Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как государство управляет экономикой?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос о том, чем государство должно заниматься в сфере экономики, а чем нет, не такой простой, как кажется на первый взгляд. Но, тем не менее, попытаемся на него ответить. При этом основное внимание уделим функциям государственного экономического управления. Первой функцией государства является целеполагание, т.е. постановка соответствующих целей. Именно с определения целей и начинается всякое управление. Не зря ведь говорят: “если капитан корабля не знает куда плыть, то для него нет попутного ветра”. Каковы же основные цели экономической политики на современном этапе? Они следующие: Ø Увеличение средней продолжительности жизни и уровня духовно-интеллектуального развития населения на основе устойчивого экономического роста. Ø Достижение высокой и эффективной занятости экономически активного населения. Ø Рост эффективности использования ресурсов производства. Без этого условия достижение двух предыдущих целей просто невозможно. Ø Минимизация увеличения уровня цен. Хорошо было бы обойтись без роста цен вообще, но так не бывает. Да и небольшая инфляция может быть стимулом для развития производства. Но мириться можно только с умеренной инфляцией. Если же она превышает пределы разумного, то возможны разрушительные последствия: неэффективность производства, обесценивание денежных доходов, их перераспределение, ухудшение управляемости экономики и т.д. Ø Справедливое распределение доходов. В рыночной экономике справедливыми считаются доходы, которые определяются размерами и эффективностью использования принадлежащих определенным собственникам факторов производства.Такое распределение доходов не всегда справедливо, поскольку есть люди, которым нечего предложить на рынке факторов производства (дети, инвалиды, престарелые). Не умирать же им по рыночной логике? Кроме того, есть занятые в нерыночном производстве, например, в школах. Поэтому государство корректирует недостаток рыночного распределения посредством трансфертных платежей (пособий по безработице, пенсий по старости и инвалиднгости) или путем вмешательства в механизм ценообразования (законодательство о минимальной заработной плате, установление закупочных цен на продукцию сельского хозяйства и т.д.). Ø Поддержание положительного сальдо платежного баланса. Платежный баланс — это комплексный показатель внешнеэкономической деятельности государства и отражает все операции с денежными средствами между резидентами данного и других государств. Если сальдо отрицательное, то это может вызвать падение курса национальной валюты. В противном случае возможна инфляция. Поэтому крайностей следует избегать. Ø Создание условий для развития экономической демократии и социального партнерства, максимально возможного привлечения работников к управлению экономикой. Ø Рациональное воспроизводство природной и окружающей среды. Вторая функция государства получила название хозяйственно-правовой. В чем она состоит? Государство, в первую очередь, является координатором всех, кто занимается хозяйственной деятельностью. Именно государство обладает правом разрабатывать “правила игры”, обязательные для всех граждан, предприятий и организаций, в противном случае в обществе воцарится хаос. В самом центре свода законов, регламентирующих и направляющих развитие общества, находится, естественно, Конституция (Основной Закон) государства. Непосредственно же экономику регулирует хозяйственное законодательство. В него входят, например, законы о налогах, собственности, предпринимательской деятельности, предприятиях, банках. Мало разработать “правила хозяйственной игры”, к сожалению, надо также следить за тем, как они соблюдаются. А если они все-таки нарушаются, то наказывать их нарушителей. Для этого и существует карающий меч государства, или судебная власть, хозяйственный суд в том числе. Так, например, государство собирает налоги и в лице налоговой инспекции следит за тем, чтобы они исправно и в срок поступали в казну. Третья функция заключается в организации производства и потребления социально значимых и неообходимых для населения благ и услуг, например, услуг образования, медицины и т.д. Четвертая функция — воспроизводство денег, необходимых для эффективного развития экономики. Именно государство является монополистом в производстве наличных денег, причем естественным. Производство же фальшивых денег преследуется по закону. Пятая функция — непосредственное управление государственным сектором экономики. В современных условиях государство является как крупным собственником ресурсов производства, так и активным субъектом хозяйствования. Можно, конечно, спорить о границах предпринимательской деятельности государства, ограничивая ее, или, наоборот, расширяя с учетом конкретно-исторических и национальных особенностей страны. Однако не заметить это обстоятельство невозможно. Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в отраслях, где хозяйствование либо противоречит природе частных фирм, либо требует огромных вложений капитала и риска. Государственные предприятия часто доминируют в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государства в ВВП варьируется от страны к стране и составляет от 12 до 60%. В России доля государственного сектора составляет около 20%, а в Беларуси — более 50%. Доля государства в экономике может меняться, однако в любом случае ясно, что она должна складываться естественно с учетом не только экономической, но и социальной эффективности. Шестая функция — регулирование экономики. Государственное экономическое регулирование, как видим, является естественным элементом управления. Соотношение между объемами категорий “регулирование” и “управление” показано на рис. 6.1.
