Часть У Психологические аспекты чрезвычайной ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть У Психологические аспекты чрезвычайной ситуации



Глава 20

П сихопатологические

последствия чрезвычайной ситуации

20.1. Неординарные ситуации

Описанные в предыдущих главах чрезвычайные ситуации различного характера вызывают у человека психическую реакцию, которая зависит от уровня его профессиональной и психологюаеской готовности. В связи с этим ситуация будет различной по значимости для людей с различной подготовкой. И ситуация, к которой человек не подготовлен, для него является неординарной.

Неординарные ситуации — это ситуации, в которых противоречие внешнее или вi-iутреннее в определенный момент развития предельно обострено и требует своего снятия. Более корректное название ситуаций, о которых идет речь,

Эксвизитные ситуации имеют следующие характеристики:

1. Наличие нервно-психического напряжения, качество и интенсивность которого зависит от готовности человека разрептить чрезвычайную ситуацию.

2. Объективные параметры ситуации: неопределенность и неструктурированность условий, средств, целей.

3. у человека есть опыт разрешения аналогичных ситуаций и возможность его переноса на вновь возникшие обстоятельства.

Вьщелим две главные характеристики экевизитвых ситуаций:

1. Человек, находясь в эксвизиi-яой ситуации, переживает змощ-гональное психическое напряжение, качество и интенсивность которого зависит от выражен ности, субъективной переживаемости, потребности в разрешении проблемы; объективных параметров ситуации (неструктурированность условий, средств, целей); представленности структуры ситуации в сознании личности (опыт разрешения аналогичных ситуаций, уверенность в разрешении проблемы). 2. Эксвизитные ситуации являются перерывом в жизни личности, который дает возможность перестройки ранее сложившихся структур деятельности, общения, системы установок, отношений и выхода в иное, более совершенное качество саморегуляции. В каждом конкретном случае невозможно провести грань между обычной и эксвизитной ситуацией со стороны. Качество индивидуальной регуляции поведения в ситуации не зависит от самой ситуации,

а определяется внутренней картиной ситуации.

Внутренняя картина ситуации обусловлена двумя параметрами:

звристчической компетентностью — неосознаваемая уверенность в своих способностях решить проблему, несмотря на то, что опыта решения подобных проблем раньше не было;

эпистуiической уверенностью в разрешении ситуации ранее опробованными способами.

Психологическая характеристика эксвизитной ситуации в зависимости от вида чрезвычайной сiщтации будет определяться сочетанием нарушенных полей адаптации (идентичности, территориальности, временности, иерархичности). Можно сказать, что отличительным признаком чрезвычайной ситуации является нарушение территориальности и временности. Жизненно важное пространство личности резко нарушается, и возникает угроза целостности. Отличительным признаком чрезвычайной ситуации будет степень нарушения четырех полей адаптации.

Так может произойти в случае, когда вектор разрушения направлен извне (поте

ря референтной группы (идентичность), разрушение среды обитания (террито

е

риальность), травмы, увечья, гибель (временность). Субъективно, когда вектор

направлен вовне, речь идет о степени дезадалтации личности. Таким образом,

объективность зксвизитной ситуации состоит в характеристике полей адаптации

для культуры, к которой принадлежит человек, территории его обитания, нише

общества, которую занимает человек. Субъективность степени фрустрации в ус

ловиях этих полей соответствует потребностям данного человека. Степень фру.ует

стрированности определяется активностью человека, направленной на измене-

ние ситуации. Активность может быть как конструктивной, так и деструктивной, что определяется качеством и количеством защитных стратегий, находящихся

в арсенале личности или группы, к которой она принадлежит.

