Экономика малого и среднего бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика малого и среднего бизнеса



ЭКОНОМИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Учебная программа учреждения высшего образования для магистрантов

по учебной дисциплине для специальности 1-25 81 09«Коммерческая деятельность»

Факультет экономики и управления торговлей

Кафедра экономики торговли

 

Курс 1    
Семестр 1    
Лекции – 20 часов   Зачет – 1 семестр
Практические занятия – 10 часов   Курсовая работа – не предусмотрена
Аудиторных часов по учебной дисциплине – 30   Форма получения образования – дневная
     
Всего часов по учебной дисциплине — 66    

Составила: Свирейко Наталья Евгеньевна, канд. экон. наук

 

 


Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине «Экономика малого и среднего бизнеса», утвержденной 29 октября 2012 г., регистрационный № УД-1066-12/баз.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой экономики торговли УО «БГЭУ»

«28» августа 2014 г., протокол № 1

Заведующий кафедрой ___________ И.М. Микулич

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета экономики и управления торговлей УО «БГЭУ»

«___» августа 2014 г., протокол № 1

 

 

Председатель _________С.И. Скриба

 

Пояснительная записка

 

Дисциплина «Экономика малого и среднего бизнеса» является дисциплиной специализации для магистрантов практико-ориентированной магистратуры специальности «Коммерческая деятельность».

Важным фактором развития национальной экономики является успешное развитие малого и среднего бизнеса. В современных условиях малые предприя­тия выступают основой развития конкуренции на рынке, обеспечения занятости населения, предотвращения последствий структурной безработицы, что особенно актуально для малых городов. Развитие малого бизнеса позволяет сгладить неблагоприятные колебания конъюнктуры рынка, обеспечить разнообразие товаров и услуг на рынке. Немаловажной является и инновационная направленность малого и среднего бизнеса, способность предоставить предпринимателям возможность независимо реализовать свои идеи, проявить предпринимательский талант.

Учитывая значимость малого и среднего бизнеса для экономики, возрастает значение и качественного обучения основам функционирования бизнеса, учитывающего особенности данного сектора экономики.

Цель преподавания дисциплины - формирование у магистрантов современного экономического мышления, обобщающего представление об экономике и организации деятельности малых и средних предприятий; определение роли и места малых и средних предприятий в системе единого народнохозяйственного комплекса; получение навыков по созданию и управлению малыми и средними предприятиями на территории Республики Беларусь.

Задачами изучения дисциплины являются:

· изучение сущности и отличительных особенностей функционирования малых и средних предприятий, условий и порядка их создания;

· изучение особенностей функционирования инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий, действующей в Республики Беларусь;

· выработка умений определения и обоснования выбора экономически целесообразной стратегии и тактики хозяйственной деятельности малых и средних предприятий;

· выработка и закрепление навыков проведения комплексных экономических расчетов по проектам открытия объектов малого или среднего бизнеса;

· исследование источников финансирования деятельности малых и средних предприятий и особенностей заполнения учредительных документов;

· изучение особенностей в организации управления, планирования, учета и отчетности, налогообложения, а также в финансовой деятельности малых и средних предприятий;

· системное изучение экономического инструментария оценки уровня экономической эффективности деятельности организации, способов максимизации прибыли, минимизации убытков, обеспечения конкурентоспособности деятельности малых и средних предприятий.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

- методы и способы проведения комплексных экономических расчетов по экономическому обоснованию проекта открытия малого или среднего предприятия;

- методологию обоснования принятия эффективных управленческих решений, обеспечивающих конкурентоспособность малых и средних предприятий;

- особенности разработки стратегии и тактики поведения малых и средних предприятий в условиях циклических изменений экономики;

- понятия, категории, показатели, отражающие состояние и тенденции развития малого и среднего бизнеса;

- основы построения экономической и торговой политики в Республике Беларусь;

- механизм эффективного функционирования малых и средних предприятий в условиях единого экономического пространства.

уметь:

- осуществлять комплексную экономическую оценку деятельности предприятий;

- анализировать основные показатели развития объектов малого и среднего бизнеса;

- оценивать риски, связанные с хозяйственной деятельностью;

- проводить мониторинг рыночной конъюнктуры и внешней экономической среды;

- составлять пояснительные записки по результатам исследования работы объектов малого и среднего бизнеса;

- разрабатывать и обосновывать проекты открытия объектов малого или среднего бизнеса, с соответствующими расчетами и обоснованием экономической целесообразности работы объекта.