Рис. 6.1. Соотношение между объемами понятий «управление» и «регулирование» Каковы основные направления государственного регулирования экономики? Воспроизводство добросовестной конкуренции между субъектами рыночной экономики. «Конкуренция — живая вода рыночной экономики». Рыночная экономика без конкуренции это то же самое, что бассейн без воды. Именно государство должно поддерживать конкуренцию на определенном уровне. Непонятно? Дело в том, что со временем акулы бизнеса съедают мелкую рыбешку, и экономика становится монополистической. Поэтому в Беларуси, например, действует закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Проведение антициклической стабилизационной политики. Ее нужно проводить для того, чтобы не допускать наступления кризисов, смягчать спады в объемах производства и препятствовать «перегреву» экономики. При этом используются средства бюджетно-налогового (государственный бюджет, налоги, субсидии, государственные расходы) и денежно-кредитного (кредитная и депозитная процентная ставки, норма обязательных резервов, операции на рынке ценных бумаг) регулирования. Обо всем этом речь еще впереди. Стимулирование положительных внешних эффектов экономической деятельности субъектов хозяйствования. Социальное управление экономическими процессами, например, установление минимальной заработной платы, определение прожиточного минимума, индексация доходов с учетом инфляции, выдача пособий. Регулирование внешнеэкономических отношений. Седьмая функция — организация производства и распространения полной и достоверной информации о деятельности государственных органов и социально-экономической жизни страны. Об этом, в частности, говорится в ст. 34 Конституции Республики Беларусь. Решение этой задачи имеет важное для страны значение, так как в противном случае невозможно принимать грамотные управленческие решения. Восьмая функция — обеспечение безопасности страны и граждан. Имеется в виду безопасность продовольственная, энергетическая, национальная, технологическая, по использованию природных ресурсов, защита прав потребителей и т.д. Управление экономикой реализуется преимущственно в форме планирования, прогнозирования и программирования.
Планирование и прогнозирование
Планирование, его формы и методы
Планирование и его задачи. В настоящее время управление реализуется преимущественно в форме социально-экономического планирования. В той или иной форме планированием занимаются практически во всех странах. Под планированием будем подразумевать деятельность по разработке, утверждению, доведению планов до исполнителей и по контролю за их реализацией. Составляющие любого плана в самом общем виде таковы: Ø Постановка целей экономического поведения. В самом деле, прежде чем сделать шаг, надо подумать над тем, куда идти. Ø Определение вариантов достижения цели (целей). Добраться, например, до нужного вам места можно добраться различными видами транспорта. Ø Выбор оптимального варианта на основе имеющихся ресурсов. Если не торопитесь, например, то можете выбрать самый дешевый вид транспорта. На уровне макроэкономики перед планированием, обычно, ставят следующие задачи: Ø Сбалансированное развитие национальной экономики. Ø Устойчиво высокие темпы экономического роста. В плане, например, могут быть заданы темпы роста ВВП, промышленного производства. Ø Эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства. Ø Рациональное размещение производительных сил на территории страны. Можно, к примеру, обанкротить градообразующее предприятие, но тогда резко вырастет безработица и зачахнет социальная сфера. Виды планов. Планы можно классифицировать по разным признакам. Рассмотрим некоторые возможные классификации планов. По уровню планирования различают планы: Ø Национальные, охватывающие всю макроэкономику. Ø Отраслевые, например, на уровне сельского хозяйства. Ø Региональные, на уровне, например, области. Ø Фирм, имеются в виду бизнес-планы. Ø Домашних хозяйств, например, семейные бюджеты. По обязательности выполнения выделяют директивные и индикативные планы. Директивное планирование получило широкое распространение в СССР, где было основной формой управления. Смысл директивности состоял в том, что план приобретал силу закона, обязательного для его исполнителей. Причем в случае невыполнения плановых заданий исполнители несли административную и юридическую ответственность. Стратегическими целями планирования в СССР были индустриализация страны, восстановление народного хозяйства после Великой отечественной войны, освоение целины, космоса и т.