Речь учителя как условие педагогического мастерства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речь учителя как условие педагогического мастерства.



Когда мы пользуемся языком для передачи информации, то он становится речью. Поэтому речь и язык тесно связаны между собой, это два аспекта единого целого Речь- это деятельность общения (выражения, воздействия, сообщения) с помощью языка. Речь- это язык в действии, тои вербальная коммуникация. В качестве средств вербальной коммуникации выступают слова. Слова употребляются нами по-разному: мы можем произнести их в слух, про себя, написать, обозначить особым жестом.

В межличностной коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов. Даже точное значение слов возникает из единого комплекса речевых и невербальных средств, которые используются для усиления и подтверждения слов, и даже для насмешки над своими словами и придания им противоположного смысла. В то же время слова, взятые сами по себе, все же являются основным компонентом коммуникации.

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно перевести сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это — социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и
бесконечно многообразен.

Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

• речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,
• речь способствует формированию общественной роли коммуниканта,
• с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,
в речевой коммуникации создаются социальные значения.

В речевой коммуникации мы еще раз убеждаемся, что слова не являются просто знаками для обозначения предметов или классов предметов. Говоря, используя слова в коммуникации, мы создаем целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному сообществу, определенной культуре.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

Вообще относительно использования речи как некоторой значковой системы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о сущности коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями (интенциями), т.е. диалог представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров». Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете понимания, познания другой личности. Это означает, что посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, т.е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т.е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи.

В зависимости от того, как мы используем слова, а также от условий, в которых протекает общение, выделяют различные виды речи.


речь – исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения посредствам языка.

Внутренняя речь – различные виды использования языка (языковых значений) вне процесса реальной коммуникации (речь про себя).

Внешняя речь - вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух

Восклицательная речь - словесное сообщить всем об эмоциональном состоянии или об отношении к окружающим.

Диалогическая речь - это равноправное субъект-субъект­ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, само­познание партнеров по общению.

Монолог - произносится одним человеком при обращении к другому. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки

Письменная речь – процесс, который образуется из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом, букв и производимых человеком речевых движений, воспринимаемых зрительно.

 

Подготовка к выступлению. Выступление и его анализ

Подготовка к выступлению требует:

- Обдумать предмет речи, тему;

- Продумать кто, где, когда будет слушать выступление;

- Наметить план выступления;

- Составить текст выступления;

- Отредактировать текст выступления;

- Подготовиться к выступлению (продумать средства выразительности- жесты, интонация, мимику);

- Отрепетировать перед зеркалом;

- Продумать возможные вопросы и сделать заготовки ответов.

- Выступить;

- Ответить на вопросы слушателей;

- Самоанализ выступления;

- Переработка текста.

Критерии анализа:

9. Содержание выступления;

10. Манера говорения выступающего;

11. Культура поведения выступающего.

 

Речь и коммуникативное поведение учителя. Требования к устной речи

«Речь учителя» как правило употребляют говоря об устной речи педагога. Устная речь учителя- это речь осознаваемая в процессе говорения, в момент говорения. Устная речь существует в 2- разновидностных: монолог и диалог

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.
Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности. Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную запсь, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека.
Требования к устной речи учителя:

- нормативность;

- правильность и грамотность речи;

- точность;

- доступность;

- красноречивость;

- логичность;

- убедительность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.008 с.)