Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема Эффективная коммуникация: вербальная и невербальная

Поиск

Особенности устной публичной речи. Средства публичной речи. Эмоциональная выразительность речи. Внешний облик выступающего. Подготовка устного выступления. Совершенствование навыков устной речи. Виды и техника слушания. Технические параметры речи.

Краткое содержание

П. Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса и темы для полного соответствия с обстановкой выступления» Эта же идея выражена и Дейлом Каргнеги: «Хорошее выступление – это порежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом». Разговорная манера выступления значительно повышает доверие к оратору, а занчит к содержанию его речи. Не надо испотльзовтаь много специальных книжных, иностранных слов, надо говорить проще – это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

Установление и поддержание контакта с аудиторией. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория аудитория любит выводыи ждет их от ораторов в сформулированном виде. Должен быть решительный конец. Как начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Еее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно.

Заключительная фраза должна быть произнесена эмоциально, несоклько замедленно и многозначительно, чтобы аудиторяи хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завешение вашего выступления.

В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных; краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений; эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информаионных. В таком случае аудитория говорит: «Мы не поняли его, мы не поняли, что он хотел нам доказать». Непонимание здесь фиктивное, имеет просто отказ от восприятия идеи. Или доводов на основании квалификации их как непонятных.

Оратор должен знать и учитывать способы протитвостояния ему со стороны аудитории.

Общие требования к публичному выступлению.

Когад мы готовимся к публичному выступлению, один виды выступлений кажутся нам не очень сложными – например, объявление о завтрашней экскурсии (хотя и здесь есть свои трудности), другие – например, доклад по какой-нибудь теме, официальная речь на юбилее института, торжественном собрании – гораздо труднее. Надо учиться говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления самых разных жанров.: и информационные, и убеждающие, и протокольно-этикетные, и развлекательные.

Разные жанры, как и разные формы публичного выстпления (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Но етсь в риторике общие правила подготовки публичного выступдления – правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре.

Эти правила называются общими требованиями к пуб-
личному выступлению. Назовем основные из них.

1. Решительное начало выступления.

2. Драматизм.

3. Сдержанная эмоциональность.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления.

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя записнаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Еее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

Драматизм. Это напряжение в тексте.

Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги: «Мир любит слушать о любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

Сдержанная эмоциональность, краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию.

Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом заключается разговорный стиль выступления.

Коммуникант должен соблюдать следующие правила:

• будьте кратки;

• говорите меньше собеседника;

• говорите короткими предложениями.

Фактор расположения информации

Этот фактор подразумевает место расположения важной информации:

• важную информацию давать в начале и конце;

• важную информацию повторять несколько раз в различных местах своей речи разными словами.

• Фактор адресата.

Фактор адресата пердполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учетом особенностей их восприятия, уровня знаинй, интересов. С разными людьми надо разговарить и убежадть по разному. «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика» (А. Михальская).

Фактор соблюдения коммуникативной нормы

Этикетное поведение человека в общении наделяет его в мнении окружающих целым рядом положительных качеств.

Фактор установления контакта с собеседником

Для этого надо:

• производить благоприятное внешнее впечатление;

• меньше говорить самому, дать собеседнику поговорить о себе;

• укрупнять собеседника;

• снижать себя в глазах собеседника;

• индивидуализировать собеседника;

• говорить комплименты;

• отождествлять свои интересы с интересами собеседника;

• интересоваться проблемами собеседника;

• вспоминать совместный положительный опыт.

Фактор содержания речи

Этот фактор объединяет правила, которые рекомендуют, о чем и в какой ситуации стоит говорить, а о чем не стоит.

Необходимо:

• говорить на тему, которая интересует или должны заинтересовать собеседника.

• • сообщать больше положительной информации;

• свести к минимуму негативную информацию;

• не давать советов, если вас об этом не просят, а если все-таки даете, то надо - облечь его в форму заботы);

• чаще обращаться к собеседнику по имени (закон имени);

• приводить аргументы, не быть голословным;

• приводить примеры из жизни.

