Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт реализации национальных стратегий в странах развивающейся экономики↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как правило, развивающиеся страны, ориентировавшиеся на экономическую стратегию СССР, увеличивали государственный сектор в экономике и приступали к разработке перспективных планов. Этим странам было сложней, чем СССР, так как им нужно было учитывать баланс интересов внутри страны, степень зависимости экономики от ввозимых ресурсов и иностранного капитала. Понятно, что на этом пути они делали ошибки. Рассмотрим эволюцию послевоенного развития некоторых крупных развивающихся стран Латинской Америки, Азии и КНР. Бразилия. После второй мировой войны в Бразилии создается крупный государственный сектор. Курс был взят на индустриализацию, на превращение аграрной страны в супердержаву. С этой целью разрабатываются пятилетние планы. На рубеже 60-70-х гг. темпы экономического роста составили 10-15% и приоритетным направлением становится ядерная энергетика. Нерешенность проблем внутреннего ценообразования определила недостаточность уровня внутренних накоплений. Важнейшие средства инвестирования — инфляция, рост государственного долга. «Бразильское чудо» было сорвано энергетическим кризисом 70-х гг. Являясь крупным импортером нефти, Бразилия из-за повышения учетных ставок в США была вынуждена интенсивно использовать иностранные кредиты в середине 70-х гг. К 80-м гг. резко увеличивается ее внешний и внутренний государственный долг. Уровень инфляции в 1983 г. превысил 100%. Совместно с МВФ в 1983-1984 гг. разрабатывается программа финансовой стабилизации, усиливающая зависимость Бразилии от иностранного капитала. В конце 80-х гг. в Бразилии наблюдаются низкие темпы экономического роста, увеличение дефицита бюджета, замораживание цен и заработной платы, увеличение импорта для поддержки внутренних цен. Вынужденной экономической стратегией Бразилии становится рост внешних заимствований и согласование национальной экономической политики с МВФ. В 90-х гг. в стране проводится денежная реформа с замораживанием цен, повышаются налоги, отменяются субсидии, осуществляется приватизация государственного сектора и либерализуется внешняя торговля. За годы реформ значительно выросла безработица, на 1/4 снизилась покупательная способность заработной платы и увеличилось социальное расслоение. На долю 10% самых богатых приходится 51% национального дохода Бразилии. Чили. В 1970 г. с избранием Альенде быстрыми темпами стала осуществляться национализация собственности на средства производства, на долю которой стало приходиться до 70% ВВП. Проблема безработицы смягчилась, но чтобы справиться с выкупом акций у частников, был запущен печатный станок и набирала высокие темпы инфляция. Зависимость экономики Чили от внешних факторов и недовольство граждан — все это было использовано для установления в 1973 г. военного режима, реализующего рекомендации МВФ по «шоковой терапии». Модель рассматривается как успешное явление, рекомендуемое другим развивающимся странам и бывшим социалистическим странам. Экономической стратегией государства становится полное открытие национальной экономики иностранным интересам. С этой целью осуществляется приватизация государственной собственности и обеспечивается господство рыночной стихии в экономике. В результате институциональных преобразований спад производства достиг уровня 50-х гг., вырос бюджетный дефицит и внешняя задолженность. Для рекламы модели все покрывалось кредитами США. Лишь в конце 70-х гг. в Чили сумели сдержать инфляцию. За период 1974-1989 гг. среднегодовой прирост в Чили составил 3,1%, а по Латинской Америке — 4%. За этот период большой урон был нанесен ее природным ресурсам — исчезла морская фауна, нерационально использовался лес. Уменьшились конкурентные сезонные преимущества Чили из-за прогресса генной инженерии и биотехнологии по производству синтетических продуктов и укрепления способности развитых стран к самообеспечению сельскохозяйственной продукцией. Автоматизация производства в развитых странах уменьшает преимущества недорогой рабочей силы Чили на внешнем рынке. За счет отчуждения национальной собственности осуществляется выплата процентов по иностранному долгу. Иностранные капиталы не гарантируют повышения эффективности экономики, так как они сводятся к приобретению уже существующих предприятий. Опыт применения стратегии показал, что недоразвитый капитализм сохраняется между двумя полюсами — международной интеграцией и социальной дезинтеграцией внутри страны, выразившейся в углублении неравенства, росте бедности, извращении ценностей, подъеме своекорыстной конкуренции и эгоизма. Корректировка экономического курса Чили началась в 80-х гг. Был введен государственный контроль на товары первой