иметь навыки:

- проведения комплексных экономических расчетов по проектам открытия объектов малого или среднего бизнеса.

Базовый учебный план специальности «Коммерческая деятельность» для углубленной подготовки специалистов (магистратуры) предусматривает для изучения дисциплины всего 66 часов, в том числе: 20 – лекций, 10 часов - практические занятия, 36 часов – самостоятельная работа студентов.Рекомендуемая форма контроля – зачет.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Количество часов
лекции   практи- ческие занятия
  Предпринимательство как основа малого бизнеса    
  Сущность и социально-экономический статус малых и средних предпринимательских структур    
  Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса    
  Организационно-правовой механизм создания и функционирования малых и средних предприятий в Беларуси    
  Взаимодействие малых и крупных компаний как фактор развития малого бизнеса    
  Особенности реализации инвестиционного проекта открытия объекта малого и среднего бизнеса    
  Экономическое обоснование целесообразности открытия объекта малого и среднего бизнеса    
ИТОГО:    

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Тема 1. Предпринимательство как основа малого бизнеса

Роль предпринимательства в возникновении и развитии малых предприятий. Эволюция теории предприни­мательства. «Три волны» развития теории предпринимательства. Предприниматель как собственник капитала и носитель бремени риска. Понятие и сущность предпринимательского риска. Предприниматель как организатор производственного процесса. Предприниматель как новатор. Особые качества предпринимателя. Функции предпринимателя. Черты общества «предпринимательского типа».

Общие признаки предпринимательства. Факторы, определяющие эффективность развития предпринимательства в национальной экономике.

Законодательные основы предпринимательства. Субъекты предпринимательства. Частное и государственное предпринимательство. Виды предпринимательства.

 

Тема 4. Организационно-правовой механизм создания и функционирования малых предприятий в Беларуси

Организационно-правовые формы малых и средних предприятий. Выбор организационно-правовой формы малого бизнеса. Возможные пути образования малых предприятий. Порядок создания малых и средних фирм. Экономическое обоснование создания малого предприя­тия. Порядок регистрации и ликвидации малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь. Лицен­зирование предпринимательской деятельности: порядок, виды деятельности, лицензионный сбор, условия прекращения лицензии. Посредничес­кая деятельность, ее роль в развитии малого бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

 

1. Балашевич, М.И.Экономика и организация малого бизнеса: учеб. пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. - Минск: БГЭУ, 2012. – 335 с.

2. Гусева, Т.А. Руководство по организации малого и среднего бизнеса / Т.А. Гусева, К.В. Гришина, И.С. Леташова. - Минск: Деловой двор, 2010. - 80 с.

3. Забродская, Н.Г.Экономика малого бизнеса и предпринимательства: учебное пособие / Н.Г. Забродская. - Минск: Амалфея, 2013. - 287 с.

 

Дополнительная:

 

1. Савичев, О.П. Экономика и организация малого предпринимательства / О.П. Савичев, Н.А. Зискель, С.В. Трифонов, А.И. Цапук. - СПб: изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 100 с.

2. Гражданкина, Е.В. Экономика малого предприятия: учеб. пособие / Е.В, Гражданкина. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 96 с.

3. Гербер, М. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства / Гербер Майкл Э. - Олимп-Бизнес, 2005. – 240 с.

4. Дятченко, Л.Я. Малое предпринимательство в странах СНГ / Л.Я. Дятченко, В.И. Ляшенко, К.В. Павлов. – М.: Магистр, 2007. – 508 с.

5. Государственное регулирование предпринимательства и малого бизнеса / С.А. Пелих [и др.]; под общ. ред. проф. С.А. Пелиха; Академия управления при Президенте Респ. Беларусь. — Минск: Право и экономика, 2010. — 230 с.

6. Вашко, И.М. Государственное регулирование предпринимательства / И.М. Вашко. — Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2013. — 172 с.

7. Киреенко, Н.В. Бизнес-администрирование малых и средних предприятий: учеб. Пособие / Н.В. Киреенко, Т.И. Кислая. - Минск: Современная школа, 2011. - 168 с.

8. Пекарская, А.Ю. Механизм налогового регулирования малого предпринимательства / А.Ю. Пекарская // Вестник БГЭУ. – 2013. - № 4. – С. 80-87.