20.2 Психопатологические

последствия ЧС

Последствие действия негативных факторов ЧС провоцирует возникновение

у человека психических и психосоматических расстройств. Различают следую-

щие негативные последствия:

Е непосредственные, проявляющиеся во время чрезвычайной ситуации;

ближайшие (наблюдаются в течение года после чрезвычайной ситуации);

среднесрочные (наблюдаются до 5 лет после чрезвычайной ситуации);

отдаленные (наблюдаются и через 5 лет). 1) счндромодинамика первичного эго-стресса (стресса осознания психотравмирующей реальности) то есть осознание человеком неотвратимости факта случившегося чрезвычайного происшествия;

2)

3)

социально приемлемые варианты психопатологической эволюции личности участников чрезвычайной ситуации: психические (невротические) и психосоматические расстройства;

социально негативные варианты психопатологической эволюции личности участников чрезвычайной ситуации: расстройства социального поведения, в отношении которых позиция государства носит медико-правовой характер.

Когда минует аффективно-шоковая (острая) реакция выступает картина первичного травматического эго-стресса (стресса осознания).

Структуру синдрома составляют:

1.

2.

Фрустрационнйя регрессйя, связанная с действием одного из базовых меха-

низмов защиты-регрессии. Факт пребывания в чрезвычайной ситуации сопровождается автоматическим снижением психики на уровень пубертатного кризиса, что находит свое проявление в подчеркнутой дисциплине, субординации, подчиняемости при одновременно повышенной вероятности бурных вспышек непосредственно разрушительного или хаотически-дурашливого поведения. Регрессия находит отражение в речевой спутанности. Особое место занимает фрустрация потребностей самоопределения (ограничения прав и свободы). Здесь могут наблюдаться следующие проявления уёловно-патологической динамики личности в очаге чрезвычайной сигуации:

и образа

при наличии внешней блокады проявления агрессии возможны аутоагрессивные действия либо дальнейшая регрессия не глубже трехлетнего уровня с нарушением сфинктериальной дисциплины (4медвежья болезнь). Эмоциональность связана с переживанием чувства беспомощной подверженности реальной опасности.

Аффект болезненного недоумения, который характерен для начального периода существования эго-стресса и отражает наличие упорных и безуспешных попыток осмысления новой психотравмирующей реальности.

Аффект псчхалгии. Невыразимое словами переживание душевной боли, страданий, для которого характерны длительность, скрытность с оттенком признания безнадежности, безвозвратности. В структуру феномена душевной боли следует включить внешнее напряжение и гиперестезические реакции в силу их алекситмической формы. длительная алекситмическая психалгия может стать причиной внешне немотивированных вспышек алкогольных и токсикоманных эксцессов, суицидов. Это возможно при чрезвычайной ситуации любого характера. далее описан суицидальный процесс.

Динамику психопатологических последствий целесообразно рассматривать в трех аспектах:

о

О персонификация источника угрозы с переживавием образа врага магического помощника;

З. Суицидальные проявления психопатологических последствий ЧС

Суiщид является следствием психологического кризиса личности, который проявляется в виде острого резко отрицательного эмоционального состояния, Вызванного сильными психотравмирующими событиями. Это кризис такого масштаба и силы, что весь прошлый опыт человека не может подсказать ему другого выхода, кроме самоубийства.

Кризис может возникнуть внезапно. Но чаще всего дуптевная напряженность накапливается постепенно под влиянием конфликтов.

Конфликтная ситуация становится суицидоопасной тогда, когда человек воспринимает ее для себя как очень значимую, очень сложную, а свои возможности для ее преодоления — как недостаточные. При этом возникает чувство безнадежности, безвьгходности, и суицид становится для этого человека (по его мнению) единственно возможным решением. Существуют конфликты, которые могут стать суицидоопасными.

Конфликты, обусловленные спецификой службы:

ц индивидуальные трудности при адаптации к новым сложным условиям;

ц трудности или негативные результаты выполнения конкретной служебной задачи;

ц служебные и межличностные конфликты.

Конфликты, обусловленные лично-семейными взаимоотношениями:

ц неразделенная любовь, измена, развод, разъезд (свой или родителей);

Е’ тяжелая болезнь, смерть близких;

О иятимно-сег(суальньте конфликты;

ц неприятие со стороны сверстников или (шире) окружения;

Е’ беременность у несовершеннолетних;

О изменение места жительства (особенно тяжело переносится подросткам

О снижение содиального или финансового статуса семьи.

Конфликты, связанные с антисоциальньтми действиями:

ц опасение уголовной ответственности;

О боязнь позора в связи с асопиальным поступком.

