Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компьютерных технологий в работе логопедаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Реалии сегодняшнего дня предъявляют новые требования к организации педагогического процесса в целом и коррекционно-развивающей работе в частности. В коррекционной логопедической работе возникает необходимость постоянно искать новые методы, приёмы и средства, чтобы сформировать заинтересованное отношение учащихся с особыми образовательными возможностями к процессу овладения знаниями, развивать познавательный интерес. На формирование познавательного интереса ученика – логопата существенное влияние оказывает резерв визуального мышления ребёнка, принципа наглядности. Процесс обучения, построенный на основе зрительно-познавательного подхода к формированию знаний, умений и навыков позволяет использовать потенциальные возможности визуального мышления. «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», писал Л.С. Выготский. На подгрупповых и индивидуальных занятиях по коррекции речи наряду с традиционными средствами я использую компьютер. Учеников привлекает новизна проведения уроков с применением ИКТ. В логопедическом кабинете во время такого занятия создаётся обстановка реального общения, при которой ученик стремятся выразить свои своими словами, он с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Одна из ключевых проблем обучения школьников с нарушением интеллекта – проблема удержания их внимания. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора позволяет удерживать это внимание в течение длительного времени, иногда и всего занятия. При этом внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся. Компьютерные игры редко оставляют ребенка равнодушным: они привлекают своей красочностью, графическими и звуковыми возможностями. В результате в игровой обстановке лучше усваиваются знания учащимися, лучше развиваются их речевые навыки. Дети с нарушенным интеллектом нечётко различают многие фонемы: гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Это проявляется в большом количестве разнообразных ошибок на письме.
Учащиеся, слабо различающие звонкие и глухие согласные, испытывают большие трудности в усвоении правила правописании сомнительной согласной в корне и в конце слов. Несмотря на знания правила, ученик не может применить его, так как звонкий и глухой звуки для него неразличимы даже в тех случаях, когда они стоят в сильной позиции – перед гласной. Если ученик с трудом различает понятие “мягкость” и “твёрдость” звуков, он не может усвоить и правила правописания твёрдости и мягкости согласных перед гласными. Для полного исчезновения ошибочных ответов нужны многократные повторения. Применение ИКТ решает и эти проблемы, т.к предполагает дробное представление материала, длительное его закрепление, поэтапную автоматизацию полученных речевых навыков. Применение специализированных компьютерных программ налогопедических занятиях позволяет также оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями и значительно повысить эффективность коррекционной работы. Одной из таких программ, которую я использую в коррекционной работе, является компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» (автор Л. Р. Лизунова), которая предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений звукопроизношения, при дизартрии (у 60% учащихся школ VIII вида наблюдается её стёртая форма), ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Программа «Игры для Тигры» даёт учителю-логопеду возможность объективно определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка и настроить параметры программы для каждого конкретного обучающегося. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет при проведении коррекционной работы учитывать индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Для работы по выбору фонемы и её соотнесению с буквой я использую игровые компьютерные тренажёры по различению: гласных, согласных (звонких, глухих). Из букв алфавита ученик выбирает гласную, если правильно выбрал гласную, буква окрашивается в красный цвет, если нет - звуковой сигнал предупреждает об ошибке. Если правильно выбрал согласную, буква окрашивается в синий цвет, если нет - звуковой сигнал предупреждает об ошибке и т. д. Вывод, который делается в конце выполнения упражнений, помогает запомнить количество гласных, звонких и глухих согласных. Тренажёры: «Покажи правильно написанную букву», на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы, «Узнай букву», на котором изображены сходные по начертанию буквы, использую также для выявления «зеркальности» зрительного восприятия и его устранения. Тренажёры служат для усвоения правильного начертания букв. В процессе обследования предлагаю такие задания: в каждой паре букв показать правильно написанную букву. Использую в работе и тренажёр «Прочти слова», на котором написаны стилизованными буквами слова. В кабинете логопеда имеются программы по коррекции звукослоговой структуры слова. Учащиеся анализируют звуковой, слоговой состав слова. В результате работы дети могут дать характеристику любому звуку, различают гласные и согласные звуки, звуки и буквы, определяют место и последовательность звуков в слове, производят звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов. Для работы над звукопроизношением я составила компьютерные программы коррекции произношения каждого звука на всех этапах: подготовительном («Развитие произвольного слухового внимания и слухоречевой памяти», «Развитие фонематического восприятия», «Развитие артикуляционной моторики»), этапе постановки звука, его автоматизации и дифференциации. Материал, подобранный по каждому звуку, может использоваться в любом классе начальной школы. Для работы над развитием лексики детей с нарушением интеллекта я составила компьютерные программы по разделам «Назови одним словом», «Времена года», «Животные и их детёныши», «Кто как передвигается», «Кто как голос подаёт», «Кто как ест», «Кто что делает». В процессе работы над грамматическим строем речи использую так же составленные мной презентации «Сосчитай до десяти», «Подставь недостающий предлог», «Составь предложение». Дети учатся согласовывать числительное с существительным, существительное с прилагательным, существительное с глаголом, вставлять в предложении пропущенный предлог и т.д. Применение на занятиях компьютерных программ, тренажёров экономят силы и время учителя. У логопеда отпадает необходимость в оформлении многих карточек и раздаточного материала. Применение ИКТ помогает сформировать навык в ходе достаточно большого количества повторений упражнений и при этом у ученика, что особенно важно, сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Таким образом,можно сделать вывод о том,что новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Специальные приёмы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции речи и в целом содействуют гармонизации развития ребёнка.
Личностно ориентированные технологии обучения Личностно ориентированное Развивающее обучение Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося. Личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека». Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности. Таким образом, традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись, обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.012 с.) |