необходимости, за движением капиталов, внешней торговлей, и стали оказывать поддержку сельскому хозяйству. В 90-х гг. в результате повышения координирующей деятельности государства уменьшилась безработица. По мнению ряда чилийских сенаторов, «следует перестать бояться таких слов, как планирование, приоритеты государства». Мексика. В 50-х гг. экономисты Мексики ориентировались на латиноамериканскую теорию экономического роста, согласно которой индустриализация способна обеспечить независимость Латинской Америки. В соответствии с этой теорией расширялось государственное влияние на экономику и в 60-е гг. Мексика из отсталой аграрной страны превратилась в аграрно-индустриальное государство. После обнаружения в 1977 г. новых нефтяных месторождений страна стала экспортером нефти. Экономической стратегией Мексики становится заимствование крупных внешних кредитов для инвестирования денег в экспортоориентированные предприятия. В результате увеличивался государственный долг, ухудшалось положение предприятий, ориентированных на внутренний рынок. С середины 70-х гг. до 1983 г. ее платежный баланс хронически пассивен. В связи с кризисом внешней задолженности в 1983-1984 гг. страна резко сократила затраты на импорт и достигла положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса, но баланс движения капиталов был сведен с пассивным сальдо в 1 млрд. долл. Чистый отток за границу прибылей от иностранных инвестиций и уплата процентов по внешней задолженности достигли 12,3 млрд. долл. Начиная с 1986 г. Мексика проводит политику открытой экономики и приватизации государственного сектора. В результате импортной экспансии с национального рынка вытесняется отечественная продукция, что неблагоприятно сказалось на производстве. Падение курсов акций и банкротство производителей, ориентированных на внутренний рынок, высокие темпы инфляции из-за роста цен на импорт снижали жизненный уровень. Вырос внешнеторговый дефицит, покрываемый за счет внешних источников, и увеличились расходы по обслуживанию государственного долга. Государство сокращало расходы, замораживало заработную плату и обостряло тем самым социальные проблемы. В структуре иностранных инвестиций стали преобладать портфельные инвестиции, идущие не на развитие производства, а на финансовые спекуляции, что создавало угрозу бегства денег в любой момент. Падение курса доллара в 1994 г. вызвало крах на американском рынке облигаций. Учреждение на рынке долгосрочных выгодных ставок побудило ранее выгодные мексиканские вложения устремиться в США. Кризис оказался неожиданным для Мексики. Поддержка фиксированного курса мексиканского песо стала невозможной. Боясь угрозы сокращения притока иностранных инвестиций, правительство повысило процентные ставки по государственным облигациям. Для создания видимости благополучия США открыли кредит, и на выборах победил кандидат от правящей партии, что означало продолжение курса реформ. После этого банкиры объявили о значительном снижении уровня валютных резервов и банк Мексики, прекративший интервенции на валютном рынке, провел девальвацию песо почти на 50%. Для выхода из кризиса в Мексике была заморожена заработная плата, что, учитывая рост цен, привело к реальному ее сокращению на 1/3, были сокращены государственные расходы. Началось массовое банкротство предприятий автомобилестроения, рост уровня безработицы. Опасаясь разрастания кризиса, международные организации предоставили 50 млрд. долл. для привлечения портфельных инвестиций в экономику Мексики. При этом были выдвинуты требования по продолжению приватизации и сокращению государственных расходов, обеспечению кредиторов полной информацией о стране и распоряжения американской стороной счетами, куда поступали доходы от экспорта мексиканской нефти. Привлечение новых инвестиций для укрепления песо ведет к увеличению государственного долга и последующей его девальвации. Усиливается неравномерность в распределении богатств. Если в 1984 г. на беднейшую часть населения приходилось 16% национального дохода, то в 1994 — 21%. Меньшинство страны все более зависит от США, а большинство все более страдает от кризисов. Мексика входит в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), в интернациональный блок НАФТА (США, Канада, Мексика). Китай. В экономической политике Китая после окончания Второй мировой войны следует выделить несколько этапов. В 1949 г. выбор социалистического строя обусловил проведение преобразований в формах собственности и реализацию курса на индустриализацию страны. В 1950-е гг. в стране проводилась политика «большого скачка», направленная на строительство коммунизма и достижение уровня экономического развития передовых стран в кротчайшие сроки. «Культурная революция» в Китае, проводившаяся с 1967 г., нанесла огромный вред экономике. Были разгромлены