Фактор языкового оформления

• Разнообразьте номинативные средства (используя синонимы, близкие по значению слова и обороты для обозначения одного и того же явления)

• Используйте слова, вызывающие образы (употребляйте больше конкретных слов, обозначающих действия и предметы, вместо абстрактных, обощающих)

• Говорите проще, не злоупотребляйте книжными словами.

• Разнообразьте интонацию, не говорите монотонно.

• Держите одинаковый темп с партнером —
это около 120 слов в минуту).

• Цифр приводите немного и округляйте их.

Фактор стиля общения

Данный фактор объединяет правила формирования положительного, благоприятного коммуникативного имиджа говорящего.

Для этого необходимо демонстрировать:

• общительность, приветливость;

• дружелюбие, искренность;

• воодушевление;

• умеренную эмоциональность;

• физическую бодрость, подвижность;

• умение выслушать собеседника;

• способность не повышать голос в споре или конфликте;

• культурный «языковой паспорт».

Фактор объема сообщения.

Невербальное речевое общеине – это воздействие, осуществляемое сопровождающими речь несловесными сигналами (жесты, мимика, внешний вид, поведение говорящего, дистанция до собеседника и др.) Невербальные средства общеиня сопровождают, дополняют речь, а в некоторых случаях заменяют слова. (в таких случаях говорят: понятно без слов), т.е. могут выступать как средство передачи информации. В процессе общения вербальыне и невербальные факторы речевого воздействия самым тесным образом взаимосвязаны, однако есть заметные различия в их роли на разных этапах общеиня.

Невербальные факторы коммуникации имеют наиболее важное занчение при знакомстве людей друг с другом, при первом впечатлении и в процессе отнесения собеседника к какой-либо категории – профессиональной, возрастной, интеллектуальной, социально, поло-ролевой и др.

По данным Е.А. Петровой, при знакомстве в первые 12 минут общения 92% информации собеседники получают невербально. По ее же данным, основная информация о взаимоотношениях людей передается собеседниками друг другу в первые 20 минут общения.

Конгруэнтность – соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэтность – противоречие между ними.

Установлено, что в условиях неконгруэнтности люди обычно склонны верить невербальной информации. Так, если человек рубит воздух кулаком и горячо говорит, что он за сотрудничество, за то, чтобы прийти к общему согласию, то публика наверняка ему не поверит именно из-за жеста, противоречащего содержанию вербальной инофрмации.

Имидж (image) – слово англйское, в переводе означает «образ, изображение, впечатление». Но имидж – не простой образ, это образ, который человек сам для себя специально выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя его для достижения тех или иных целей в жизни.

Понятие имиджа (самоподачи, самопрезентации) активно используется в политологии, социологии, психологии - но не в лингвистике, хотя именно лингвистические средства зачастую служат базой для его. Генетически феномен имиджа восходит именно к искусству речи. Точный перевод с английского – «образ» - не объясняет сути этого понятия и заставляет обратиться к истории риторики.

Аристотель в своей «Риторике» перечисляет три средства убеждения: Pathos (страсти), Logos (аргументы) и Ethos (нравы). Последнее имеет непосредственное отноше­ние к личности автора. Ethos требует, чтобы оратор предстал перед аудиторией как человек высоких моральных качеств, что позволит ему заслужить доверие слушателей. Аристотель де­тально анализирует составляющие Ethos - своего рода мораль­ный кодекс ритора: здравый смысл, житейскую мудрость, мо­раль, благожелательность по отношению к аудитории. Мораль не дается с рождения, она формируется через добродетельное поведение, привычки. Благожелательность связана с адаптацией к аудитории, знанием ее ожиданий. Рекомендации античного ритора сводятся в основном к тому, как оратору обеспечить до­верие аудитории, представить себя знающим, умным, заботя­щимся о благе слушателей.

Римляне употребляли как синонимы понятия Ethos (elhica) и Persona. Однако persona дошло до нас не в риторической тра­диции, а в литературной. В латинском языке слово persona отно­силось к тому устройству, которое скрывало нечто на театраль­ной сцене (значение, близкое к 'театральная маска'). Затем развитие значения привело к многозначности, сре­ди других выделилось значение 'роль' (и в драматургическом смысле, и в более широком - социальном смысле). Литератур­ная критика использует это понятие с начала XX века (именно понятие, концепцию), но сам термин не использовался до конца 40-х годов, когда он стал широко употребляться в литературной критике для того, чтобы различить реального автора и "присутствие автора" (личность автора) в литературном тексте.

