Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды педагогических ситуаций и конфликт, особенности разрешения педагогических конфликтов.

Поиск

В процессе педагогической деятельности можно выделить два основных типа ситуаций, требующих разрешения:

1) типичная - это часто повторяющаяся при одних и тех же обстоятельствах ситуация. Она имеет сходные источники и причи­ны.

Например: опоздание и пропуски занятий учащимися, невы­полнение домашних заданий и т. д.

2) Нетипичная - ситуация, нехарактерная для данного учаще­гося или группы.

Например: совершение правонарушения, случаи воровства в группе или в общежитии, уход учащегося из училища.

Такие ситуации требуют выявления причин и обоснованного их анализа для организации работы по предотвращению подобных случаев.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

- ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

- ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения;

- ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Педагог в силу своего профессионализма и опыта более ответственней за разрешение конфликта.

1) Нужно огласить ситуативный интерес ребенка (я понимаю, что ты сейчас хочешь…)

2) Довести до логического конца предвиденье результата (но тогда ты…)

3) Спроецировать его интерес на взаимоотношения с людьми.

Педагог как бы перекладывает разрешение конфликта на плечи воспитанника, но профессиональная хитрость состоит в том, чтобы сначала «поднять» ученика до уровня равного и потом скрытым способом показать ему возможный путь столкновения и признать его достойный выход из противоречия.

Педагогическая аргументация выдвигаемого требования должна располагаться в мотивационной сфере ребенка. Владеет конфликтом тот, кто владеет ситуацией.

Прежде всего, следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит разредить обоюдную эмоциональную напряженность (убрать лишнее физическое напряжение, скованность). Своим поведением повлиять на партнера. Попытаться понять мотивы поведения собеседника, лучше выразить понимание затруднительного положения (я понимаю твое состояние…, меня огорчает…) Согласовать цель. Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет с учеником. Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите причины возникновения педагогических конфликтов.

2. Раскройте особенности педагогических конфликтов.

3. Какие существуют виды педагогических ситуаций и конфликт?

4. Раскройте особенности разрешения педагогических конфликтов.

Практическая работа №16 «Разрешение педагогических конфликтов» (2 часа)

Цели: - учиться находить способы выхода из педагогических конфликтов;

- учиться конструктивно выходить из конфликтной ситуации

Оборудование:

1.Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей.- Волгоград: Учитель, 2005

Ход работы

Тест «Стратегия поведения в конфликте».

С помощью методики можно выявить наиболее предпочти­тельные формы социального поведения педагога в ситуации кон­фликта с учащимися, родителями, с коллегами или администраци­ей, а также отношение к совместной деятельности.

Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом: совсем не согласен - 1 балл; не согласен - 2 балла; скорее согласен - 3 балла; 55 согласен - 4 балла; полностью согласен - 5 баллов.

1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей по­зиции.

2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.

3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.

4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.

5. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.

6. Из любого конфликта я выхожу победителем.

7.Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого мо­жет, пострадать.

8. Пересматриваю свою· точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.

9. Много времен» я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.

10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает также.

11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.

12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.

13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.

14. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.

15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.

Обработка результатов. Рядом с цифрами, обозна­чающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму:

Таблица 1

Стратегия утверждения Сумма баллов
поведения
J    
Соперничество 1,6, 11  
Избегание 2,7,12  
Сотрудничество 3,8,13  
Приспособление 4,9,14  
Компромисс 5, 10, 15  

Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается вы­раженной, если сумма баллов превышает 10.

2. Тест «Насколько вы конфликтны?»

Инструкция. Вам предлагается ответить на 7 вопросов.

Каждый вопрос имеет три варианта ответов. Выберите тот, кото­рый больше всего вам подходит.

1) Представьте, что в общественном транспорте начинается спор на повышенных тонах. Вы:

а) избегаете вмешиваться;

б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав; в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения.

2) На собрании (совещании и т. д.) критикуете ли вы руководство за допущенные ошибки? а) нет;

б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему; в) всегда критикуете за ошибки не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3) Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а) только если они не обидчивы и эти споры не портят ваших отношений;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в) вы спорите со всеми и по любому поводу.

4) Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваши действия:

а) не замечаете такой пустяк;

б) молча возьмете солонку;

в) не удержитесь от замечания и, может быть, демонстратив­но откажетесь от еды.

5) На улице, в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция:

а) с возмущением посмотрите на обидчика;

б) сухо сделаете замечание;

в) выскажетесь, не стесняясь в выражениях.

6). Кто-то из близких купил вещь, которая вам не поправилась. Вы:

а) промолчите;

б) ограничитесь кратким тактичным комментарием;

в) устроите скандал из-за пустой траты денег.

7) Не повезло в лотерее. Как вы воспринимаете это?

а) постараетесь быть равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда в ней больше не участвовать;

б) не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмо­ром, пообещаете взять реванш;

в) билет без выигрыша надолго испортит настроение.

Обработка результатов. Каждый ответ «а» оцените в 4 балла; «б» - 2 балла, «в» - О баллов. Подсчитайте сумму.

Интерпретация результатов. Если вы набрали:

Oт 20 до 28 баллов - вы тактичны, не любите конфликтов, избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится всту­пать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем положе­нии или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих.

От 10 до 18 баллов - о вас говорят, что вы - конфликтная личность, но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. Вы настойчиво отстаи­ваете свое мнение, невзирая на то, как это отразится на вашем по­ложении, при этом не выходите за рамки корректности. За все это вас уважают.

8 и менee баллов - вы ищете повод для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только тогда, когда это выгодно вам. Вы стремитесь навязывать свое мне­ние, даже если не уверены, что правы.

3. Примеры педагогических ситуаций для психологиче­ского анализа.

Ситуация 1.

«На уроке математики учительница несколько раз делала за­мечание ученику, который не занимался. На замечания учительни­цы он не реагировал, продолжая мешать другим. Учительница пре­кратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на сво­ем месте. Учительница села за стол и стала писать в журнале. Уче­ники занимались своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет по­сле уроков. Все зашумели».

Такое поведение, ученика свидетельствует о полном разрыве взаимоотношений с учителем и приводит к ситуации, когда работа учителя зависит от «милости» ученика.

Подобные конфликты часто происходят с учениками, испы­тывающими трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в дан­ной группе непродолжительное время и отношения между учите­лем и учениками ограничиваются контактами только вокруг учеб­ной работы.

Такие конфликты возможны из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а от­метки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.

Вопросы и задания для анализа ситуации:

1.Что предшествовало возникновению ситуации?

2.Основные причины возникшего конфликта и его содержание.

З. Личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношения его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику).

4. Определите в ситуации момент, когда учитель мог бы пре­дупредить ее переход в конфликт.

 

Самостоятельная работа.

Разработка советов педагогу «Как избегать конфликтов в педагогической деятельности».

Самостоятельная работа.

Составление правил успешного общения в конфликте.

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.108.233 (0.008 с.)