработку и практическое использование специальных механизмов, адекватных особенностям современных социально-эколого-экономических систем крупных городов и городских агломераций. В специальной литературе такие механизмы получили название «системные регуляторы». 3. Плодотворное и эффективное управление и планирование социально-экономического развития крупных городов и городских агломераций требует, чтобы объект наиболее полно и всесторонне отражался в субъекте управления и планирования. 4. Структура крупного города и городской агломерации как объектов достаточно сложной природы является иерархичной. Современные крупнейшие города обладают 6-11-уровневой реальной социально-пространственной организацией. Эта иерархичность вызывает необходимость адекватной иерархии управления. Вместе с тем мировой опыт управления выработал оптимум, ограниченный преимущественно 3-5 уровнями институциональной организации городского управления. Соблюдение указанного принципа требует изучения реальной иерархии города, организации постоянного мониторинга функций как города в целом, так и отдельных уровней его социально-пространственной структуры. Следует заметить, что поскольку каждый крупный город является уникальным в своем развитии, постольку для успешного и эффективного управления его развитием необходимо изучать происходящие в нем процессы. В этой связи простое и непродуманное копирование организационных структур управления просто лишено всякого смысла. Особое место в мировой теории и практике управления городами отводится управлению городскими агломерациями. К настоящему времени сформировалось в основном три типа управления агломерацией: 1) Ассоциативный (координационный) тип управления городской агломерацией предполагает, что органы власти всех городов и поселков, входящих в ее состав, решают общие проблемы развития городской агломерации на основе созданной ими ассоциации. Этот тип управления наиболее распространен в настоящее время, но отличается достаточно низкой эффективностью. 2) Промежуточный тип управления городской агломерацией предусматривает, что государство законодательно закрепляет за главным городом агломерации ряд приоритетов в решении общих проблем развития агломерации и выборе механизмов управления ею. 3) Комплексный тип управления городской агломерацией представляется наиболее перспективным, поскольку предполагает обеспечение единства действий органов распорядительной и исполнительной власти городской агломерации. 5. Управление и планирование развития крупных городов как сложных социально-эколого-экономических систем должно основываться на разработке специальных управленческих механизмов, сочетающих внешние (государственные) механизмы управления и собственно городские механизмы управления. Такое ранжирование механизмов управления имеет важное значение для крупных городов, выполняющих реальные общегосударственные экономические и пространственно-коммуникационные функции. Последнее позволит создать основу для договорных и прочих отношений в системе «город - государство». 6. Необходимость обоснования и разработки ресурсного, правового и информационного обеспечения механизмов управления социально-экономическим развитием крупного города и городской агломерации. 8.2 Содержание процесса организации управления и планирования развития крупных городов.
Особое место в системе стратегического планирования регионального развития занимает стратегическое планирование развития крупных городов и городских агломераций. Процесс организации планирования социально-экономического развития городов требует соблюдения ряда принципиальных требований: 1. Крупные города, являясь сложными объектами управления и планирования, в значительной мере предопределяют организационные структуры и механизмы управления ими. В соответствии с этим необходимо всесторонне и глубоко изучать особенности городов. 2. Открытость и широта функций крупных городов требует решения проблем определения их границ как объектов управления. Они должны рассматриваться в качестве целостного объекта, относительно автономной социально-эколого-экономической системы. 3. Плодотворное и эффективное управление и планирование социально-экономического развития крупных городов требует, чтобы объект наиболее полно и всесторонне отражался в субъекте управления и планирования. 4. Структура крупного города и городской агломерации как объектов достаточно сложной природы является иерархичной, что вызывает необходимость адекватной иерархии управления. 5. Управление и планирование развития крупных городов как сложных социально-эколого-экономических систем должно основываться на разработке специальных управленческих механизмов, сочетающих внешние (государственные) механизмы управления и собственно городские механизмы управления. Стратегическое планирование городского развития становится наиболее эффективным методом обеспечения высокой конкурентоспособности городов в условиях растущей конкуренции и усиливающейся глобализации экономики как в Европе, так и в мире в целом. Стратегическое планирование характеризуется рядом своеобразных подходов. 1. Само понятие стратегического планирования трактуется достаточно вольно и широко. Это относится прежде всего к временному горизонту планов, которые могут как охватывать ближайшие 2-3 года, так и выходить за рамки десятилетия. Широкая трактовка стратегического планирования состоит в том, что она означает не столько разработку определенного «типового» плана, сколько объединение всевозможных плановых, управленческих и организационных инициатив и программы местных властей в рамках движения к достижению стратегической цели. 2. Многообразные разработки стратегических планов, проектов и подходов пока не имеют в своей основе единой научной методологии. Города ищут свой путь, формулируя рамочные методологические принципы и методические подходы, определяющие стратегию развития. 