д. Индикативное планирование, не в пример директивному планированию, носит рекомендательный, «согласительный» характер. Оно включает в себя два основных момента. Во-первых, в такие планы входят показатели, характеризующие структуру и эффективность экономики, состояние рынка товаров, финансов, денежного обращения, уровень жизни, развитие человека и т.д. Во-вторых, индикативные планы включают и систему экономических стимулов, занятости, налогов, субсидий, ориентирующих фирмы на выполнение поставленных заданий, соответствующих показателей. В-третьих, элементом индикативного планирования является также механизм согласования избранных правительством приоритетов с профсоюзами, предпринимателями и т.п. Индикативное планирование в настоящее время является наиболее распространенной формой государственного управления экономикой. При этом решаются такие задачи, как поддержание платежного баланса, повышение научно-технического уровня производства, уменьшение безработицы, рост интеллектуального потенциала общества, укрепление здоровья и т.д. По сроку выделяют долгосрочные (10 и более лет), среднесрочные (5 лет) и краткосрочные (до года) планы. Все эти планы, естественно, взаимоувязаны между собой. Долгосрочный план состоит из нескольких среднесрочных планов. Цементируют их в систему определенные приоритеты, например, повышение благосостояния населения, укрепление его здоровья, экспорт, строительство жилья и т.д. Краткосрочные планы, как правило, составляются на год, квартал, месяц и охватывают большое количество показателей. По значимости для общества различают стратегическое и тактическое планирование. Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития страны. Ядро такого планирования составляют главные приоритеты развития национальной экономики и средства их достижения. Тактическое планирование охватывает текущую деятельность фирм (на 1-2 года), где определяются задания по основным функциональным направлениям — производственные программы, обеспечение производства материально-техническими ресурсами, оплаты труда, объема продаж, издержек и финансов, социальнрого планирования. В современных условиях все возрастающую роль играет социальное планирование, нацеленное на увеличение средней продолжительности жизни, повышение уровня развития человеческого потенциала, улучшение условий жизнедеятельности населения. Социальное планирование включает такие показатели жизни населения, как улучшение условий труда, повышение уровня образования и культуры, рост квалификации работников, улучшение условий жизни, медицинского обслуживания, обеспеченность населения важнейшими видами товаров и услуг, рост реальных доходов населения и т.д. Методы планирования. В планировании используются множество разнообразных методов. Рассмотрим некоторые из них. Программно-целевой метод предусматривает разработку целевых комплексных программ. Это документы, в которых отражаются цели планирования и комплекс научно-исследовательских, производственных, социальных и других мероприятий, направленных на решение народнохозяйственных проблем, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Балансовый метод предполагает увязку общественных потребностей и производства продукции, обеспечение пропорциональности в развитии различных отраслей, производств, территорий, соответствия между материально-вещественными и финансовыми потоками. Он реализуется путем разработки системы балансов, которая включает материальные, финансовые и трудовые балансы. Баланс — это система показателей, состоящая из двух частей, равных между собой. Одна часть отражает ресурсы национальной экономики по источникам поступления. Вторая — характеризует направления использования этих ресурсов по отраслям и сферам экономики. Материальные балансы — отражают производство и потребление определенной продукции (топлива, металла, зерна и др.). Трудовые балансы разрабатываются для обеспечения работниками производства товаров. Разрабатываются также и финансовые балансы. К ним относятся балансы доходов и расходов населения, государственный бюджет. Нормативный метод состоит в экономическом обосновании планов и программ с использованием норм и нормативов. Нормы — это показатели расхода ресурсов (например, сырья, топлива, материалов) на производство единицы продукции. Нормативы — это показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов продукции. К ним относятся, например, нормативы рнентабельности, отчисления от прибыли в бюджет, налоговые ставки. Они, как правило, задаются в процентах.
