Характеристика внутриличностного конфликта, межличностного конфликта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика внутриличностного конфликта, межличностного конфликта.



Внутриличностные конфликты определяются интериоризацией личностью разнонаправленных ценностных ориентации в процессе воспитания и социализации. Такой конфликт – столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека. Внутриличностные конфликты изучаются обычно, в рамках психологии личности как особого направления психологии, имеющего собственный предмет исследования. Однако в социальной психологии внутриличностные конфликты рассматриваются в связи с социальными особенностями их формирования при нарушении отношений с близкими людьми в детстве и в связи с противоречивыми отношениями такой личности с социальной средой во взрослом возрасте. Нет сомнений в том, что внутриличностный конфликт несёт в себе проблемы социальной адаптации человека, блокирует принятие решений, заставляет индивида прибегать к наиболее неэффективным стратегиям взаимодействия. Внутри личностный конфликте участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго - нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

Межличностные конфликты представляют собой столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют или мешают друг другу. Такой конфликт сопровождается острыми эмоциональными переживаниями участников взаимодействия. Следует заметить, эмоциональные переживания субъектов выступают важным условием конфликта. Именно они обостряют противоречия и провоцируют экстремальные поступки. Спокойное, толерантное отношение субъектов к конфликтной ситуации и её причинам определяет наиболее благоприятные возможности перехода от стратегии соперничества к стратегии компромисса и, возможно, даже сотрудничества. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

Межличностные конфликты наряду с общими характеристиками имеют и свои специфические особенности и черты, предполагают применение особой методики работы при их урегулировании. Человек живет среди людей и реализует свои цели устремления, потребности, желания во взаимодействии с другими людьми. Межличностные отношения стали полем постоянного столкновения и согласования интересов, ареной самоутверждения. Межличностный конфликт является одной из форм взаимоотношений индивидов. Однако далеко не каждый и не всегда может достигать успехов в процессе межличностного общения.

Возникают конфликтные ситуации, которые сопровож­даются отчуждением, напряжением и дискомфортом в отношениях. В ряде случаев субъекты переходят к дли­тельной, затяжной «позиционной войне».

Конфликты в межличностных отношениях также принимают конструктивный и деструктивный характер. Возникшие противоречия, например в группе, свиде­тельствуют о происходящих изменениях. Благодаря на­личию противоречий осуществляется переход членов группы на новый уровень функционирования, либо, на­против, группа может закончить свое существование, так как все ее возможности будут исчерпаны.

Конфликт в межличностных отношениях возникает тогда, когда в основе взаимодействия лежат несовместимые, противоположные интересы, потребности, ценности, а их одновременное удовлетворение затруднено. Для участников конфликта характерно наличие внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя позиция это открыто предъявляемые оппоненту требования, установки, описание ситуации. Внешняя позиция может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией. Внутренняя позиция содержит истинные мотивы вступить в конфликт. Внутренняя позиция может быть открыта не только для оппонента, но и для самого индивида, она может быть на неосознанном уровне. В ряде случаев осознание внутренней мотивации помога­ет успешному разрешению конфликта.

Внутренняя и внешняя позиции личности в конфлик­те отнюдь не исчерпывает всех моделей поведения, а последние во многом определяются социально-психоло­гической активностью личности, на которую влияют познавательные, эмоциональные, волевые потенциалы человека, осознаваемые пли неосознаваемые им. Межличностный конфликт является производным от психического состояния индивидов, их поведения, самой ситуации. Ситуация представляет собой комплекс пере­менных, в которые включен вид деятельности субъек­тов, их взаимосвязь и тип отношений. А также место, время, формы общения, наличие ресурсов для деятель­ности и удовлетворения потребностей, влияние окружа­ющих, наличие выбора вариантов решения либо их от­сутствие.

Развитие межличностных конфликтов тесно взаимо­связано с ценностными ориентациями, с характером принятых ролей, динамическим состоянием личности, содержанием мотиваций деятельности, которые и опре­деляют характер и направленность поведения личности и конфликте. Наиболее напряженными являются конф­ликты, затрагивающие основные ценности личности. В процессе развития данных межличностных конфликтов обнаруживаются сущностные установки индивида.

Межличностные конфликты классифицируются в зависимости от направленности субъектов по следующим видам:

1. взаимно положительные;

2. взаимно отрицательные;

3. односторонне положительно-отрицательные;

4. односторонне противоречиво-положительные;

5. взаимно противоречивые;

6. обезличенные или взаимно безразличные.

