ТОП 10:

Признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества.



Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ.

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

 

6.Отличие государственной власти от иных видов власти.

Власть – одно из проявлений сущности государства, поскольку государственная власть имеет политический характер, выражает интересы определенных классов, социальных слоев и партий. Власть как таковая представляет собой отношение господства и подчинения, разделение на властвующих и подвластных.

Государственная власть в отличие от других видов власти имеет ряд особенностей, государственная власть - это:

· публичная власть. Она выступает от имени всего народа и имеет публичную основу для своей деятельности: узаконенное имущество, собственные доходы и налоги с населения;

· аппаратная власть. Она имеет механизм осуществления власти в лице различных государственных органов: законодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных и т.д.;

· власть, поддерживаемая законом. В этом смысле государство есть юридическая форма осуществления власти;

· легитимированная власть. Имеет узаконенный характер, опирается на признание народа и международного сообщества;

· суверенная власть. Она не зависит ни от какой иной власти (внешней или внутренней, будь то другое государство, партия или церковь);

 

реализация властных отношений в государстве осуществляется с помощью властных структур (органов государства) и властных институтов (политических учреждений и процедур). Для современных государств характерна развитая сеть институтов управления: правительство, правительственные учреждения, администрация на местах, «силовые» ведомства, управляющие деятельностью вооруженных сил, органов государственной безопасности и охраны общественного порядка.

В сфере законодательной власти можно выделить институт парламентаризма и институт делегированного законодательства; в сфере исполнительной власти функционируют институты президентства и президентского правления; в сфере судебной власти – институты судебной власти и судебной ответственности; В сфере контрольной власти – институты конституционного совета и предварительного контроля. Государственные институты выполняют различные функции и в зависимости от уровня развития демократии обладают разной силой. В одних государствах преобладают институты главы государства, управления и «силовых» ведомств, в других на первые места выдвигаются институты народного представительства, муниципального самоуправления, правосудия, прав и свобод граждан.

Органы государственной власти также имеют собственные специфические признаки, отличающие государственные органы от иных. Среди них:

· формирование государственного органа по воле государства и осуществление им своих функций от имени государства;

· выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;

· наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;

· наделение государственного органа полномочиями государственно-властного характера. При этом наличие государственно-властных полномочий является наиболее существенным признаком государственного органа.

Государственно-властные полномочия практически выражаются в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушения путем применения различных мер (воспитания, убеждения, разъяснения, поощрения или государственного принуждения).

 

Многообразие условий возникновения государства.(стр. 9)

Факторы, повлиявшие на появление государства:

· Экономические (рост производительности труда, возникновение излишков, углубляющееся разделение труда и как следствие развитие меновой, а затем и денежной торговли - влияли на становление государства.)

· Географические (все древние государства и цивилизации возникали либо в долинах рек, либо на берегах морей. Примерами служат Нил - в Египте, Тигр и Евфрат - в Месопотамии.)

· Социальные

· Политические

Пути образования государства:

Восточное гос.

· Причины возникновения гос.:

· Потребность в осуществлении ирригационных работ, в связи с развитием поливного земледелия;

· Необходимость объединения в этих целях значительных масс людей;

· Необходимость единого централизованного гос-ва.

Гос-во появляется до образования классов, гос. аппарат возникает из органов управления родоплеменными объединениями. Этот аппарат постепенно превращается в гос. класс, эксплуатирующий труд общинников.

Господствующая форма собственности – государственная, частная собственность имеет второстепенное значение.

Форма гос. восточная деспотия (Др.Египет, Китай), олигархическая республика (города – государства Финики, Месопотамии).

Европейское гос-во.

· Гос. бассейна Средиземноморья.

Главная причина образования гос.- раскол общества на классы в связи с интенсивным развитием частной собственности. Гос-во развивается, частично образуя новые органы власти. Сопровождается острой классовой борьбой между родовой знатью, завладевшей земельной частью общинной собственности и рядовыми общинниками, попавшими в экономическую зависимость. Экономическая основа гос. – частная собственность на средства производства, в т.ч. рабов. Форма гос – рабовладельческая республика или монархия.

· Франкское гос.

Основная причина образования гос. – внешняя: завоевание значительных территорий. Гос. развивается из родоплеменного строя, сохраняя сельскую общину, как основу экономики. Развитие частной собственности не соль интенсивно, как на юге. Рабский труд – малорентабелен. Экономическая основа гос. – собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Основа неравенства – феодальная собственность на землю. Формы гос-ва: монархия, феодальная республика.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.005 с.)