Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обзор визуальных, тактильных и акустических невербальных средств в общении.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Невербальное общение включает в себя пять подсистем: 1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд. 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика (позы и жесты). 4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: - вокальные качества голоса, - его диапазон, - тональность, - тембр. 5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: - паузы, - смех и т.д. Выражение лица Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации. Кроме того, лицевая экспрессия является для клиента непосредственной информацией не только об испытываемых консультантом чувствах, но и о его способности сохранять над ними контроль. Коротко коснёмся некоторых проявлений лицевой экспрессии и тех сообщений, которые они могут с собою нести. Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, является хорошим позитивным стимулом. “Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении... Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства извинения и беспокойства... Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство”. Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение, однако если консультант изредка сдвигает брови, он тем самым может сообщить клиенту, что не вполне следует за содержанием его речи. Сжатые челюсти могут свидетельствовать о твердости и уверенности, а также об агрессивном настрое. Страх, восторг, или удивление могут заставить слушателя открыть рот, как будто этим чувствам не хватает места внутри. А человек с напряженными ноздрями и опущенными уголками губ мог бы сказать: дышу этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я не одобряю ни этот воздух, ни вас”. Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться выражением лица в процессе взаимодействия консультанта и клиента. Отслеживание консультантом подобного рода мимических реакций, как собственных, так и клиента, рефлексия скрытых в них смыслов, могут существенно обогатить процесс терапевтической коммуникации. Глаза - это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт можно выделить в качестве отдельного специфического умения. Прямой визуальный контакт - это еще один способ сказать: с тобой, я хочу услышать то, что ты хочешь сказать”. Как писал Станиславский. К.С. “взгляд - это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу”. Однако оптимальный вариант на мой взгляд, состоит в том, чтобы поддерживать визуальный контакт, но вместе с тем периодически позволять себе отвлекаться и смотреть на другие объекты, не задерживаясь надолго на них. То есть, визуальный контакт не нарушается, если время от времени вы отводите взгляд. Но если слишком часто отводить взгляд, клиент может воспринять это как нерасположение к нему, а также свидетельствовать о вашем дискомфорте, вызванном уровнем близости в ваших отношениях или личными проблемами, связанными с интимностью. Существует разница между открытым прямым взглядом и его крайностью - пристальным взглядом. Пристальный взгляд производит впечатление активного участия в контакте, на самом же деле зачастую он свидетельствует о “мёртвом контакте”. Пристальный взгляд, как будто человек хочет что-то разглядеть в глазах собеседника, может свидетельствовать также о специфической потребности в отзеркаливании. Визуальный контакт - это также средство взаимной регуляции процесса беседы. Всем нам из опыта повседневного общения известно, что визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь заходит о запутанных или неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, это обычно значит, что он ещё не закончил говорить. По завершении высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы предлагал тому вступить в разговор. Некоторым людям трудно вступать в прямой визуальный контакт, и поэтому они избегают его, некоторые боятся выражения какой-то идеи или эмоции и обсуждения определённых тем и отводят глаза, как только “на горизонте” появляется что-то подобное. Если у консультанта есть проблемы с визуальным контактом, если он избегает его, переводит взгляд с объекта на объект, или не сводит глаз с клиента это озадачивает клиента и вызывает напряженность. Следя за тем, как складывается контакт между вами и клиентом, помните, что визуальный контакт - это процесс взаимодействия двух личностей. Если те или иные проблемы с визуальным контактом возникают не со всеми, а лишь с каким-либо одним клиентом, то тогда имеет смысл рассматривать их как потенциальный источник информации о клиенте. Так, например, если клиент избегает прямого взгляда, отводит глаза и изредка бросает на психолога взгляд исподлобья, то причиной этого может быть, например, пережитый в детстве опыт унижения, когда значимый для него человек ругал его и при этом требовал, чтобы он смотрел ему в глаза. Мимика Мимика оказывает очень большое влияние на взаимоотношения людей. Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд, ведь выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ. Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека. Это один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для своего выражения. Мимика - это координированные движения мышц лица, отражающие внутреннее, эмоциональное состояние человека. Овладение языком мимики - важный компонент искусства общения. И хотя человеческое общение на три четверти состоит из речевого, нам всем хорошо известны ситуации, когда «слов не надо». Мимика способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. По лицу человека можно понять больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов. Ч. Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий или «привычек», имевших приспособительное значение. Так, оскаливание зубов у животных при гневе облегчало их борьбу, а широко раскрытые глаза при испуге позволяли лучше разглядеть врага. У каждого человека можно выделить: · непроизвольные экспрессивные движения, обусловленные эмоциями (нам весело и мы смеемся, расстроены - грустим и плачем, и все это отражается на лице); · произвольные мимические движения, служащие для сознательной передачи сигналов (например, подмигивание, улыбка и т.п.) В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того, чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (введена Экманом). Принцип ее следующий: лицо человека делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть. Фиксация лица по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом: - удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот; - страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт; - гнев - брови опущены, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты; - отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней; - печаль - брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены; - счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и отведены назад. Понятно, что схематическое изображение эмоций на рисунках не передаст всех оттенков, но некоторые закономерности можно увидеть. Легче всего распознаются положительные эмоции - радость, любовь, удивление. Трудно воспринимаются эмоции отрицательные - печаль, гнев, отвращение. Левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека (это связано с тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, «отвечает» за левую сторону лица). Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, а отрицательные ярче выражены на левой. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость к общению. Впрочем, будьте внимательны, поскольку улыбка может отражать самые различные мотивы, и нужно быть осторожным в ее истолковании. Так, чрезмерная улыбчивость может быть проявлением болезненной потребности в одобрении или подхалимажа перед начальством, а то и вовсе ничего не выражать - быть своеобразной вежливой вывеской, маской, надетой человеком. Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки человека. Основную познавательную нагрузку при распознавании истинных чувств несут брови и губы. «Брови и рот по-разному изменяются при разных причинах плача», - говорил Леонардо да Винчи. Так, у человека, испытывающего злость, брови сдвинуты к переносице; при удивлении, недоумении, восхищении - брови приподняты. Опущенные уголки губ красноречиво свидетельствуют о печали, грусти, горе. Плотно сжатые губы означают глубокую задумчивость; изогнутые - сомнение и сарказм. При обиде у человека сжаты губы. Наиболее экспрессивны губы человека. «Глаза - зеркало души. Какой вздор! - писал писатель Викентий Вересаев. - Глаза - обманчивая маска, глаза - ширмы, скрывающие душу. Зеркало души - губы. И хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Чудесные, светлые глаза и хищные губы. Девически невинные глаза и развратные губы. Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются в людях. Губы не обманут». Эксперименты показали, что нижняя часть лица контролируется нами хуже, чем верхняя. Рот, крылья носа, подбородок несут больше информации о состоянии человека, чем глаза и лоб. Важно понимать мимику. Владение мимикой необходимо не только актеру, но и практически любому человеку, особенно если он по роду деятельности имеет многочисленные контакты с людьми. Достигнуть этого умения нелегко, ибо оно предполагает знание культурных норм выражения эмоций, которые различны в разные эпохи, у разных народов и разных общественных групп, умение понимать «язык лица», читать запечатленные в мимике эмоции, намеренно и произвольно выражать свои чувства, владея мимикой как инструментом общения с окружающими. В процессе эволюции люди научились сознательно контролировать выражение лица и уделять этому особое внимание, маскируя свои чувства. Лицо человека, опытного в деловых переговорах, говорит намного меньше, чем его тело и голос. Очень важно помнить, что часто переживаемые эмоции оставляют следы на нашем лице, которые закрепляются и становятся нашей «визитной карточкой». Именно она позволяет Малознакомым людям составить мгновенное впечатление друг о друге: «надменный тип», «брюзга», «оптимист», «зануда» и т. д. Хорошо бы нам самим представлять, что написано 113 нашей «визитной карточке», и научиться вносить в неё исправления. Позы и жесты Движения рук и тела передают много различных сведений о человеке. Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные). Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость. Такие выражения, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых», представляют собой не только описание поз и жестов, но и выражают определенное психическое состояние человека. В-третьих, в позах и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. В-четвертых, жестам и позам приписываются чисто условные символические значения. Таким образом, они способны передать точную информацию. Существует множество классификаций поз и жестов в научно-популярной литературе. Применяя эти классификации на практике для «чтения» невербального поведения, необходимо учитывать, что значение невербальной реакции всегда определяется конкретной ситуацией взаимодействия и индивидуальными особенностями человека. Один и тот же жест в одной и той же ситуации у разных людей может нести в себе противоположный смысл. Одинаковая жестикуляция у одного и того же человека может говорить о разном в зависимости от ситуации. Самая простая классификация поз предусматривает деление поз на открытые и закрытые, выражающие отношение к партнеру по общению. Закрытые позы (скрещенные руки и ноги; упертые в колени локти; опущенная голова, сплетенные в замок пальцы и т. п.), как правило, соответствуют внутренней закрытости в контакте. Открытые позы (поворот корпуса и головы к собеседнику, раскрытые ладони, нескрещенные руки и ноги) свидетельствуют об обратном. Например, скрещенные руки или ноги обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Наиболее информативным является изменение позы от открытой к закрытой или наоборот. При возникновении чувства комфорта и доверия к партнёру по общению закрытая поза постепенно раскрывается: человек поднимает голову, начинает жестикулировать рукой, расцепив пальцы, вторая рука спокойно ложится на колено, нога больше не поджата под себя и т.