От величины налоговой ставки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От величины налоговой ставки



 

Отрезок АВ указывает на то, что в различных странах величина предельной налоговой ставки различна, например, в нашем случае она находится в границах от 50 до 70%. Далее же увеличение налоговой ставки ведет к сокращению налоговых поступлений.

Величина налогового бремени, очевидно, не должна расти быстрее величины располагаемого дохода (РД) плательщика налога (формула 7.1):

k = IРД / IН ³ 1, или k = I (ЛД — Н)/ IН ³ 1. (7.1)

где IРД – индекс располагаемого дохода; k – коэффициент стимулирующего налогообложения; ЛД – величина личного дохода; Н – величина налога; IН – индекс налога.

По объекту обложения выделяют налоги прямые и косвенные. Прямые налоги – это налоги на доходы физических и юридических лиц или на объекты имущества. В этом случае лицо, чей доход или имущество облагается налогом, и лицо, уплачивающее налог, совпадают. Прямые налоги обладают рядом достоинств. Во-первых, они выплачиваются из дохода и, следовательно, более справедливы. Во-вторых, здесь четко обозначен круг плательщиков, каждый из которых знает, когда и какую сумму должен уплатить. В-третьих, существуют трудности в переложении прямых налогов на других лиц, если это возможно вообще.

Среди прямых налогов основными являются налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, поимущественные налоги.

Налогом на прибыль облагается чистая прибыль юридических лиц. Он взимается по пропорциональным ставкам, которые, как правило, дифференцируются в зависимости от объекта налогообложения с учетом специфики отрасли. Существуют также налоговые льготы, скидки, к которым, например, можно отнести ускоренную амортизацию.

Подоходным налогом с физических лиц (личным подоходным налогом) облагается совокупный доход плательщика за вычетом разрешенных законом вычетов и налоговых льгот. Он, как об этом уже было сказано, в основном бывает прогрессивным, хотя в отдельных случаях возможно пропорциональное и даже регрессивное налогообложение. При этом выделяется налогооблагаемый минимум, а затем ставка налога начинает повышаться по мере роста дохода.

Поимущественными налогами облагается движимое и недвижимое имущество, например, земля, строения, ценные бумаги.

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в цену товара или услуги, увеличивая ее. Такие налоги перечисляются в налоговые органы предприятиями, фирмами, а фактически их оплачивает покупатель. К косвенным налогам относят налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

НДС впервые появился в 50-е годы ХХ века. Этот налог введен во многих странах, в т.ч. и в Беларуси. Объектом обложения в этом случае является стоимость, которую предприятия добавляют к стоимости сырья, матералов, комплектующих при производстве и реализации продукции, выполнении работ или оказании услуг. При этом могут быть использованы одна или несколько ставок налога в зависимости от специфики отрасли. Каковы достоинства НДС? Во-первых, он взимается с широкого круга плательщиков, так как им облагаются практически все отрасли и виды экономической деятельности. Во-вторых, этот налог просто рассчитывается и взимается. И, в-третьих, он обеспечивает надежные и устойчивые поступления в госбюджет.

Налог с продаж существует далеко не во всех странах. Акцизные налоги взимаются с отдельных видов товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Они устанавливаются, например, на вино, водку, сигареты, меховые и ювелирные изделия. Плательщиками таких налогов являются субъекты хозяйствования. Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации произведенной продукции. Ставки дифференцируются по видам товаров. Этими налогами облагаются только товары, реализуемые на внутреннем рынке.

Таможенные пошлины взимаются с перевозимых через границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенными тарифами. Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины. Их величина определяется либо в процентах к таможенной стоимости товаров, либо в абсолютном размере.

По сфере распространения различают общегосударственные (республиканские) и местные налоги. К республиканским налогам относят налоги, поступающие в госбюджет и формирующие его на 90%, например, большая часть НДС, на прибыль и на доходы, таможенные пошлины. К местным налогам относятся налоги, поступающие в местные бюджеты.

