Опыт реализации национальных стратегий в странах развивающейся экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт реализации национальных стратегий в странах развивающейся экономики



 

Как правило, развивающиеся страны, ориентировавшиеся на экономическую стратегию СССР, увеличивали государственный сектор в экономике и приступали к разработке перспективных планов. Этим странам было сложней, чем СССР, так как им нужно было учитывать баланс интересов внутри страны, степень зависимости экономики от ввозимых ресурсов и иностранного капитала. Понятно, что на этом пути они делали ошибки. Рассмотрим эволюцию послевоенного развития некоторых крупных развивающихся стран Латинской Америки, Азии и КНР.

Бразилия. После второй мировой войны в Бразилии создается крупный государственный сектор. Курс был взят на индустриализацию, на превращение аграрной страны в супердержаву. С этой целью разрабатываются пятилетние планы. На рубеже 60-70-х гг. темпы экономического роста составили 10-15% и приоритетным направлением становится ядерная энергетика. Нерешенность проблем внутреннего ценообразования определила недостаточность уровня внутренних накоплений. Важнейшие средства инвестирования — инфляция, рост государственного долга.

«Бразильское чудо» было сорвано энергетическим кризисом 70-х гг. Являясь крупным импортером нефти, Бразилия из-за повышения учетных ставок в США была вынуждена интенсивно использовать иностранные кредиты в середине 70-х гг. К 80-м гг. резко увеличивается ее внешний и внутренний государственный долг. Уровень инфляции в 1983 г. превысил 100%. Совместно с МВФ в 1983-1984 гг. разрабатывается программа финансовой стабилизации, усиливающая зависимость Бразилии от иностранного капитала.

В конце 80-х гг. в Бразилии наблюдаются низкие темпы экономического роста, увеличение дефицита бюджета, замораживание цен и заработной платы, увеличение импорта для поддержки внутренних цен. Вынужденной экономической стратегией Бразилии становится рост внешних заимствований и согласование национальной экономической политики с МВФ. В 90-х гг. в стране проводится денежная реформа с замораживанием цен, повышаются налоги, отменяются субсидии, осуществляется приватизация государственного сектора и либерализуется внешняя торговля. За годы реформ значительно выросла безработица, на 1/4 снизилась покупательная способность заработной платы и увеличилось социальное расслоение. На долю 10% самых богатых приходится 51% национального дохода Бразилии.

Чили. В 1970 г. с избранием Альенде быстрыми темпами стала осуществляться национализация собственности на средства производства, на долю которой стало приходиться до 70% ВВП. Проблема безработицы смягчилась, но чтобы справиться с выкупом акций у частников, был запущен печатный станок и набирала высокие темпы инфляция. Зависимость экономики Чили от внешних факторов и недовольство граждан — все это было использовано для установления в 1973 г. военного режима, реализующего рекомендации МВФ по «шоковой терапии». Модель рассматривается как успешное явление, рекомендуемое другим развивающимся странам и бывшим социалистическим странам.

Экономической стратегией государства становится полное открытие национальной экономики иностранным интересам. С этой целью осуществляется приватизация государственной собственности и обеспечивается господство рыночной стихии в экономике. В результате институциональных преобразований спад производства достиг уровня 50-х гг., вырос бюджетный дефицит и внешняя задолженность. Для рекламы модели все покрывалось кредитами США. Лишь в конце 70-х гг. в Чили сумели сдержать инфляцию.

За период 1974-1989 гг. среднегодовой прирост в Чили составил 3,1%, а по Латинской Америке — 4%. За этот период большой урон был нанесен ее природным ресурсам — исчезла морская фауна, нерационально использовался лес. Уменьшились конкурентные сезонные преимущества Чили из-за прогресса генной инженерии и биотехнологии по производству синтетических продуктов и укрепления способности развитых стран к самообеспечению сельскохозяйственной продукцией. Автоматизация производства в развитых странах уменьшает преимущества недорогой рабочей силы Чили на внешнем рынке. За счет отчуждения национальной собственности осуществляется выплата процентов по иностранному долгу. Иностранные капиталы не гарантируют повышения эффективности экономики, так как они сводятся к приобретению уже существующих предприятий.