Прогнозирование
Прогнозирование и его функции. Прогнозирование — это система научных исследований, направленных на определение тенденций развития макроэкономики или ее подсистем (регионов, отраслей) и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития. Прогнозирование как система включает в себя долгосрочные, среднесрочные и текущие прогнозы, позволяющие разработать концепцию модели и политику социально-экономического развития общества. Прогноз представляет собой научно обоснованное предсказание состояния экономики. Прогнозирование обычно применяется на предварительной стадии подготовки крупных хозяйственных мероприятий, т.е. на стадии их предплановой подготовки. Существенную роль прогноз играет и на стадии реализации планов, при оценке определенных этапов их реализации. В современной экономике, таким образом, прогнозирование выполняет три основные функции: Ø Предвидение тенденций в экономике, например, можно сделать прогноз увеличения ВВП в течение определенного периода. Ø Определение возможных альтернатив развития экономики. Ø Оценка последствий принимаемых хозяйственных решений, например, о направлениях и величинах инвестиций, выпуске ценных бумаг и т.д. Виды прогнозов. Прогнозы, также как и планы, можно классифицировать по разным признакам. По срокам — краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (5-7 лет), долгосрочные (свыше 10 лет). По альтернативности — одновариантные и многовариантные. По охвату экономики — локальные, региональные, отраслевые, национальные, международные, глобальные. Прогнозы, как правило, составляются по объектам использования ресурсов и результатам: трудовые ресурсы, их использование и воспроизводство; производительность труда; развитие сфер и отраслей экономики; уровень жизни населения и т.д. В связи с этим составляются и различные виды прогнозов. Экономические прогнозы показывают возможные перспективы роста производительности труда, темпов экономического роста и т.д. Научно-технические прогнозы рассматривают тенденции развития науки и техники, например, предстоящие открытия в области фундаментальных наук и направления их использования, области применения прикладных исследований, появление новых источников энергии и др. Прогнозы социального развития включают в себя комплекс исследований, который затрагивает уровень жизни населения, развитие отраслей социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры, отдыха и др. Прогнозы природных ресурсов характеризуют тенденции разведки, разработки и добычи ресурсов: угля, нефти, газа и др. Демографические прогнозы позволяют получить информацию о предстоящей численности семей, средней продолжительности жизни, среднем возрасте начала и окончания трудовой деятельности и др. Методы прогнозирования. В прогнозировании используются множество методов. Рассмотрим некоторые из них. Чаще других применяется метод экстраполяции. Смысл его состоит в перенесении сложившейся тенденции в будущее. Если, например, в течение пяти лет среднегодовые темпы прироста промышленной продукции составляли 10%, то предполагается, что и в шестом году темп прироста по инерции будет равен тоже 10%. Широко используется и метод моделирования. Это означает, что для прогноза составляется определенная модель. Модель представляет собой упрощенное отображение какого-либо явления или процесса. Модели бывают разные, но, как правило, экономисты используют экономико-математические модели. Классическим примером такой модели являются «ножницы Маршала». Применяются также балансовый и нормативный методы, о которых речь уже шла. Прогнозирование в Республике Беларусь. В соответствии с з аконом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь. Что собой представляет система государственного прогнозирования в Беларуси? Один раз в пять лет на 15-летний период разрабатывается Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь. В настоящее время выполняется НСУР до 2020 года. В ней в качестве стратегической цели предусмотрено динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды. На основе НСУР один раз в пять лет разрабатываются Основные направления социально-экономического развития (ОНСЭР) Республики Беларусь на 10-летний период. В ОНСЭР на период с 2001 по 2010 годы стратегическими целями социально-экономического развития в Беларуси являются оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых стран. На пятилетний срок разрабатывается Программа социально-экономического развития Республики Беларусь. О ней пойдет речь ниже. И, наконец, разрабатываются прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на год. Их основные показатели (в % к предыдущему году) таковы: Ø Валовой внутреннй продукт (ВВП). Ø Продукция промышленности. Ø Продукция сельского хозяйства. Ø Инвестиции в основной капитал. Ø Производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольствнных. Ø Объем внешней торговли, в в том числе экспорта и импорта. Ø Реальные денежные доходы населения. Ø Розничный товарооборот. Ø Платные услуги населению. Ø Материалоемкость валового выпуска (снижение в %). Ø Энергоемкость ВВП (снижение в %). Ø Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, миллионов квадратных метров.