Взаимно положительные отношения при разрешении возникших между субъектами противоречиями направлены к поиску и достижению взаимно приемлемого результата, согласованному его принятию. В процессе достижения данного результата, несмотря на позитивную позицию и заинтересованность субъектов, возможно возникновение разногласий, эмоциональных напряжений.
Взаимно отрицательные отношения предполагают определенность и однозначность позиций, негативных по своему содержанию. Все признаки межличностного конфликта, явно выражены, эмоциональный фон деструктивен, субъекты относятся друг к другу враждебно.

Взаимоотношение возникает, когда один из субъектов занял негативную позицию по отношении к другому, в то время как другая сторона настроена положительно, дружелюбно и пытается наладить коптам. Данная си­туация характеризуется относительной стабильностью, так как негативно настроенный субъект в процессе от­ношений может нанести оскорбления, выдвинуть обви­нения, которые приведут к тому, что другая сторона откажется от положительной позиции и займет также от­рицательную. В таком случае возникает открытый межличностный конфликт.

Односторонние противоречиво-положительные отно­шения возникают при условии, если один относится по­ложительно, а второй субъект колеблется между поло­жительными и отрицательными оценками первого. Вто­рой субъект испытывает амбивалентный внутриличностный конфликт, который является предпосылкой межличностному. Он осторожен, скован, неустойчив в своем поведении, много внутренних личностных сил расходует на преодоление сложного внутриличностного состояния. В сложившейся ситуации могут утвердиться окончательно либо положительные отношения, либо произойдет разрыв отношений между субъектами. Решающим будет поведение наиболее инициативного и активного субъекта либо в поисках сближения, либо разрыва.

Односторонне противоречиво-отрицательные отношения характеризуются тем, что один субъект противоречиво относится к другому. Одни колеблется от симпатии к антипатии, другой относится однозначно отрицательно. Субъект, занявший противоречивую позицию находится в состоянии внутриличностного конфликта. Неуверенная, колеблющая позиция, которую занял субъект, будет восприниматься другим как свидетельство слабости, непринципиальности. Межличностный конфликт в данных условиях наиболее вероятен.

Взаимно противоречивые отношения характеризуются неустойчивостью, совместная деятельность не эффективна. Оба субъекта испытывают внутренний амбивалентный конфликт. Так как взаимоотношения несут себе положительного содержания, комфорта, неудовлетворения, но излишне неустойчивы и ориентированы на ожидание негативной реакции со стороны другого сведены до минимума, и осуществляются в официальных нормах и формах. Обезличенные взаимно безразличные отношения устанавливаются при восприятии субъектами друг друга не как личностей, а как субъектов, выполняющих определенные функции (продавец—покупатель, водитель—пассажир и т. д.). При возникновении конфликта возможны эмоциональ­ные реакции со стороны участников конфликта, выра­жение диффузной агрессии, обобщенного обвинения в противопоставлении себя другим.

Очень важно при разрешении конфликта учитывать, на каком из этапов развития конфликта находятся в настоящий момент отношения между его участниками:

1 - й этап - напряжение и дискомфорт, неудовлетво­ренность взаимоотношениями, которые испытывают оба, либо один из субъектов отношении;

2-й этап - инцидент и возникновение реальной конфликтной ситуации;

3-й этап - осознание субъектами взаимоотношении конфликта;

4-й этап - развитие конфликтных отношений и дей­ствий;

5-й этап завершение конфликта и установление новых постконфликтных взаимоотношений между субъектами (возможен полный разрыв отношении).

Они характеризуется отсутствием соответствия между естественными потребностями, импульсами и целями воли, завышенной самооценкой и страхом не оправдать ее, не достигнуть тех целей, которые намечены и соот­ветствии с завышенной самооценкой. Кроме того, имеет место деформация личности, патология психики, стерео­типность отношений, поведения, взаимные предубежде­ния, психический дискомфорт, наличие неуверенности в себе и т. д. Само понятие «конфликтности личности» означает состояние готовности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликтов.

Причины межличностных конфликтов многообразны по своему содержанию. Межличностные конфликты воз­никают вследствие неудовлетворения потребностей, же­ланий, устремлений. В качестве реального либо мнимо­го виновника неудовлетворенных потребностей может выступать другая личность, общество, группа. Межлично­стные конфликты возникают в условиях нестабильных, дискомфортных, напряженных взаимоотношений. Меж­личностные конфликты возникают во всех областях дея­тельности личности, в которых она вступает во взаимо­отношения с другими индивидами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.009 с.)