Конфликты, связанные с состоянием здоровья:

ц хронические заболевания;

О физические недостатки (дефекты речи; особенности, воспинимаемые как недостатки).

Конфликты, связанные с угрозой личной безопасности.

Под влиянием конфликтов возникают суицидальные представления. Недифферечцированные МЫСЛИ — размышления о том, что жизнь не имеет смысла, например: *Устал от такой жизни», «Зачем жить». Здесь еще нет четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание смысла жизни.

Пассивные суици дальные мысли — фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни: «Хорошо бы умереть», *Заснуть и не проснуться» и т. д. Они отражают внутреннюю готовность к суициду. Суи цидальные замыслы активная разработка плана самоубийства ется способ, выбираются время и место Действия). Суици дальные намерения — принятие решения о самоубийстве и непосредственное побуждение к суицидальным действиям.

Пресуицид — время от возникновения первых суицидальных мыслей до их реа

предиспозиционную фазу, для которой характерна повышенная психологическая напряженность, нарастающее чувство тревоги.

для зтого периода жизни человека характерны острая потребность в установлении неформальных контактов, теплых, дружеских отношений, потребность в сопереживании, эмоциональной поддержке, поиск опоры», желание поделиться своими переживаниями.

В последующем эта активность в установлении теплых контактов снижается (и это тревожный признак), хотя потребность в помощи остается высокой. Здесь возникает чувство, что жизнь не имеет будущего, что в ней есть только прошлое. Иногда вся прожитая жизнь воспринимается как бесконечная череда провалов и неудач. Возникает ощущение отчужденности, нереальности окружающего;

О суицидальную фазу, наступающую, когда неудачные попытки изменить психотравмирующую ситуацию приводят к исчерпанию всех жизненных ресурсов. На фоне эмоционального подавленного состояния возникает 4сужение сознания». Оно концентрируется лишь на негативных, отрицательных моментах. И человек не может уже воспринимать то, что могло бы ему помочь.

У человека возникает ощущение беспомощности и безнадежности. Кажется, что кошмар не кончится никогда. Возникают мысли неопределенной направленности:»Я что-нибудь с собой сделаю». Затем разрабатывается примерный план самоубийства оно примеривается на себя. Принятию решения о само- убийстве способствует дополнительная психотравма, причем зачастую совершенно незначительная.

Характерными для поведения людей в этот период являются замкнутость, стремление к уеДинениiо, вплоть до изоляции, утрата интереса к окружающему, змоциональная заторможенность, неадекватные действия и высказывания. С большим постоянством отмечаются расстройство сна, аппетита, повышенная утомляемость, чувство бессилия, снижение работоспособности.

Суицидальный период заканчивается непосредственно суицидальным действием. 20.2.2. Типология суицидального поведения

К суицидальному поведению обычно относят завершенные самоубийства и суицидальные попытки, что является принципиально различными родами действий. При завершенном суи циде агрессия направлена против собственного «Я». При покушении она направлена в основном вовие, как бы взывая к необходимости человеческих отношений.

Различают:

Щ истинный суицид;

щ аффектиечый суи цид;

демонстративно-шантйажчое суицидальчое поведение.

Истинный сунцид — это осознанные действия, целью которых является самоубийство. Суициду предшествует активная подготовка (в ряде случаев предсмертная записка). Выбирается ночное или вечернее время, место, где никто не сможет помешать. Все попытки суицида совершаются без свидетелей. Способы «жесткие»:

самоповешение, использование огнестрельного оружия. Если встречаются самопорезы, то, в отличие от наносимых при шантажном суициде, они отличаются значительной глубиной.

В случае неудавшейся попытки истинного суицида вероятность повторной попытки довольно высока, причем наиболее вероятна она в последующие 1—2 месяца.

Аффективный суицид связан с необычайно сильным аффектом, возникающим в результате внезапного острого психотравмирующего события или в результате аккумуляции хронических психотравм. для него характерны чрезвычайная сила проявления и «сужение сознания».

