Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая культура и политическая идеология, национальная идея Республики КазахстанСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: 1. Сущность политической культуры 2. Функции политической культуры 3. Типология политической культуры 4. Политическая идеология 5. Национальная идея республики Казахстан Список литературы: 1. Мельник В.А. Мораль в политике. Хрестоматия Б.Г. Капустина 2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Уч. пособие. – М., 1995. 3. Иванич Ю. Казахстан в современном мире: реалии и перспектива, Астана, 2008 4. Сааданбеков Ж. Авторитаризм и демократия на Востоке, А., 2003. 5. Ахметгалиев Б. 10 лет: Казахстан и интеграция: научное издание, 2009 6. История политических и правовых учений / Грацианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. – М., 1983. 7. Мацупа Л.В. Маслихаты. Институционализация. А., 2004. 8. Скрипкина Ж.Б. Социальная политика. М., 2005. Цель – формирование представлений о политической культуре как сложном социальном феномене. Изучение сущности, факторов, периодов развития политической культуры. Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами. Можно выделить следующие функции политического сознания: регулятивная, познавательно-информационная, оценочная, мобилизующая. Одним из стержневых элементов политического сознания является идеология. Сам термин «идеология» был введен в обиход в начале 19 века. С тех пор в мировой политике сложились различные суждения об идеологии. Английский исследователь Л. Фойер попытался сформулировать некоторые законы, которые определяют функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого и правого» крыла, закон генерационной и идеологической волны. Касаясь первого закона, он отмечает, что во всех идеологиях можно обнаружить три элемента. Прежде всего – это библейский миф о Моисее – освободителе евреев из египетского плена. То есть всем идеологиям свойственно представление о собственной миссии избавления и раскрепощения. Второй – философская интерпретация. Третий – это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идею в действительность. Суть закона «крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические стадии – слева направо и, наоборот, то есть обслуживает разные политические и социальные силы. Смысл закона «генерационной волны» состоит в том, что каждое поколение ищет новую идеологи. У истоков эта волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на левые силы. Затем движение идет к центру, в финале волна завершается «поправением» уже повзрослевшего поколения. Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения привело к возникновению различных по целям и содержанию видов политической идеологии (либеральной, консервативной, революционной, радикальной, шовинистической и т.д.). Политические идеологии стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания какой-либо группы на власть. Духовный экспансионизм становится яркой чертой политической идеологии определенной группы, стремящейся подчинить общественной мнение собственным идеалам. Идеология, как правило институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах. Для этих институтов важной задачей является ориентация политического поведения граждан. В современной политологии рассматривается несколько уровней политической идеологии. Теоретический уровень – это наиболее абстрактный, на котором рассматриваются идеалы и ценности определенного социального слоя, нации и т.д. Программно-политический уровень – здесь теоретические требования переходят в разряд действительных лозунгов, требований, определенных действий. Практика показывает, что этот уровень часто вступает в противоречие с первым уровнем. Актуализированный уровень - здесь рассматриваются степень освоения людьми пропагандируемых идей, ее влияние на практическую деятельность людей, на политическое поведение. Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Политическая культура включает в себя исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Именно поэтому ее изучение не ограничено объяснением только тех культурных явлений, которые формируются и функционируют, прежде всего, в политических сообществах. Характерно, что первоначальным толчком к изучению политической культуры послужили опросы общественного мнения с целью выяснения индивидуального отношения граждан к политической системе в США и ряде некоторых других стран. Политологи считают, что политическая культура – это система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности, это совокупность неформальных методов формирования и выявления политических мнений, реакций на опасности, возможности, конфликтные ситуации. Политическая культура выполняет в обществе целый ряд функций: когнитивную (накапливает политические знания), эмоциональную (формирует политические чувства), оценочную (политические ценности и идеалы лежат в основе политических оценок), регулятивную (регулирует политическое поведение), коммуникативную (культура лежит в основе общения), интегративную (объединяет людей через систему ценностей). Специфическими функциями политической культуры можно назвать: - интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии; - сохранение и развитие основ политической деятельности; - проверка истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права; - проявление, предупреждение и разрешение латентных конфликтов; - профетическая, прогностическая в отношении перспектив общественного развития; - апробация и верификация политических кадров; синтез способов