По использованию поступающих средств выделяют общие и специфические (специальные) налоги. Общие налоги по использованию не имеют конкретного назначения. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджетов. Специальные налоги предназначены для использования строго в определенных целях. К ним же относят и экологический налог. Этот налог, например, взимается с предприятий за объем добычи природных ресурсов и выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ. Такой налог дифференцируется в зависимости от превышения объемов добычи и выбросов сверх установленных лимитов и может взиматься в 3-5 кратном размере.

По объектам обложения выделяют налоги на имущество, ресурсы, доход или прибыль, налоги на действие.

В Республике Беларусь налоги и другие обязательные платежи по функциям и источникам можно объединить в 7 групп.

1. Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг): НДС; акцизы; сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; местные налоги и сборы (налог на продажу товаров в розничной торговой сети, сборы за услуги).

2. Налоги на прибыль и доходы: подоходный налог; налог на прибыль; налог на дивиденды и приравненные к ним доходы; налоги на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих свою деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (налог на игровой бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности).

3. Налог на недвижимость.

4. Налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщиков: налог на приобретение автотранспортных средств, оффшорный сбор, местные налоги и сборы (целевые сборы, налог на рекламу).

5. Налоги на сборы, относимые на себестоимость продукции: чрезвычайный налог и отчисления в государственный фонд содействия занятости, уплачиваемый единым платежом; земельный налог; экологический налог; плата за проезд по автомобильной дороге Брест — Минск — граница Российской Федерации; плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде.

6. Упрощенные системы налогообложения: единый налог с производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателей; упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

7. Прочие сборы.

Значительную роль в Республике Беларусь играют косвенные налоги, обеспечивающие более половины пступлений в госбюджет. НДС, например, является бюджетообразующим налогом и формирует около четверти доходов консолидированного бюджета страны. На долю акцизов приходится около 8% в доходах бюджета (23, 85).

 

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

С государственным бюджетом связан такой инструмент управления макроэкономикой, как фискальная политика. Это совокупность мер правительства по изменению расходов государства и налогообложения для достижения соответствующих целей развития экономики.

Основными целями экономической политики, как известно, являются обеспечение устойчивого экономического развития, увеличение занятости экономически активного населения до естественного уровня, уменьшение инфляции.

Фискальная политика, в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации, подразделяется на дискреционную политику и автоматическую.

 

Дискреционная политика

 

Под дискреционной политикой понимают манипуляции правительства расходами и налогами с целью достижения определенных целей. Как происходит такое манипулирование? Допустим, что мы поставили перед собой задачу определить влияние налогов и расходов на совокупный спрос, на величину ВВП. При этом, моделируя ситуацию, будем исходить из следующих предпосылок:

Ø государственные расходы (G) не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;

Ø отсутствуют экспорт и импорт, т.е. Хn =0;

Ø вся совокупность налогов сводится к налогам на доходы населения;

Ø величина налоговых поступлений не меняется;

Ø фискальная политика влияет на совокупный спрос, но не на совокупное предложение.

С учетом принятых предпосылок проанализируем воздействие государственных расходов на экономику. При этом предположим, что совокупные расходы (АD) первоначально включают потребительские расходы домашних хозяйств (С) и инвестиции (I). Теперь сказанное попробуем отобразить с помощью графика. Графически их динамику можно представить в виде отрезка С + I (рис. 7.6).

 
 


AD

Е2 С + I + G

200 млрд. руб.