3. При разработке стратегии развития города используют разнообразные организационные принципы и формы, поэтому в городах создаются совершенно новые, с функциональной точки зрения, органы, часто - регионального уровня, с новыми задачами и особым типом сотрудничества как с общественным, так и с частным сектором. 4. Активное участие граждан становится фактором, объединяющим многообразные подходы, и ведущим принципом городского стратегического планирования. 5. Важной характеристикой стратегического планирования городов является глубокий учет местной специфики при определении целей и задач долгосрочных преобразований. Механизм стратегического планирования развития города включает в себя три ключевых уровня[9]: Ø Собственная экономическая стратегия (в узком смысле) — выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии экономики города и о системе мер и ресурсов, используемых властями города для приближения этого будущего. Ø Стратегический план экономического развития — комплект документов, включающий собственно стратегию и блоки документов по ее реализации, набор стратегических программ и проектов и двухгодичный план мероприятий подразделений местной власти по реализации экономической стратегии. Ø Механизм стратегического управления (экономическая стратегия как процесс) — система стратегических документов, рассматриваемая в совокупности с организационными структурами и процедурами. Структура стратегического плана развития города не может быть полностью унифицирована и должна быть конкретизирована применительно к конкретному городу. В качестве главных целей государственной социально-экономической политики по отношению к городам и городским агломерациям можно назвать следующие: · геополитические цели, связанные с осуществлением экономического контроля, присутствием государства в каждом городе, стимулированием хозяйственного освоения территорий городов; · создание и поддержание благоприятных условий для активизации экономических связей города с внешней по отношению к нему средой; · формирование в городах благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности; · содействие формированию в каждом крупном городе собственной экономической базы для решения задач социального развития; · преодоление существенных различий в качестве жизни населения между крупными городами, обеспечение достижения в каждом из них уровня минимальных социальных стандартов; · содействие в создании в каждом городе благоприятных условий для наиболее рационального использования его ресурсного потенциала с целью реализации общегосударственных задач. Стратегическое планирование развития города осуществляется в три этапа: 1) определение долгосрочных перспектив социально-экономического развития города; 2) разработка комплекса мероприятий по осуществлению принятой стратегии развития города; 3) контроль и выявление основных проблем в процессе реализации стратегии развития города. По своей сути стратегическое планирование развития города является нормативным (целевым), т. е. постулируется желательное состояние города или цели его развития, а затем выявляются причины, условия и факторы, препятствующие достижению желательного состояния города или целей его развития. Коротко цикл стратегического планирования экономического развития региона или города можно представить в следующем виде: 1. Анализ внешней среды развития региона или города. 2. Определение сильных и слабых сторон региона или города. 3. Использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ. 4. Разработка концепции развития. 5. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии. 6. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения. Интересен опыт других стран в достижении эффективности и результативности развития регионов страны. Так, в США один из наиболее широко используемых источников информации - Ежегодная статистическая карта штатов (Annual Report Card of the States). Она разрабатывается некоммерческой консультативной фирмой - Корпорацией по содействию предпринимательству (Corporation for Enterprist Development), расположенной в Вашингтоне. Все штаты классифицируются по десяткам показателей (от темпа роста безработицы до уровня преступности), а данные сводятся в индексы. Штаты соревнуются между собой за хорошее место в статистической карте. Если их относительная позиция сдвигается вниз, то при очередном представлении ежегодной статистики в апреле администрации штатов обычно пытаются найти пути улучшения своего положения. Статистическая карта дает количественную оценку четырех обобщенных индексов: 1) экономической эффективности - рост занятости, доходы, уровень бедности, экологические и социальные условия; 2) деловой жизнеспособности - капиталовложения, темпы появления и закрытия предприятий, рост торгового сектора; 3) потенциала роста, включающего средний образовательный уровень рабочей силы, количество исследований, проводимых в местных университетах, и развитие местной инфраструктуры; 4) налогово-фискального, измеряющего тяжесть и обоснованность местных налогов. Как правило, ни у одного региона не могут быть хорошими сразу все эти показатели, однако их оценка в сравнении с другими сообществами есть первый шаг к определению лучшей стратегии в будущем. Такая статистическая карта, показывающая, как много различных факторов, присущих определенному сообществу, играют важную роль в принятии экономических решений, была бы полезна и для России. III СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ УРОВНЕ
РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.48 (0.015 с.) |