Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическая работа №11 «Определение стиля взаимодействия» (1 час).
Цели: - учиться определять стиль взаимодействия; - учиться совершенствовать интерактивную сторону общения Оборудование: 1.Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2002. с 171 Ход работы Задание 1. Определите Ваш стиль взаимодействия: администратор или лидер Инструщия: Тщательно продумав нижеследующие высказывания, постарайтесь определить по одиннадцатибалльной шкале (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) степень вашего согласия с каждым из них. Зафиксируйте результаты ваших размышлений в соответствующих клетках регистрационного бланка. Имейте в виду, что 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 — полное несогласие, 5 — согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей от 0 до 5 и от 5 до 10. 1. Я доверяю людям. 2.Я считаю, что о решении своих социально-бытовых проблем люди должны заботиться сами, а не их руководители или администрация. 3. Я за то, чтобы члены трудовых коллективов сами выбирали себе руководителей. 4. Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться». 5. Люди хорошо знают, что я умею хранить доверяемые мне их личные тайны. 6. Все люди хотят одного — власти; я не исключение. 7. Я склонен и готов вступиться за членов коллектива всякий раз, когда с ними обходятся несправедливо. 8. Думаю, что в интересах дела людям выгодней иметь руководителем человека непреклонного и жестокого (безжалостного). 9. Я за полную гласность. 10. Согласен с тем, что основное для достижения успеха в управлении — умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу. 11. Я могу ладить (срабатываться) даже с теми людьми, которые мне не по душе. 12. Я отдаю команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме. 13. Я склонен и способен использовать в интересах дела мнения, противоположные моей собственной точке зрения. 14. Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспевающим может быть лишь тот руководитель, которого боятся. 15. Мне кажется, что я хорошо знаю общие нужды и проблемы своего коллектива. 16. Мне легче руководить людьми, когда я знаю то, что они не хотели бы афишировать. 17. Я лично заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов того коллектива, в котором я работаю, разрешились.
18. Я уверен, что боязнь наказания — более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения. 19. Я чувствую в себе способности и готовность практически действовать для решения общих для коллектива проблем., 20. Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглашаются со мной из опасения «нарваться на неприятность». Регистрационный бланк
Ключ к заданию 3 1. Суммируйте все баллы по шкале Л (нечетные высказывания), итог запишите. 2. Та же операция со шкалой А, итог запишите. Результат Отношение Л/А отражает соотношение в вашей деятельности черт лидера и администратора. Например: Л = 90, А = 60, значит на 60% лидер и на 40% администратор. Задание второе. Педагог вводит участников в ситуацию: «Вы ведете с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в данный момент лидером контакта), вы сейчас пассивный участник разговора — поддакиваете, подаете реплики и т. д. Постарайтесь перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. Возможно, это удастся не сразу: очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой». Задание третье. Представьте себе и реализуйте по очереди среди слушателей следующие задания: - Вам необходимо сразу после уроков мобилизовать ваш класс на уборку школьного двора. - На дискотеке девушка, за которой вы ухаживаете, отказалась танцевать с вами, ответила на приглашение грубо —поговорите с ней. - Ваш друг отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нужна, — постарайтесь его переубедить. - На перемене ваш одноклассник обидел второклассника — поговорите со старшеклассником. Задание четвертое. Разыграть следующие ситуации: - Прервать затянувшийся разговор. - Вступить в разговор с учеником, который перестал здороваться. - Поговорить с сыном-подроетком, в кармане которого случайно обнаружили сигареты (наркотики). - Отказать в просьбе другому, если вы действительно не хотите ее выполнить.