В одном варианте развития событий он сопровождается стремительным нарастанием эмоционального напряжения, состоящего из гнева, обиды, оскорбленного достоинства. Суицидальные действия при этом реализуются реактивно, по типу «короткого замыкания».

В другом случае психогенная ситуация обусловлена постоянно повторяющимися мелкими душевными ранами («микротравмами»). Такие суициды, как правило, неожиданны для окружающих. для суицидента же даже незначительная травма может стать последней каплей.

При аффективном суициде идея самоубийства появляется в сознании внезапно и приобретает непреодолимую побудительную силу. Этот вид суицида часто соверiлается в присутствии посторонних. Несмотря на внешнее сходство с демонстративно-авантажным поведением, в этом случае не предпринимается никаких действий, чтобы обезопасить попытку. Объекты, находящиеся в поле зрения суицидента, нередко приобретают значение средств самоубийства. Очень опасна в этот момент доступность огнестрельного оружия.

Демочстративно-шантажное суицидльное поведение к суициду относится с известной долей условности, потому что в этом случае наблюдается всего лишь сознательная манипуляция опасными для жизни действиями. Реализация суицидалъньтх замыслов происходит как бы в условной форме, при этом высоко оценивается собственная жизнь и сохраняется страх смерти. Цель — психологическое давление на окружающих, ддя изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону (разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей). Суицидент понимает, что его действия не должны привести к смерти и предпринимает для этого все меры предосторожности. Попытки суицида предпринимаются прилюдно.

Первичный эго-стресс переходит во вторичный, который самоопределения.

Разрешение стресса, как уже было сказано, происходит в виде социально приемлемых и социально негативных вариантов.

Под социально приемлемыми вариантами понимаются психические и психосоматические расстройства, при которых клиническая картина ранних психопатологических последствий различается существенно при антропонатурогенных, техногенных, социогенных катастрофах, и это связано с непосредственным пред-

выражается в кризисе

Е]

ставлением о роли в них человека.

В структуре ранней динамики психопатологическiа последствий ЧС следующие феномешй:

Е] феномен эго-стресса;

болезненные переживания вины,

цели

стыда,

отвраiцения

как аффекты действия

Е] эпизодические переживания ужаса, парализующий страх под фактора устрашения;

Е] возникновение и развитие «вины выжившегоз коопоративной дание наказания за происшедшее;

воздействием

Е] ситуационные фобии и формирование нарциссизма и регрессии.

вины и ожи

фобического синдрома

с элементами

В развитии психопатологических последствий чрезвычайных ситуаций установлен неуклонный процесс психосоматической инвалидизации, прогрессирующей утраты здоровья, снижение длительности и качества жизни всех участников чрезвычайной ситуации, развитие алкогольной и наркотической зависимостей, самоубийства.

В структуре отдаленных собственно психопатологических последствий ЧС

существенное место занимает следующее:

Е] расстройства аффекта (субдепрессии) с оттенками ангедонии (невозможность

радоваться) и адинамии, астеническими, апатическими масками, чувством внешней измененности;

Е] постепенная хронификация психосоматических расстройств и формирование клиники тяжелых психосоматозов — гипертонической и язвенной болезней;

Е] неуклонный рост социальной дезадаптации и десоциализации, явления обо- собления и отчуждения, аутизма и редукции энергетического потенциала; i нарастающее явление утраты профессионализма и интеллектуальной работоспособности в связи с развитием психоорганических расстройств;

о быстрое развитие клиники злокачественного алкоголизма с явлениями безудержного пьянства, зпилептоидного благодушия;

Щ неуклонное нарастание клиники антисоциальной психопатии с явлениями возбудимости, аффективной напряженности, криминальной безудержности. Клиническая картина ближайших и отдаленных психопатологических последствий ЧС показывает полиморфизм психических и психосоматических расстройств, изменчивость и усложнение симптоматики, неуклонный рост социальной дезадаптации, психопатологических расстройств, инвалидизации, преждевременную смертность.

Таким образом, ядром процессуальной динамики личности участника ЧС является невроiчическая (iмгтологическая) эволюция.

