Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии интегрированного обучения на основе изучении русского языка с включением элементов национально-регионального компонентаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современный этап развития методики преподавания русского языка в коррекционной школе характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированных на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, национально-региональном аспекте, характеризующем особенности той или иной местности. Ямало-Ненецкий автономный округ имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Я считаю, что нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует приобщению подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формированию интересов к родному языку и истории, воспитанию культуры межнациональных отношений. Оказывает влияние на формирование личности учащихся. Для многих учеников нашей школы, где 90% обучающихся относятся к малочисленным народам Крайнего Севера, русский язык не является любимым предметом. К 6-7 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Этот факт можно объяснить многими причинами, например, влиянием родного языка и культуры, а также сложностью материала, подлежащего изучению.
В своей профессиональной деятельности я столкнулась со следующими проблемами при изучении русского языка: n 1. Низкий уровень развития речи, обусловленный дефектами развития у/о ребёнка. n 2. Наличие специфических затруднений в овладении правилами русского языка у детей-националов (недостаточно сформирован лексический запас, слабое понимание значений слов русского языка, наличие специфических «национальных» ошибок) n 3. Низкий уровень познавательной активности и познавательных возможностей у/о детей и как следствие низкий уровень познавательного интереса. Наиболее частые речевые ошибки, которые допускают у/о дети: n Орфографические ошибки – правописание звонких и глухих согласных. n Лексические ошибки – неправильное употребление слов, неточность выбранного слова. n Морфологические ошибки – нарушение образования грамматических форм, искажение морфологического состава слова. Синтаксические ошибки – нарушение норм словоупотребления, коммуникативной целесообразности, нарушение культуры речи. Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении русскому языку с учетом национально-регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику, а также краеведческие материалы (факты истории ЯНАО, биографии знаменитых ямальцев, исторические очерки ямальских писателей). Работая над этой проблемой, я пришла к выводу, что обучение русскому языку учащихся-ханты будет более эффективным, если в содержание будет введен национально-региональный компонент, отражающий трудности в усвоении учащимися-ханты русского языка. Работа по исправлению речевых ошибок ведётся в 4 направлениях
Реализация национально-регионального компонента в обучении русскому языку осуществляется путем целенаправленного включения материала, формирующего культуроведческую компетенцию учащихся, - речевого этикета, лексики, которая является тем уровнем языка, в котором наиболее ярко выражаются особенности их национальной культуры. Для ликвидации дублирования, устранения эмоциональной, физической, умственной перегрузки учащихся, повышении мотивации к учению, развитию нравственных качеств, особое значение приобретает организация обучения и воспитания школьников с проблемами в психическом развитии, которая направлена на интеграцию знаний. Использование технологии интегрированного обучения на основе изучении русского языка с включением элементов национально-регионального компонента обновляет информационный материал данного предмета и побуждает учащихся к практическим видам деятельности (поискам, исследованиям) Интеграция национально-регионального компонента осуществляется по двум направлениям: Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных предметных областей (истории, географии, родного языка) в программу изучения русского языка. На уроках я ввожу фрагментарно интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, традициями и обычаями народов Ямала. Работа с краеведческим материалом, требует тщательного подбора информации, позволяющей учащимся познакомиться с историей родного края, культурными достижениями и успехами представителей народов Ямала. Второе направление выражается в творческом переосмысливании полученной краеведческой информации. В умении конкретизировать и анализировать исторические и современные направления развития региона. Образование в рамках национально-регионального компонента осуществляется через: · Развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, обобщать) · Формирование знаний об истории, культуре и традициях народа. Воспитание средствами русского языка предполагает формирование у школьников: · Понимание важности изучения русского языка · Целостное отношение к себе и людям других национальностей, проживающих на территории нашего региона. Элементы национально-регионального компонента можно использовать на любом этапе урока при изучении закономерностей русского языка на всех его уровнях: фонетики, лексике, грамматики, фразеологии. Это интересный познавательно-воспитательный источник совершенствования устной и письменной русской речи учащихся, который может быть представлен школьниками в виде упражнений, познавательных задач для создания проблемных ситуаций, заданий по развитию речи (ответы на вопросы, различные пересказы, изложения с элементами сочинения) разнообразных творческих работ. Большой интерес вызывает у учащихся материал об обычаях и нравах, менталитете хантыйского народа. На уроках русского языка я используют отрывки из художественных произведений, рассказывающих о жизни народов Ямала. Что дает включение национально-регионального компонента при обучении русскому языку детей-ханты в специальной (коррекционной) школе VIII вида? Каково предназначение национально-регионального компонента в учебном плане? 1. Обеспечение недостающего звена учебного плана, функциональной полноты содержания образования, как одного из базисных компонентов, обеспечивающего коррекцию и формирование опыта личности, особые потребности и интересы личности в области образования, национального своеобразия культуры, языка, литературы, истории, географии и т. д. 2. Преодоление многопредметности учебного плана, перегрузки учащихся, создание условий для формирования целостной картины мира, целостного представления о своем крае и своем месте в нем за счет основного подхода к построению содержания национально-регионального компонента – интеграции регионального содержания в рамках изучения русскому языку. 3. Возникновение нового качества образования, произведенного в результате формирования ключевых компетенций в познавательной, коммуникационной информационной, социальной и других сферах. 