Как вид педагогических технологий



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как вид педагогических технологий



Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) способу различаются на Селевко Г.К.

1. Игровые

2. Догматические, репродуктивные

3. Объяснительно-иллюстративные

4. Развивающее обучение

5. Проблемные, поисковые

6. Программированное обучение

7. Диалогические

8. Творческие

9. Саморазвивающее обучение

10. Информационные (компьютерные).

М. Новик, выделяет неимитационные и имитационные и формы (виды) занятия. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса либо деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связи между преподавателем и обучаемыми. Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной либо коллективной профессиональной деятельности). Изюминка имитационных способов это разделение их на игровые и неигровые. Способы, при реализации которых обучаемые обязаны играться определенные роли, относятся к игровым. М.Новик показывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической либо профессиональной деятельности. При этом существенно усиливаются мотивация и активность обучения.

 

Сущность и функции игры

И игровой деятельности

Вначале попробуем разглядеть «историю вопроса», выделить значительные характеристики игры, сравнив игры людей и животных, игру в разных культурах. Игры есть и в животном мире. Играми животных мы называем, по преимуществу, абиотические формы поведения животных, то есть те случаи, когда животные делают то, что не приносит им ни удобства, ни пищи, не удовлетворяет витальных потребностей, не попадает в категорию «ориентировочной деятельности».

Несерьезные схватки детенышей, забава кошки с пойманной мышью… В большинстве случаев игра в животном мире имеет определенную функцию: это тренировка, безопасный метод освоения какого-либо деяния. «Человеческие» игры, по мнению большинства исследователей, выполняют сходную тренировочную функцию в онтогенезе. Исследователи детства -- М.Мид, де Моз отмечают, что игры детей простых культур, как правило -- имитация профессиональных действий взрослых. Дети возятся с маленькими луками, горшочками, строят мелкие домики и т.д. Даже и сейчас, когда детская игра поменялась не лишь по атрибутам, но и по сущности, многие детские игрушки воспроизводят рабочие инструменты взрослых -- лопатки, ведерки и т.д. Самое распространенное мировоззрение о функции игры как о тренировке навыков «взрослых» действий.

Конкретно об этом пишет А.Н.Леонтьев в работе «Психологические базы дошкольной игры».

Впрочем, есть и остальные точки зрения на функцию игры в жизни людей. В.Н.Дружинин считает, что основная функция интеллекта -- это создание прогностических моделей, построение вероятных вариантов грядущего. Тогда игра (создание вероятных миров и деяния с ними) -- это одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство. Это свойство не зависит от возраста, просто «порождение моделей мира» взрослыми именуется по-другому искусством, философией. И чем интеллектуальнее человек, тем более он обязан быть склонен к игре.

Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошедшего столетия направил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав данной книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. «...Уже давно найдено, -- пишет Л.С.Выготский, -- что игра не представляет из себя чего или случайного, она постоянно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых различных народов и представляет неустранимую и естественную изюминка человеческой природы». Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают соединены с разрешением достаточно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного деяния самых различных способностей и сил. В игре усилие ребёнка постоянно ограничиваются, и регулируется обилием усилий остальных играющих. Во всякую задачку-игру входит, как непременное ее условие умение координировать своё поведение с поведением остальных, становиться в активное отношение к иным, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд итог собственного хода в общей совокупности всех играющих. Таковая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совсем незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений. Изюминка игры подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового либо сложного столкновения частей среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает просто и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как лишь среда представляет нам какие либо нежданные и новейшие композиции, требующие и от нашего поведения новейших композиций и реакций, стремительной перестройки деятельности, там возникает мышление как некая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно подходящих в согласовании с основной целью, которую обязано решить поведение.

Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но конкретно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая способности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачку заслуги определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и энтузиазм ребёнка до высшей точки, вынудить его организовать своё поведение так, чтоб оно подчинялось известным правилам, чтоб оно направлялось к единой цели, чтоб оно сознательно решало известные задачки. Другими словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения либо издержка энергии.

Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой издержкой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением лишь результатов.

Таковым образом, при всей объективной разнице, имеющейся между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совсем совпадает. Это показывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок постоянно играется, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке подходящих навыков и умений».

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он обучается и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубочайшим образом. Согласно Шуману, игру можно принимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

В исследованиях содержания детской игры Е.О.Смирновой зафиксировано, в частности, преобладание нереалистического содержания современных игр. Дети играются в «черепашек-ниндзя», «инопланетян», «покемонов», большая часть игр не имеют ничего общего с нарабатыванием нужных навыков. Е.О.Смирнова объясняет данный факт культурно обусловленным разрывом меж детством и взрослостью, о котором пишут исследователи психологии подростков. Если ранее дети сосуществовали рядом с взрослыми, часто конкретно участвуя в их деятельности, то сейчас детство - это отдельный период жизни, совсем изолированный от взрослых форм деятельности. Игра так многофункциональна, оригинальна, уникальна, её границы так обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, наверняка, просто нереально.

Существует три влечения, находящихся за инстинктами: желание к освобождению, желание к слиянию с окружающим, желание к повторению. В признании первичности этих влечений Бойтендайк следует за З.Фрейдом, рассматривающим всю жизнь и деятельность как проявление изначальных биологических влечений. Фрейд, в свою очередь, показывает на две формы проявления бессознательного и конфигурации реальности, которые подходят к искусству ближе, чем сон и невроз, и называет детскую игру и фантазии наяву. «Несправедливо мыслить, говорит он, что ребенок глядит на созданный им мир несерьезно; напротив, он относится к игре совсем серьезно, вносит в нее много одушевления. Противоположение игре не серьезность, но реальность. Ребенок замечательно различает, не смотря на все увлечения, созданный им мир от реального и охотно ищет опоры для воображаемых объектов и отношений в осязаемых и видимых предметах реальной жизни» Цит. По: Выготский Л.С.

В анализе детской игры Фрейд показал, что и в играх ребенок претворяет частенько истязающие переживания. Ученый отмечает, что ребенок никогда не стыдится собственной игры и не прячет собственных игр от взрослых. Но заметим, что есть случаи, говорящие как раз обратное. Дети частенько стыдятся собственных игр перед взрослыми и скрывают их, даже если ничего непозволительного в них нет. В особенности, когда ребенок играется во взрослого, присутствие постороннего мешает ему и принуждает смущаться.

Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из главных видов деятельности человека. Г.К.Селевко описывает игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение публичного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» Селевко Г. К.

Таким образом большая часть исследователей сходятся во мировоззрении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1. развлекательную (основная функция игры -- развлечь, доставить наслаждение, вдохновить, пробудить энтузиазм);

2. коммуникативную: освоение диалектики общения;

3. по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

4. терапевтическую: преодоление разных проблем, возникающих в остальных видах жизнедеятельности;

5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6. коррекционную: внесение положительных конфигураций в структуру личных характеристик;

7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;

8. социализации: включение в систему публичных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Значение игры в обучении

Мы подробно разглядели сущность и функции игры, чтоб выделить тезис о том, что потребность в игре одна из базовых потребностей человека вообще и дитя, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок.

Некие исследователи считают, что не лишь содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра это деятельность конкретно дошкольного возраста. В.Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа дитя от нее, а из-за отсутствия объективной способности её осуществления…». Другими словами, потребность в игре сохраняется, нет только форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.

Дети дошкольного возраста не могут не играться. Взрослые не играться могут. Но потребность в игре у многих людей сохраняется в течение всей жизни, доказательства чему можно отыскать не лишь в исследованиях, но и в обыденном опыте. Эпидемии компьютерных игр обрушиваются на организации, оснащенные современным информационным оборудованием; играются люди, справедливо считающиеся основой консерватизма и практичного подхода к жизни дамы 40-50 лет, обремененные семьей и работой. Стихийное движение «ролевых игр», включает возрастные группы от школьников до людей 30-40 лет и считается самым массовым стихийным движением, как в нашей стране, так и за рубежом. В силу неких обстоятельств, о которых будет сказано далее, игра необычайно привлекательна для участников хоть какого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на роль в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может употреблять весь этот потенциал в «конверсионных» целях.

Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно.

Детство это время игры, и если перекрыть игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, за место того, чтоб идти вперёд.

В Израиле вообще педагоги без знания игровых технологий не допускаются к работе с детьми. Дидактическая игра и игровые технологии представляют большой энтузиазм для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение её каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего только связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности дитя и взрослого, эмпирическим методом выявлена биологическая природа игры и её обусловленность психологическими и социальными факторами.

Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе русского образования. Забавно, что некие инноваторы, провозгласив игру панацеей, но игнорируя опыт российских ученых, едут учиться игровым технологиям за границу, видя в ней непререкаемый авторитет. Остальные и совсем не принимают игру, не считают её особым и(либо) самостоятельным направлением в педагогике, или соглашаются с таковыми её формами, которые никакого дела к игре не имеют. Все это принуждает нас, остерегаясь схожих крайностей, уважительно относиться к игровым методикам как части дидактической науки и обучающих технологий. Объединяя опыт ученых разных отраслей знаний, беря во внимание и положительные и отрицательные результаты научных исследований, мы сосредоточили свое внимание к использованию игровых методик в таком учебном предмете общеобразовательной школы, как российский язык. Непременно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли обширное применение в нашей практике.

Игровые технологии имеют большой потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачки: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении своей деятельности, общения и самого себя. Не считая игровых технологий данной задачке служат проектный способ, модульная разработка и обучение «с погружением». К примеру, проектная деятельность существует в нашей школе в настоящее время как внеурочная образовательная программа.

В современной педагогической литературе можно отыскать увлекательный материал по поводу разных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в нем. Но удивление вызывает тот факт, что посреди огромного числа вправду новейших методик встречаются и довольно традиционные такие, как игровые. Как нам кажется, отнесение игровых педагогических технологий к «новшествам» неправомерно. Естественно же, мы признаем, что эти методики ранее были менее популярны, чем сейчас, но в педагогическом процессе присутствовали, как нам кажется, постоянно. В русской школе игре незаслуженно уделялось не достаточно внимания, но в дошкольных учреждениях она являлась и является сейчас не то чтоб популярной, а основной методикой воспитания и обучения, то есть развития личности дитя. Разработаны эти технологии и в практике внешкольных заведений, внеклассные мероприятия также не могут без них обойтись.

Игра так неповторимое явление бытия, что она просто не могла не быть использована в разных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как способ обучения и воспитания, передачи скопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути собственного развития. Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность употребляется в следующих вариантах: · в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; · как элементы (время от времени очень значительные) более широкой технологии; · в качестве урока (занятия) либо его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); · как разработка внеклассной работы. · Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу способов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые различаются от игр вообще тем, что они владеют верно, поставленной целью обучения и подходящим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о свойствах игры, нужно отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает способности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель обязан организовывать и координировать игровую деятельность детей.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые обязаны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таковым главным фронтам:

1. Дидактическая мишень ставится перед учащимися в форме игровой задачки.

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал употребляется в качестве её средства.

4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. В данной работе мы рассматриваем игру как образовательное средство. Определение игры как тренинга, безопасного средства освоения навыка, очень обширно, поскольку совпадает с большинством остальных форм учебной деятельности. В этом определении не хватает указания на личную включенность участников, фактор нежданности, способности игроков влиять на развитие событий и остальных свойствах, присущих конкретно игре (азарт, энтузиазм). А конкретно эти причины обуславливают привлекательность игры.

Игровые технологии

 

Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество.

Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний. Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.

Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность.

Педагогическая игра обладает существенными признаками:

- четко поставленная цель обучения и воспитания;

- вовлечение всех учащихся класса;

- управление ходом игры;

- сочетание индивидуальной и коллективной работы;

- подведение итогов и оценивание;

- повышение познавательной мотивации учащихся.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

- обучающие, тренировочные, контролирующие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

Урок-игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой проверки знаний, для обобщения и повторения. При этом обязательно учитываются возрастные особенности учащихся. Для учащихся среднего звена можно проводить уроки-КВН, соревнования и т. д. Игровые технологии используются и в проведении внеурочных мероприятий.