Как самостоятельные типы последствий пребывания в ЧС выступают:

о алиенация — отчуждение, разрыв связей с общечеловеческой реальностью, аутистическая деформация личности;

психосоматичвская эволюция нетипичная для возраста, то есть развитие соматических заболеваний, при нормальных условиях возникающих в гораздо более старшем возрасте;

о таоксймачическая эволюция, то есть развитие у участника ЧС зависимости от различных психоактивных веществ (ПАЩ;

о эпылвптоидчая деформация, которая выражается в формировании дисфорического (мрачно-тоскливого) настроения, озлобленности, потенциальной готовности к немотивированным разрушительным вспышкам агрессии;

о псйхосоматичвская эволюция, которая выражается в процессе преобразования острых психосоматических реакций в чрезвычайную стадию органного невроза и в развернутые психосоматозы (в том числе ускоренное старение) на фоне специфической глубиннопсихологической деформации личности участников чрезвычiйной ситуации.

Можно говорить о трех стадиях процесса психосоматизации:

о психосоматическая (соматоформная) реакция; о органиый невроз;

о манифестньгй

Острые психосоматические реакции могут на короткое время принимать форму известной болезни (бронхоспазм, нейродермиты, сердечно-сосудистые кризы). Повторяясь и хронифицируясь, соматоформные реакции могут переходить в соответствующие психосоматозы через стадию *органного невроза».

Этот процесс сопровождается органической дисфункцией — даже однократное нарушение физиологии органа (его функции) создает биологические условия для закрепления и повторения патологических реакций, повреждая хрупкие тканевые структуры в результате отека, воспаления, гипоксии, создаваяпатолого-физиологический и патолого-анатомический базисы, предопределяющие направление вероятной психосоматизадии. На фоне соматоформных реакций и органного невроза обнаруживаются невротические изменения личности с внутренним конфликтом.

Можно предположить, что гипертоническая болезнь может развиваться как 4болезнь руководителя» в связи с хроническим стрессом ответственности за подчиненных. Развитие язвенной болезни связано с реакциями исполнителя в условиях хронического стресса подчиненности. Броихиальная астма развивается как психосоматический эквивалент хронической адинамической субдепрессии, символизируя самонаказание за невротический идеализм. Инфаркт миокарда иногда называют психологическим суидидом.

20.2.3. Посттравматические стрессовые расстройства

Международный классгiфикатор болезней (МКБ-1О) называет в качестве самостоятельной единицы психопатологических последствий чрезвычайной ситуации, наряду с острыми психотическими и непсихотическими реакциями на стресс, также стрессовые расстройства после психической травмы, или посттравматаические стрессовые расстройства (ПТСР).

Посттравматическое стрессовое расстройство — это состояние, которое развивается у человека, испытавшего стрессовое состояние исключительно угрожаю- щего или катастрофического характера.

Пребывание в ЧС характеризуется рядом факторов:

Е] явно осознаваемой угрозой жизни, биологическим страхом смерти;

Е] стрессом;

Е] невзгодами и лишениями.

Факторы риска развития посттравматическях стрессовых расстройств:

Е] личностные особенности человека;

Е] наличие зависимостей;

Е] наличие психических травм;

Е] возраст человека (молодой и пожилой);

Е] возможность поддержки со стороны значимых лиц.

На протяжении жизни посттравматические стрессовые расстройства развиваются у 1% населения после тяжелых травм.

Критерии диагностики посттравматических стрессовых расстройств:

Е] Человек находился под воздействием травмирующего события, при котором:

О он был свидетелем событий, которые представляли реальную или вторичную угрозу жизни;

О реакция проявилась в виде страха, ужаса, беспомощности перед воздействием экстремального характера. щ Травмирующее событие повторно переживалось в виде одного или нескольких следующих проявлений (интрузия):

О навязчивые воспоминания о событиях, включающие образы, мысли, ощущения;

О повторяющиеся и очень беспокойные сны о пережитом событии; О такие действия или ощущения, как если бы травмирующее событие случилось снова, включая ощущения воссоздания пережитого, иллюзии, галлюцiыации, диссоциативные эпизоды при пробуждении;

О сильный психологический дистресс под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют или напоминают какой-то аспект травмирующего события;

О физиологическая реактивность под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые напоминают какой-то аспект травмирующего события.

