Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическая работа №3 «Речевой этикет» (1 час).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели: - учиться соблюдать речевой этикет; - учиться находить приемы расположения собеседника; - учиться разрабатывать практические занятия по речевому этикету. Оборудование: 1.Смирнова Е.Е. Психология общения..- СПб.: КАРО, 2005. с 265 Ход работы 1. Подготовьте ответы для обсуждения на следующие вопросы: - Какие функции выполняют комплименты в общении, на что они могут быть направлены? - Какие еще психологические приемы расположения собеседника к себе вы уже знаете? - Как себя вести, если вместо живого человека вы слышите голос, записанный на автоответчик?
2. Выполните следующее упражнение 1. Школьники поехали в США на месяц. Они должны были вернуться 20 октября, но неожиданно школа получила сообщение о том, что ребята возвращаются на день раньше. Вам поручили обзвонить всех родителей и сообщить им дату и время приезда. В квартире Краковых вам ответил автоответчик. Какое сообщение вы оставите для родителей на автоответчике? Вы звоните в вашу фирму из аэропорта: хотите сделать срочное сообщение по поводу приезда и встречи представителя вашей фирмы за рубежом господина Брауна. Вам отвечает автоответчик. Что вы предпримете? Какое сообщение вы оставите своим коллегам на автоответчике?
3. Обсуждение ситуаций. В следующих диалогах охарактеризовать абонентов с точки зрения правильности ведения телефонного разговора. Какие правила этикета телефонного разговора нарушены в диалоге 1? Диалог 1 - Алло! Кто это? - А кто вам нужен? - Николай Иванович, это вы? - Нет, Николай Иванович уже отдыхает. Время-то позднее, милок! - А с кем я разговариваю? - С его дедушкой. А вы кто будете? - Сотрудник с его кафедры. Диалог 2 -Алло! Здравствуйте. Андрей Петрович вас беспокоит. Извините за поздний звонок. - Ничего-ничего. Здравствуйте. - Я хотел бы поговорить с Николаем Ивановичем. Извините, а с кем я говорю? - С дедом Николая Ивановича. Простите, Андрей Петрович, но он уже отдыхает. - Прошу прощения еще раз. Передайте ему, пожалуйста, что материал для его доклада подготовлен.
4. Выполните следующее упражнение Вам необходимо позвонить по делу домой другу в вечернее время. Трубку берет кто-то из членов семьи. Составьте диалог и оцените, правильно ли вы использовали телефонные этикетные формулы. 5. Проанализируйте ситуацию: Какие правила этикета не соблюдены в данной ситуации высокопоставленным лицом? Явившись раз по делу к высокопоставленному лицу, Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При входе поэта лицо, разумеется, и не подумало изменить позы, а когда Пушкин, передав, что было нужно, хотел удалиться, то получил приказание произнести экспромт. Дети на полу - умный на диване, - сквозь зубы сказал раздосадованный Пушкин. Ну, что же тут остроумного, - возразила особа, - дети на полу, умный на диване. Понять не могу. Ждал от тебя большего. Пушкин молчал, и когда особа, повторяя фразу и перемещая слоги, дошла наконец до такого результата: «детина полоумный на диване», то, разумеется, немедленно и с негодованием отпустила Пушкина. 7. Прочитайте учебный текст № и ответьте на следующие вопросы: - Как различаются этикетные нормы у разных народов: европейских и азиатских? - Как принято вести себя в России в ситуациях, описанных в тексте: обращение к знакомым и незнакомым, посещение храма, посещение чужого дома, угощение гостей, поведение на улице? - Как вы понимаете совет: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»?