партийные и государственные органы, репрессиям подверглись тысячи технических специалистов, что дезорганизовало хозяйственную жизнь в стране. Модель основывалась на приоритете развития сельского хозяйства и жесткой центральной власти. Благодаря труду крестьян были построены ирригационные каналы и расчищены большие участки земли для промышленного земледелия. Однако это не ликвидировало отставание сельского хозяйства, в котором производительность труда за годы «культурной революции» снизилась почти в 2 раза. Промышленное производство также значительно сократилось. В стране назрели очень серьезные социально-политические проблемы. В начале 70-х гг. после провозглашения победы «культурной революции» экономическая политика проводилась в соответствии с положением об «особом пути» индустриализации Китая. При этом отрицалось значение товарно-денежных отношений, замораживались внешнеэкономические связи, признавалась только государственная форма собственности. Китай превратился в автаркическое государство. После смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) Китай сменил курс экономического развития. В 1978 г. Центральный Комитет Коммунистической партии Китая пришел к выводу о необходимости проведения в стране преобразований, «подобных революции». Идеологом новых преобразований был Дэн Сяопин. Основная цель реформ — превратить Китай в богатое демократическое социалистическое государство с ВВП на душу населения в год на уровне среднеразвитых стран мира (10 тыс. долл.). Переход к товарному производству осуществлялся, опираясь на историко-культурные и экономико-политические традиции. В конце 1970-х гг. реформы проходили под лозунгом «Плановая экономика - главное, рыночное регулирование — вспомогательное». В 1984-1990 гг. официальной моделью преобразований было провозглашение создания системы социалистического товарного хозяйства. Центральное место занимала реформа ценообразования, предусматривающая переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Вначале 1990-х гг. усилилась ориентация реформ на переход к рыночной экономике: поддержка развития многоукладности экономики при господстве общественной собственности. КНР — страна, в которой сохраняются и переплетаются все известные истории технологические способы производства. Реформирование государственных предприятий включает расширение прав предприятий при сохранении за государством права собственности на их имущество, а также акционирование предприятий, за исключением предприятий оборонных отраслей, добычи редких металлов. Государство в Китае исторически сложилось как высшая общность народа во главе с сильным лидером. Государственная собственность — основная форма, все остальные формы собственности имеют право на существование лишь в той мере, в какой они способствуют росту экономической и военной мощи государства. В Китае существует четкое разделение на экономику города и экономику деревни. Создание института частной собственности затруднено дефицитом пахотных площадей (на душу населения в КНР приходится 0,09 га пахотной земли), перенаселенностью, низким уровнем социально-экономического развития деревни, вековыми устоями крестьянской жизни. Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества к открытому в расчете на приток иностранного капитала в страну для модернизации и развития промышленного производства. Была разрешена социальная миграция населения. Внутренняя миграция в Китае в 2002 г. составляла 145 млн чел., или 8,5% всего населения страны. Огромную роль в реализации реформ в Китае играла политика правительства по привлечению ПИИ, которые интегрировавшись в национальную экономику, способствовали росту и диверсификации промышленного производства, стимулировали развитие экспорта. С 1992-2002 гг. накопленная сумма иностранных инвестиций увеличилась в 7 раз и достигла почти 570 млрд долл. (77% приходится на ПИИ). Существенная часть прибыли, полученной на предприятиях с участием иностранного капитала, реинвестировалась в экономику Китая. Для стимулирования инвестиционных процессов по решению китайского правительства в Приморских районах созданы четыре особые экономические зоны: Шанхай, Чжухай, Шаньтод, Хайкоу, 14 прибрежных городов и портов открыты для ПИИ из Гонконга, Тайваня и США. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая и территории с большим количеством рабочей силы, квалифицированным техническим составом, развитой инфраструктурой и небольшими предприятиями. В 1990 г. была введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиционные потоки ПИИ из Японии, США и Западной Европы. Совместные предприятия в приоритетных отраслях экономики получили особые льготы (освобождение от уплаты налогов на два-пять лет, снижение подоходного налога в 2 раза). Для Китая характерно создание совместных акционерных предприятий с иностранным участием. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия с участием иностранного капитала оборудованием, технологиями и финансированием, китайская сторона — инфраструктурой, трудовыми ресурсами и местными хозяйственными связями. Согласно законодательству технологии и ноу-хау, предоставляемые зарубежной стороной, должны быть передовыми и соответствовать нуждам страны. Китайские власти предписывают иностранным инвесторам приобретать сырье и производственные материалы, топливо и вспомогательное оборудование у местных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. Это помогает государству накапливать валютные резервы. В последнее время в Китае возрастает число предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Раньше их можно было создавать только в особых экономических зонах. Начиная с 1986 г. такие предприятия распространились практически по всему Китаю. Подобные фирмы, как правило экспортно-ориентированные, применяют новейшие технологии и современное оборудование. По закону они пользуются защитой от национализации и экспроприации, но вместе с тем не должны наносить вред общественным и государственным интересам Китая. Новые реалии, связанные с присоединением Китая к ВТО в 2001 г., нашли отражение в десятом пятилетнем плане социально-экономического развития КНР на 2001—2005 гг. Десятая пятилетка отражает качественно новый подход китайского руководства к курсу реформ в условиях глобализации мировой экономики, и особенно «экономике знаний», на основе новейших достижений информационно-технологической революции. Акцент делается на переход от экстенсивных к интенсивным факторам роста. Новая пятилетка предстает первым в истории китайских реформ планом развития Китая как члена ВТО. Это обстоятельство со всеми его плюсами и минусами, возможностями и угрозами для китайской экономики позволяет говорить о новом этапе экономического развития, в который вступил Китай в XXI столетии. Таким образом, независимо от степени «привлекательности» разных идей в разных странах, алгоритм макроэкономической политики должен быть выбор эффективной стратегии национального (субрегионального) развития, нацеленной на устойчивое повышение уровня жизни и сглаживание социального неравенства стран-членов интеграции. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА 3.1 Зарубежный опыт стратегического планирования и управления В последние годы во многих промышленно развитых странах достаточно четко наметилась тенденция перехода к стратегической форме индикативного планирования. Данная форма планирования в полной мере отвечает принципам целевого планирования, а также современным условиям и тенденциям развития мировой экономики. В работе «Школы стратегий»[7] авторы выделяют десять основных школ. 1. Школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления (Ф. Селзник, А. Д. Чандлер, С. Р. Кристенсен, К. Эндрюс, Дж. Л. Боуэр, Р. Г. Хамермеш, М. Портер). Представители этой школы (проектирования, конструирования, моделирования) являются авторами методики проведения SWOT-анализа. В общем случае школа дизайна разработала модель формирования стратегии развития предприятия как достижение соответствия внутренних и внешних возможностей его развития. В рамках данной школы было разработано несколько моделей, которые отличались между собой лишь в деталях, а не в фундаментальных принципах построения. Основной базовой моделью стратегического планирования принято считать модель Гарвардской школы бизнеса. Согласно этой модели процесс стратегического планирования представляет собой некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, которые выражаются в форме ключевых факторов успеха, и сильных и слабых сторон ресурсного потенциала фирмы, выраженных в отличительных способностях к развитию. Вполне понятно, что возможности внешней деловой окружающей среды могут быть востребованы за счет реализации сильных сторон ресурсного потенциала предприятия. В свою очередь, необходимо выявить угрозы внешней окружающей деловой среды, а слабые стороны ресурсного потенциала свести к минимуму. Школа дизайна предложила весьма интересный подход к формированию системы оценки стратегий: 1. Последовательность: стратегия развития предприятия не должна содержать противоречивых целей и программ. 2. Согласованность: стратегия должна предусматривать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения. 3. Преимущество: стратегия должна обеспечивать возможности для творчества и/или поддержки конкурентного преимущества в избранной сфере деятельности. 4. Осуществляемость: стратегия не должна предусматривать чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и не должна вести к возникновению неразрешимых проблем. 