Тема 10 Конфликты и конфликтные ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10 Конфликты и конфликтные ситуации



1 Конфликт: определение, классификация, функции, причины конфликтов

2 Конфликтные типы личностей и их характеристика

3 Управление конфликтными ситуациями

4 Психолого-педагогические основы формирования и развития межличностных отношений.

Основные понятия по теме

Индивидуальные различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приво­дят к противоречиям между ними, обострение которых и называют конфликтом,

Конфликт - это столкновение противоположно направ­ленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп.

Конфликт – это процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия на основе противоположно направленных мотивов (интересов, потребностей) или убеждений (взглядов, позиций).

Классификация конфликтов в зависимости от основания возникновения:

- по источникам и причинам возникновения - объективные и субъективные; деловые и личностные;

- по коммуникативной направленности - горизонтальные, вертикальные, смешанные;

- по составу конфликтующих сторон - внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые;

- по функциональной значимости - конструктивные и деструктивные;

- по формам столкновения - открытые и скрытые;

- по масштабам и продолжительности - общие и локальные; кратковременные и затяжные;

- по способам урегулирования - антагонистические и компромиссные.

Функции конфликтов:

- стабилизирующая - укрепляются взаимоотношения, более ясно осознаются нормы и ценности совместной жизни и деятельности;

- активизирующая - взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на темпах социально-экономического развития как в обществе, так и в пределах отдельно взятой организации;

- сигнализирующая - выявляются причины, условия и факторы факторы неудовлетворенности существующим положением вещей;

- функция эмоциональной разрядки - открытое выражение своих мыслей и чувств в конфликте позволяет людям снять эмоциональное напряжение;

- функция инновации - конфликт как средство творческой инициативы, побуждение к обновлению;

- профилактическая функция - своевременный конфликт предотвращает разрушительное поведение какой-либо из сторон.

Структурные элементы конфликта:

- предмет конфликта - это реально существующая при­чина, из-за которой стороны вступают в противоборство;

- конфликтная ситуация - совокупность всех условий конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта;

- инцидент - это стечение обстоятельств или сово­купность действий участников конфликтной ситуации, которые провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта;

- к онфликтное поведение - это действия, направлен­ные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов;

- разрешение конфликта - это преодоление конфликт­ного поведения, конфликтных действий.

Причины конфликтов:

Общие причины:

- социально-политические и экономические причины;

- социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;

- социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.;

- индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и др.).

 

Причины, связанные с неправильным управлением:

-недостатки организации труда;

-нечетко обозначенные права и обязанности сотруд­ников;

-неритмичность и нестабильность режима труда;

-неудовлетворенность своим трудом (отсутствие эле­ментов творчества, низкий престиж и материальное сти­мулирование);

-неправильная оценка труда персонала;

-недостатки в стиле руководства.

Причины, связанные с психологической несовмести­мостью:

-взаимное непонимание;

-несоблюдение общепринятых моральных норм;

-негативные черты характера (эмоциональная не­сдержанность, недостаток эмпатии и т.д.).

Частные причины, связанные с конкретным видом конфликта:

- неудовлетворительные условия труда;

- нарушение служебной этики;

- нарушение трудового законодательства;

- ограниченность ресурсов;

- различие в целях, ценностях, мотивах, средствах и т.д.;

- неудовлетворительные коммуникации.

Типы конфликтных личностей:

Демонстративный тип - хочет быть в центре внима­ния, любит хорошо выглядеть в глазах других, кропотливой и систематической работы избегает, в конфликт­ной ситуации чувствует себя неплохо.

Ригидный тип - подозрителен, обладает завышен­ной самооценкой, с большим трудом принимает точку зрения окружающих, на критические замечания сильно обижается.

Неуправляемый тип - импульсивен, недостаточно кон­тролирует себя, поведение непредсказуемо, агрессивен, во многих своих неудачах склонен обвинять других.

Сверхточный тип - скрупулезно относится к своей работе, предъ-являет повышенные требования к себе и окружающим. Причем так, что людям кажется, будто он придирается.

«Бесконфликтный» тип - неустойчив в оценках и мнениях, обладает повышенной внушаемостью, внутрен­не противоречив, зависит от мнения окружающих, из­лишне стремится к компромиссу, не обладает достаточ­ной силой воли.

Конфликты - это явления прогнозируемые. Они мо­гут быть частично либо полностью управляемыми. При час­тичном разрешении конфликтов устраняются конфликт­ные действия, но сохраняются побуждения к конфликту. При полном разрешении конфликт преодолевается на уров­не поведения и на уровне внутренних побуждений.

Управление конфликтом это целенаправленное, обусловленное объективными законами, воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Управление конфликтом включает следующие виды деятельности:

- прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

- предупреждение или стимулирование конфликта;

- регулирование конфликта:

а) признание реальности конфликта конфликтующими сторонами;

б) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия;

в) создание специальных органов регуляции конфликтного взаимодействия или привлечение конфликтолога;

- разрешение конфликта.

