Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В специальной (коррекционной) школе VIII вида↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако, эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса руководствуется следующими принципами: 1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств; 2) наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование проблемных ситуаций; 3) разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности на уроке; 4) рациональное сочетание слова, наглядности и действия на уроке; 5) трудовое воспитание и обучение не ограничивается общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно имеет профессиональную направленность; 6) вся система коррекционной работы осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.
Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели. Коррекционная – развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие: - развитие артикуляционной моторики; - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - развитие слухового внимания и памяти; - развитие основных мыслительных операций; - развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п. Требования к наглядным учебным пособиям На уроках в коррекционной школе используют разнообразные наглядные пособия. Специальных пособий для этих школ пока не выпускают, поэтому учителю приходится приспосабливать те, которые предназначены для других школ и учебных заведений, а также в большом количестве изготавливать самому. Эти наглядные пособия должны отвечать как общим требованиям, предъявляемым к ним в общеобразовательной школе, так и специфическим, характерным для коррекционной школы. Наглядные пособия должны быть: Ø соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся в коррекционных школах. Ø быть доступными и составлены с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников. Ø четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом. (Arial, Times New Roman). Ø эстетически оформленными: должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой. Ø не перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменятся быстро, особенно в контрастных цветах (внешние раздражители истощают нервные силы ребенка); Ø при создании слайдов презентации нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией Ø для иллюстраций подбирать натуральные образцы с ярко выраженными характерными признаками. Ø при создании презентации использовать различные варианты образца, для социального восприятия используя метод сравнения. Ø для выделения из общего фона заданного образца следует его выделить различными способами (Безусловно, они способны воспринимать намеренно и избирательно, но избирательность их восприятия быстро падает, становится менее специфичной) Презентации используемые на уроках можно разделить по дидактическим целям: · Презентации, применяемые при усвоении новых знаний · Презентации, используемые для закрепления знаний · Презентации, помогающие ученикам в организации трудовой и другой деятельности. Приложение Использовать презентацию можно на любом этапе урока: Ø на этапе мотивации; Ø этапе актуализации знаний, умений и навыков; Ø этапе изложения новых знаний; Ø этапе закрепления, обобщения и систематизации; Ø и этапе контроля знаний. Привлечением на различных этапах урока мультимедийных и презентационных материалов особо привлекает внимание детей. На этапе формирования внимания непосредственно (подсознательно) формируется процесс воспроизведения забывания, запоминания, и сохранения: это «рождается» память. Ø Ассоциативная (сходство и контроль опыта) Ø Двигательная и эмоциональная Ø Кратковременная Ø Мгновенная Ø Механическая Ø Образная Ø Непроизвольная Ø Оперативная Ø Произвольная Ø Долговременная, логическая. Итак введение ИТ технологий в процесс специального (коррекционного) обучения способствует реализации главных дидактических принципов обучения детей с недостатками интеллектуального развития.
Глоссарий Активность – способность проявлять усилия, стремиться к достижению цели. АРИЗ – это алгоритм решения изобретательских задач, специальная программа пошагового решения задачи в ТРИЗ. Групповая социализация – этап мастерской, рассмотрение индивидуальных гипотез, мнений, проектов в группе. Дедукция – этап сверки своего выстроенного умозаключения или другого интеллектуального продукта с образцом; логическое умозаключение от общего к частному; способ изложения, при котором частные положения выводятся из общих, обратное индукции. Деконструкция – процесс разрушения имеющихся представлений, знаний об изучаемом объекте. Деятельность – целенаправленная и мотивированная система действий, направленная на преобразование объектов. Дискуссия - обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения. Доклад - публичное, развернутое освещение определенной темы. Знания – достоверный результат познания действительности, адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека. Индивидуальное обучение – форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым учеником отдельно. Индуктор – средство для включения процесса индукции: слова, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Индукция (наведение) – этап мастерской, явление актуализации части внутреннего мира участника (воспоминания, ассоциативные ряды, ощущения, эмоции, личный опыт), пробуждение личного интереса, создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого участника, создание личного отношения к предмету обсуждения, мотивационный механизм. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Информационный проект, который предполагает сбор информации о каком-либо процессе или объекте. Исследование - это уже научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс. Исследовательский проект – это проект, который предполагает познавательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. Концепция — описание основного смысла деятельности, необходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности учреждения. Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности. Критическое мышление – технология, позволяющая развить свободу мышления, раздвинуть рамки привычного стандарта восприятия мира, научить логически, синтетически мыслить и познавать мир, формируя свою обоснованную мировоззренческую позицию. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Личностно-ориентированное обучение – тип обучения, предполагающий воспитание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъектов деятельности; обучение, основанное на учете психологических и социально-педагогических характеристик личности. Личность – человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственностью за свое поведение. Мастерская – синтетическая многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно-деятельностный подход. Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты. Межгрупповая социализация – этап мастерской, защита групповых гипотез. Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний. Метатехнологии представляют собой образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Методика в более узком значении представляет собой микротехнологию: алгоритм, инструкцию, руководство по содержанию и последовательности действий для получения какого-либо локального результата (методика отработки навыка, решения задач, написания сочинений, проведения опытов, методика психолого-педагогических тренингов и т.д.). Методика преподавания учебной дисциплины - это часть педагогической науки и практики, исследующая закономерности процесса передачи (изложения и усвоения) учащимся дисциплины и разрабатывающая их - применение на практике. Микротехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень). Мотивация учебной деятельностью – внутреннее побуждение к овладению знаниями и развитию. Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Педагогическая техника – это комплекс профессиональных умений, приёмов взаимодействия с объектом обучения или воспитания. Педагогическая технология - есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Педагогическая технология - то системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология - это описание процесса достижения регулируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов). Педагогическая технология - это содержательная учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). Прикладной проект – это проект, который направлен на создание конкретных продуктов деятельности: сценарий школьного вечера, юбилейный выпуск газеты, проект благоустройства школьного двора. Программа -описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем. Проект - представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией. Проект - это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д. Проживание – существование, бытие «здесь и сейчас» в качестве субъекта, то есть носителя деятельности, в рамках предложенной технологии, предполагающей «пребывание в..», а не «пребывание на..». Проживанию способствует осознанная внутренняя мотивация, внутреннее целеполагание. Реконструкция – процесс восстановления знания на новом уровне. Реферат - краткое изложение содержания книги или анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме. Рефлексия – отражение, воспоминание своего проживания мастерской. Самоконструкция – этап мастерской, создание собственного интеллектуального продукта: описание собственного опыта, наблюдения, формулирование идеи, гипотезы, проекта, конструирование модели явления, природного объекта, системы взаимосвязей и т.д. Система (греч. systema - составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определённую целостность и единство. Сонастройка – этап, предваряющий мастерскую; внутренняя настройка участников друг на друга и на изучаемую тему. Сообщение - это краткое освещение факта, события; известие. Социализация – этап мастерской, предъявление созданного интеллектуального продукта другим участникам занятия (в паре, в группе, между группами), всему коллективу. Происходит в различных формах: афиширование, устный рассказ, вывешивание работ, показ пантомимы и т.д.). Суггестивная технология - использование состояний для обеспечения психологической готовности к какой-либо деятельности. Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств. Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними. Технология – Techne - искусство, мастерство, умение и -логия - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). Информационно-учебная деятельность – это деятельность, основанная на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленная на достижение учебных целей. При этом предполагается выполнение следующих видов деятельности: регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме; интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно – аппаратной) системой, характеризующееся реализацией более развитых средств ведения диалога при обеспечении возможности выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы; управление реальными объектами; управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих; автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование. Контаминация – смешение, перетасовка информации, включающей текстовую, графическую, подвижные диаграммы, мультипликацию, видеоинформацию. Технология Мультимедиа (Multimedia) – это