Опыт применения стратегии показал, что недоразвитый капитализм сохраняется между двумя полюсами — международной интеграцией и социальной дезинтеграцией внутри страны, выразившейся в углублении неравенства, росте бедности, извращении ценностей, подъеме своекорыстной конкуренции и эгоизма. Корректировка экономического курса Чили началась в 80-х гг. Был введен государственный контроль на товары первой необходимости, за движением капиталов, внешней торговлей, и стали оказывать поддержку сельскому хозяйству. В 90-х гг. в результате повышения координирующей деятельности государства уменьшилась безработица. По мнению ряда чилийских сенаторов, «следует перестать бояться таких слов, как планирование, приоритеты государства».

Мексика. В 50-х гг. экономисты Мексики ориентировались на латиноамериканскую теорию экономического роста, согласно которой индустриализация способна обеспечить независимость Латинской Америки. В соответствии с этой теорией расширялось государственное влияние на экономику и в 60-е гг. Мексика из отсталой аграрной страны превратилась в аграрно-индустриальное государство.

После обнаружения в 1977 г. новых нефтяных месторождений страна стала экспортером нефти. Экономической стратегией Мексики становится заимствование крупных внешних кредитов для инвестирования денег в экспортоориентированные предприятия. В результате увеличивался государственный долг, ухудшалось положение предприятий, ориентированных на внутренний рынок. С середины 70-х гг. до 1983 г. ее платежный баланс хронически пассивен. В связи с кризисом внешней задолженности в 1983-1984 гг. страна резко сократила затраты на импорт и достигла положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса, но баланс движения капиталов был сведен с пассивным сальдо в 1 млрд. долл. Чистый отток за границу прибылей от иностранных инвестиций и уплата процентов по внешней задолженности достигли 12,3 млрд. долл.

Начиная с 1986 г. Мексика проводит политику открытой экономики и приватизации государственного сектора. В результате импортной экспансии с национального рынка вытесняется отечественная продукция, что неблагоприятно сказалось на производстве. Падение курсов акций и банкротство производителей, ориентированных на внутренний рынок, высокие темпы инфляции из-за роста цен на импорт снижали жизненный уровень. Вырос внешнеторговый дефицит, покрываемый за счет внешних источников, и увеличились расходы по обслуживанию государственного долга. Государство сокращало расходы, замораживало заработную плату и обостряло тем самым социальные проблемы.

В структуре иностранных инвестиций стали преобладать портфельные инвестиции, идущие не на развитие производства, а на финансовые спекуляции, что создавало угрозу бегства денег в любой момент. Падение курса доллара в 1994 г. вызвало крах на американском рынке облигаций. Учреждение на рынке долгосрочных выгодных ставок побудило ранее выгодные мексиканские вложения устремиться в США. Кризис оказался неожиданным для Мексики. Поддержка фиксированного курса мексиканского песо стала невозможной. Боясь угрозы сокращения притока иностранных инвестиций, правительство повысило процентные ставки по государственным облигациям. Для создания видимости благополучия США открыли кредит, и на выборах победил кандидат от правящей партии, что означало продолжение курса реформ. После этого банкиры объявили о значительном снижении уровня валютных резервов и банк Мексики, прекративший интервенции на валютном рынке, провел девальвацию песо почти на 50%.

Для выхода из кризиса в Мексике была заморожена заработная плата, что, учитывая рост цен, привело к реальному ее сокращению на 1/3, были сокращены государственные расходы. Началось массовое банкротство предприятий автомобилестроения, рост уровня безработицы. Опасаясь разрастания кризиса, международные организации предоставили 50 млрд. долл. для привлечения портфельных инвестиций в экономику Мексики. При этом были выдвинуты требования по продолжению приватизации и сокращению государственных расходов, обеспечению кредиторов полной информацией о стране и распоряжения американской стороной счетами, куда поступали доходы от экспорта мексиканской нефти. Привлечение новых инвестиций для укрепления песо ведет к увеличению государственного долга и последующей его девальвации. Усиливается неравномерность в распределении богатств. Если в 1984 г. на беднейшую часть населения приходилось 16% национального дохода, то в 1994 — 21%. Меньшинство страны все более зависит от США, а большинство все более страдает от кризисов.

Мексика входит в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), в интернациональный блок НАФТА (США, Канада, Мексика).