- Принять отказ от другого человека, которого вы о чем-то попросили. - Поговорить с коллегой-учителем, который высказывает замечания в адрес вашего ученика и т. д. В заключение анализируются позиции в общении, умение слушать и быть услышанным, построение эффективных и неэффективных речевых высказываний, особенности невербального поведения, пошаговое построение «уверенного» поведения в общении. Задание пятое: выполните упражнения Упражнение 1. Путанка Группа выбирает водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. По команде водящий выходит из комнаты и возвращается туда, когда его позовут. Пока он отсутствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя свое положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки. Упражнение 2. Метафора Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается? Ведущий предлагает всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала желающему предлагают быть предметом творчества, выйти в середину круга. Задание участникам: «Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы пририсовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена все это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда. Упражнение 3. Ключ к неизвестному На первом этапе ведущий предлагает отгадать, что он спрятал в руке. Для этого все могут задавать вопросы, а он будет отвечать. В результате все участники приходят к выводу, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. На занятии предлагается 2 —3 «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т. п.). Участники должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства? Затем вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд проти-воречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему: К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? ит. д. Участники должны представить, что перед ними изображение совершенно непонятного объекта, и сформулировать вопросы, чтобы понять, что это. Постарайтесь задать как можно боль-ше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом. Упражнение 4. Требование
Ведущий предлагает проверить свои возможности в области предъявления требований к окружающим. Варианты упражнений: обратитесь к кому-нибудь с требованием-просьбой, с требованием-доверием, с требованием-одобрением, с требованием-советом, с требованием-игрой, с требованием-намеком, с требованием-условием, с требованием-осуждением, с требованием-недоверием. Ситуации общения все время меняются, вводятся новые данные: например, требование к вашему знакомому, который долго болел, или к человеку, с которым у вас конфликт,ит. п. Подобные занятия вооружают навыками использования различных методик при предъявлении требования. В упражнениях по развитию требовательности важную роль играет психолого-педагогическая аргументация выбора требова-ния. Можно использовать ситуации из школьной жизни: — вызовите ученика спокойно; — вызовите ученика весело, жизнерадостно; — вызовите ученика равнодушно; — вызовите ученика доброжелательно; — вызовите ученика с юмором; — вызовите ученика с иронией и т. п. Задание шестое. Пора расставаться Беседуя с кем-то на тему, не слишком важную для вас, научитесь, взглянув на часы, приветливо сказать: «О, извини, я тороплюсь, договорим в другой раз» — и с этими словами немедленно удалиться. Если осталось впечатление, что собеседник обижен, загладьте обиду потом: разыщите, позвоните, еще раз принесите свои извинения. Зато вы научите себя не «прилипать» к людям, у которых свои заботы. Было бы нёплохо еще овладеть дружелюбным и забавным «прощальным» жестом или словцом, но это требует известного артистизма и дается не каждому.
Самостоятельная работа. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщения на тему «Три состояния человека по теории Э. Берна». Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. - Волгоград: Учитель, 2005. с26 (см учебный текст №) Учебный текст № «Три состояния человека по теории Э. Берна» Более подробно интерактивную сторону общения рассмотрим на примере одной из наиболее продуктивных структурных теорий - оригинальной концепции Э. Берна. Анализ взаимодействия, разработанный Э. Берном, называют трансактным анализом. Трансакция - это единица взаимодействия. Трансакция включает в себя трансакционный стимул и трансакционную реакцию, т.е., воздействие и ответ на это воздействие. Взаимная регуляция действий участников общения осуществляется путем актуализации с помощью трансакционных стимулов и реакций эго-состояний или позиций друг друга. Согласно Э. Берну, каждый участник взаимодействия в любой момент времени может находиться в одном из трех эго-состояний (т.е. занимать одну из трех позиций): Дитя, Родитель, Взрослый. Эти три состояния автор описывает следующим образом.
Родитель. У каждого человека были родители, и он хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей (как он их воспринимал). При некоторых обстоятельствах эти родительские состояния начинают активизироваться. Упрощая это понятие, можно сказать: «Каждый носит в себе Родителя». Взрослый. Все люди способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый». Дитя. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прошлых лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку». Таким образом, личность каждого из участников взаимодействия будет представлена следующей схемой (см. схему 1).
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.027 с.) |