Остается дискуссионным вопрос, насколько допустимо и полезно использовать Persona в качестве концепта. Возражения связаны с разграничением 1-го лица повествователя и историче­ского "я" автора, что, по мнению критиков, может создавать до­полнительный барьер между автором и читателем. Сторонники идеи Persona утверждаю*, чт> это маска, которая помогает авто­ру занять необходимую позиции соответствующую теме и ау­дитории.

Понятие имиджа не исключает, а, напротив, предполагает динамику в соотношении реальных качеств личности (которые по воле автора оказываются в фокусе общественного внимания) и смоделированных (обусловленных внериторическими задача­ми).

Опытные риторы используют широкий спектр тактик, что­бы создать образ оратора, наиболее эффективный в области воз­действия на конкретную аудиторию. Семантика риторического текста, конструирующая имидж автора, формируется за счет оп­ределенных лингвистических ресурсов. Последние и будут объ­ектом нашего наблюдения.

Стратегия создания имиджа определяется рядом факторов, среди которых немаловажное значение имеет сфера обществен­ной деятельности оратора. Самоподача играет значительную роль и в педагогике ("авторитетный учитель", "учитель-друг", "свой парень"), и в научном общении ("компетентный исследо­ватель", "новатор", "практик"), и в религии, но есть область со­циальной жизни, где имидж обладает силой, приводящей в дви­жение весь механизм. Это политика.

В странах с демократической ориентацией анализ полити­ческой риторики имеет многолетнюю традицию и процесс по­строения имиджа (image building) является предметом специ­альных научных исследований. Их результаты впоследствии ложатся в основу рекомендаций, апробируемых в период пред­выборных компаний, парламентских дебатов и т. д. Так, например, Эйзенхауэр пригласил кинозвезду 40-50-х гг. Роберта Монгомери в качестве советника для высту­плений на TV (он был первым советником по имиджу). Амери­канские президенты Никсон, Джонсон и Рейган имели специ­альных инструкторов по подготовке речей (speechmaking),

В нашей стране, где право на риторическую стратегию на протяжении 70 лет было узурпировано одной партией, подобно­го рода исследования если и проводились, то "для служебного пользования". Тексты, озвучиваемые с политической трибуны, по определению не должны были обнаруживать образ автора (это был голос партии, и ответом ему был глас народа).

Известно, что имидж складывается из многих составляю­щих: манер, внешности, поступков и, конечно, особенностей ре­чи.

Политическая власть держится на власти воздействия, на управлении людьми разной политической ориентации, а управ­ление осуществляется через слово.

Анализируя устные выступления и интервью политиков, мы обнаруживаем два пути создания имиджа. В традициях ан­тичной риторики их можно определить через понятия Ethos и Persona. С одной стороны, автор в своей речи может акцентиро­вать специфические особенности собственной личности (тяже­ловесные интонации Б. Ельцина, южнорусский акцент М.Горбачева, импульсивность В.Жириновского), с другой - политик обычно выбирает для себя роль (или роли) и соответст­вующую ей речевую "маску'. Выбор осуществляется на основе прогнозирования аудитории, ее ожиданий и по сути является коммуникативной стратегией. Приемы, избираемые для ее реа­лизации, определяются нами как речевая тактика.

Сопоставление типовых имиджей политиков (т. е. с четко выраженной доминантой) обнаруживает отсутствие явных оп­позиций (державник / космополит; бореи с коррупцией / друг мафии и т. п.) на основе одного дифференциального признака. Структура имиджа (как роли) предполагает ядро (доминанту) и периферию (факультативные микророли). Ядро может быть представлено блоком ролей — например, Патриот, Избранник народа и Простой человек. На наш взгляд, модель имиджа мо­жет быть схематично изображена в виде "древа":

Отдельные качества личности

Сопутствующие доминанте роли

Доминанта

Факультативные роли

Таким образом, в качестве одной из тактик самопрезента­ции можно рассматривать речевое моделирование личности го­ворящего - с выделением доминанты, факультативных и со­путствующих микроролей.