2. Школа планирования: формирование стратегии как формальный процесс (И. Ансофф, П. Лоранж, Д. Стейнер, Д. Шендель, С. Хофер, Р. Акофф). Эта школа возникла практически одновременно со школой дизайна и признает большинство исходных положений этой школы. Ее зарождение связано с опубликованием работы И. Ансоффа «Корпоративная стратегия». Модель формирования стратегического плана, предложенная И. Ансоффом, имеет два принципиальных отличия от модели Гарвардской группы. Во-первых, И. Ансофф вводит в процесс стратегического планирования понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства в модели Гарвардской группы. Во-вторых, он предпринял попытку описания процесса стратегического планирования в виде определенной формализованной блок-схемы, которая предполагает подробную разработку списка факторов, учитываемых в процессе принятия решений и расставляемых в приоритетном порядке с приданием им весовых коэффициентов, а также различных диаграмм и правил выбора той или иной альтернативы. Согласно этой модели процесс стратегического планирования начинается с определения первоначальных целей развития предприятия, которые являются реакцией на внешние сегменты. В соответствии с этими целями проводятся анализ и оценка ресурсного потенциала предприятия и внешней деловой окружающей среды. Целью такого рода анализа является выявление возможностей для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проникновению на рынки сбыта и диверсификации производства. 3. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс (М. Портер, Р. Кац, Б. Джеймс, Дж. Куини). Школа возникает с появлением знаменательной работы М. Портера «Конкурентная стратегия», которую следует рассматривать в качестве значительного прорыва в теории стратегического планирования. Сформулированные в ней общие стратегии конкуренции до настоящего времени считаются многими исследователями в области стратегического планирования наиболее работоспособными инструментами в практической деятельности современных фирм. Существенным вкладом в теорию стратегического планирования можно считать разработку цепочки ценностей М. Портера, который установил, что на каждом этапе хозяйственной деятельности формируются свои ценности, которые признаются и оплачиваются потребителями. Он обосновал принципы появления конкурентных преимуществ предприятия, которые формируются путем создания на каждом этапе своих ценностей. 4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения (Й. Шумпетер, А. Коул, К Найт). Школарассматривает разработку стратегии развития фирмы не как коллективный процесс, а как индивидуальное творчество ее руководителя. Сторонники данной школы считают, что развитие фирмы в полной мере зависит от диктата индивида. Представители школы предпринимательства считают, что ключевым фактором, обеспечивающим успешное развитие фирмы, является персонализированное руководство, основывающееся на стратегическом предвидении. Содержание школы предпринимательства раскрывают следующие принципиальные положения. 1. Стратегия развития любой фирмы существует в сознании ее руководителя в виде своеобразной перспективы, а именно — интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего фирмы. 2. Процесс формирования стратегии развития фирмы базируется на жизненном опыте и интуиции ее руководителя, независимо от того, рождается идея стратегии в его сознании или он воспринимает ее извне. 3. Для стратегического предвидения характерна гибкость, а предпринимательская стратегия является одновременно и продуманной, и неожиданно возникающей. 4. Предпринимательскую организацию отличает гибкость, поскольку она представляет собой относительно простую структуру, которая достаточно чутко реагирует на указания своего руководителя. 5. Предпринимательская стратегия в определенной мере защищена от влияния прямой конкуренции в рыночной нише. 5. Когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс (М. Лайлс, Р. К. Регер, Э. Хафф, Г. Томас, Г. Саймон, С. Макридакис). Когнитивная школа (школа познания) рассматривает построение стратегии как ментальный процесс. Представители данной школы, опираясь на когнитивную психологию, анализируют стратегический процесс с точки зрения познавательных способностей человека. В рамках данной школы можно выделить два вполне самостоятельных направления. Первое направление трактует формирование стратегии как попытку создания некой объективной картины мира. Второе направление, основываясь на субъективности процесса познания, рассматривает стратегию как интерпретацию мира. Большинство представителей когнитивной школы считают, что каждый стратег обладает своим индивидуальным когнитивным стилем, на который значительное влияние оказывает коллективная система обработки информации, называемая организацией. 6. Школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс (Р. Дапьер, Ч. Линдблом, Г. Рэпп, Дж. Куини, Р. Нельсон, С. Уинтер). Школа рассматривает процесс разработки стратегии развития фирмы как развивающийся процесс. Содержание данной школы раскрывают следующие важнейшие положения. 1. Выработку стратегии развития фирмы следует рассматривать как форму процесса обучения. 2. Процедура обучения должна носить развивающийся характер, через поведение, которое способствует ретроспективному мышлению, направленному на осмысление предпринимавшихся действий. 3. Стратегические инициативы реализуются теми, у кого имеются способности и ресурсы для обучения. 4. Удачные инициативы в процессе разработки стратегии формируют опыт деятельности, который может перерасти в определенную схему, т. е. развивающуюся стратегию. 5. Роль руководителя фирмы заключается в том, чтобы управлять процессом стратегического обучения там, где могут развиваться новые стратегии. 6. По мнению представителей школы обучения, стратегии первоначально появляются как схемы действий из прошлого, которые затем превращаются в планы на будущее. 7. Школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров (А. Макмиллан, Д. Сарразин, Э. Петтигрю, Дж. Боуер, Й. Доза). Школа власти трактует процесс разработки стратегии развития фирмы как процесс переговоров. Стратегия развития организации в этом случае носит спонтанный характер. Властные структуры рассматривают процесс разработки стратегии как взаимодействие, основывающееся на методах убеждения и переговоров, а в отдельных случаях и прямой конфронтации. 8. Школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс (Д. Джонсон, Дж. Спендер, К. Рот, Д. Рикс, Ф. Ригер). Эта школасформировалась в сфере стратегического управления благодаря успехам японских корпораций. Согласно представлениям школы культуры процесс формирования стратегии рассматривается как процесс социального взаимодействия, основанный на общих для членов организации убеждениях и понимании. Верования каждого индивида представляют собой результат процессов приобщения к определенной культуре или социализации. Культура, включая идеологию, содействует не стратегическим изменениям, а сохранению текущей стратегии. Представители школы культуры ввели понятие «стратегических ресурсов», обеспечивающих получение устойчивых выгод в условиях конкуренции. 9. Школа внешней среды: формирование стратегии как ренактивный процесс (М. Ханнан, Дж. Фримен, У. Эстли, К. Оливер). Школа отводит организации пассивную роль, заключающуюся в реакции на происходящие во внешнем окружении события. Формирование стратегии в данном случае представляет собой некий процесс отражения. По своему содержанию школа внешней среды основывается на «теории ситуационных факторов», которая описывает взаимосвязи между конкретными измерениями окружения и определенными признаками организации. Организация при этом должна адекватно реагировать на изменения внешнего окружения. 10. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации (П. Хандавалла, Д. Миллер, П. Фризен, Р. Майлс, К. Сноу). Школа описывает последовательную реализацию стратегии внутри устойчивых состояний, нарушаемых действием случайных факторов. Для этих целей в рамках рассматриваемой школы анализируется взаиморасположение различных данных организации в определенных условиях и рассматривается временная последовательность смены различных состояний развития организации. Представители школы конфигурации предложили выделить определенные стадии в развитии организации: развития, стабильности, адаптации, борьбы, революции. Большинство представителей школы конфигурации рассматривают перемены в организации как квантовый скачок, который означает одновременное изменение множества организационных компонентов. Причем при квантовом скачке изменения являются «революционными», т. е. мгновенными. Такой подход предполагает, что организации поочередно устраняют силы, которые противостоят то изменениям, то последовательному выполнению действий. Другими словами, организация фактически предпринимает попытку совершить скачок в новое устойчивое положение, с новым набором стратегий, структур и принципов культуры, т. е. с новой конфигурацией. Первые из трех представленных школ (дизайна, планирования и позиционирования) носят предписывающий характер, раскрывая то, как должны разрабатываться стратегии. Следующие шесть школ рассматривают специфические аспекты процесса формирования стратегии. Их сторонников интересуют не столько предписания идеального стратегического поведения, сколько описание реальных процессов разработки стратегий. Последняя школа, школа конфигурации, стремится объединить разрозненные элементы — процесс построения стратегии, содержание стратегии, организационную структуру и ее окружение — в отдельные, последовательно составляющие жизненный цикл организации стадии. 