щ Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой и общим оцепенением:

О попытки избежать мыслей, ощущений или разговоров, связанных с травмой; О попытки избежать действий, мест или людей, которые вызывают воспоминания о травме;

О частичное или полное забвение аспектов травмы;

О снижение интереса к ранее значимьтм видам деятельности;

О чувство отчужденности или отрёшенности от окружающих;

О сужение эмоционального диапазона (неспособность полюбить);

О неспособность прогнозировать свою жизнь на длительную перспективу. о Устойчивые проявления повышенного возбуждения, отсутствовавшие до травмы (гиперактивность):

О трудности при засьхпании или нарушение продолжительности сна;

О раздражителъиость или вспышки гнева;

О трудность концентрации внимания;

О сверхнеосторожность;

О усиленная реакция на испуг.

о Продолжительность расстройства (симптомьт наблюдаются более 1 месяца). о Расстройство вызывает значимый дистресс или нарушения в социальной, трудовой или других сферах жизнедеятельности.

Вьщеляются следующие типы расстройств:

острое — симптомы сохраняются менее З месяцев;

хроническое — симатомы сохраняются З и более месяцев;

острогечiюе — симптомы возникают по прошествии б месяцев. При ПТСР можно наблюдать следующую клиническую

ц Нарушение сна.

ц Социальное избегание — дистаащирование и опуждение от других, включая членов семьи.

ц Изменение поведения, эксплозивньте вспышки, раздражительность или склонность к физическому насилию над другими.

О Элоупотребление алкоголем или наркотиками.

ц Антисоциальное поведение и совершение противоправных действий.

О депрессия, суицидальные мысли.

ц Высокий уровень тревожной напряженности и психической неустойчивости. ц Неспецифические соматические жалобы (повышенная напряженность, утомляемость, психосоматические переживания).

для развития посправматических стрессовых расстройств характерно 5 фраз.

1. Начальное воздействие.

2. Сопротивление/отрицание.

3. допущение/подавление.

4. декомпенсация.

5. Совладание с травмой.

Первичные симптомы лосправматических стрессовых расстройств:

ц Повторное переживание травмы (несколько форм):

О повторяющиеся ночные кошмары;

О психический дистресс, связанный с событием, имеющим сходство с пережитыми событиями;

О воспоминания.

2 Эмоциональное отчуждение.

ц Повышенная возбудимость (расстройство сна, ярость, гнев, тяга к насилию).

Вторичные симитомы:

О Нарушение сердечной деятельности.

ц Нервное истощение.

ц Нарушение в работе желудi

О Сексуальные нарушения.

ц Тревожное ожидание сексуальньгх неудач.

ц Личностные нарушения (эмоциональная недостаточность, раздрюкительность, неадекватная самооценка).

ц Нарушение отношений с сутiругом и детьми. Методы психической саморегуляции. Представленные далее методы могут способствовать нормализации функционирования психики человека, оказавшегося

картину: под влиянием чрезвычайного воздействия. Эти методы могут стать эффективными только в результате их систематического использования в сочетании с мероприятиями других уровней (медицинского, социального, экономического).

В связи с тем, что использование фармакологических препаратов не исчерпывает всех воэможностёй по коррекции эмоционального стресса и дает много побочных эффектов, сегодня широкое распространение приобретают iiемедикаментозные методы коррекции стресса, в том числе различные приемы саморегуляции. В основу психокоррекции при чрезмерном нервно-психическом напряжении положены принципы патогенетического подхода В. Н. Мясищева.

Сущность этого подхода в том, что функциональные нарушения нервно-психической деятельности связаны не только с психотравмируiощей ситуацией, но и с особенностями прежних отношений с окружающими личности, оказавшейся в экстремальной ситуации. Тип нервно-психических нарушений, их глубина зависят не только от отношения к ней субъекта.