Планирование и прогнозирование за рубежом
Япония. Особенность государственного прогнозирования и планирования в Японии состоит в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно-технических программ как инструмента управления рыночной экономикой. Вопросами прогнозирования и планирования социальноэкономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при Правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности, Управление по науке и технологии. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер. Обратим внимание читателя на индустриальную политику этой страны, осуществляемую в течение длительного периода времени. Она предполагает: Ø Выделение приоритетных отраслей, которые должны развиваться быстрее других. Ø Определение отраслей с конкурентоспособной на мировом рынке продукцией. Ø Оказание государственной помощи отраслям народного хозяйства с целью повышения их эффективности и ускоренного развития. Ø Модернизацию с помощью государства не приоритетных отраслей, повышение квалификации и переподготовка их работников. С 1987 г. выполняется Программа трансформации экономической структуры Японии с целью достижения международной гармонии или «Доклад Маэкавы». В этой программе определена экономическая стратегия развития Японии в ХХI веке. Она предполагает, с одной стороны, гармоничную интеграцию Японии в мировое хозяйство, а с другой — внутренне сбалансированное социально-экономическое развитие. Франция. Французское планирование прошло в своем развитии три этапа. Первый этап охватывает 1945—1960 гг. Для него характерно директивное планирование. Так, первый план, принятый в 1945 г., определял объем производства стали (в тоннах), электроэнергии (в киловаттах), устанавливал цены на все изделия и систему контроля над ними. Второй этап начался с конца 60-х годов, когда планирование уже становится индикативным, позволяющим координировать позиции государства и частного бизнеса. На третьем этапе с начала 90-х гг. во Франции развивается уже стратегическое планирование. Эта идея на практике воплощается уже в 10-том плане 1989—1992 гг. Формированием стратегических планов и разработкой прогнозов занимается Генеральный комиссариат по плану, который непосредственно подчиняется премьер-министру. Направления стратегического развития разрабатываются в виде целевых государственных программ и сопровождаются финансовыми льготами и преференциями. Воздействие государства на производство осуществляется через госзаказ не только в государственном секторе, но и в негосударственном. Система госзаказа именуется во Франции системой государственных рынков. В зависимости от различных условий контракт госзаказа может заключаться через торги или переговоры. Во Франции осуществляется и государственное управление ценами. Государство в основном регулирует цены на энергоносители, общественный транспорт, телефон, тарифы на проезд по автодорогам, на продукцию и услуги монополистов, а также на продукты питания, жилье, медицинскую помощь, и другие социально значимые товары и услуги. Китай. Китайский опыт государственного управления экономикой в период реформы заслуживает особого внимания. Эта Великая страна в настоящее время развивается наиболее динамично. Достаточно сказать, что с конца 70-х гг. ХХ в. и по настоящее время у гигантского восточного экономического экспресса среднегодовые темпы прироста ВНП составляют около 10%. В Китае разработана макроэкономическая модель прогнозирования на год. С ее помощью прогнозируются важнейшие экономические показатели (производство, капвложения, потребление, финансы, денежное обращение, внешняя торговля). Фиксированные цены устанавливаются примерно на четверть промышленной и сельскохозяйственной продукции. В перечень такой продукции входят остродефицитные металлы, сырье, энергоносители, основные продукты питания. На остальную продукцию цены формируются по законам рынка. Стратегическое планирование в Китае охватывает финансы и банковское дело, налогообложение, инвестиции, внешнеэкономическую деятельность. В настоящее время в Китае сделан прогноз экономического развития до 2010 г. Согласно этому прогнозу к 2010 г. эта страна по масштабам национальной экономики должна выйти на передовые позиции в мире. В 2030 г., по некоторым прогнозам, по производству ВВП станет первой в мире.