Учебный текст № Этикет у разных народов Этикетные знаки всегда условны. Одна и та же информация может передаваться у разных народов разными знаками. Если европейцы при встрече пожимают друг другу руки, то народы Азии в основном обходятся без рукопожатий. Если формы приветствия у разных народов не совпадают, это замечается сразу, может показаться странным, а в отдельных случаях и обидным. Например, при встрече на один и тот же вопрос: «Как дела?» русский ответит: «Ничего» или «Нормально», болгарин чаще всего скажет: «Хорошо», а вот чех обязательно начнёт жаловаться, при этом он как бы гордится трудностями, потому что без трудностей, по его представлению, живет лишь бездельник. Каждый народ имеет свои этикетные знаки, которые, кстати, могут меняться в разные исторические период жизни одного народа. Русскому приветствию «Здравствуйте!» у адыгейцев, например, соответствует множество способов приветствовать - в зависимости от того, мужчина это или женщина, старик или молодой, всадник или спутник, пастух или кузнец. По древней традиции уважение к старшим у них выражалось тем, что младший всегда уступал старшему правую сторону дороги, не должен был окликать старшего или задавать ему вопросы. Один из знаков уважения к женщине сохранился до сих пор: всадник, встретивший женщину в пути, непременно должен спешиться и проводить ее до дому, оставляя свои дела. У других народов, наоборот, первенство принадлежит мужчине. Древние греки встречали друг друга приветствием «Радуйся!», а современные - «Будь здоровым!» Арабы говорят: «Мир с тобой!», а индейцы навахо - «Все хорошо». В русском языке около сорока приветствий. Работающему говорят: «Бог в помощь!» (правда, это устаревшее приветствие); приехавшему - «Добро пожаловать!», «С приездом!»; входящему - «Милости просим!», помывшемуся в бане - «С легким паром!» Есть приветствия в зависимости от времени суток - «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», для того, кого давно не видели - «Сколько лет, сколько зим!». А сколько доброжелательства в речевом этикете нашей национальной культуры: «Добро пожаловать!», «Добрый день!», «Хлеб да соль!», «Не поминайте лихом!», «Будьте как дома!», «Милости прошу к нашему столу!», «Прошу любить и жаловать!» Илья Эренбург в книге «Люди, годы, жизнь» оставил интересное свидетельство норм поведения разных народов: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынужден пожать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам или москвичам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник!» Без «дорогого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура - черный, в Китае - белый. Когда китаец впервые видит, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже её целует, это кажется ему чрезвычайно бесстыдным. В Японии нельзя войти в дом, не сняв обуви, в ресторанах на полу сидят мужчины в европейских костюмах и носках. В пекинской гостинице мебель была европейской, но вход в комнату традиционно китайским - ширма не позволяла войти прямо, это связано с представлением о том, что черт идет напрямик; а по нашим представлениям, черт хитер, и ему ничего не стоит обойти любую перегородку. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме, китайца, хозяин ему дарит этот предмет - того требует вежливость. Мать меня учила, что в гостях ничего нельзя оставлять на тарелке. В Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается - нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы». Узнав этикет своего народа, вы будете с уважением относиться к нормам поведения, принятым у других народов. Без умения уважать и принимать чужие обычаи невозможно жить в современном мире.
8. Подготовьте ответы для обсуждения на следующие вопросы: В старинных русских пословицах заложены определенные требования этикета. - Как вы понимаете эти требования? Можно ли их использовать сегодня? 1. «Благовоспитанному сыну Отцов приказ не ломит спину». 2. «Кричать, да спорить, да браниться, во всяком месте не годится; А где как честь хранится строго, Там не должно болтать-де много». 3. «Похвала доброт твоих быть должна в устах других». - О каких правилах этикета говорится в указе Петра I? Действуют ли эти правила сегодня? «Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать, но дать все выговорить, и потом мнение свое... предъявить... Ежели чьё мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашаться... А ежели в чем оспорить можно, то учинить с учтивостью и вежливыми словами, и дать свое рассуждение на то, для чего». - Какие нормы этикета мы выполняем автоматически, не особенно задумываясь над тем, что мы делаем, какие - совершаем намеренно?
8. Разработайте фрагмент урока для младших школьников на тему «Речевой этикет»
Самостоятельная работа. Реферирование на тему: «Речевой этикет».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 9547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.144 (0.012 с.) |