Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная политика государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В ЭТОЙ ГЛАВЕ Ø раскрывается сущность социальной политики государства, показываются ее основные направления в условиях современной экономики; Ø дается представление о механизме социальной защищенности граждан страны и его основных элементах; Ø анализируется проблема справедливого распределения доходов, рассматриваются его основные принципы; Ø говорится о том, как государство регулирует занятость экономически активного населения и создает условия для социального партнерства между работниками и работодателями.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Социальная политика и ее функции. Человек, как известно, существо социальное, носитель общественных (социальных) отношений. Он вступает в отношения с другими людьми и развивается как человек настолько, насколько совершенны сами социальные отношения. Экономика, таким образом, социальна по своей сути. Можно сказать, что вне социума экономики просто не существует. Большую роль в развитии экономики с социальной точки зрения играет государство. Оно проводит соответствующую социальную политику, т.е. управляет социальным процессом. Экономическая деятельность, мы знаем, имеет конечной целью улучшение условий жизни и труда. Поэтому в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Связь социальной политики и экономического роста взаимообусловлена. С одной стороны, социальная политика является целью экономического роста. Все аспекты ее экономического развития имеет смысл рассматривать через призму их социальной направленности. С другой стороны, социальная политика является фактором экономического роста, так как рост благосостояния населения усиливает мотивацию труда, способствует повышению эффективности производства. Кроме того, экономический рост предъявляет все более высокие требования к квалификации работника, физическому и духовному развитию личности. Это, в свою очередь, требует развития социальной сферы. При этом будем иметь в виду, что социологи под социальной сферой подразумевают отношения и взаимодействия между индивидами, социальными группами и общностями, занимающими различное социально-экономическое положение в государстве (1, 10-11). Дано, как мы видим, определение социальной сферы в широком смысле слова. Под социальной сферой в узком смысле слова часто понимают комплекс таких отраслей народного хозяйства, как наука, образование, здравоохранение и культура. Важнейшим фактором развития социальной сферы и общества в целом является эффективная социальная политика. Что она собой представляет? Социальная политика — это система мер правительства, направленных на создание условий для повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения социальной защиты и предоставления социальных гарантий. Ее еще определяют как деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан. В современных условиях ни одна экономическая система не в состоянии обеспечивать экономический рост без использования творческого потенциала человека. Человеческий фактор становится решающим фактором в социально-экономическом развитии общества. Отсюда вытекает и необходимость проведения эффективной социальной политики. Основные функции социальной политики следующие: Ø формирование устойчивой и справедливой социальной структуры общества на основе социального партнерства; Ø стимулирование позитивной экономической и социальной активности населения; Ø создание механизма социальной защиты (социального страхования), предполагающего помощь гражданам в условиях социального риска и кризиса; Ø предоставление системы социальных гарантий членам общества. Принципы социальной политики. Краеугольным камнем социальной политики современного государства являются такие принципы, как равенство, солидарность, справедливость. Принцип социального равенства означает, прежде всего, равенство всех членов общества перед законом, равные права на определенные блага. По Конституции Республики Беларусь, например, каждый гражданин, имеет право на достойный уровень жизни, на труд, на отдых, на образование и т.д. Принцип социальной солидарности предполагает общую ответственность государства, предпринимателей, профсоюзов и населения в целом за процессы в обществе, собственные действия и их последствия, объединение усилий всех членов общества для решения определенных проблем, например, бедности, экологических и т.д. Принцип социальной справедливости указывает на необходимость согласования интересов и потребностей отдельных граждан, коллективов, социальных групп и общества в целом. Это, например, может проявляться в соответствии прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада в конечные результаты экономической деятельности и реального экономического положения человека. Из сказанного вытекают и основные направления социальной политики государства: Ø Повышение занятости экономически активного населения до естественного уровня. Это находит свое отражение в обеспечении гарантий на труд, разработке и реализации программ по формированию новых рабочих мест, программ занятости инвалидов и борьбы с безработицей; Ø Создание и эффективное функционирование механизма социальной защищенности. В первую очередь имеется в виду государственная поддержка беднейших слоев населения. Ø Предоставление гражданам системы социальных гарантий. Проявляется это в обязательствах государства по удовлетворению потребностей граждан, например, в образовании, в охране здоровья и т.