Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компьютерных технологий в работе логопедаСодержание книги
Поиск на нашем сайте Реалии сегодняшнего дня предъявляют новые требования к организации педагогического процесса в целом и коррекционно-развивающей работе в частности. В коррекционной логопедической работе возникает необходимость постоянно искать новые методы, приёмы и средства, чтобы сформировать заинтересованное отношение учащихся с особыми образовательными возможностями к процессу овладения знаниями, развивать познавательный интерес. На формирование познавательного интереса ученика – логопата существенное влияние оказывает резерв визуального мышления ребёнка, принципа наглядности. Процесс обучения, построенный на основе зрительно-познавательного подхода к формированию знаний, умений и навыков позволяет использовать потенциальные возможности визуального мышления. «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», писал Л.С. Выготский. На подгрупповых и индивидуальных занятиях по коррекции речи наряду с традиционными средствами я использую компьютер. Учеников привлекает новизна проведения уроков с применением ИКТ. В логопедическом кабинете во время такого занятия создаётся обстановка реального общения, при которой ученик стремятся выразить свои своими словами, он с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Одна из ключевых проблем обучения школьников с нарушением интеллекта – проблема удержания их внимания. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора позволяет удерживать это внимание в течение длительного времени, иногда и всего занятия. При этом внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся. Компьютерные игры редко оставляют ребенка равнодушным: они привлекают своей красочностью, графическими и звуковыми возможностями. В результате в игровой обстановке лучше усваиваются знания учащимися, лучше развиваются их речевые навыки. Дети с нарушенным интеллектом нечётко различают многие фонемы: гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Это проявляется в большом количестве разнообразных ошибок на письме. Учащиеся, слабо различающие звонкие и глухие согласные, испытывают большие трудности в усвоении правила правописании сомнительной согласной в корне и в конце слов. Несмотря на знания правила, ученик не может применить его, так как звонкий и глухой звуки для него неразличимы даже в тех случаях, когда они стоят в сильной позиции – перед гласной. Если ученик с трудом различает понятие “мягкость” и “твёрдость” звуков, он не может усвоить и правила правописания твёрдости и мягкости согласных перед гласными. Для полного исчезновения ошибочных ответов нужны многократные повторения. Применение ИКТ решает и эти проблемы, т.к предполагает дробное представление материала, длительное его закрепление, поэтапную автоматизацию полученных речевых навыков. Применение специализированных компьютерных программ налогопедических занятиях позволяет также оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями и значительно повысить эффективность коррекционной работы. Одной из таких программ, которую я использую в коррекционной работе, является компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» (автор Л. Р. Лизунова), которая предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений звукопроизношения, при дизартрии (у 60% учащихся школ VIII вида наблюдается её стёртая форма), ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Программа «Игры для Тигры» даёт учителю-логопеду возможность объективно определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка и настроить параметры программы для каждого конкретного обучающегося. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет при проведении коррекционной работы учитывать индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Для работы по выбору фонемы и её соотнесению с буквой я использую игровые компьютерные тренажёры по различению: гласных, согласных (звонких, глухих). Из букв алфавита ученик выбирает гласную, если правильно выбрал гласную, буква окрашивается в красный цвет, если нет - звуковой сигнал предупреждает об ошибке. Если правильно выбрал согласную, буква окрашивается в синий цвет, если нет - звуковой сигнал предупреждает об ошибке и т. д. Вывод, который делается в конце выполнения упражнений, помогает запомнить количество гласных, звонких и глухих согласных. Тренажёры: «Покажи правильно написанную букву», на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы, «Узнай букву», на котором изображены сходные по начертанию буквы, использую также для выявления «зеркальности» зрительного восприятия и его устранения. Тренажёры служат для усвоения правильного начертания букв. В процессе обследования предлагаю такие задания: в каждой паре букв показать правильно написанную букву. Использую в работе и тренажёр «Прочти слова», на котором написаны стилизованными буквами слова. В кабинете логопеда имеются программы по коррекции звукослоговой структуры слова. Учащиеся анализируют звуковой, слоговой состав слова. В результате работы дети могут дать характеристику любому звуку, различают гласные и согласные звуки, звуки и буквы, определяют место и последовательность звуков в слове, производят звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов. Для работы над звукопроизношением я составила компьютерные программы коррекции произношения каждого звука на всех этапах: подготовительном («Развитие произвольного слухового внимания и слухоречевой памяти», «Развитие фонематического восприятия», «Развитие артикуляционной моторики»), этапе постановки звука, его автоматизации и дифференциации. Материал, подобранный по каждому звуку, может использоваться в любом классе начальной школы. Для работы над развитием лексики детей с нарушением интеллекта я составила компьютерные программы по разделам «Назови одним словом», «Времена года», «Животные и их детёныши», «Кто как передвигается», «Кто как голос подаёт», «Кто как ест», «Кто что делает». В процессе работы над грамматическим строем речи использую так же составленные мной презентации «Сосчитай до десяти», «Подставь недостающий предлог», «Составь предложение». Дети учатся согласовывать числительное с существительным, существительное с прилагательным, существительное с глаголом, вставлять в предложении пропущенный предлог и т.д. Применение на занятиях компьютерных программ, тренажёров экономят силы и время учителя. У логопеда отпадает необходимость в оформлении многих карточек и раздаточного материала. Применение ИКТ помогает сформировать навык в ходе достаточно большого количества повторений упражнений и при этом у ученика, что особенно важно, сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Таким образом,можно сделать вывод о том,что новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Специальные приёмы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции речи и в целом содействуют гармонизации развития ребёнка.
Личностно ориентированные технологии обучения Личностно ориентированное Развивающее обучение Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося. Личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека». Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности. Таким образом, традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись, обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |