Кризисные и конфликтные ситуации в политике, способы их предупреждения и разрешения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризисные и конфликтные ситуации в политике, способы их предупреждения и разрешения



План:

1. Конфликт как социальное явление

2. Политические конфликты: сущность, виды и методы урегулирования

3. Особенности политического экстремизма

Литература

1. Койбаев Б.Г. Международные организации: информация и безопасность на Ближнем Востоке, 2006.

2. Иванич Ю. Наркотики и терроризм. Паутина зла М., 2005

3. Луков Вал. А., Кириллина В. Н. Гендерный конфликт: система понятий // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 86—101.

4. Глухова А.В. Политические конфликты. Основания, типология, динамика. Теоретико-методологический анализ. – М., 2010

Человек стремится к гармонии, но природа лучше знает, что хорошо

для рода человеческого: она хочет дисгармонии.

И. Кант

Цель – определение политического конфликта как социального явления, имеющего различные пути решения; понимание сложности социального феномена конфликта

Исследованию социальных конфликтов положили начало работы М. Вебера, К. Маркса, Э. Дюркгейма. Разнообразие взглядов на природу и форму конфликтов породило возникновение целых школ и направлений и даже научных дисциплин, в частности раздел политологии – конфликтологию.

Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил в целях реализации их интересов в условиях противодействия.

В теории конфликтов можно выделить два основных направления:

- функционализм (изучает проблему устойчивости и стабильности; считает основой

функционирования общества согласие, консенсус членов общества). Представители Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер;

- структурализм (считает, что развитие общества пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ). Представители М. Вебер, Р. Дарендорф, К. Маркс.

По мнению Дарендорфа, кто умеет справиться с конфликтом путем его признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм в себе противники. Согласно Дарендорфу, социальный конфликт – результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения, то есть источником конфликта являются отношения по поводу власти.

Л. Козер считает, что основу конфликта составляет борьба за власть, изменение статуса, перераспределение ценностей и т. д. По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям.

Видный американский ученый К.Э. Боулдинг попытался создать общую теорию конфликта таким образом, чтобы она была пригодна для каждого конкретного случая. По его мнению, конфликт – «…ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций…и стремятся завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны»[5]. Согласно теории Боулдинга, в соответствии с уровнем организованности конфликты делятся на три большие группы: на уровне индивидуума, группы, организации.

В противовес данной теории А. Раппопорт выделяет три главных типа и одновременно три уровня конфликта: война, игра, спор.

В своем развитии конфликт проходит явно или латентно три стадии.

1. Предконфликтная стадия – это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить.

2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется наличием инцидента, то есть действий, направленных на изменение поведения соперников.

3. Разрешение конфликта, возможно, как правило, при устранении причины конфликта, путем изменения требований одной из сторон (уступки, изменения поведения). Социальный конфликт может быть разрешен в результате истощения ресурсов одной из сторон, вмешательством третьей силы, в результате устранения соперника.

Политические конфликты – это противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов. Цель политического конфликта – борьба за влияние в системе политических отношений, за политический статус, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, словом все то, что составляет власть и политическое господство.

Так, за последние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошли 14,5 тыс. войн (включая две мировые), в которых погибло 3,6 млрд. человек. За последние 40 лет земное сообщество ввергалось в войны 250 раз, всего в этих войнах участвовало 90 государств, а их потери составили более 35 млн. человек.

Для западной науки с ее богатыми традициями в области конфликтологической парадигмы характерна исключительная поливариативность методологических оценок и подходов к обозначению феномена политического конфликта. Поэтому и сегодня продолжается дискуссия относительно содержания указанной категории, несмотря на уже ставшие классическими определения, которые даны в работах Л. Козера, К. Боулдинга, Р. Дарендорфа и др. Особенно важна в этом отношении социально-политическая концепция французского социолога П. Бурдье.

Формирование социальных классов, групп и их агентов, конфликтных и конкурентных отношений между ними французский социолог связывает с неравным распределением капитала – экономического, культурного, социального, престижного. Причем способ функционирования различных групп изначально двойственен. С одной стороны, они основаны «на вере в собственное существование», что обозначено организациями и символикой. С другой стороны, эта вера не есть чистая фикция благодаря институтам, ответственным за ее воспроизводство. Но конфликтны не только интересы больших социальных групп, не только действия больших политических партий, отражающих эти интересы, но и представления в голове самого индивида относительно программ и кандидатов на властные статусы и роли.