д.; Ø Управление динамикой доходов членов общества. В первую очередь, предполагается создание условий для социально справедливого, без дискриминации, распределения произведенных доходов. Государство управляет доходами населения посредством соответствующей системы налогообложения и распределения изъятых средств, в форме льгот и различных пособий для нуждающихся слоев населения Ø Достижение социального партнерства между работодателями и наемными работниками. Уровни социальной политики. Социальная политика реализуется на всех уровнях общественной и экономической деятельности. Она может проводиться на уровне семьи, фирмы, предприятия, или на микроуровне. На макро же уровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика. Кроме того, на современнм этапе развития человечества актуальным становится проведение социальной политики и на глобальном уровне, так как безработица и бедность стали питательной средой различного рода преступлений. Социальная политика, в первую очередь, призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему социальной защиты, а также обеспечивать условия для роста благосостояния и проведения социально справедливой политики доходов. Основными задачами социальной политики являются: Ø подготовка и реализация программ занятости; Ø обеспечение доступности ценностей культуры; Ø развитие образования, медицинского и социального страхования. Показатели социальной политики. Основными показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения. Что собой представляют эти показатели? Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными, духовными и социальными благами. Его определяют и как совокупность условий жизнедеятельности людей. Имеются в виду условия труда, быта, досуга. Различают уровень жизни в узком и в широком смысле этого слова. В узком смысле под уровнем жизни понимают объем реальных доходов, определяющих объем и структуру фактически потребляемых конечных товаров и услуг. В широком смысле в уровень жизни также включают: уровень и структуру потребления, условия труда, структуру и степень удовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологической безопасности и т.д. Уровень жизни определяется, во-первых, величиной фактического потребления материальных, духовных и социальных благ, а, во-вторых, уровнем развития потребностей. Уровень потребления — это особенность потребления, которая зависит от количества потребителей. По этому признаку различают три уровня потребления благ: индивида; коллектива; страны, например, в безопасности. Уровень жизни тем выше, чем выше уровень потребностей. Прежде всего, имеются в виду физические, социальные и духовные потребности. Физические потребности связаны с поддержанием физической жизни человека, например, в пище, одежде, жилье, движении, сне. Духовные потребности — это потребности в познании мира, образовании, повышении квалификации, в различных видах творческой деятельности, в эстетическом восприятии действительности, в пользовании культурными ценностями. Социальные потребности возникают в связи с функционированием человека в обществе. Это потребности в общественной деятельности, в самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав. Уровень жизни определяется такими факторами, как состояние производительных сил и производственных отношений общества, природно-климатическими условиями, географическим положением государств и т.д. Для оценки уровня жизни используется совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей), структура потребления, продолжительность рабочего времени, величина свободного времени и его структура, уровень развития социальной сферы и т.д. Среди показателей уровня жизни выделяют такие обобщающие показатели, как объем потребления благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона питания). Среди названных показателей важнейшим является показатель реальных доходов населения. Их динамика определяется уровнем заработной платы во всех отраслях народного хозяйства, размером доходов от предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, величиной выплат из общественных фондов потребления, налоговой политикой государства и уровнем инфляции. Для получения реальной картины уровня жизни используются такие показатели, как «потребительская корзина» и минимальный потребительский бюджет. «Потребительская корзина» является определенным стандартом, с которым сравнивается реальное потребление граждан. Она включает в себя научно обоснованный и сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих функциональные потребности человека исходя из конкретных условий страны и возможностей экономики. «Потребительская корзина» подразумевает следующие статьи расходов: на питание; одежду, обувь, белье; предметы санитарии, гигиены, лекарства; мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения; жилищно-коммунальные услуги; культурно-просветительные мероприятия и отдых; бытовые услуги; транспорт, связь; содержание детей в дошкольных учреждениях; налоги, обязательные платежи, накопления и т.д. Различают два вида «потребительской корзины»: минимальную, которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления; и рациональную, отражающую научно обоснованную структуру потребления. Минимальная «потребительская корзина» рассчитывается для стандартной семьи из двух взрослых и двоих детей дошкольного возраста и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально неприемлемо. Минимальная «потребительская корзина» рассчитывается по отдельной социально-демографической группе: для семьи из четырех человек с двумя детьми; одиночки в трудоспособном возрасте; пенсионера; молодой семьи с одним ребенком; студента. Она лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета (МПБ) и прожиточного минимума. Среднедушевой среднемесячный МПБ в Республике Беларусь определяется как ¼ от минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек. Прожиточный минимум — это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящихся за «чертой бедности». Эта черта определяется как 60% среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал. От минимального уровня потребления следует отличать физиологичесий минимум потребления, который необходим для физического существования. Частными показателями уровня жизни являются: Ø уровень и динамика заработной платы, динамика доходов от различных финансовых активов (дивиденды, процент по вкладам и т.