9. Шулейко, О.Л. Проблемы и перспективы налогообложения малого предпринимательства в Республике Беларусь / О.Л. Шулейко // Новая экономика. – 2013. - № 1(61). – С. 154-159.

10. Вашко, И.М. Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь: анализ, проблемы, решения / И.М. Вашко, С.И. Крючок // Новая экономика. – 2013. - № 2(62). – С. 361-373.

11. Сенченко, М.Г. Государственная политика Республики Беларусь в сфере развития малых инновационных предприятий / М.Г. Сенченко // Новая экономика. – 2014. - № 1(63). – С. 137-142.

12. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь 2009-2013: стат. сб. – Минск: Нац. стат. ком-т, 2014. - 380 с.

 

 


Учебно-методическая карта учебной дисциплины

    Количество аудиторных часов      
№ раздела, темы Название раздела, темы   Управляемая самостоятельная работа Иное Формы контроля знаний  
Лекции Практические занятия Семинарские) занятия Лабораторные занятия  
 
                   
  Экономика малого и среднего бизнеса             зачет  
1. Предпринимательство как основа малого бизнеса             опрос  
1.1. 1. Роль предпринимательства в возникновении и развитии малых предприятий. Эволюция теории предприни­мательства. 2. «Понятие и сущность предпринимательского риска. Функции предпринимателя. 3. Общие признаки предпринимательства. Факторы, определяющие эффективность развития предпринимательства в национальной экономике. 4. Законодательные основы предпринимательства. Субъекты предпринимательства. Частное и государственное предпринимательство           Выбор темы реферата Подготовка проблемных вопросов по теме Работа с дополнительной литературой   защита реферата  
                   
  Виды предпринимательства. Практическое занятие №1                  
2. Сущность и социально-экономический статус малых и средних предпринимательских структур             опрос  
2.1. 1. Сущность понятия «малое предприятие». Виды малых пред­приятий. Место малых предприятий в экономике развитых стран. Роль малых предприятий в развитии национальной экономики. 2. Инновационная направленность малых предприятий. Малые предприятия и науч­но-техническое развитие. Венчурный бизнес: сущность, особенности, значение. 3. Критерии выделения малых предприятий за рубежом. Критерии выделения малых предприятий в Республике Беларусь. 4. Функции малого и среднего бизнеса. Достоинства и недостатки малого бизнеса. Основные причины неудач при осуществлении малого бизнеса. Практическое занятие №1             Подготовка проблемных вопросов по теме Работа над рефератом Работа с дополнительной литературой      
3. Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса             опрос  
3.1. 1. Роль государства в становлении и развитии малого бизнеса. Программа государственной поддержки предпринимательства. Сущность и функции бизнес-инкубаторов. Технопарки и инновационные центры: сущность, различия. Союзы предпринимателей.         Работа с дополнительной литературой      
                   
  2. Роль инфраструктуры поддержки в развитии малого бизнеса. Влия­ние инфраструктуры поддержки малого бизнеса на экономи­ческое развитие. Практическое занятие №2           Подготовка проблемных вопросов по теме        
3.2. 3. Понятие консалтинга. Классификация консалтинговых фирм. Требования, предъявляемые к консалтинговым фир­мам. Особенности консалтинга предпринимателей и малых фирм. 4. Зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса. Международные организации, занимающиеся поддержкой малого и среднего бизнеса. Практическое занятие №2           Подготовка проблемных вопросов по теме Работа над рефератом Работа с дополнительной литературой   Защита реферата  
4. Организационно-правовой механизм создания и функционирования малых и средних предприятий в Беларуси             опрос  
4.1. 1. Организационно-правовые формы малых и средних предприятий. Выбор организационно-правовой формы малого бизнеса.Возможные пути образования малых предприятий. Порядок создания малых фирм. 2. Экономическое обоснование создания малого предприя­тия. Порядок регистрации и ликвидации малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь. Практическое занятие №3 Ъ           Подготовка проблемных вопросов по теме        
                   