Отметим, что усиленная прямая самоподача далеко не все­гда достигает цели. Имидж формируется не только на уровне лексической семантики, но и через семантические и граммати­ческие категории, обнаруживаемые в риторическом контексте.

Манипуляционные ресурсы языка позволяют выстраивать прогнозируемые ассоциативные ряды в целях речевого воздей­ствия. В аспекте создания имиджа тактика состоит в том, чтобы какие-либо политические события, социально-экономические процессы связывались в сознании масс с определенными име­нами. Имя (политика, общественного деятеля) становится сиг­налом-стимулом к положительным или отрицательным ассо­циациям.

Современное понимание имиджа предполагает динамику в соотношения реальных ка­честв личности и смоделированных, обусловленных ролевой ус­тановкой. Выбор имиджа осуществляется на основе прогнози­рования аудитории. Задача понравиться "своему народу" явля­ется, по сути говоря, коммуникативной стратегией. Способы и пути решения этой задачи определяются как речевые тактики создания имиджа. К ним следует отнести тактику моделирова­ния структуры имиджа, тактики создания "своего круга" и так­тику персонификации.

Фактор голоса

Голос играет огромную роль в речевом водейстивии. В соединении с интонацией, мелодикой речи он может казаться приятным и неприятным, тихим и громким, уверенным и неуверенным, вкрадчивым и агрессивным, красивым и некрасивым и т.д. От того, нарвится ли он слушателям, зависит сила его воздействия. Однако основной параметр голоса, определяющий его воздействующую силу, - несоменно громкость. Громкость речи служит хорошим показателем жизненной энергии и происходящей в нем уверенности. Сильные изменения громкости свидетельствуют о повышенной эмоциональности, воленнии, соперживании. Нерегулярные колебания слабой громкости голоса – показатель нехватки стойкости, склонности к быстрой сдаче позиций. При первых же трудностях. Судит собеседника по громкости голоса надо осторожно. Громкий голос может быть специально «сделан»для сокрытия слабого духа, и его обладателя в таком случае можно уподобить путнику в ночном лесу, который от страха начинает громко петь. Чрезмерная громкость голоса может быть и проявлением недостаточной критичности к себе, невладеним своими эмоциями. В то же время слишком тихий голос может быть маскировкой для достижения тайных целей., особенно при общем напряжении говорящего.

Скорость речи всегда соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Если он говорит быстро, напористо, завершая мысль, значит, он энергичен, реактивен., из тех, кто сначала делает, а потом думает. А если человек говорит медленно, как бы взвешивая каждое слово., - он нетороплив, обстоятелен, тщательно анализирует ситуацию, обдумывает каждый свой шаг. Это свойство ученых и политиков. Обратите внимание, среди политиков, за редким исключеинем, нет быстрогворящих. Оживление, бойкая речь, когда ее течение равномерно, характеризует подвижного, легкого на подъем, уверенного в сбе человека. Ускоряющийся темп речи (и соответственно жестикуляции) является свидетельством того, что сорбеседник все больше вдохновляется, погружаясь в то, о чем говорит. Однако, когда такая речь сопровождается нарушением ритма., это свидетельствует о робости и неуверенности говорящего. А в тех случаях, когда оживленная речь становится скачкообразной, к тому же сопровождаемой чрезмерной жестикуляцией, мы имеем дело с возбужденным, торопливым, непостоянным, неуправляемым человеком.

Люди, произносящие слова скороговоркой, глотающие окнчания, не связывающие фразы логически, по характеру, интеллекту и по жизни – самая неприятная категория. Если только это не «речевая маска», как уТалейрана. Этот умнейший дипломат и политик специально говорил невнятно, чтобы потом иметь возможность отказться от своих слов. И сказать, что его просто неправильно поняли. Замедляющая скорость речи (жестикуляция) – свидетельство наступления задумчивости, потери уверенносит, включеиня внутренних тормозов по поводу сказанного. Если у собеседника прослеживаются заметные колебания скорости речи – перед вами, скорее, всего, легко возбудимый, недостаточно уравновешенный человек.