Различают три основных типа политических конфликтов.

1. Конфликты интересов. Преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой которых является торг по поводу экономических привилегий и ущемлений. Как правило, это борьба за определенные экономические интересы – размер налога, объем социального обеспечения. Этот тип конфликта легко поддается урегулированию, так как здесь достаточно просто найти компромиссное решение.

2. Конфликты ценностей. Характерны для развивающихся стран с неустойчивыми политическими ценностями и экономикой. Регулирование данных конфликтов требует больших усилий из-за трудностей нахождения компромиссов. Поэтому переход конфликта в латентную фазу можно рассматривать как оптимальный выход из ценностного конфликта.

3. Конфликты идентификации. Характерны для обществ, где отождествление субъекта происходит не с обществом в целом, а с определенной группой (этнической, языковой, религиозной). Этот тип конфликта возникает в условиях расовой, этнической, религиозной противоположности и выливается в этнический сепаратизм, религиозный экстремизм.

В зависимости от уровней участников политический конфликт может быть:

- международным (субъекты - государства и их коалиции);

- региональным (субъекты – региональные политические силы);

- местным.

Политической практикой выработаны определенные способы разрешения и регулирования конфликтов. В их числе – компромисс и консенсус.

Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок. Если соглашение навязывается сложившимися обстоятельствами, то их относят к вынужденным. Если же соглашение соответствует какой-либо части политических интересов всех взаимодействующих сил, то их можно относить к добровольным. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.

Консенсус – состояние согласия большинства общества, основных социально-политических сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения власти, ценностей и т. д. Консенсус – универсальный принцип функционирования демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия, конфликты, снимать напряжение в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, политической культуры.

Урегулирование конфликта подразумевает:

- предупреждение открытых форм проявления конфликта, сопровождающихся открытыми формами конфликта. Для предупреждения основной акцент делается на выявление причин конфликта, широкого развития системы образования, телевидения, радио и т. д.;

- разрешение конфликта, предполагающее устранение причин, вызывающих их. Для разрешения конфликта Дж. Бертон предложил систему мер, таких как: правильно организованное общение между социальными группами, находящихся в конфликте; изменение характера отношений сторон друг к другу; методы по снятию ложной идентификации групп, например, по национальному признаку; организация встреч и дискуссий между конфликтующими сторонами;

- формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликта. Перевод конфликта в рациональное русло. Считается, что очень немногие конфликты являются конфликтами с нулевой суммой, то есть когда все интересы сторон полностью противоположны. Но даже если конфликт близок к такому, необходимо, чтобы участники через включение дополнительных вопросов, или, наоборот, исключая ряд из них, или путем формирования целей более высокого порядка сделали конфликтную ситуацию не с нулевой суммой.

Есть и другие методы снижения напряженности. Так, в международной практике к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы.

Одним из факторов политической конфликтности является господствующий политический режим. В обществе тоталитарного типа открытые политические конфликты являются редким явлением. И дело здесь не только в том, что насилие по отношению к оппозиции является гарантом общественного порядка. Сама социальная среда не располагает рядом необходимых условий для нормального функционирования социальных отношений. Как справедливо заметил А. Токвиль, социальные конфликты исчезают, если доминирующей становится такая централизованная государственная власть, противостоять которой не может ни одна группа.

Совершенно другая ситуация складывается в последовательно демократическом обществе. Свобода общественных и политических объединений создают принципиально новое качество социальной жизни. Демократическое общество социально подвижно, изменчиво, мобильно. Отношение единства в нем динамично. Здесь не только согласие, но и конфликт является обычным состоянием. История демократического развития выявила ряд специальных процедур контроля над конфликтными ситуациями:

- взаимный и оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях и очередных шагах сторон, участвующих в конфликте;

- сознательное взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы, способные придать неуправляемость конфликтной ситуации;

- объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт;

- подключение арбитров, беспристрастный подход которых к конфликту гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий;

- использование существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, втянувшихся в конфликт;

- создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.