E1 C + I

G

 

C+I

45о

Q1 Q2 BBПр

Рис. 7.6. Государственные расходы и равновесие ВВП

Предположим, что в период спада производства правительство решило сделать закупки товаров на 200 млрд. руб. Эти государственные расходы (G) будем считать постоянными для любого объема ВВПр. Их введение вызвало рост совокупных расходов (АD) тоже на 200 млрд. руб. Это значит, что отрезок С + I был сдвинут вверх в положение С + I + G. Благодаря этому ВВПр увеличился с Q1 до Q2, а точка равновесия переместилась из положения Е1 в положение Е2. На рисунке видно, что прирост ВВПр больше величины закупок государства, вызвавших его. Это означает, что государственные расходы вызывают мультипликативный эффект роста ВВПр. Мультипликатор государственных расходов (Mg) показывает, насколько изменится величина ВВПр в результате изменения расходов государства. Его можно определить по следующей формуле: Mg = DВВПр / D G. (7.2)

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, так как они вызывают одинаковый экономический эффект. В самом деле, рост государственного заказа, как и инвестиций, создает дополнительный спрос на товары, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть дохода, определяемая предельной склонностью к потреблению (МРС), будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему росту совокупного спроса и национального дохода. Следовательно, изменение государственных расходов приводит к мультипликативному росту национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому величина мультипликатора государственных расходов может быть определена по следующей формуле:

Mg = 1 /(1 — MPC) = 1 / MPS. (7.3)

Для определения прироста ВВПр, полученного в результате роста государственного заказа, надо умножить Мg на DG.

Вместе с тем будем иметь в виду, что государственные расходы не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. В противном случае они не будут иметь стимулирующего воздействия. Увеличение налоговых ставок, наоборот, снизит стимулы деловой активности, что приведет к сокращению ВВПр. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров. Сокращение государственных расходов сопровождается снижением уровня совокупных расходов и обуславливает в несколько раз большее уменьшение объема ВВПр.

Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их в годы экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается плавного роста объема производства.

 

AD, в млрд. руб.

C1 + I + G

45 E1

15

30 C2 + I + G

Е2 5

15 20

45о

0 20 40 60 ВВПр

Q1 Q2

Рис. 7.7. Налоги и равновесный ВВПр

 

Дискреционная фискальная политика предполагает и изменение налоговых ставок. Пусть первоначально совокупные расходы будут равны С + I + G (рис. 7.7).

Предположим, что государство ввело новый налог, который дает постоянные поступления в госбюджет в размере 20 млрд. руб. при любом равновесном ВВПр. Согласно условиям, при которых рассматривается механизм фискальной политики, он будет взиматься с располагаемого дохода населения. Свои доходы население будет использовать на потребительские расходы (С) и сбережения (S), соотношение между изменениями которых определяет МРС. Примем МРС равным 0,75. С учетом МРС = 0,75 введение налога в 20 млрд. руб. уменьшит совокупное потребление на 15 млрд. руб. (20 млрд. руб.*0,75). Отрезок С1 + I + G сдвинется в положение С2 + I + G. В связи с этим и точка макроэкономического равновесия переместится из положения Е1 в положение Е2, а объем равновесного ВВПр сократится с Q2 до Q1. При этом разница между ними составит более 20 млрд. руб., что свидетельствует о наличии мультипликатора налогов. Он показывает изменение ВВПр в результате изменения налоговых поступлений в госбюджет. Определить величину налогового мультипликатора (Мн) можно по формуле

Мн = DВВПр / DН, (7.4)

где DН — изменение величины налоговых поступлений.

При этом заметим, что величина налогового мультипликатора меньше величины мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну ден. ед. приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение налога на ден. ед. сопровождается изменением совокупных расходов на величину МРС*1. Поэтому налоговый мультипликатор (Мн) будет равен

Мн = МРС*Мg, или Мн = МРС / (1 — МРС). (7.5)

Снижение же налоговой нагрузки вызовет рост равновесного ВВПр.

Изменение налогов оказывает меньше влияние на величину совокупных расходов, а, следовательно, и на объем ВВПр, чем изменение государственных расходов. Это объясняется тем, что рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично — уменьшением сбережений. Изменения же государственных закупок влияют только на совокупные расходы. Именно поэтому Мн меньше Мg по величине.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.031 с.)