Игровые технологии помогают учащимся формировать прочные знания. У учащихся повышается интерес.

Спектр целевых ориентации:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).

Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).

Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н. Леонтьев).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Игровые технологии

В младшем школьном возрасте

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и так учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Дидактические игры

Дидактические игры это не только средство интеллектуального развития, а также развития познавательных психических процессов, но и игровая форма обучения.

Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

· дидактическая задача;

· игровая задача;

· игровые действия;

· правила игры;

· результат.

Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия. Игровая задача определяет игровые действия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность перед детьми в виде игрового замысла. Игровые действия (основы игры) связаны с игровым замыслом и исходят из него. Чем они разнообразнее, т.е. чем интереснее игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения и влияют на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение итогов (результат) помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое задание, определить команду-победительницу и т.д. Учитель должен отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Основными функциями дидактической игры является формирование:

- устойчивого интереса к учению; снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

- психических новообразований;

- собственно учебной деятельности ребенка;

- общественных умений, навыков, учебной и самостоятельной работы;

- навыков самоконтроля и самооценки;

- адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Сюжетно-ролевые игры

Идея ролевой игры, взятой в простейшей форме, состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Основные элементы этой разновидности игр – воображаемая ситуация, сюжет и роль. При планировании ролевой игры должна быть определена игровая задача и намечен конфликт, лежащий в основе сюжета и выстраивающий, движущий собой сюжет. Типичная ошибка, допускаемая на практике, - подмена ролевой игры инсценировкой. Если сюжет выбран удачно, а роли распределены правильно, то игра начинает «сама себя играть», планировать можно лишь ее тактику. Обучение, на которое направлена игра, может быть непосредственным или опосредованным: оно связано либо с личным участием ребенка в действии, либо с его наблюдением.

Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые способы поведения, когда ученикам нужно освоить новые способы поведения, лучше осознать свои собственные возможности и глубже понять позиции других людей. Именно игровая ситуация, прожитая со всей серьезностью и затем обсужденная, позволяет ребенку приобрести значимый опыт.

Ролевые игры должны включать следующие условия:

- реалистичность;

- учебный характер (ситуация предполагает применение знаний, отрабатывание навыков, изучение модели поведения);

- наличие сюжета и интриги для его развития.

Место ролевой игры в структуре уроков может быть самым различным. Продуктивно и интересно перед изучением новой темы предложить ученикам разыгрывать какую-либо реальную ситуацию. Удачно, если получается связать учебное содержание со случаем из жизни кого-то из школьников или знакомых. Наблюдение за игрой и небольшое обсуждение ее хода служат сильнейшими средствами мотивации учеников на обстоятельное изучение новой темы и одновременно вводят их в проблематику. Подобное разыгрывание сюжета, введенное в середину урока, - способ смены темпоритма занятия, иллюстрация учителя.

Если конкретную ситуацию для разыгрывания предлагает учитель (находит ее сам), то он расписывает на карточках роли и информацию для их эффективного представления. Следует давать информацию в том объеме, который необходим для исследования данной проблемы, и не перегружать их лишними деталями или фактами. Надо сообщить основные характеристики персонажа.

Итак, сюжетно-ролевая игра имеет моделирующий характер: дети, разыгрывая тот или иной сюжет, воссоздают (моделируют) взаимоотношения взрослых, постепенно переходя от вычленения внешних предметных действий, характерных для взрослого человека, к вычленению его отношений с другими людьми.

Деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо - и социодрама.

 

Этап подготовки   Разработка игры   разработка сценария - план деловой игры - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения
    Ввод в игру   постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей - формирование групп - консультации
     
Этап проведения   Групповая работа над заданием работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником
  Межгрупповая дискуссия   выступления групп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов
     
Этап анализа и обобщения       вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, не принимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

 

 

7. Здоровьесберегающее образование

 

 

В рамках реализации подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010

 

 

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение)

состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение)

Психическое здоровье:

высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.026 с.)