Управление вниманием. Большое значение для овладения приемами саморетуляции имеет отработка навыков концентрации внимания. Под концентрацией внимания понимают умение человека сосредоточить свое сознание на главном в данном моменте или объекте. Известно, что болевые ощущения вызывают непроизвольную концентрацию внимания на физическом состоянии. Однако можно научиться так управлять вниманием, чтобы даже при сильных болевых ощущениях снижать их значимость, переключая внимание на другие явления или на определенную деятельность. Например, физик Б. Паскаль боролся с зубной болью концентрацией внимания на решении сложных математических задач. Правильное восприятие временных интервалов тесно связано с другими психическими функциями, в том числе с эмоциями. Это нетрудно проверить следующим тестом. Посмотрите на часы и постарайтесь запомнить 5-секундный интервал. Теперь засеките время и начинайте его мысленно отсчитывать. Отсчитав 10 пятисекундных интервалов, посмотрите на часы. Если вы возбуждены, то

10 интервалов будут отсчитаны быстрее, чем за 50 секунд. Чем больше вы возбуждены, тем быстрее счет. Тест можно упростить, если засечь время и мысленно просчитать до 20, стараясь <отмерити 20 секунд. Если на это ушло меньше 16 секунд, это значит, что возбуждение довольно сильное. Тренировка концентрации внимания может достигаться сосредоточением на монотонном движении внешних объектов. для этих целей могут быть использованы уже упомянутые часы. На начальных этапах тренировок необходимо фиксировать внимание на секундной стрелке, а затем на минутной. далее следует переходить к концентрации внимания на нексторых предметах (пуговица, палец и т. д.). Обычно это упражнение начинают с одной минуты. Повторяя его несколько раз в день, следует довести период непрерывного сосредоточения внимания на одном предмете до 4—5 минут.

для освоения приемов концентрации внимания можно использовать упражнение

*три круга, предложенное К. С. Станиславским. Упражнение позволяет управлять объемом внимания. Занимающийся представляет себе три концентрическихкруга с определенным содержанием и мысленно переходит из большего в мень-

ший. Целесообразно, чтобы мыслекные образы большого круга заключали пред-

ставления улицы, дома, в котором живет занимающийся. Тогда легче перейти

в средний круг, основным содержанием которого может явиться комната, в кото-

рой проводится занятие психотренингом. Представив себе основные элементы

окружающей обстановки комнаты, он должен перейти в третий, малый круг

своего внимания.

Приемы концентрации внимания с помощью упражнения три круга рекомен-

дуется осваивать на первых двух-трех занятиях, подкрепляя их мысленными ко-

мандами: «Начинаю занятия по концентрации внимания. Мыслеино представляю

себе три круга: большой, внутри него — средний, а в среднем — мальш, первыи,

большой, круг моего внимания — это все обозримое и воспринимаемое мной про-

странство. Это наш город, улица, дом, в котором я живу. В этом большом круге

мбего внимания есть другой, средний, ограниченный стенами этой комнаты, в кото-

рой я занимаюсь психотренингом. Мысленно внимательно рассматриваю стены

и обстановку комнаты. Все здесь располагает к приятному и спокойному отдыху.

В этой комнате есть еще один условный круг моего внимания, в котором нахо-

жусь только я сам. Когда я обращаю внимание на себя, все окружающее исчеза-

ет, становится расплывчатым и туманньгм. Мысленньтм взором вижу только свое

тело: лицо, руки, ноги, туловище...i

В. Л. Леви рекомендует следующие упражнения, направленные на тренировку

внимания. Непрерывное созерцание — находясь в удобной расслабленной позе,

пристально разглядывать какой-нибудь не слишком сложный предмет (коробок

спичек, карандаш, стакан) в течение 3—5 мин, стремясь не отводить взгляд от

предмета (моргать можно). Разглядывать предмет снова и снова, стремясь найти

в нем как можно больше деталей, делать это упражнение до тех пор, пока не нау-

читесь сравнительно легко удерживать внимание на предмете.

Ритмичное созерцание — вглядываться в выбранныи предмет на спокоином вдотепла.

хе, а на выдохе закрывать глаза, как бы 4стирая’ впечатление. Так повторять

30—50 раз. Можно выбрать и инои ритм смотреть на выдохе, закрывать глаза

на вдохе или разглядывать предмет в течение 5 счетов, а закрыть глаза на после-

дующие 5 счетов. Ритмичное созердание дается легче непрерывного,

Мысленное созерцание — непрерывно или ритмически созерцать любой предмет

в течение 3—5 минут. Затем закрыть глаза и постараться вызвать в памяти зри-

тельный образ предмета во всех его деталях (3—5 минут). После этого открыть

глаза и сличить 4оригинал с екопией». Повторить так несколько раз. Цель уп-

ражнения — добиться отчетливого внутреннего «видения. Это упражнение вы-

дающийся художник Леонардо да Винчи рекомендовал своим ученикам.

Существуют и другие упражнения, направленные на тренировку внимания.

Создание чуветвительных образов.

После того как тренирующийся сможет в течение 4—5 минут концентрировать

внимание на вообрюкаемых простых предметах (собственном пальце, кончике

носа и т. д.), следует переходить к созданию более сложных чувственных образов

(зрительных, слуховых, тактильных и др.). Чувственный образ — это активный способ воздействия на психическое состояние человека. Широко известен факт, что Г. Флобер при описании отравления мышьяком госпожи Бовари, изучив по медицинской литературе действие яда на организм, настолько *вошел» в образ своей героини, что у него самого возникли металлический вкус во рту, рвота, понос, характерные для отравления мьшiьяком, и ему пришлось оказывать медицинскую помощь.

Если подумать: Пусть увеличится выделение слiоны, — результата не последует, так как мысль не подкреплена чувственно. При слове елимонi слюноотделение усилится из-за того, что каждый знает вкус лимона. Нужно постараться ярче представить себе этот образ, например: из-под лезвия ножа на блюдце падают сочные янтарньте ломтики, вы кладете я рог свежий, ароматньтй влажный и пронзительно кислый ломтик лимона (вспомните ощущение своеобразной ароматной свежести и кислоты лимона)... И желаемый результат достигнут — работа слюнных желез резко усилится. Этот механизм привычных чувственных переживаний следует использовать при выполнении каждого упражнения психофизиологической саморегуляции.

Почти все варианты аутогенной тренировки включают такие элементы чувственных воображений, как представление тепла, распространяющегося на все тело из определенных участков (например, из правой руки). Формирование данного чувственного образа можно начать с того, что в реальных условиях погрузить палец правой руки в горячую воду и все внимание сосредоточить на воспринимаемых при этом ощущениях, в том числе и зрительных, которые сопровождаются изменением цвета кожи. Чувственный образ можно подкрепить мьгсленным произношением слов: тепло, горячо, приятно. Если через некоторое время (1 час) попробовать вызвать мысленно закрепленный чувственный образ и сосредоточить внимание на испытанных ощущениях, то, как правило, уже с первого раза может возникнуть легкое покалывание внутри пальца, а затем и явное ощущение тепла. Таким же образом вырабатывается прочный чувственный образ потепления кисти, предплечья, руки, а затем и всего тела.

Методики психофизиологюiеской саморегуляции, направленные на изменение настроения, самочувствия, работоспособности и др., включают оперироваiтие более сложными чувствительными образами, которые должны быть взяты из реального жизненного опыта. Главное здесь — выработать устойчивое воспроизведение ранее пережитых приятных ситуаций. Начать тренировать себя надо с простого, лучше всего с воспроизведения воспринятого в детские или юношеские годы — времени наибольшей впечатлительности. Как лучше запомнить увиденное и детальнее воспроизвести его в памяти? Это достигается повторением. Давно замечено, что человек, вернувшись на место, где им были пережиты минуты радости, может вновь их пережить, воспроизведя при этом не только образы и мысли, но также чувства и эмоции. Еще глубже укрепляются события, чувства в памяти, если об этом свидетельствуют какие-то вещи (например, фотография). Вначале бывает трудно продолжительное время удерживать внимание на определенном мысленном образе. Однако по мере тренировки такая задача выполняется легче, свободнее, а сами представления становятся более яркими и живыми,

Использование одного и того же образного представления способствует более быстрому и яркому его проявлению в ощущениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.134 с.)