Китай. В экономической политике Китая после окончания Второй ми­ровой войны следует выделить несколько этапов. В 1949 г. выбор социалистического строя обусловил проведение преобразований в формах собственности и реализацию курса на индустриализа­цию страны. В 1950-е гг. в стране проводилась политика «большо­го скачка», направленная на строительство коммунизма и дости­жение уровня экономического развития передовых стран в крот­чайшие сроки. «Культурная революция» в Китае, проводившаяся с 1967 г., нанесла огромный вред экономике. Были разгромлены партийные и государственные органы, репрессиям подверглись тысячи технических специалистов, что дезорганизовало хозяй­ственную жизнь в стране. Модель основывалась на приоритете развития сельского хозяйства и жесткой центральной власти. Благодаря труду крестьян были построены ирригационные кана­лы и расчищены большие участки земли для промышленного земледелия. Однако это не ликвидировало отставание сельского хозяйства, в котором производительность труда за годы «культур­ной революции» снизилась почти в 2 раза. Промышленное про­изводство также значительно сократилось. В стране назрели очень серьезные социально-политические проблемы. В начале 70-х гг. после провозглашения победы «культурной революции» экономическая политика проводилась в соответствии с положе­нием об «особом пути» индустриализации Китая. При этом отри­цалось значение товарно-денежных отношений, замораживались внешнеэкономические связи, признавалась только государствен­ная форма собственности. Китай превратился в автаркическое государство. После смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) Китай сменил курс экономического развития.

В 1978 г. Центральный Комитет Коммунистической партии Китая пришел к выводу о необходимости проведения в стране преобразований, «подобных революции». Идеологом новых пре­образований был Дэн Сяопин. Основная цель реформ — превра­тить Китай в богатое демократическое социалистическое государ­ство с ВВП на душу населения в год на уровне среднеразвитых стран мира (10 тыс. долл.).

Переход к товарному производству осуществлялся, опираясь на историко-культурные и экономико-политические традиции. В конце 1970-х гг. реформы проходили под лозунгом «Плановая экономика - главное, рыночное регулирование — вспомогатель­ное». В 1984-1990 гг. официальной моделью преобразований было провозглашение создания системы социалистического то­варного хозяйства. Центральное место занимала реформа цено­образования, предусматривающая переход к свободному регули­рованию цен на потребительские товары.

Вначале 1990-х гг. усилилась ориентация реформ на переход к рыночной экономике: поддержка развития многоукладности экономики при господстве общественной собственности. КНР — страна, в которой сохраняются и переплетаются все известные истории технологические способы производства. Реформирование государственных предприятий включает расширение прав предприятий при сохранении за государством права собственности на их имущество, а также акционирование предприятий, за исключением предприятий оборонных отрас­лей, добычи редких металлов. Государство в Китае исторически сложилось как высшая общность народа во главе с сильным ли­дером. Государственная собственность — основная форма, все ос­тальные формы собственности имеют право на существование лишь в той мере, в какой они способствуют росту экономической и военной мощи государства.

В Китае существует четкое разделение на экономику города и экономику деревни. Создание института частной собственности затруднено дефицитом пахотных площадей (на душу населения в КНР приходится 0,09 га пахотной земли), пере­населенностью, низким уровнем социально-экономического развития деревни, вековыми устоями крестьянской жизни.

Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого об­щества к открытому в расчете на приток иностранного капитала в страну для модернизации и развития промышленного произво­дства. Была разрешена социальная миграция населения. Внут­ренняя миграция в Китае в 2002 г. составляла 145 млн чел., или 8,5% всего населения страны.

Огромную роль в реализации реформ в Китае играла полити­ка правительства по привлечению ПИИ, которые интегрировавшись в национальную экономику, способствовали росту и дивер­сификации промышленного производства, стимулировали раз­витие экспорта. С 1992-2002 гг. накопленная сумма иностранных инвестиций увеличилась в 7 раз и достигла почти 570 млрд долл. (77% приходится на ПИИ). Существенная часть прибыли, полу­ченной на предприятиях с участием иностранного капитала, ре­инвестировалась в экономику Китая.

Для стимулирования инвестиционных процессов по реше­нию китайского правительства в Приморских районах созданы четыре особые экономические зоны: Шанхай, Чжухай, Шаньтод, Хайкоу, 14 прибрежных городов и портов открыты для ПИИ из Гонконга, Тайваня и США. Западные инвесторы получили воз­можность выхода на крупные внутренние рынки Китая и терри­тории с большим количеством рабочей силы, квалифицирован­ным техническим составом, развитой инфраструктурой и не­большими предприятиями.

В 1990 г. была введена новая корпоративная политика, всту­пили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиционные потоки ПИИ из Японии, США и Западной Европы.