4.2. 3. Лицен­зирование предпринимательской деятельности: порядок, виды деятельности, лицензионный сбор, условия прекращения лицензии. 4. Посредничес­кая деятельность, ее роль в развитии малого бизнеса. Практическое занятие №3                  
5. Взаимодействие малых и крупных компаний как фактор развития малого бизнеса             опрос  
5.1. 1. Характерные особенности функционирования средних и ма­лых фирм. Возможные формы взаимодействия предприятий. Внутрифирменное предпринимательство. Понятие «антрепренер» и «интрапренер». 2. Франчайзинг как форма организации малого бизнеса. Преимущества и недостатки франчайзинга для малого и среднего бизнеса. Региональный франчайзинг. Субфранчайзинг Регулирование франчайзинга в Республике Беларусь. 3. Субконтрактация как форма взаимодействия крупных и ма­лых предприятий, преимущества для крупных и малых фирм. Особенности взаимодействия крупных и малых предпринимательских структур в торговле. 4. Оценка эффективности сотрудничества малых и крупных фирм. Практическое занятие №4         Подготовка проблемных вопросов по теме Работа над рефератом Работа с дополнительной литературой   Защита реферата  
                   
6. Особенности реализации инвестиционного проекта открытия объекта малого и среднего бизнеса             опрос  
6.1. 1. Бизнес-план проекта. Общие положения плана маркетинга при осуществлении проекта. Маркетинговые исследования при проектировании. Стратегические и оперативные аспекты плана маркетинга. 2. Организация финансирования проекта. Консалтинг. Контроль и регулирование проекта. Определение и формы контрактов. Мониторинг контракта. Основные типы контрактов (договоров подряда). Рекомендуемое содержание контракта (договора). 3. Многопроектное управление. Процессы управления ресурсами проекта. Закупка оборудования и материалов по проекту. 4. Основные принципы планирования ресурсов проекта. Новые методы управления материально-техническим обеспечением. Практическое занятие №4         Подготовка проблемных вопросов по теме Работа над рефератом Работа с дополнительной литературой   Защита реферата  
  Экономическое обоснование целесообразности открытия объекта малого и среднего бизнеса             опрос  
7.1. 1. Цели финансового анализа и оценки проекта открытия объекта малого и среднего бизнеса. Общие положения финансового анализа. Оценка полных инвестиционных затрат по проекту. Общий подход к оценке хозяйственной деятельности при реализации проекта. Отчет о чистом доходе.                
                   
  Определение чистого дисконтированного дохода по проекту. Проектируемый балансовый отчет. Потоки реальных денег. 2. Определение, виды и общая схема оценки эффективности проекта. Оценка общей эффективности проекта: основные показатели эффективности проекта. Методика расчета частных показателей экономической эффективности от коммерческой деятельности. Практическое занятие №5         Подготовка проблемных вопросов по теме Работа над рефератом Работа с дополнительной литературой   Защита реферата  
7.2. 3. Цели и общие положения финансового анализа. Организация проведения финансового анализа и оценки проекта. 4. Оценка устойчивости и безубыточности проекта в условиях неопределенности и рисков. Прогноз и оценка результатов хозяйственной деятельности. Особенности организации и проведения финансового анализа и оценки эффективности проекта. Практическое занятие №5         Работа с дополнительной литературой      

 

Курсовая работа по дисциплине не предусмотрена.

 

На 2014-2015 учебный год

 

В учебной программе по дисциплине «Экономика малого и среднего бизнеса» изменений нет

 

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры экономики торговли (протокол № 1 от 28.08.2014)

 

 

Заведующий кафедрой     (подпись) И.М. Микулич
     
Утверждаю: Декан факультета   (подпись) С.И. Скриба    

 

ЭКОНОМИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Учебная программа учреждения высшего образования для магистрантов

по учебной дисциплине для специальности 1-25 81 09«Коммерческая деятельность»

Факультет экономики и управления торговлей

Кафедра экономики торговли

 

Курс 1    
Семестр 1    
Лекции – 20 часов   Зачет – 1 семестр
Практические занятия – 10 часов   Курсовая работа – не предусмотрена
Аудиторных часов по учебной дисциплине – 30   Форма получения образования – дневная
     
Всего часов по учебной дисциплине — 66    

Составила: Свирейко Наталья Евгеньевна, канд. экон. наук

 

 


Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине «Экономика малого и среднего бизнеса», утвержденной 29 октября 2012 г., регистрационный № УД-1066-12/баз.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой экономики торговли УО «БГЭУ»

«28» августа 2014 г., протокол № 1

Заведующий кафедрой ___________ И.М. Микулич

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета экономики и управления торговлей УО «БГЭУ»

«___» августа 2014 г., протокол № 1

 

 

Председатель _________С.И. Скриба

 

Пояснительная записка

 

Дисциплина «Экономика малого и среднего бизнеса» является дисциплиной специализации для магистрантов практико-ориентированной магистратуры специальности «Коммерческая деятельность».