4. Формирование новой системы оценочной деятельности, ориентированной на качественную характеристику индивидуальных достижений учащихся, непрерывность, прозрачность, контролируемость результатов реализации национально-регионального компонента, т.е., формирование системы мониторинга. 5. Насыщение и обогащение по составу образовательной среды, в частности уроков русского языка, содержательными фрагментами культурной деятельности, их преобразование в образовательный ресурс, открытость образовательной среды для изменений. 6. Структурирование, объединение разного рода ресурсов в рамках интеграции национально-регионального компонента при обучении русскому языку, формирующее образовательную среду, организованную по принципу вариативности (как единство многообразия), превращения наличного социокультурного содержания в средство и содержание образования; вовлеченность социокультурного окружения в саму образовательную деятельность. 7. Повышение личностной значимости и доступности содержания образования для умственно отсталых детей. Определяя задачи использования технологий интегрированного обучения на основе изучении русского языка с включением элементов национально-регионального компонента можно выделить следующие направления: · обеспечить свободное владение русским языком в разных ситуациях общения; · обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся; · Расширить у учащихся знания о традициях хантыйского этноса, передать духовный опыт и на его основе сформировать положительные черты, качества, свойства личности. · Сохранить и приумножить национально-культурное достояние региона Для реализации регионального компонента в преподавании русского языка предлагаю следующие методы: · репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.); · проблемно-поисковый (как ведущий); · коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др. Функции национально-регионального компонента при изучении русского языка: · 1. Повышение уровня качества образования. · 2. Создание единого культурного и образовательного пространства внутри региона и обеспечение мультикультурности в образовании. · 3. Сохранение и развитие родных языков, национальной культуры коренных народов ЯНАО: интеграция личности в систему культуры родного народа и народов, населяющих регион. · 4. Формирование и развитие национального самосознания, воспитание гражданина ЯНАО и Российской Федерации. Для повышения мотивации к обучению русскому языку я использую краеведческую информацию, которая носит занимательный характер. Например, учащимся 4 классов я предлагаю работу с текстами из хантыйских народных сказок. В 5 классе на уроке изучения имени существительного я использую отрывки из стихотворений М.Шульгина и Р.Ругина Интересно в познавательном и эмоционально-психологическом плане проходят уроки русского языка, на которых пишутся изложения с элементами сочинения. Благодатный материал для этого, отрывки из произведений ямальских писателей о природе родного края. Так же на уроках русского языка систематически используются материалы, связанные с национально-региональным компонентом в качестве раздаточного. С помощью подобных заданий школьники получают разносторонние знания о культуре родного края, развивают свои творческие способности, которые при этом используется для поддержки процесса обучения. Это способствует формированию основ культуры и приобщению подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этническим ценностям. Главным результатом мой работы считаю то, что учащиеся, которых я обучаю, имеют представление о природе, населении своего округа, повысился интерес к истории своего края.
12.Методика использования информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VΙΙΙ вида (в основе использованы общие положения специальной педагогики и олигофренопедагогики) Введение в методику Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале 80-х годов. В специальном (коррекционном) образовании они появились много позже и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Разумеется, информационные технологии (ИТ) не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Специальная (коррекционная) школа следует тем же дидактическим принципам педагогики, что и общее образование. Только в школе коррекционной эти методы являются более дифференцированными: там, где в массовой школе мы имеем один определенный методический прием, в школе коррекционной на этот же материал обычно есть целая градация методических приемов в системе определенного метода. Коррекционная школа пользуется целой системой дополнительных средств и приемов, которые в итоге создают специфику методической работы. Эту специфику не всегда возможно четко выделить и определить. Она лучше всего познается в практике, но некоторые основные моменты особенной методической работы можно наметить. У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в коррекционной школе приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков. Умственно отсталый ребенок недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает, строит отвлечения. Он снижает момент обсуждения, стараясь действовать по привычке, и т.д. Все эти черты, характеризующие умственно отсталого ребенка, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимися учебный материал. В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции интенсифицируют связанные с ним психические процессы, вызывают активность ученика, сообщают стойкость вниманию. Влиять на область эмоциональной сферы ребенка только и можно через представления, мысли, действия. Значит, вызывая соответствующие переживания, вызываем и связанные с ними эмоции. Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Так как чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPoint или Movie Maker. В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д. Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно. Поэтому наиболее приемлемым способом использования компьютера является применение программыMicrosoft PowerPoint. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Актуальна и разработка методических принципов для них. Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока. 1. Презентации для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов 2. Презентации – диафильмы 3. Компьютерные презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока. Учитель, который даже не знаком с методической разработкой данного урока, за счет грамотной компоновки материала в презентации способен провести высокопродуктивное занятие. Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPointе, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
12.2. Методические требования к уроку
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.196 (0.011 с.) |