Структура и принципы финансовой системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и принципы финансовой системы



 

Финансовую систему образуют финансовые отношения, возникающие между различ­ными субъектами хозяйствования, и соответствующие им учреждения.

Различают финансовые учреждения в узком и в широком смысле этого слова. К финансовым учреждениям в узком смысле относятся национальные и коммерческие банки, финансово-кредитные учреждения и финансовые небанковские по­средники. В их число в широком смысле включают и финансовый аппарат: министерства финансов, отраслевых министерств, ведомств и фирм.

Финансовая система включает в себя следующие звенья:

Ø Государственный бюджет и местные бюджеты;

Ø Фонды социального, имущественного и личного страхования;

Ø Валютные резервы государства;

Ø Денежные средства фирм, учреждений и организаций;

Ø Специальные денежные фонды.

Основными принципами построения финансовой системы являются принципы демократического централизма и фискального федерализма.

Принцип демократического централизма характерен для централизо­ванно управляемой экономики и предполагает сосредоточение в центре большей части финансовых средств государства. Такой принцип и был реа­лизован, например, в экономике СССР.

Принцип фискального федерализма предполагает распределение функций между различными звеньями финансовой системы. Правительство в этом случае призвано обеспечивать общенациональные программы, напри­мер, оборону, освоение космоса, внешние отношения. Источником финанси­рования таких программ является государственный бюджет. Местные же ор­ганы власти осуществляют, например, финансирование школ, больниц, строительство жилья, охрану общественного порядка.

Финансовая система состоит из централизованных (государственных) и децентрализованных финансов.

Централизованные финансы включают бюджеты различных уровней государственной власти и внебюджетные фонды. Во внебюджетные фонды включают фонды пенсионный, социального страхования, государственный фонд занятости, фонды обязательного медицинского страхования, а также кредитные средства.

Под децентрализованными финансами подразумевают:

Ø Финансы предприятий — фонд накопления, амортизационные от­числения, фонд потребления и фонд резервов;

Ø Финансы отраслей, организаций и учреждений;

Ø Семейные бюджеты.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

 

В системе государственных финансов главное место занимает государ­ственный бюджет. Правительство использует его как инструмент перерас­пределения национального дохода и управления эконо­микой.

 

Государственный бюджет, его функции и структура

 

Бюджет (от французского «бужетт» – кожаная сумка, мешок) — это фонд финансовых ресурсов, который формируется на определенный период времени и существует в виде баланса денежных доходов и расходов страны, региона, или отдельной организации.

Содержание и структура бюджета определяются как объективными, так и субъективными факторами.

Госбюджет — один из главных инструментов финансовой политики государства. Он, как правило, используется для преодоления кризисных яв­лений в экономике, снижения инфляции, проведения социальной политики. По внешней форме госбюджет представляет собой ежегодно составляе­мую смету доходов и расходов государства, его основной финансовый план. Проект бюджета ежегодно составляется, обсуждается и утверждается законо­дательной властью страны. Сущность бюджета наиболее полно проявляется в его функциях. Какие это функции? Основных функций пять:

Перераспределение национального дохода. Через госбюджет про­исходит перераспределение более половины национального дохода и около 3/4 денежных средств. Это позвляет государству не только удовлетворять национальные потребности, но и обеспечивать про­граммы экономического и социального развития страны.

Управление процессом воспроизводства в макроэкономике с це­лью поддержки отраслей, определяющих основные направления экономического и социального прогресса страны.

Осуществление социальной политики, направленной на реализа­цию принципов социальной справедливости.

Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.

Содержание аппарата государственного управления.

Структура бюджета определяется государственным устройством. В унитарных государствах, в Беларуси например, консолидированный бюджет включает республиканский бюджет и местные бюджеты (рис. 7.2). система местных бюджетов соответствует административно-территориальному делению страны.

 


Рис. 7.2. Бюджетная система Республики Беларусь

 

В федеративных госу­дарствах (США, Россия) консолидированный бюджет трехуровневый — помимо центрального бюджета и местного, он включает бюджеты промежуточных звеньев. В России, например, консолидированный бюджет образуют такие бюджеты, как федеральный бюджет, субъектов Российской Федерации, Татарстана, например, и местные бюджеты.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему го­сударства. В основе ее устройства лежит принцип фискального федерализма.

С одной стороны, он предполагает разграничение функций между бюджетами различных уровней. В чем это проявляется?

Во-первых, бюджеты разрабатываются, утверждаются и используются соответствющими органами государственной власти.

Во-вторых, каждый бюджет имеет собственные источники доходов, ко­торые закреплены за ним законодательно.

В-третьих, соответствующие органы государственной власти устанав­ливают направления расходования бюджетных средств. За счет централизо­ванного бюджета, например, финансируются крупные национальные про­граммы — национальная оборона, государственное управление, освоение космоса и т.д. Из местных бюджетов денежные средства направляются на развитие регионов — содержание учреждений социальной сферы, развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и т.д.

С другой стороны, фискальный федерализм предполагает оказание фи­нансовой помощи нижестоящим звеньям в форме дотаций, субвенций. Дота­ции — это безвозмездно предоставляемые определенные суммы денег для пополнения доходов и минимизации бюджетного дефицита нижестоящего звена. Они не имеют строго целевого назначения. Субвенции — это денежные суммы, предоставляемые в нижестоящие бюджеты со строго определенной целью.

Среди бюджетов разных уровней ведущую роль играет центральный бюджет, в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов государства.

Организацией работы по формированию и исполнению государствен­ного бюджета, как правило, занимается Министерство финансов. Рассмотре­ние и утверждение бюджетов входит в основные функции законодательной ветви го­сударственной власти. Бюджет государства составлятся на один год. В неко­торых странах бюджетный и календарный годы не совпадают. В Великобри­тании, Японии, Канаде, например, он начинается с 1 апреля, а в США — с 1 октября.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Существуют бюджетный и кредитный методы формирования и использова­ния бюджетных средств. Суть бюджетного метода состоит в том, что часть до­ходов населения и субъектов хозяйствования изымается в форме налогов, обязательных платежей и безвозмездно предоставляются средства из бюджета. Кредитный же метод предполагает формирование бюджетных ре­сурсов за счет поступлений от внутренних и внешних займов, или расходуются на выдачу ссуд, кредитов. Основным методом является бюджетный метод.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.007 с.)