д. Закрытая и открытая позы лучше всего «читаются» у сидящего человека, поскольку в построении позы начинают активно участвовать ноги. Так как постановку ног мы контролируем хуже, чем расположение рук, то именно они часто выдают наше истинное отношение к происходящему: человек верхней частью корпуса развернут к говорящему, но его ноги смотрят носками в противоположную сторону - скорее всего, он хотел бы прервать контакт. Когда говорящий человек наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. Классификация жестов Первым проявил интерес к коду жестов Чарльз Дарвин. Его труд «Выражение эмоций у человека и животных», написанный в 1872 году, не утратил своего значения и ныне. Жест - это движение, имеющее сигнальное значение. Жесты условно подразделяют на три класса: - конвенциальные (условные), - иллюстративные, - собственно психологические. Конвенциальные жесты - это движения рук и тела, за которыми в определенной культуре закреплено определенное значение. Знание особенностей конвенциальной жестикуляции является одной из предпосылок успешного межкультурного взаимодействия. О межнациональных особенностях невербального поведения мы поговорим на отдельном уроке. Иллюстративные, или описательно-изобразительные жесты - это жесты сообщения, которые подчеркивают, поясняют речь. Рассказывая собеседнику о чем-то (например, продавец рассказывает о новом товаре, который производится, или рыбак говорит: «во-о-от такая рыба»), вы руками показываете его размер - это пример изобразительного жеста, не несущего специальной информационной нагрузки. Собственно психологические жесты разделяются на два следующих вида жестов: коммуникативные (для сообщения информации собеседнику). Коммуникативные жесты производятся, как правило, специально и осознанно. Это приветствия, прощания, утвердительные или отвергающие жесты, угрозы, жесты благодарности и т.д. выразительные (модальные) - жесты, выражающие определенные эмоции посредством движений тела и мышц лица. Выразительные жесты обычно непроизвольны, и в них закодирована информация о состоянии человека, его отношении к собеседникам и ситуации и др. Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального коммуникативного жеста, который означает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь, «качание головой из стороны в сторону» во многих странах - «нет». Считается, что жест «нет» появился из-за того, что с младенчества каждый из нас во время кормления из груди матери или из бутылочки при нежелании есть мотал головой. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. Большинство жестов многофункционально: взмах руки может означать и прощание, и привлечение внимания, и знак отчаяния. Считается, что женщины обладают более яркой врождённой способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы. Это связано с тем, что, воспитывая ребенка, первые несколько лет мать полагается только на невербальные каналы коммуникации со своим ребенком. Наиболее распространенным жестом является прикосновение, или тактильный контакт. Прикосновение, или тактильный контакт, является для человека самым первым и самым важным в его жизни. Прикосновением мать показывает не только физическое благополучие, но и выражает ребенку свою любовь и нежность. Ребенок, лишенный этого в детстве, отстает от сверстников в интеллектуальном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, которые почти невозможно компенсировать во взрослом состоянии. Прикосновение остаётся знаком, прежде всего выражающим чувства к партнеру по общению. Грубые, болевые контакты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, не болевые контакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру. Прикосновение может усиливать или заменять просьбу, извинение, благодарность. В одном из американских исследований невербального поведения девушка-библиотекарь, выдавая книги, невзначай прикасалась к одним посетителям и не дотрагивалась до других. Затем всех посетителей опросили на предмет оценки сотрудников библиотеки по ряду параметров (деловые качества, интеллект, доброжелательность, внешние данные и т.д.). «Тронутые» посетители оценили этого библиотекаря как более красивую, добрую, умную и профессионально пригодную (по сравнению с оценками посетителей, до которых она не дотрагивалась). Прикосновения при этом никто не заметил. У людей с большим персональным пространством прикосновение может вызвать напряжение. Интерпретация жестов Умение правильно истолковывать жесты дает человеку очень много полезной информации. Не существуют универсальных рецептов по декодированию невербальных сообщений, однако можно научиться понимать их смысл. Жесты открытости свидетельствуют об искренности человека и желании говорить откровенно. Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы. Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых пиджаках. Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак. Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности. Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности - несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность. Жесты защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начинает уходить от обсуждения. Если помимо скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае следует замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, следует постараться сменить тему разговора. Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула. С помощью потирания ладоней передаются позитивные ожидания, сцепленные пальцы рук обозначают разочарование и желание собеседника скрыть свое негативное отношение к услышанному. Если щека подпирается кулаком, а указательный палец упирается в висок - это оценочное отношение, использование руки как опоры - это скука, постукивание пальцами по столу - нетерпение, почесывание шеи - несогласие. Жесты лжи. Наше подсознание работает автоматически и независимо от нас. Именно поэтому наши бессознательные жесты и телодвижения могут выдать нас, когда мы пытаемся лгать. Во время обмана подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что мы говорим. Актеры и адвокаты, профессии которых непосредственно связаны с обманом в разных формах его проявления, до такой степени отработали свои жесты, что трудно заметить, когда говорят неправду. Для этого они, во-первых, отрабатывают жесты, которые придают правдоподобность сказанному, во-вторых, почти полностью отказываются от жестикуляции, чтобы не присутствовали ни позитивные, ни негативные жесты. Что же касается других людей, им часто труднее дается подделка в языке мимики и жестов. Психологи считают, что лжеца, как бы он ни старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому что его выдает несоответствие между микросигналами подсознания, которые выражены жестами, и сказанными словами. Какие же жесты могут выдать собеседника, если он лжет? Например, когда мы слышим, что другие говорят неправду или лжем сами, мы делаем попытку закрыть рот, глаза или уши руками. Защита рта рукой - один из немногих жестов, явно свидетельствующих о лжи. В то время, как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдерживать произносимые слова, некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест. Если подобный жест используется собеседником в момент его речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, то это означает следующее: он чувствует, что вы лжете. Жест, когда собеседник прикасается к своему носу, является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быстром, почти незаметном прикосновении к носу. Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений. Жест, связанный с потиранием века, вызван тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду. Американский психолог Т. Беннет разработал правило Неоднозначности восприятия людьми невербального поведения: D – I - E. Где: D - describe (непосредственно поступающая информация), I - interpretation (интерпретация этой информации, которая зависит, прежде всего, от особенностей воспринимающего человека), Е - emotion (эмоции, вызванные этой интерпретацией, оказывающие непосредственное влияние на поведение человека). Одна и та же информация может быть многозначно интерпретирована разными людьми, и эта возможная многозначность, как правило, не осознается человеком. Например: «Он улыбается, значит, он рад мне», «Она не смотрит на меня, следовательно, она не хочет со мной общаться», тогда как он может улыбаться своим мыслям и воспоминаниям, а она таким образом проявляет свое смущение и старается скрыть свою радость от встречи. Часто мы переживаем эмоции, неадекватные ситуации из-за субъективной их интерпретации, что, в свою очередь, может вызвать поведение, неадекватное ситуации, и привести к возникновению конфликта. Правило Беннета помогает нам отследить возникновение эмоции, и осознать с помощью обратной связи или анализа ситуации её адекватность или неадекватность. Походка Ряд психологов утверждают, что по походке человека и по тому, как он носит обувь, можно судить об особенностях его личности. Оказывается, что характер походки прямо связан с возрастом человека и его физическим состоянием, он зависит от темперамента и образа жизни, указывает на социальное положение. Так, люди, которые ходят тихими, неуверенными шагами, опираясь на пальцы, - сосредоточенны, не любят привлекать к себе внимание, часто углублены в свои мысли. Человек, ставящий ноги пятками внутрь, проявляет обострённое внимание к окружающему: он все видит и все слышит, весел, общителен, иногда до назойливости. Звучная ходьба обнаруживает несдержанность характера, бесцеремонность. Часто при этом повышенный тон «компенсирует» отсутствие уверенности в себе. Размеренный степенный шаг характеризует людей спокойных, не подверженных никаким чудачествам и легкомыслию. Если человек при ходьбе сильно размахивает руками, это свидетельствует о его подвижности, живой натуре, старательности, целеустремленности, а если при этом ноги он ставит легко и пружинисто, то это вообще идеальный человек. Тяжёлая походка, шарканье, неподвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли, о пресыщенности и/или старости. Человек, продвигающийся танцующей походкой, несерьезен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет свои обещания. Те, кто ходит мелкими шажками, как правило, педантичны и малообщительны. Человек нерешительный при ходьбе слегка покачивается, шаг имеет неравномерный - то поспешит, то замедлит, очень быстро стирает каблуки. Люди, быстро меняющие свои взгляды, стирают подошву, прежде всего, изнутри.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.141 (0.015 с.) |