Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10 Конфликты и конфликтные ситуацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1 Конфликт: определение, классификация, функции, причины конфликтов 2 Конфликтные типы личностей и их характеристика 3 Управление конфликтными ситуациями 4 Психолого-педагогические основы формирования и развития межличностных отношений. Основные понятия по теме Индивидуальные различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приводят к противоречиям между ними, обострение которых и называют конфликтом, Конфликт - это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп. Конфликт – это процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия на основе противоположно направленных мотивов (интересов, потребностей) или убеждений (взглядов, позиций). Классификация конфликтов в зависимости от основания возникновения: - по источникам и причинам возникновения - объективные и субъективные; деловые и личностные; - по коммуникативной направленности - горизонтальные, вертикальные, смешанные; - по составу конфликтующих сторон - внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые; - по функциональной значимости - конструктивные и деструктивные; - по формам столкновения - открытые и скрытые; - по масштабам и продолжительности - общие и локальные; кратковременные и затяжные; - по способам урегулирования - антагонистические и компромиссные. Функции конфликтов: - стабилизирующая - укрепляются взаимоотношения, более ясно осознаются нормы и ценности совместной жизни и деятельности; - активизирующая - взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на темпах социально-экономического развития как в обществе, так и в пределах отдельно взятой организации; - сигнализирующая - выявляются причины, условия и факторы факторы неудовлетворенности существующим положением вещей; - функция эмоциональной разрядки - открытое выражение своих мыслей и чувств в конфликте позволяет людям снять эмоциональное напряжение; - функция инновации - конфликт как средство творческой инициативы, побуждение к обновлению; - профилактическая функция - своевременный конфликт предотвращает разрушительное поведение какой-либо из сторон. Структурные элементы конфликта: - предмет конфликта - это реально существующая причина, из-за которой стороны вступают в противоборство; - конфликтная ситуация - совокупность всех условий конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта; - инцидент - это стечение обстоятельств или совокупность действий участников конфликтной ситуации, которые провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта; - к онфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов; - разрешение конфликта - это преодоление конфликтного поведения, конфликтных действий. Причины конфликтов: Общие причины: - социально-политические и экономические причины; - социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.; - социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.; - индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и др.).
Причины, связанные с неправильным управлением: -недостатки организации труда; -нечетко обозначенные права и обязанности сотрудников; -неритмичность и нестабильность режима труда; -неудовлетворенность своим трудом (отсутствие элементов творчества, низкий престиж и материальное стимулирование); -неправильная оценка труда персонала; -недостатки в стиле руководства. Причины, связанные с психологической несовместимостью: -взаимное непонимание; -несоблюдение общепринятых моральных норм; -негативные черты характера (эмоциональная несдержанность, недостаток эмпатии и т.д.). Частные причины, связанные с конкретным видом конфликта: - неудовлетворительные условия труда; - нарушение служебной этики; - нарушение трудового законодательства; - ограниченность ресурсов; - различие в целях, ценностях, мотивах, средствах и т.д.; - неудовлетворительные коммуникации. Типы конфликтных личностей: Демонстративный тип - хочет быть в центре внимания, любит хорошо выглядеть в глазах других, кропотливой и систематической работы избегает, в конфликтной ситуации чувствует себя неплохо. Ригидный тип - подозрителен, обладает завышенной самооценкой, с большим трудом принимает точку зрения окружающих, на критические замечания сильно обижается. Неуправляемый тип - импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение непредсказуемо, агрессивен, во многих своих неудачах склонен обвинять других. Сверхточный тип - скрупулезно относится к своей работе, предъ-являет повышенные требования к себе и окружающим. Причем так, что людям кажется, будто он придирается. «Бесконфликтный» тип - неустойчив в оценках и мнениях, обладает повышенной внушаемостью, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, излишне стремится к компромиссу, не обладает достаточной силой воли. Конфликты - это явления прогнозируемые. Они могут быть частично либо полностью управляемыми. При частичном разрешении конфликтов устраняются конфликтные действия, но сохраняются побуждения к конфликту. При полном разрешении конфликт преодолевается на уровне поведения и на уровне внутренних побуждений. Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами, воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Управление конфликтом включает следующие виды деятельности: - прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности; - предупреждение или стимулирование конфликта; - регулирование конфликта: а) признание реальности конфликта конфликтующими сторонами; б) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия; в) создание специальных органов регуляции конфликтного взаимодействия или привлечение конфликтолога; - разрешение конфликта. Методы управления конфликтами: Внутриличностные методы - касаются отдельной личности и состоят в правильной организации своего собственного поведения. При этом нужно уметь высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции у оппонента. Не стоит и самому поддаваться действию закона эмоционального заражения. Межличностные методы - предполагают создание определенных условий взаимодействия, которые могут привести к конструктивному разрешению конфликта. Для обеспечения конструктивного поведения в конфликте важно создать атмосферу взаимного доверия. После выяснения причин конфликта не менее важно найти взаимоприемлемое для конфликтующих решение. Структурные методы - касаются преимущественно конфликтов в организациях. Для их эффективного разрешения психологи рекомендуют после выявления причинвыбрать одну из пяти основных стратегий поведения в конфликтной ситуации: - настойчивость (принуждение). Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Его не интересуют мнения другой стороны. Эта стратегия может быть эффективной в ситуации, угрожающей существованию организации или достижению ее важных целей; - уход (уклонение) - стремление уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой; - приспособление (уступчивость) - предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной; - компромисс - характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок; - сотрудничество - участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и выражают готовность ко взаимопониманию. Это дает возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тематика рефератов 1 Психологические барьеры как причина конфликтов. 2 Факторы, способствующие разрешению конфликтов. 3 Особенности разрешения конфликтов в группе. Вопросы для самоконтроля 1 Что такое конфликт? 2 Какие функции выполняет конфликт? 3 Каковы разновидности и типы конфликтов? 4 Какие причины возникновения конфликтов вам известны? 5 Какие существуют группы методов управления конфликтом? Как они работают? 6 Почему конфликты – неизбежное социальное явление? 7 По каким признакам можно определить, что конфликт разрешен? 8 В чем главная опасность конформистской стратегии поведения в конфликте? 9 Почему критика собеседника в конфликтной ситуации почти всегда не приводит к эффективному разрешению конфликта? 10 Может ли конфликт способствовать улучшению взаимоотношений? 11 Что первично – межличностный или внутриличностный конфликт? Почему? 12 Чем конфликты в семье отличаются от конфликтов в деловой сфере? Что в них общего? 13 Почему некоторые люди чувствуют себя при конфликтах значительно лучше, чем без них? Тес
1 Столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме, - …: 1) спор; 3) конфликт; 2) ссора; 4) разногласие. 2 Эффект, заключающийся в повышении скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей, называется - …: 1) конформизм; 3) социальная фасилитация; 2) заражение; 4) социальная ингибиция.
3 Стратегия общения, предполагающая максимизацию общего выигрыша, - …: 1) кооперация; 4) индивидуализация; 2) конкуренция; 5) альтруизм; 3) агрессия; 6) равенство.
4 Стратегия общения, предполагающая максимизацию относительного выигрыша, - …: 1) кооперация; 4) индивидуализация; 2) конкуренция; 5) альтруизм; 3) агрессия; 6) равенство. 5 Стратегия общения, предполагающая максимизацию выигрыша другого - …: 1) кооперация; 4) индивидуализация; 2) конкуренция; 5) альтруизм; 3) агрессия; 6) равенство. 6 Стратегия общения, предполагающая минимизацию различий между собственным и чужим выигрышем, - …: 1) кооперация; 4) индивидуализация; 2) конкуренция; 5) альтруизм; 3) агрессия; 6) равенство. 7 Стратегия общения, предполагающая максимизацию собственного выигрыша, - …: 1) кооперация; 4) индивидуализация; 2) конкуренция; 5) альтруизм; 3) агрессия; 6) равенство. 8 Стратегия общения, предполагающая минимизацию выигрыша другого, - …: 1) кооперация; 4) индивидуализация; 2) конкуренция; 5) альтруизм; 3) агрессия; 6) равенство. 10 Стратегия поведения в конфликте, предполагающая максимальное удовлетворение как своих интересов, так и интересов другого, называется - …: 1) подавление; 2) компромисс; 3) уступка; 4) избегание; 5) сотрудничество. 11 Главная и наиболее эффективная форма разрешения конфликта - …: 1) спор; 3) переговоры; 2) угроза; 4) отстаивание своей позиции. 12 Стратегия поведения в конфликте, предполагающая минимальное удовлетворение как своих интересов, так и интересов другого, называется - …: 1) подавление; 2) компромисс; 3) уступка; 4) избегание; 5) сотрудничество.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.008 с.) |