Напряженное поле конфликтности создает сегодня историко-этническая составляющая культуры. Там, где население в процессе этнонациональной консолидации утратило существовавшие местные особенности, вновь усиливается этническое самосознание, оперирующее культурно-историческими символами. На этой основе после Второй мировой войны возник феномен, названный этнологами «ренессансом этничности». Причем достаточно распространенным стереотипом является утверждение, что гражданский национализм позитивен и не склонен к конфронтации, в то в то время как этнический – агрессивен и носит деструктивный характер. Подобная точка зрения, упрощающая реальность, неоднократно подвергалась критике. На сегодняшний день существует три основных варианта трактовки понятия «этническая идентичность».

Политический экстремизм означает приверженность в политике к крайним взглядам и действиям. Поведение экстремистов не вписывается в рамки закона, нарушает конституционные и международные правовые нормы. Политический экстремизм – это всегда правовой нигилизм. В качестве субъектов политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и партии, так и целые государства и союзы государств. Примером политического экстремизма на международной арене может служить внешняя политика тоталитарных режимов, выражающаяся в экспорте разного рода мессианских учений: «пролетарской революции», «нового порядка», «исламская революция». Элементы политического экстремизма могут обнаруживаться в политической деятельности достаточно демократических государств, если они играют роль мирового полицейского.

Политический окрас экстремизма многообразен. В тоталитарных режимах он проявляется в качестве элемента внутренней политики: система концлагерей в фашистской Германии, полпотовской Камбодже. В демократических государствах элементы экстремизма проявляются в отношении религиозных, этнических и иных политических меньшинств (например, положение русских меньшинств в странах Балтии), во время военных конфликтов (война США во Вьетнаме).

По идеологическому содержанию экстремизм можно условно разделить на левый и правый. Среди форм правого экстремизма называют правовой популизм, ультраконсерватизм, религиозный фундаментализм, а также фашизм. Классическими формами левого экстремизма является российский терроризм второй половины XIX века (народники, эсеры, анархисты), а также левый экстремизм на Западе второй половины ХХ века. Среди наиболее известных его форм называют «красные бригады», «прима линеа» в Италии, РАФ в Германии, «аксион директ» во Франции и др. При всей эклектичности идеологических установок в целом он делает упор на идею непримиримой классовой борьбы.

На мировоззренческом уровне экстремизм радикального ислама выражается в идее «священной войны» против западной идеологизации. Ныне в мире действуют десятки экстремистки настроенных исламских группировок, взявших на вооружение жестокие методы террора и насилия (наиболее известные – организация «Братья-мусульмане», палестинское движение ХАМАС, алжирский ФИС, турецкие «серые волки», так называемые ваххабиты на Северном Кавказе и т. д.). Целью радикальных исламистов является установление политического режима на основе шариата.

Помимо идеологического различения форм экстремизма, существуют его классификации по объектам, средствам. По своим методам политический экстремизм весьма близок к терроризму, хотя и не составляет с ним полного тождества. Не все экстремисты являются террористами; терроризм – крайняя форма экстремизма. Политический экстремизм имеет также латентные, то есть скрытые формы, существуя в виде идейно-психологического потенциала недовольства, который может решаться в акте насилия с размытой политической мотивацией.

Сегодня особое значение приобретают различия экстремизма, связанные с его методами и объектами. Появляются принципиально новые формы экстремизма, к примеру, «электронный» экстремизм, когда становится реальной посредством Интернета бесконтрольная пропаганда человеконенавистнических идей и т. д.

Социальной основой экстремизма может служить затяжной социально-экономический кризис; обнищание и деклассирование больших групп населения; тотальная криминализация общественной жизни; идейно-нравственная деградация большинства населения, выражающаяся в широком распространении наркомании, пьянства, тунеядства, социально-дарвинистских стратегий «выживания». Факторы, значительно смягчающие экстремистские настроения – это реальная свобода слова, не опасающаяся официальных санкций против политической критики; сохраняющийся политический плюрализм; пропаганда нравственных устоев национальной культуры, не приемлющей экстремистские идеи; социально-экономические мероприятия государства.

Ключевые термины по лекции: конфликт, политический конфликт, противоречие, субъекты конфликта, конфликтная ситуация, функции, типология конфликтов, стадии (этапы, фазы) возникновения и развития конфликта, управление, регулирование, разрешение конфликта, переговоры, посредники, консенсус, согласие, компромисс, арбитраж.

 

Тема 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.172.3 (0.028 с.)