Высота голоса, также как его громкость и скорость речи является показателем внутреннего состояния собеседника, который знает себе цену.

Следует обращать внимание и на отчетливость речи собеседника. Ясное и четкое произнесение им слов (четкие движения нижней челюсти) свидетельствуют о его внутренней дисциплине и потребности точно выразить другому свое мнение. Наоборот, нечеткое, неразборчивое произношение служит показателем внутреннего неуважения к собеседнику. Такой человек даже не заботится о том, чтобы другим было легко его понять.

Окраска звучания голоса, как и другие характеристики речи, содержит для внимательного собесединка большую, первичную, плохо поддающуюся информацию о партнере по общению. Это объясняется тем, что интонации, отражающие психологичексие черты, так же индивидуальны, как узоры на пальцах. Только актеры могут управлять своими интонациями. У остальных же они безошибочно выдают, что собой представляет человек: добрай он или злой, скромен или чванчив, уважает ли людей или относится к ним свысока.

Могзговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, начинают работать чуть ли не с момента рождения. У каждого человека органы голосообразования имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса так несхожи между собой. И стопроцентно подделать чужой голос практически невозможно. В криминалистике в этой области развивается целое научное направление. В первую очередь – для составления фотороботов телефонных террористов, шантажистов и пр.преступников по голосу. Так. По голосу можно составить следующие характеристики человека. Рост. Чем больше гортань и длинне и толще голосовые связки, етм ниже голос, следовательно, обладателем такого голоса является высокий человек. У высоких также в голосе больше обертонов. Низкорослого человека выдают слабые резонаторы.. Бывает, правда, много исключений из правил. Возраст. У детей голосовые связки более эластичные, у взрослых – более жесткие, у пожилых – дряблые, голос у них подсевший. Старики говорят медленнее, чем молодые. Обычно человеческое ухо способно определить возраст по голосу с ошибкой в 5-7 лет. Окраска голоса складывется из смешения «головных» и «грудных» тонов. Их соотношение зависит от степени эмоционального учатсия.: когда властвует разум – пеобладает «голвной» тон,, когда становится благозвучным, когда он удачно разрешит свою личнуб проблему, поэтому по изменеию окраски голоса собеседника можно судить, добились ли мы своей цели, сумели ли его успокоить и помочь.

Существует три основных слагвемых имиджа: внешний, коммуникативный и поведенческий имидж.

Внешний имидж – то, как человек выголядит, коммуникативный – какое пвпечатление он производит в общении, и поведенческий – то, как он выглядит в совокупности своих поступков.

Невербальные сигналы, повышающие эффективность речевого воздейстивя человека, могут быть сгруппированы в несколько факторов.

Фактор внешности

Одежда.

В целом коммуникативную позицию человека усиливает темная традиционная одежда, добротный материал, контраст темных и светлых тонов.

Классический стиль подходит большинству людей и уместен в большинстве ситуаций. Он максимально универсален.

Для мужчин классический стиль – это костюм темных тонов, рбашка светлого тона, галстук и носки в тон костюму и рубашке. Классический стиль для женщин – это юбка, блузка и пиджак. Классический стиль пользуется успехом у сильных мира сего, обычно нравится начальству.

Романтический стиль отличает как бы некоторая сторомодность. Он подходит стройной, выдержанной женщине или девушке, которая отличается негромким голосом, не резка в движениях, не очень активна и тем более не агрессивна в жизни. Романтический стиль не терпит никакой небрежности, он диктуерт сдержанную манеру поведения, предполагает (у женщины) особые женственные манеры.

Экстравагантный имидж будет восприниматься весьма благоприятно, возбуждать интерес и даже восхищение в специфической среде, где ценится яркая индивидуальнсоть, незаурядность и непохожесть на других, обостренная эмоциональная восприимчивость – в среде искусства, богемы, в окружении людей творческих профессий: музыкантов, актеров, художников, менекенщиц, фотографов и т.п.

Носитель спортивного стиля обычно воспринимается как человек совйский, оптимистичный, непосредственный, по-человечески доступный.