Совместные предприятия в приоритетных отраслях экономи­ки получили особые льготы (освобождение от уплаты налогов на два-пять лет, снижение подоходного налога в 2 раза). Для Китая характерно создание совместных акционерных предприятий с иностранным участием. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия с участием иностранного капитала оборудованием, технологиями и финансированием, китайская сторона — инфра­структурой, трудовыми ресурсами и местными хозяйственными связями.

Согласно законодательству технологии и ноу-хау, предостав­ляемые зарубежной стороной, должны быть передовыми и соот­ветствовать нуждам страны. Китайские власти предписывают иностранным инвесторам приобретать сырье и производствен­ные материалы, топливо и вспомогательное оборудование у мест­ных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. Это помогает государству накапливать валют­ные резервы.

В последнее время в Китае возрастает число предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Раньше их можно было соз­давать только в особых экономических зонах. Начиная с 1986 г. такие предприятия распространились практически по всему Ки­таю. Подобные фирмы, как правило экспортно-ориентирован­ные, применяют новейшие технологии и современное оборудо­вание. По закону они пользуются защитой от национализации и экспроприации, но вместе с тем не должны наносить вред общест­венным и государственным интересам Китая.

Новые реалии, связанные с присоединением Китая к ВТО в 2001 г., нашли отражение в десятом пятилетнем плане социально-экономического развития КНР на 2001—2005 гг. Десятая пятилетка отражает качественно новый подход китайского руководства к курсу реформ в условиях глобализации мировой экономики, и особенно «экономике знаний», на основе новейших достижений информационно-технологической революции. Акцент делается на переход от экстенсивных к интенсивным факторам роста.

Новая пятилетка предстает первым в истории китайских ре­форм планом развития Китая как члена ВТО. Это обстоятельство со всеми его плюсами и минусами, возможностями и угрозами для китайской экономики позволяет говорить о новом этапе эко­номического развития, в который вступил Китай в XXI столетии.

Таким образом, независимо от степени «привлекательности» разных идей в разных странах, алгоритм макроэкономической политики должен быть выбор эффективной стратегии национального (субрегионального) развития, нацеленной на устойчивое повышение уровня жизни и сглаживание социального неравенства стран-членов интеграции.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

3.1 Зарубежный опыт стратегического планирования и управления

В последние годы во многих промышленно развитых странах достаточно четко наметилась тенденция перехода к стратегической форме индикативного планирования. Дан­ная форма планирования в полной мере отвечает принци­пам целевого планирования, а также современным услови­ям и тенденциям развития мировой экономики.

В работе «Школы стратегий»[7] авторы выделяют десять основных школ.

1. Школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления (Ф. Селзник, А. Д. Чандлер, С. Р. Кристенсен, К. Эндрюс, Дж. Л. Боуэр, Р. Г. Хамермеш, М. Портер).

Представители этой школы (проектирования, конструирования, моделирования) являются авторами методики проведения SWOT-анализа. В общем случае школа дизай­на разработала модель формирования стратегии развития предприятия как достижение соответствия внутренних и внешних возможностей его развития.

В рамках данной школы было разработано несколько моделей, которые отличались между собой лишь в деталях, а не в фундаментальных принципах построения. Основной базовой моделью стратегического планирования принято считать модель Гарвардской школы бизнеса.

Согласно этой модели процесс стратегического планирования представля­ет собой некую точку пересечения выявленных возможно­стей и угроз внешней деловой окружающей среды, которые выражаются в форме ключевых факторов успеха, и сильных и слабых сторон ресурсного потенциала фирмы, выражен­ных в отличительных способностях к развитию.

Вполне понятно, что возможности внешней деловой ок­ружающей среды могут быть востребованы за счет реализа­ции сильных сторон ресурсного потенциала предприятия. В свою очередь, необходимо выявить угрозы внешней ок­ружающей деловой среды, а слабые стороны ресурсного по­тенциала свести к минимуму.

Школа дизайна предложила весьма интересный подход к формированию системы оценки стратегий:

1. Последовательность: стратегия развития предприятия не должна содержать противоречивых целей и программ.

2. Согласованность: стратегия должна предусматривать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения.

3. Преимущество: стратегия должна обеспечивать воз­можности для творчества и/или поддержки конкурентного преимущества в избранной сфере деятельности.

4. Осуществляемость: стратегия не должна предусматривать чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и не должна вести к возникновению неразрешимых проблем.