Методы управления конфликтами:

Внутриличностные методы - касаются отдельной лич­ности и состоят в правильной организации своего собст­венного поведения. При этом нужно уметь высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции у оп­понента. Не стоит и самому поддаваться действию закона эмоционального заражения.

Межличностные методы - предполагают создание определенных условий взаимодействия, которые могут привести к конструктивному разрешению конфликта. Для обеспечения конструктивного поведения в конфликте важно создать атмосферу взаимного доверия. После вы­яснения причин конфликта не менее важно найти взаи­моприемлемое для конфликтующих решение.

Структурные методы - касаются преимущественно конфликтов в организациях. Для их эффективного разрешения психологи рекомендуют после выявления причинвыбрать одну из пяти основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:

- настойчивость (принуждение). Тот, кто придержива­ется этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Его не интересуют мнения другой стороны. Эта стратегия может быть эф­фективной в ситуации, угрожающей существованию ор­ганизации или достижению ее важных целей;

- уход (уклонение) - стремление уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой цен­ности, если ситуация может разрешиться сама собой;

- приспособление (уступчивость) - предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принес­ти их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта страте­гия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной;

- компромисс - характеризуется принятием точки зре­ния другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет вза­имных уступок;

- сотрудничество - участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и выражают го­товность ко взаимопониманию. Это дает возможность про­анализировать причины разногласий и найти приемле­мый для всех выход.

Тематика рефератов

1 Психологические барьеры как причина конфликтов.

2 Факторы, способствующие разрешению конфликтов.

3 Особенности разрешения конфликтов в группе.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое конфликт?

2 Какие функции выполняет конфликт?

3 Каковы разновидности и типы конфликтов?

4 Какие причины возникновения конфликтов вам известны?

5 Какие существуют группы методов управления конфликтом? Как они работают?

6 Почему конфликты – неизбежное социальное явление?

7 По каким признакам можно определить, что конфликт разрешен?

8 В чем главная опасность конформистской стратегии поведения в конфликте?

9 Почему критика собеседника в конфликтной ситуации почти всегда не приводит к эффективному разрешению конфликта?

10 Может ли конфликт способствовать улучшению взаимоотношений?

11 Что первично – межличностный или внутриличностный конфликт? Почему?

12 Чем конфликты в семье отличаются от конфликтов в деловой сфере? Что в них общего?

13 Почему некоторые люди чувствуют себя при конфликтах значительно лучше, чем без них?

Тес

 

1 Столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме, - …:

1) спор; 3) конфликт;

2) ссора; 4) разногласие.

2 Эффект, заключающийся в повышении скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей, называется - …:

1) конформизм; 3) социальная фасилитация;

2) заражение; 4) социальная ингибиция.

 

3 Стратегия общения, предполагающая максимизацию общего выигрыша, - …:

1) кооперация; 4) индивидуализация;

2) конкуренция; 5) альтруизм;

3) агрессия; 6) равенство.

 

4 Стратегия общения, предполагающая максимизацию относительного выигрыша, - …:

1) кооперация; 4) индивидуализация;

2) конкуренция; 5) альтруизм;

3) агрессия; 6) равенство.

5 Стратегия общения, предполагающая максимизацию выигрыша другого - …:

1) кооперация; 4) индивидуализация;

2) конкуренция; 5) альтруизм;

3) агрессия; 6) равенство.

6 Стратегия общения, предполагающая минимизацию различий между собственным и чужим выигрышем, - …:

1) кооперация; 4) индивидуализация;

2) конкуренция; 5) альтруизм;

3) агрессия; 6) равенство.

7 Стратегия общения, предполагающая максимизацию собственного выигрыша, - …:

1) кооперация; 4) индивидуализация;

2) конкуренция; 5) альтруизм;

3) агрессия; 6) равенство.

8 Стратегия общения, предполагающая минимизацию выигрыша другого, - …:

1) кооперация; 4) индивидуализация;

2) конкуренция; 5) альтруизм;

3) агрессия; 6) равенство.

10 Стратегия поведения в конфликте, предполагающая максимальное удовлетворение как своих интересов, так и интересов другого, называется - …:

1) подавление; 2) компромисс; 3) уступка;

4) избегание; 5) сотрудничество.

11 Главная и наиболее эффективная форма разрешения конфликта - …:

1) спор; 3) переговоры;

2) угроза; 4) отстаивание своей позиции.

12 Стратегия поведения в конфликте, предполагающая минимальное удовлетворение как своих интересов, так и интересов другого, называется - …:

1) подавление; 2) компромисс; 3) уступка;

4) избегание; 5) сотрудничество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.033 с.)