Деловой стиль в публичном высткплении оптимален.

Физическая привлекательность.

Физическая привлекательность человека ассоциируется у людей с положительными человеческими качествами. Физически привлекательные люди воспринимаются окружающими как общительные, популярные, успешные, убедительные, способные убеждать, счастливые, имеющие много друзей. Привлекательных людей мы склонны считать более умными. При этом люди, однако, не хотят, чтобы их руководитель был очень красивым.

Фактор взгляда.

С собеседником (собеседниками) необходими поддерживтаь зрительный контакт. Смотреть на собеседника надо примерно половину разговора, тогда это рассматривается как кподдержание контакта. Если мы смотрим доброжелаельно 60-70% времени, отведенного разговору, на собеседника, он понимает, что нарвится нам.

Фактор физического поведения.

Поведенческий имидж человека проявляется в его действиях – физических и социальных. Благоприятный поведенческий имидж человека формируют к примеру, такие его физические качества, как энергичность походки и движений, очевидная физическая подвижность, хорошая физическая форма, спортивность, спокойствие, неагрессивность, способность много ездить, перемещаться по стране, неутомляемость, крепкое рукопожатие.

Мимика - это выразительные движения лицевых мышц.

Наиболее эффективна мимика приветливости, ядром которой является улыбка.

Природа наделила нас способностью слушать – воспринимать звуик и слова., но слушать – точно понимать выражаемую ими мысль. Умение слушать является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который вас не слушает, вначале вы почувствуете разочарование, потом гнев. Когда нас не слушают – это очень неприятно. Тем не менее это происходит каждодневно и в среде деловых людей, погруженных в собственные проблемы. И часто неспособных воспринять чужие.

Когда нас не хотят, не умеют слушать, мы под властью эмоций не можем действовать разумно. Плохой слушатель обычно старается не смотреь на вас, принимает позу, которая демонстрирует, что он не слушает (руки скрещены, нога покачивается, корпус тела отклонен назад), говорит резко и нетерпеливо, отталкивая вас своим тоном (он скучает во время разговоря или презрительно воспринимает наши предложения) В бизнесе умение слушать особенно важно, поскольку это один из важнейших принципов ведения деловых бесед и коммерческих переговоров. Неумение слушать своего партнера или клиента чаще всего приводит в потере денег и появлению в балансовом отчете строки, написанной красными чернилами. Однако, есл вы покажете собеседнику, что вы заинтересованныйц слушатель, это будет самым приятным комплиментом. Слушать – значит платить вниманием и заинтересованностью в обмен на информацию и понимание. Если вы не осчени внимательно прислушиваетесь к партнеру, то упускаете многие важные моменты. В результате вы не только потеряете драгоценное время, но и будете раздражать его и этим осложните дальнейшее развитие ваших отношений. Сущетсвуеь ативное и пассивное слушание. Пассивное слушание данет собесединку возможность высказаться. Оно состоит из умения внимательно молчать. Такое слушание предполагает временную сдачу себя собеседнику, своего рода капитуляцию. Зато вы сможете узанть иную точку зрения, а затем действовать. Способствовать собеседнику в его желании выговориться помогает соблюдение несокльких парвил пассивного слушания.

1. При таком слушании главное – это минимум ответов (т.е. невмешательство в речь говорящего). Любая наша фраза в лучшем случае будет пропущена собесединком мимоу шей, в худшем собьет его с мысли или даже вызовет агрессивную реакцию.

2. При пассивном слушании мы должны быть не красноречивым оартором, не судьей сказанному собеседником, не врачом, ставящим диагноз, а уподобиться губке, впитывающей все, что он говорит, без каокго-либо тобора.

3. Пока мы «внимательно молчтм», необходимо постоянно давать собеседнику сигнал, что мы не витаем в облаках сбственных мыслей, а сосредоточены на его словах. Для этого используются короткие реплики «Да-Да-Да», «Понимаю», «Понятно» и тд.Эти реплики нейтральны и помогают собеседнику говорить, как бы «открывают» его, приглашая продолжать. Сигналом нашего внимания для собеседника может быть и кивок головы, и утвердительнео «хмыкание», и даже легкое изменеие выражения лица.