д.); Ø уровень налогов; Ø индекс розничных цен на потребительские товары и услуги; Ø уровень, динамика и структура потребительских расходов населения; Ø уровень занятости и продолжительность рабочей недели; Ø расходы государства на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и социальное страхование и т.д. ООН рекомендует для характеристики условий жизни использовать следующие показатели: Ø Рождаемость, смертность и др. демографические характеристики населения; Ø Санитарно-гигиенические условия жизни населения; Ø Потребление продовольственных товаров; Ø Жилищные условия, образование и культура; Ø Условия труда и занятость, доходы и расходы населения; Ø Стоимость жилья и потребительские цены; Ø Организация отдыха, социальное обеспечение, свободы человека. В отличие от уровня жизни качество жизни оценить гораздо сложнее. Этот показатель характеризует степень удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к уровню личных притязаний (самореализации). Качество жизни — это совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель включает в себя помимо уровня жизни также условия и безопасность труда, культурный уровень, здоровье и физическое развитие человека, наличие и использование свободного времени, состояние экологии и т.д. Качество жизни включает также уровень потребления материальных благ и услуг, удовлетворение духовных потребностей, уровень здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, безопасность граждан, свободы личности. В качестве интегрального показателя уровня и качества жизни населения ООН использует индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он рассчитывается на основе трех показателей: средней продолжительности жизни населения, уровня образования и реального валового внутреннего продукта на душу населения. По данным доклада ООН в 2007 году, по этому показателю из 177 обследованных стран Беларусь заняла 64 место и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Это самое высокое место среди стран СНГ, рапример, Россия — на 67 месте. Факторами, определяющими количественные и качественные показатели результативности социальной политики в стране, являются: состояние национальной экономики, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и уровень культуры.
МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Одна из основных функций социальной политики — создание системы социальной защиты. Но что это такое? Социальная защита — это совокупность определенных обязательств государства к своим гражданам в рамках существующей конституции, основного закона страны. Система социальной защиты представляет собой меры правительства, направленные на выполнение принятых государством социальных обязательств. Эффективность этой системы во многом зависит от экономического потенциала страны, совокупности макроэкономических условий осуществления социальной политики. Механизм социальной защиты включает, с одной стороны, общие для всех жителей страны меры, а с другой — адресную поддержку определенных социальных групп. К общим мерам относят: Ø обеспечение эффективной занятости, позволяющей каждому человеку находить применение своим личным способностям в соответствующей сфере деятельности; Ø официальное установление реального уровня прожиточного минимума, как в денежной форме, так и по «потребительской корзине» с учетом дифференциации доходов и потребления населения; Ø защита интересов потребителя, компенсация, адаптация и индексация доходов; Ø развитие отношений социального партнерства. Адресная поддержка предполагает: социальную помощь бедным или малоимущим слоям населения; целевые или адресные выплаты из фондов общественного потребления. Меры социальной защиты населения могут иметь активную и пассивную формы. Примером активной формы может служить подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест. Пассивные же формы сводятся, главным образом, к выплате соответствующих пособий и дотаций. В основе расчета минимального потребительского бюджета (МПБ) лежат три метода: нормативный, статистический и комбинированный. Суть нормативного метода состоит в разработке норм и нормативов потребления товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физических и социально-культурных потребностей человека с учетом половозрастных особенностей граждан. Исходя из соответствующих нормативов, формируется натурально-вещественный состав МПБ. Статистический метод построения МПБ предполагает анализ реально складывающихся закономерностей в потреблении благ исходя из данных бюджетных обследований семей. В соответствии с различными уровнями среднедушевых доходов выделяются несколько типов потребления. Один из них и принимается в качестве минимального бюджета. Комбинированный метод включает элементы двух рассмотренных подходов. Прежде всего, устанавливается нормативная часть величины расходов на питание. Затем, на основе статистическх данных о потреблении в группах населения с различными доходами, определяется зависимость между расходами на питание, потреблением других благ и услуг и величиной дохода. Затем, исходя из выявленной статистической закономерности, рассчитывается и общая величина расходов на минимальную «потребительскую корзину». Общая схема формирования МПБ и прожиточного минимума представлена на рис. 9.1.
25%
Рис. 9.1. Схема формирования минимального потребительского
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.012 с.) |