реагирования на неожиданные угрозы и др. Одной из сложных проблем представляет собой задача систематизации различных моделей политических культур, которые позволили бы проводить сравнения и интерпретации. До последнего времени западные политологи предпочитали выстраивать иерархию мировых политических культур, ставя западную на первое место в качестве эталона и даже общечеловеческой перспективы. Например, Алмонд и Верба выделили четыре основных типа политической культуры: 1. гомогенная (англо-американская). Господствует гомогенная секулярная политическая культура. Она секулярна в том смысле, что для нее характерны существование множества конкурирующих, но дополняющих друг друга ценностей, установок, ориентаций, рациональный расчет при принятии решений, индивидуализм, экспериментаторство. В то же время она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяет основополагающие принципы устройства политической системы. Основные черты – светский, прагматический характер, понимание политики как процесса объединения интересов, тяготение электората к политическому центру; 2. фрагментированный (континентально-европейская). Во фрагментированной культуре среди различных группировок нет необходимого согласия относительно основополагающих правил политической игры. Общество разделено, фрагментировано на множество субкультур со своими ценностями, часто не совместимыми друг с другом. В качестве характерного примера Алмонд приводит Францию в период Третьей и Четвертой Республики, Италию. Способность заинтересованных групп переводить потребности в приемлемые политические альтернативы ограничена, что ведет к усилению противоречий между различными субкультурами. Основные черты – поляризованный политический спектр, цикличный, прерывистый характер политического времени, политическая нестабильность; 3. доиндустриальный, смешанный (авторитарно-патриархальный) характеризуется сосуществованием традиционных и вестернизированных институтов. Речь идет о таких атрибутах западной политической системы, как парламент, избирательная система, которые в той или иной модифицированной форме наложены на традиционалистские реалии соответствующих стран; 4. тоталитарная. Внешне она по своей гомогенности напоминает первый тип. Но здесь эта гомогенность искусственная, синтетическая. Поэтому отсутствуют добровольные организации и ассоциации, политическая коммуникация контролируется центром. Основные черты – ключевой метафорой в политике является «механизм» и идеал специфической «рациональности», при которой человеческое действие уподобляется автомату, полный политический контроль над всеми сторонами жизни, использование насилия в качестве инструмента политического регулирования. Существует также иной подход к типологии политических культур Г. Алмонда и С. Вербы, которые различали три вида политической культуры: - приходская культура; - зависимая культура; - политическая культура участия. Таким образом, неформальные социальные структуры, группы воспитывали чувство преданности и долга, подчинения авторитету, старшему по возрасту и чину, групповой конформизм, пассивность и послушание рядовых. До сих пор человеческие отношения внутри группы рассматриваются как более важные, чем все другие взаимоотношения. Отличительной особенностью традиционного японского общества, которая сохраняет свое значение поныне, является тот факт, что неформальная иерархия играет большую роль, нежели формальные структуры. Мнение, суждение группы является истиной в последней инстанции. В рамках группы не принято соперничать – действовала норма социальной нивелировки «шляпка гвоздя не должна торчать»: неприлично высовываться, все гвоздики должны быть забиты одинаково. Межличностные отношения между различными группами затруднены, смена групп – тоже. Клановость, замкнутость, кастовость характерна и для современной Японии. Все решения в группах принимались и принимаются через согласование и консенсус. «Никто не может служить двум хозяевам» - считают японцы и стараются сохранить преданность одной фирме, а во внешней ориентации – одной стране, Соединенным Штатам. Интересно отметить, что долгое время западные политологи разделяли мнение, что конфуцианские ценности являются тормозом на пути развития стран АТР и враждебны духу экономического развития. Западные политологи выделили четыре основных принципа организации конфуцианского общества, которые, по их мнению, препятствуют развитию либерального общества: - клановый характер – выдвижение на первое место интересов семьи; - право наследования за всеми детьми (как фактор распыления капитала); - чрезмерное внимание к личному накоплению (как препятствие на пути обращения капитала); - жесткая социальная иерархия, в которой ремесленники и торговцы занимают нижнее место в социальной иерархии (как препятствие на пути развития среднего класса). Таким образом, политическая культура групповой ориентации, восточное неиндивидуалистическое правовое и гражданское сознание, основанное на компромиссе, способность к реинтерпретации ценностей в духе современности с опорой на национальную традицию характерно для стран конфуцианско-буддийской ориентации. Успех этих стран показал, что благополучие нации складывается не только из экономических показателей, оно в немалой степени вырастает из духовного единства народа, поверившего в свои силы. Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но в истории мировой цивилизации исламская цивилизация занимает одно из важнейших мест. За всю историю своего развития ислам продемонстрировал высокую способность к ассимиляции и синтезу инокультурных влияний. В определенном смысле исламская культура является важным связующим звеном между Античностью и эпохой Возрождения на Западе, поскольку европейцы широко использовали накопленные мусульманами знания в развитии своей цивилизации. Остановимся на некоторых содержательных моментах ислама. Прежде всего, ислам - это последовательно монотеистическая религия. Отсюда вытекают два важных принципа: принцип полной покорности властьдержателям и священности государственной власти. Идея единого Бога и принцип полной покорности указывает человеку и властьдержащим на их достаточно скромное место в мире, то есть непосредственно на каждого мусульманина накладываются определенные ограничения и обязанности. С другой стороны, коль скоро, государственная власть священна, то долг каждого рядового мусульманина повиноваться политическим лидерам. «Слушать и исполнять повеление властей – долг мусульманина, независимо от того, нравится ему или нет». Итак, мотив завоевания присутствует в политической культуре ислама, но не является определяющим, скорее – подчиненным. И наличие такого мотива не может служить основанием для характеристики всей культурной традиции как завоевательской, насильственной: никто ведь не лишает гуманистического статуса западную цивилизацию, которая вела крестовые походы за веру. Итак, сакральный характер политической культуры исламской цивилизации очевиден: именно религия дает мусульманину самые сильные мотивации в сфере политики. Более того, именно исламская политическая культура закрепляет принцип религиозной теократии, обусловленный единством и нераздельностью духовной и светской власти главы мусульманской общины. Можно выделить несколько теократических установок, которые находят поддержку в современном мире: - принцип универсальности ислама; - принцип панисламизма – убежденность в правильности ислама, единстве всех мусульман, независимо от национальности; - идея возрождения халифата – установление исламского порядка, основанного на законах шариата; - идея возвращения к первоначальному, «истинному» исламу. Западный политолог, в частности Вебер, утверждают, что определяющими в исламской культуре являются этатизм и имперство. Конечно, со страниц Корана сам Мухаммед предстает перед нами как выдающийся прагматичный государственный деятель. Не будет преувеличением утверждение, что как политик Мухаммед заслуживает самой высокой оценки. Он сумел создать сильную мировую империю, то есть имперские амбиции здесь налицо. Однако, как известно, Мухаммед только в исключительных случаях брался за ружье, предпочитая добиваться целей мирными средствами, путем компромиссов. Историки свидетельствуют, что Пророк совершил 19 военных походов, и после смерти в его крайне скромном личном имуществе осталось восемь мечей. Феномен российской политической культуры сегодня является предметом напряженного научного анализа. Изучая весь спектр политической культуры, можно получить только позитивистски-нейтральную модель. На самом деле это далеко не так: политические интересы россиян сегодня, так же как и раньше во многом детерминированы культурными ценностями. Прежде всего, для политической культуры России присуще многослойность, многоярусность политической культуры. И если прав Флоровский, что «русская душа издавна живет и пребывает во многих веках и возрастах сразу, расплывается во временах», то российское политическое время не имеет строго алгоритма, оно растекается, соединяя в себе противоречивые пласты. Вторым важным следствием поиска особого пути России является тема апокалиптики политического времени. Русское политическое время неизменно испытывает напряжение «надвигающегося конца истории». Рождается идея – что именно от Москвы зависит судьба истории. Поэтому в русском политическом сознании неразрывно связаны судьбы России и мира – русская душа болеет более мировыми проблемами. Уже в XVI веке выдвигается учение о святой России, о ее мировом значении. Это порождает особое отношение к правителю, как спасителю или, наоборот, душегубу. Архетип российской политической власти с самого начала формируется как бинарный, радикально амбивалентный. В целом, русская духовность делит мир на две ипостаси – свет и тьма, но особенно остро это ощущается в политической власти. Российский лидер должен быть «сам себе оппозиционером», чтобы соответствовать народному восприятию. И сегодня русский народ хорошо воспринимает такого лидера, для которого характерна высокая самокритичность. Это нашло отражение в пословице: «За битого двух не битых дают». Национальная идея рождается с развитием общества. Важным направлением является сохранение национальных, культурных и исторических ценностей. Конфуций однажды сказал: "Того, кто не видит далеких трудностей, поджидают близкие неприятности". Молодежь - будущее страны, которому нам предстоит передать национальные, культурные и исторические ценности. Поэтому уже сегодня надо задаться вопросом: чем живут казахстанские юноши и девушки? Постараться воспитать в них патриотизм, свободолюбие, уважение к языку, обычаям и традициям своего народа. Конкурентоспособность. Поскольку сильная экономика - тот локомотив, который приведет нас к воплощению национальной идеи. Ключевые термины по теме лекции: политическая культура, политическое сознание, типологизация политических культур, демократия, мусульманская политическая культура, западная политическая культура, национальная идея, конкурентоспособная экономика, инновационность. Тема 15
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.52 (0.015 с.) |