Программирование
Кроме планирования и прогнозирования, в современной смешанной экономике широко применяется программирование. Программирование и его виды. Программирование — это система управления экономикой на основе программ, отражающих предпочтительные варианты развития экономики. Программа представляет собой набор поставленных государством приоритетов, для достижения которых определены средства, методы и исполнители. Основными приоритетами Республики Беларусь на 2006-2010 годы, например, являются: Ø всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравохранения; Ø инновационное развитие национальной экономики, энерго— и ресурсосбережение; Ø наращивание экспортного потенциала страны; Ø развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села; Ø развитие малых и средних городов; Ø жилищное строительство. Экономическое программирование, как правило, носит индикативный, рекомендательный характер. Программы можно классифицировать: По содержанию — на экономические, социальные, инновационные, научно-технические, оборонные и др. По уровню разработки — на общегосударственные и региональные. По масштабу охвата — на отраслевые, региональные и общенациональные программы. Общенациональная (государственная) программа представляет собой комплекс увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям организационных, научно-исследовательских, социально-экономических, производственных и др. мероприятий. Мощным толчком, положившим начало активному использованию государственного программирования, явилась Великая депрессия (1929-1933 гг.). А в послевоенные годы в развитых странах программирование стало рассматриваться как составная часть системы непрерывного планирования, основной задачей которой является увязка перспективных целей и задач государства с его текущей бюджетной политикой. Большой опыт разработки и выполнения общегосударственных программ был накоплен в СССР. В первую очередь отметим принятую в 1920 г. Комплексную программу электрофикации России, получившую название ГОЭЛРО. Об этом уже было сказано. Затем широкое распространение получила практика разработки крупномасштабных научно-технических, отраслевых, продовольственных и других программ. В практике развитых стран получили распространение три вида программ: жесткого типа, функциональные и субсидированные. Программы жесткого типа обязательны для выполнения и носят ведомственный характер. Функциональные программы имеют вневедомственный характер. В этом случае применяются гибкие формы управления, создаваемые специально для выполнения данной программы: ассоциации, фонды, консорциумы и др. Они, как правило, действуют на некоммерческой основе, привлекая финансовые, материальные и другие ресурсы заинтересованных участников. Субсидированные программы основаны на государственном финансировании разработанных мероприятий. Социально-экономическое программирование в Беларуси. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» на среднесрочную перспективу разрабатывается Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет. В настоящее время в Беларуси уже выполняется третья Программа социально-экономического развития. Она охватывает период времени с 2006 по 2010 годы. В ней дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001 — 2005 годы), отражено положение страны в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономичсеского развития на 2006 — 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономическх условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы включает следующие разделы: Ø социально-экономическое развитие Республики Беларусь; Ø цели и приоритеты социально-экономического развития; Ø социальная политика и всестороннее развитие человека; Ø активизация науки, инновационной и инвестиционной деятельности; Ø повышение эффективности и конкурентоспособности промышленного комплекса страны. Энерго— и ресурсосбережение; Ø развитие строительного комплекса и жилищное строительство; Ø развитие агропромышленного комплекса; развитие сферы услуг; Ø улучшение макроэкономических условий; Ø внешнеэкономическая деятельность и наращивание экспорта; Ø региональная политика и развитие малых городов; Ø обеспечение социально-экономической безопасности страны; Ø совершенствование государственного управления. Главными приоритетами программы являются: всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения; инновационное развитие национальной экономики, энерго— и ресурсосбережение; наращивание экспортного потенциала страны; развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села; развитие малых и средних городов; жилищное строительство. В таблице 6.1 представлены основные показатели социально-экономического развития Беларуси на 2006—2010 гг.
Таблица 6.1
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.14 (0.013 с.) |