4. Когда пассивного слушания недостаточно, следует перйти к активному слушанию Под эти психологи понимают №выявление» или «уточнение» слов собесединка (Что из этого следует? Вы хотите эти мсказать, что… Тогда объясните это более подробно., перфразированием(Вы говорите, что, Вы хотите сказать, что, насколько я понял…). Самая большая ошибка начинающих бизнесменов, когда оин хотят склонить собесединка к своей точке зрения – это стремление слишком много говорить самим.

Методические указания по самостоятельной работе к курсу «РИТОРИКА»

Авторы-составители:: д.филол.н., профессор Брусенская Л.А., д.филол.н., профессор Куликова Э.Г., Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2011

 

Введение

Риторика – теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить хорошо, умении говорить красиво, целесообразно, так, как нужно в данном случае. Искусство убеждать с помощью слов. Риторика – это наука, поскольку в ней есть строгие правила, которые должен соблюдать всякий, кто хотел бы освоить ее азы. Но в риторике сосредоточены и начала подлинного искусства. Недаром «отец риторики» Квинтиллиан называл ее и «ars bene dicendi» (искусство говорить хорошо) и «bene dicendi sciencia» (наука говорить хорошо).

Риторика как учебный предмет отличается от многих других предметов тем, что владение большинством из них связано со знаниями, а риторика – еще и с умениями.

Общая практика овладения профессиональным ораторским мастерством постепенно становится во всем мире неотъемлемым элементом подготовки специалистов любого профиля.

Профессия юриста относится к разряду лингвоинтенсивных, то есть таких, где высок удельный вес речевого общения, где язык является инструментом профессиональной деятельности. Этим обстоятельством предопределяются требования к лингвистической (риторической, лингвокультурологической, орфоэпической, грамматической) подготовке студентов.

Курс «Риторика» - лингвистический курс, который изучается студентами юридического ф-та РГЭУ «РИНХ» во 2 семестре. В рамках этого курса студенты знакомятся с элементами истории риторического образования в Европе и в России, с основными понятиями риторики и приобретают навыки эффективного общения в различных сферах коммуникации, прежде всего – в области профессиональной коммуникации. Курс риторики призван помочь студентам разобраться в сложнейшей науке «убеждать с помощью слов» и глубже понять тайны ораторского искусства. Практические занятия по риторике направлены на формирование лингвориторической компетентности студента и навыков в сфере осуществления эффективной речевой коммуникации. Подготовка к речевой деятельности будущего специалиста включает в себя теорию коммуникации в широком социолингвистическом и культурологическом контексте и практическое овладение навыками модификации коммуникативных стратегий в различных ситуациях.

Цели и задачи курса

Основной целью курса «Риторика» является формирование у студентов юридического факультета РГЭУ «РИНХ» прочных навыков правильной, ясной, уместной, точной и выразительной речи. Для достижения этой общей цели необходимо решить ряд более конкретных задач:

- познакомить студентов с пятью разделами классической риторики – инвенцией, диспозицией, элокуцией, меморией и демонстрацией;

- углубить уже имеющиеся представления о нормативности русской речи, для чего ввести в учебный обиход понятие ситуативной, контекстуальной, стилевой, жанровой и риторической норм;

- сформировать у студентов навыки эффективного устного и письменного общения в различных сферах коммуникации;

- способствовать освоению студентами этических компонентов коммуникации;

- выработать навыки, необходимые для успешной публичной речи;

- добиться усвоения правил коммуникативного поведения (максимы качества, количества, отношения и способа).

Требования к подготовке студентов

Студент должен

- владеть знаниями об истории и современном состоянии риторики как науке;

- знать основы теории коммуникации;

- владеть основами диалогической и монологической речи (в устном и письменном вариантах);

- владеть техникой речевой деятельности;

- различать типы коммуникативных актов в чужой речи и формировать собственные речевые акты, адекватные интенциям;

- владеть современными нормами этикета;

- обладать знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка и целесообразно применять в своей речи различные виды тропов и фигур.

ПРОГРАММА КУРСА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.48 (0.017 с.)