совокупность приемов, методов,способов продуцирования, обработки, хранения, передачи аудиовизуальной информации, основанных на использовании технологии компакт – диска. Возможности систем Мультимедиа позволяют интегрированно представлять на экране компьютера любую аудиовизуальную информацию, реализуя интерактивный диалог пользователя с системой. При этом система обеспечивает возможность выбора по результатам анализа действий пользователя нужную линию развития представляемого сюжета или ситуации. Программно – методическое обеспечение (ПМО) - учебно – воспитательного процесса – комплекс, в состав которого входят: программное средство учебного назначения или пакет программных средств учебного назначения; инструкция для пользователя программным cpeдcтвом учебного назначения или пакетом программных средств учебного назначения; описание методики (методические - рекомендации) по использованию программного средства учебного назначения или пакета программных средств учебного назначения. Средства новых информационных технологий (СHИT) – программно – аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации. Литература: 1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач.- Петрозаводск: Изд-во "Скандинавия", 2003 185с. 2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1991. 3. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989. 4. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. М., 1991. 5. Галицких Е.О. Дом нашего счастья//Воспитание школьников.-2001. 6. Грабов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Класcикс Стиль, 2005. 7. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Методическое пособие.-СПб.: «Паритет», 2003.-160с. 8. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии//Директор школы.-1996.-№ 6. 9. Ключ Н. Ключ В. ТРИЗ-педагогика// Педагогика.-2001.-№5. 10. Курбатов Р. Метод проектов//Частная школа.- 1995. -N4. 11. Метод проектов на уроках литературы//Школьные технологии.-2003.-№ 6. 12. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-384с. 13. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта/Составитель И.А.Мухина.-Выпуск 1.-СПб., 1995 14. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей -М.,1997. 15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации.-М., 1998. 16. Смолкин А.М. Методы активного обучения, М.: Высшая школа, 1991. 17. Формирование системного мышления в обучении: Учеб.пособие для вузов/под ред.З.А.Решетовой.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-344с. 18. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.-М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с. 19. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.-М.: Педагогическое общество России, 1998.-250с. 20. Борк A "История" новых технологий в образовании: [Пер. с англ.] / Рос. открытый ун - т. - М., 1990. 21. Виглеб Г. Датчики. - М.: Мир, 1989. 22. Выявление экспертных знаний / О.И. Ларичев, А.И. Мечитов, Е.М. Мошкович, Е.М. Фуремс; Отв. ред.: С.В. Емельянов. - М.: Наука, 1989. 23. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. исслед. - М.: Педагогика, 1986. 24. Дидактика средней школы: Некоторые пробл. соврем. дидактики / Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. 25. Зинченко В.П. Эргономика и информатика // Вопр. философии. - 1986. - № 7. 26. Инструментальные средства для конструирования программных средств учебного назначения: (Обзор) / Ин - т пробл. информатики АН CCCP; [Отв. ред.: Г.Л. Кулешова]. - М., 1990. 27. Интеллектуализация ЭВМ / [E.C. Кузин, А.И. Ройтман,И.Б. Фоминых, Г.К. Хахалин). - М.: Высш. шк., 1989. 28. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, Ю.В. Исаев, В.В. Морозов. - М.: Просвещение, 1991. 29. Информационная технология: Вопр. развития и применения. - Киев.: Наук. думка, 1988. 30. Компьютеры и познание: Очерки по когитологии: Сб. науч. тр. / [Ред. - сост.: Б.М. Величковский, А.И. Зеличенко]. - М.: Наука, 1990. 31. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - № 1. 32. Концепция информатизации образования: (Использ. средств вычисл. техники в сфере образования) / Гос.ком. по нар. образованию; Разраб.: РГ межвед. комис. под пред. А.П. Ершова. - М., 1989. 33. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / Рос. Центр информатизации образования; [Науч. руководитель: Я.А. Ваграменко, отв.исполн.:И.В. Роберт]. - М., 1992. 34. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. 35. Кузнецов А.А. Сергеева Т.А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. - 1986. - N 2. 36. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с. 37. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с. 38. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с. 39. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [текст] / Л.М. Митина– М.: «Дело», 1994. – 216с. 40. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 1994. – 152с. 41. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с. 42. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. – 96с. 43. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с. 44. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. – 1993. - № 4 – с.16-19. 45. «Хантыйские народные загадки». Составители В.Н.Соловар, С.Д.Морокко, Ханты-Мансийск, «НИК», 1997. 46. Демин, А. М. Модель построения содержания национально-регионального компонента образования в средней общеобразовательной школе / А. М. Демин // Региональный компонент в школьном образовании: материалы краев. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л. Ф. Шелковникова. – Барнаул: АКИПКРО, 2006. – С. 42–49. 47. www.5ballov.ru
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.011 с.) |