2. Школа планирования: формирование стратегии как формальный процесс (И. Ансофф, П. Лоранж, Д. Стейнер, Д. Шендель, С. Хофер, Р. Акофф).

Эта школа возникла практически одновремен­но со школой дизайна и признает большинство исходных положений этой школы. Ее зарождение связано с опублико­ванием работы И. Ансоффа «Корпоративная стратегия».

Модель формирования стратегического плана, предло­женная И. Ансоффом, имеет два принципиальных отличия от модели Гарвардской группы. Во-первых, И. Ансофф вво­дит в процесс стратегического планирования понятие фор­мализованных целей в отличие от неявно выраженных цен­ностей высшего руководства в модели Гарвардской группы. Во-вторых, он предпринял попытку описания процесса стра­тегического планирования в виде определенной формали­зованной блок-схемы, которая предполагает подробную разработку списка факторов, учитываемых в процессе приня­тия решений и расставляемых в приоритетном порядке с приданием им весовых коэффициентов, а также различных диаграмм и правил выбора той или иной альтернативы.

Согласно этой модели процесс стратегического плани­рования начинается с определения первоначальных целей развития предприятия, которые являются реакцией на внешние сегменты. В соответствии с этими целями прово­дятся анализ и оценка ресурсного потенциала предприятия и внешней деловой окружающей среды. Целью такого рода анализа является выявление возможностей для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проник­новению на рынки сбыта и диверсификации производства.

3. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс (М. Портер, Р. Кац, Б. Джеймс, Дж. Куини). Школа возникает с появлением зна­менательной работы М. Портера «Конкурентная стратегия», которую следует рассматривать в качестве значительного прорыва в теории стратегического планирования. Сформу­лированные в ней общие стратегии конкуренции до настоя­щего времени считаются многими исследователями в облас­ти стратегического планирования наиболее работоспособ­ными инструментами в практической деятельности совре­менных фирм.

Существенным вкладом в теорию стратегического пла­нирования можно считать разработку цепочки ценностей М. Портера, который установил, что на каждом этапе хозяй­ственной деятельности формируются свои ценности, кото­рые признаются и оплачиваются потребителями. Он обос­новал принципы появления конкурентных преимуществ предприятия, которые формируются путем создания на ка­ждом этапе своих ценностей.

4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения (Й. Шумпетер, А. Коул, К Найт). Школарассматривает разработ­ку стратегии развития фирмы не как коллективный процесс, а как индивидуальное творчество ее руководителя. Сторон­ники данной школы считают, что развитие фирмы в полной мере зависит от диктата индивида.

Представители школы предпринимательства считают, что ключевым фактором, обеспечивающим успешное раз­витие фирмы, является персонализированное руководство, основывающееся на стратегическом предвидении.

Содержание школы предпринимательства раскрывают следующие принципиальные положения.

1. Стратегия развития любой фирмы существует в соз­нании ее руководителя в виде своеобразной перспективы, а именно — интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего фирмы.

2. Процесс формирования стратегии развития фирмы базируется на жизненном опыте и интуиции ее руководите­ля, независимо от того, рождается идея стратегии в его соз­нании или он воспринимает ее извне.

3. Для стратегического предвидения характерна гиб­кость, а предпринимательская стратегия является одновре­менно и продуманной, и неожиданно возникающей.

4. Предпринимательскую организацию отличает гиб­кость, поскольку она представляет собой относительно про­стую структуру, которая достаточно чутко реагирует на ука­зания своего руководителя.

5. Предпринимательская стратегия в определенной мере защищена от влияния прямой конкуренции в рыночной нише.

5. Когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс (М. Лайлс, Р. К. Регер, Э. Хафф, Г. То­мас, Г. Саймон, С. Макридакис). Когнитивная школа (школа познания) рассматривает построение стратегии как ментальный процесс. Представи­тели данной школы, опираясь на когнитивную психологию, анализируют стратегический процесс с точки зрения позна­вательных способностей человека.

В рамках данной школы можно выделить два вполне самостоятельных направления. Первое направление трак­тует формирование стратегии как попытку создания некой объективной картины мира. Второе направление, основы­ваясь на субъективности процесса познания, рассматрива­ет стратегию как интерпретацию мира.

Большинство представителей когнитивной школы счи­тают, что каждый стратег обладает своим индивидуальным когнитивным стилем, на который значительное влияние оказывает коллективная система обработки информации, называемая организацией.

6. Школа обучения: формирование стратегии как раз­вивающийся процесс (Р. Дапьер, Ч. Линдблом, Г. Рэпп, Дж. Куини, Р. Нельсон, С. Уинтер). Школа рассматривает процесс разработки стра­тегии развития фирмы как развивающийся процесс. Содер­жание данной школы раскрывают следующие важнейшие положения.

1. Выработку стратегии развития фирмы следует рас­сматривать как форму процесса обучения.

2. Процедура обучения должна носить развивающийся характер, через поведение, которое способствует ретроспек­тивному мышлению, направленному на осмысление пред­принимавшихся действий.

3. Стратегические инициативы реализуются теми, у кого имеются способности и ресурсы для обучения.

4. Удачные инициативы в процессе разработки страте­гии формируют опыт деятельности, который может пере­расти в определенную схему, т. е. развивающуюся стратегию.

5. Роль руководителя фирмы заключается в том, чтобы управлять процессом стратегического обучения там, где могут развиваться новые стратегии.

6. По мнению представителей школы обучения, страте­гии первоначально появляются как схемы действий из прошлого, которые затем превращаются в планы на будущее.

7. Школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров (А. Макмиллан, Д. Сарразин, Э. Петтигрю, Дж. Боуер, Й. Доза). Школа власти трактует процесс разработки стратегии развития фирмы как процесс переговоров. Стратегия раз­вития организации в этом случае носит спонтанный харак­тер. Властные структуры рассматривают процесс разработ­ки стратегии как взаимодействие, основывающееся на ме­тодах убеждения и переговоров, а в отдельных случаях и прямой конфронтации.

8. Школа культуры: формирование стратегии как кол­лективный процесс (Д. Джонсон, Дж. Спендер, К. Рот, Д. Рикс, Ф. Ригер). Эта школасформировалась в сфере стратегиче­ского управления благодаря успехам японских корпораций. Согласно представлениям школы культуры процесс форми­рования стратегии рассматривается как процесс социально­го взаимодействия, основанный на общих для членов орга­низации убеждениях и понимании. Верования каждого ин­дивида представляют собой результат процессов приобще­ния к определенной культуре или социализации. Культура, включая идеологию, содействует не стратегическим изме­нениям, а сохранению текущей стратегии.

Представители школы культуры ввели понятие «стра­тегических ресурсов», обеспечивающих получение устойчи­вых выгод в условиях конкуренции.

9. Школа внешней среды: формирование стратегии как ренактивный процесс (М. Ханнан, Дж. Фримен, У. Эстли, К. Оливер). Школа отводит организации пассивную роль, заключающуюся в реакции на происходящие во внеш­нем окружении события. Формирование стратегии в дан­ном случае представляет собой некий процесс отражения. По своему содержанию школа внешней среды основывает­ся на «теории ситуационных факторов», которая описыва­ет взаимосвязи между конкретными измерениями окруже­ния и определенными признаками организации. Организа­ция при этом должна адекватно реагировать на изменения внешнего окружения.

10. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации (П. Хандавалла, Д. Миллер, П. Фризен, Р. Майлс, К. Сноу). Школа описывает последовательную реа­лизацию стратегии внутри устойчивых состояний, нарушаемых действием случайных факторов. Для этих целей в рам­ках рассматриваемой школы анализируется взаиморасположение различных данных организации в определенных условиях и рассматривается временная последовательность смены различных состояний развития организации.

Представители школы конфигурации предложили вы­делить определенные стадии в развитии организации: раз­вития, стабильности, адаптации, борьбы, революции.

Большинство представителей школы конфигурации рассматривают перемены в организации как квантовый ска­чок, который означает одновременное изменение множест­ва организационных компонентов. Причем при квантовом скачке изменения являются «революционными», т. е. мгно­венными. Такой подход предполагает, что организации по­очередно устраняют силы, которые противостоят то изме­нениям, то последовательному выполнению действий. Дру­гими словами, организация фактически предпринимает по­пытку совершить скачок в новое устойчивое положение, с новым набором стратегий, структур и принципов культу­ры, т. е. с новой конфигурацией.

Первые из трех представленных школ (дизайна, плани­рования и позиционирования) носят предписывающий ха­рактер, раскрывая то, как должны разрабатываться страте­гии. Следующие шесть школ рассматривают специфические аспекты процесса формирования стратегии. Их сторонников интересуют не столько предписания идеального стратегиче­ского поведения, сколько описание реальных процессов раз­работки стратегий. Последняя школа, школа конфигурации, стремится объединить разрозненные элементы — процесс построения стратегии, содержание стратегии, организацион­ную структуру и ее окружение — в отдельные, последователь­но составляющие жизненный цикл организации стадии.