3.2 Схема формирования системы стратегического планирования и управления Как показала зарубежная практика, стратегическое планирование ориентируется на активные действия, чаще является долгосрочным, касается совокупности множества проблем, акцентирует внимание на оптимальном удовлетворении потребностей местного сообщества, содействует достижению общественного консенсуса по региональным и муниципальным проблемам.[8] Применение стратегического плана обеспечивает местному руководству ряд бесспорных преимуществ. Стратегическое планирование содействует координации деятельности различных местных институтов. Интеграция планирования капиталовложений, финансового планирования и составления текущего бюджета в единый стратегический план позволяет всесторонне оценить влияние деятельности властей на экономику и качество жизни населения. Стратегический план может стать источником такой информации, которая позволит на местах выработать свою позицию в отношении плана местного развития. Стратегический план (как источник информации) должен помочь всем частным компаниям, действующим в регионе, принимать собственные обоснованные стратегические решения, учитывающие долгосрочные цели и основные направления политики региональных и городских властей. Весь процесс планирования можно разделить на две основные стадии: 1) разработку стратегии (стратегическое планирование) и 2) определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, или, что тоже самое, тактическое планирование). Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов (см. рис. 4): Рис. 4 Деятельность по планированию
Ø процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях объекта и способах их достижения. В результате процесса планирования возникает система планов; Ø деятельность по осуществлению плановых решений. Ее результатом выступают реальные показатели работы объекта; Ø контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий объекта в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль — последний этап плановой деятельности, его значение чрезвычайно велико, поскольку контроль определяет эффективность планового процесса. Таким образом, непосредственный процесс планирования: Ø является первым этапом общей плановой деятельности объекта; Ø требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным целям, они могут быть обойдены. Это было бы невозможным, если рассматривать планирование как процедуру, включающую простую последовательность операций по составлению планов, смысл которой в том, что одно событие должно обязательно произойти вслед за другим. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого потребуют обстоятельства. Непосредственный процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом (рис 5):
Рис. 5. Процесс планирования Ø на первом этапе фирма: § проводит исследование внешней и внутренней среды; § определяет главные компоненты внутренней среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение; § проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах; § оценивает реальное положение объекта; § составляет прогнозы будущего состояния среды; Исследование среды деятельности объекта включает (рис. 6). Ø на втором этапе объект устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: образ в будущем (видение), миссию, комплекс общих целей. Иногда этап формирования целей предшествует анализу среды; Ø третий этап. Проводится стратегический анализ: сравниваются цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяется разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии; Ø четвертый этап. Производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка; Ø пятый этап. Подготавливается окончательный вариант стратегического плана деятельности объекта; Ø шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы; Ø седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования разрабатываются годичные планы и проекты; Ø восьмой и девятый этапы. Не являются стадиями непосредственного процесса планирования. Тем не менее, они определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать: § что удалось сделать, реализуя свои планы; § каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением. В целом процесс непосредственного планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов, их реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.
3.3 Стратегический план и его виды
Результатом процесса планирования выступает система планов. План включает в себя основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план — это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждое подразделение объекта должно играть в процессе достижения ее целей. В настоящее время правительства многих экономически развитых стран мира применяют планы в управлении общественно-экономическим развитием. Составляются планы в США, Японии, Франции,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.242 (0.022 с.) |