Важным фактором развития национальной экономики является успешное развитие малого и среднего бизнеса. В современных условиях малые предприя­тия выступают основой развития конкуренции на рынке, обеспечения занятости населения, предотвращения последствий структурной безработицы, что особенно актуально для малых городов. Развитие малого бизнеса позволяет сгладить неблагоприятные колебания конъюнктуры рынка, обеспечить разнообразие товаров и услуг на рынке. Немаловажной является и инновационная направленность малого и среднего бизнеса, способность предоставить предпринимателям возможность независимо реализовать свои идеи, проявить предпринимательский талант.

Учитывая значимость малого и среднего бизнеса для экономики, возрастает значение и качественного обучения основам функционирования бизнеса, учитывающего особенности данного сектора экономики.

Цель преподавания дисциплины - формирование у магистрантов современного экономического мышления, обобщающего представление об экономике и организации деятельности малых и средних предприятий; определение роли и места малых и средних предприятий в системе единого народнохозяйственного комплекса; получение навыков по созданию и управлению малыми и средними предприятиями на территории Республики Беларусь.

Задачами изучения дисциплины являются:

· изучение сущности и отличительных особенностей функционирования малых и средних предприятий, условий и порядка их создания;

· изучение особенностей функционирования инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий, действующей в Республики Беларусь;

· выработка умений определения и обоснования выбора экономически целесообразной стратегии и тактики хозяйственной деятельности малых и средних предприятий;

· выработка и закрепление навыков проведения комплексных экономических расчетов по проектам открытия объектов малого или среднего бизнеса;

· исследование источников финансирования деятельности малых и средних предприятий и особенностей заполнения учредительных документов;

· изучение особенностей в организации управления, планирования, учета и отчетности, налогообложения, а также в финансовой деятельности малых и средних предприятий;

· системное изучение экономического инструментария оценки уровня экономической эффективности деятельности организации, способов максимизации прибыли, минимизации убытков, обеспечения конкурентоспособности деятельности малых и средних предприятий.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

- методы и способы проведения комплексных экономических расчетов по экономическому обоснованию проекта открытия малого или среднего предприятия;

- методологию обоснования принятия эффективных управленческих решений, обеспечивающих конкурентоспособность малых и средних предприятий;

- особенности разработки стратегии и тактики поведения малых и средних предприятий в условиях циклических изменений экономики;

- понятия, категории, показатели, отражающие состояние и тенденции развития малого и среднего бизнеса;

- основы построения экономической и торговой политики в Республике Беларусь;

- механизм эффективного функционирования малых и средних предприятий в условиях единого экономического пространства.

уметь:

- осуществлять комплексную экономическую оценку деятельности предприятий;

- анализировать основные показатели развития объектов малого и среднего бизнеса;

- оценивать риски, связанные с хозяйственной деятельностью;

- проводить мониторинг рыночной конъюнктуры и внешней экономической среды;

- составлять пояснительные записки по результатам исследования работы объектов малого и среднего бизнеса;

- разрабатывать и обосновывать проекты открытия объектов малого или среднего бизнеса, с соответствующими расчетами и обоснованием экономической целесообразности работы объекта.

иметь навыки:

- проведения комплексных экономических расчетов по проектам открытия объектов малого или среднего бизнеса.

Базовый учебный план специальности «Коммерческая деятельность» для углубленной подготовки специалистов (магистратуры) предусматривает для изучения дисциплины всего 66 часов, в том числе: 20 – лекций, 10 часов - практические занятия, 36 часов – самостоятельная работа студентов.Рекомендуемая форма контроля – зачет.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Количество часов
лекции   практи- ческие занятия
  Предпринимательство как основа малого бизнеса    
  Сущность и социально-экономический статус малых и средних предпринимательских структур    
  Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса    
  Организационно-правовой механизм создания и функционирования малых и средних предприятий в Беларуси    
  Взаимодействие малых и крупных компаний как фактор развития малого бизнеса    
  Особенности реализации инвестиционного проекта открытия объекта малого и среднего бизнеса    
  Экономическое обоснование целесообразности открытия объекта малого и среднего бизнеса    
ИТОГО:    

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.068 с.)