3.2 Схема формирования системы стратегического планирования и управления

Как показала зарубежная практика, стратегическое планирование ориентируется на активные действия, чаще является долгосрочным, касается совокупности множества проблем, акцентирует внимание на оптимальном удовлетворении потребностей местного сообщества, содействует достижению общественного консенсуса по региональным и муниципальным проблемам.[8]

Применение стратегического плана обеспечивает местному руководству ряд бесспорных преимуществ. Стратегическое планирование содействует координации деятельности различных местных институтов. Интеграция планирования капиталовложений, финансового планирования и составления текущего бюджета в единый стратегический план позволяет всесторонне оценить влияние деятельности властей на экономику и качество жизни населения.

Стратегический план может стать источником такой информации, которая позволит на местах выработать свою позицию в отношении плана местного развития. Стратегический план (как источник информации) должен помочь всем частным компаниям, действующим в регионе, принимать собственные обоснованные стратегические решения, учитывающие долгосрочные цели и основные направления политики региональных и городских властей.

Весь процесс планирования можно разделить на две основные стадии: 1) разработку стратегии (стратегическое планирование) и 2) опреде­ление тактики реализации выработанной стратегии (оператив­ное, или, что тоже самое, тактическое планирование). Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов (см. рис. 4):

Рис. 4 Деятельность по планированию

 

Ø процесс составления планов, или непосредственный процесс пла­нирования, то есть принятие решений о будущих целях объекта и способах их достижения. В результате процесса пла­нирования возникает система планов;

Ø деятельность по осуществлению плановых решений. Ее результа­том выступают реальные показатели работы объекта;

Ø контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также соз­дание предпосылок для корректировки действий объекта в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль — по­следний этап плановой деятельности, его значение чрезвычай­но велико, поскольку контроль определяет эффективность планового процесса.

Таким образом, непосредственный процесс планирования:

Ø является первым этапом общей плановой деятельности объекта;

Ø требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставлен­ным целям, они могут быть обойдены. Это было бы невозможным, если рассматривать планирование как процеду­ру, включающую простую последовательность операций по со­ставлению планов, смысл которой в том, что одно событие должно обязательно произойти вслед за другим. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предпи­санные им функции, а действуют творчески и способны к из­менению характера действия, если этого потребуют обстоятельства.

Непосредственный процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом (рис 5):

 

Рис. 5. Процесс планирования

Ø на первом этапе фирма:

§ проводит исследование внешней и внутренней среды;

§ определяет главные компоненты внутренней среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение;

§ проводит сбор и отслеживание информации об этих компо­нентах;

§ оценивает реальное положение объекта;

§ составляет прогнозы будущего состояния среды;

Исследование среды деятельности объекта включает (рис. 6).

Ø на втором этапе объект устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: образ в будущем (видение), миссию, комплекс общих целей. Иногда этап форми­рования целей предшествует анализу среды;

Ø третий этап. Проводится стратегический анализ: сравнивают­ся цели (желаемые показатели) и результаты исследо­ваний факторов внешней и внутренней среды (ограничиваю­щих достижение желаемых показателей), определяется разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии;

Ø четвертый этап. Производится выбор одной из альтернатив­ных стратегий и ее проработка;

Ø пятый этап. Подготавливается окончательный вариант стратегического плана деятельности объекта;

Ø шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся средне­срочные планы и программы;

Ø седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования разрабатываются годичные пла­ны и проекты;

Ø восьмой и девятый этапы. Не являются стадиями непосредственно­го процесса планирования. Тем не менее, они определяют предпо­сылки для создания новых планов, которые должны учитывать:

§ что удалось сделать, реализуя свои планы;

§ каков разрыв между плановыми показателями и фактиче­ским выполнением.

В целом процесс непосредственного планирования представля­ет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов, их реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформули­рованию плана) связью.

 



3.3 Стратегический план и его виды

 

Результатом процесса планирования выступает система планов. План включает в себя основные показатели деятельности, ко­торые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план — это набор инструкций для менеджеров, опи­сывающих, какую роль каждое подразделение объекта должно играть в процессе достижения ее целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.078 с.)