Практическая работа №11 «Определение стиля взаимодействия» (1 час). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая работа №11 «Определение стиля взаимодействия» (1 час).



Цели: - учиться определять стиль взаимодействия;

- учиться совершенствовать интерактивную сторону общения

Оборудование:

1.Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2002. с 171

Ход работы

Задание 1. Определите Ваш стиль взаимодействия: администратор или лидер

Инструщия: Тщательно продумав нижеследующие высказывания, постарайтесь определить по одиннадцатибалльной шкале (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) степень вашего согласия с каждым из них. Зафиксируйте результаты ваших размышлений в соответствующих клетках регистрационного бланка. Имейте в виду, что 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 — полное несогласие, 5 — согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей от 0 до 5 и от 5 до 10.

1. Я доверяю людям.

2.Я считаю, что о решении своих социально-бытовых проблем люди должны заботиться сами, а не их руководители или администрация.

3. Я за то, чтобы члены трудовых коллективов сами выбирали себе руководителей.

4. Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться».

5. Люди хорошо знают, что я умею хранить доверяемые мне их личные тайны.

6. Все люди хотят одного — власти; я не исключение.

7. Я склонен и готов вступиться за членов коллектива всякий раз, когда с ними обходятся несправедливо.

8. Думаю, что в интересах дела людям выгодней иметь руководителем человека непреклонного и жестокого (безжалостного).

9. Я за полную гласность.

10. Согласен с тем, что основное для достижения успеха в управлении — умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу.

11. Я могу ладить (срабатываться) даже с теми людьми, которые мне не по душе.

12. Я отдаю команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме.

13. Я склонен и способен использовать в интересах дела мнения, противоположные моей собственной точке зрения.

14. Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспевающим может быть лишь тот руководитель, которого боятся.

15. Мне кажется, что я хорошо знаю общие нужды и проблемы своего коллектива.

16. Мне легче руководить людьми, когда я знаю то, что они не хотели бы афишировать.

17. Я лично заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов того коллектива, в котором я работаю, разрешились.

18. Я уверен, что боязнь наказания — более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения.

19. Я чувствую в себе способности и готовность практически действовать для решения общих для коллектива проблем.,

20. Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглашаются со мной из опасения «нарваться на неприятность».

Регистрационный бланк

Л 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 (лидер) А 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 (администратор)

 

Ключ к заданию 3

1. Суммируйте все баллы по шкале Л (нечетные высказывания), итог запишите.

2. Та же операция со шкалой А, итог запишите.

Результат

Отношение Л/А отражает соотношение в вашей деятельности черт лидера и администратора.

Например: Л = 90, А = 60, значит на 60% лидер и на 40% администратор.

Задание второе. Педагог вводит участников в ситуацию: «Вы ведете с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в данный момент лидером контакта), вы сейчас пассивный участник разговора — поддакиваете, подаете реплики и т. д. Постарайтесь перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. Возможно, это удастся не сразу: очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой».

Задание третье. Представьте себе и реализуйте по очереди среди слушателей следующие задания:

- Вам необходимо сразу после уроков мобилизовать ваш класс на уборку школьного двора.

- На дискотеке девушка, за которой вы ухаживаете, отказалась танцевать с вами, ответила на приглашение грубо —поговорите с ней.

- Ваш друг отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нужна, — постарайтесь его переубедить.

- На перемене ваш одноклассник обидел второклассника — поговорите со старшеклассником.

Задание четвертое. Разыграть следующие ситуации:
- Попросить уступить место в транспорте.

- Прервать затянувшийся разговор.

- Вступить в разговор с учеником, который перестал здороваться.

- Поговорить с сыном-подроетком, в кармане которого случайно обнаружили сигареты (наркотики).

- Отказать в просьбе другому, если вы действительно не хотите ее выполнить.

- Принять отказ от другого человека, которого вы о чем-то попросили.

- Поговорить с коллегой-учителем, который высказывает замечания в адрес вашего ученика и т. д.

В заключение анализируются позиции в общении, умение слушать и быть услышанным, построение эффективных и неэффективных речевых высказываний, особенности невербального поведения, пошаговое построение «уверенного» поведения в общении.

Задание пятое: выполните упражнения

Упражнение 1. Путанка

Группа выбирает водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. По команде водящий выходит из комнаты и возвращается туда, когда его позовут. Пока он отсутствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя свое положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки.

Упражнение 2. Метафора

Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается?

Ведущий предлагает всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала желающему предлагают быть предметом творчества, выйти в середину круга.

Задание участникам: «Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы пририсовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена все это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.

Упражнение 3. Ключ к неизвестному

На первом этапе ведущий предлагает отгадать, что он спрятал в руке. Для этого все могут задавать вопросы, а он будет отвечать. В результате все участники приходят к выводу, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. На занятии предлагается 2 —3 «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т. п.). Участники должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

Затем вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд проти-воречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:

 
 

К какому виду явлений относится?

 
 

Почему изменяется?

 
 

Что влияет на него?

Какие имеет свойства?

 
 

ит. д.

Участники должны представить, что перед ними изображение совершенно непонятного объекта, и сформулировать вопросы, чтобы понять, что это. Постарайтесь задать как можно боль-ше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.

Упражнение 4. Требование

Ведущий предлагает проверить свои возможности в области предъявления требований к окружающим.

Варианты упражнений: обратитесь к кому-нибудь с требованием-просьбой, с требованием-доверием, с требованием-одобрением, с требованием-советом, с требованием-игрой, с требованием-намеком, с требованием-условием, с требованием-осуждением, с требованием-недоверием. Ситуации общения все время меняются, вводятся новые данные: например, требование к вашему знакомому, который долго болел, или к человеку, с которым у вас конфликт,ит. п.

Подобные занятия вооружают навыками использования различных методик при предъявлении требования.

В упражнениях по развитию требовательности важную роль играет психолого-педагогическая аргументация выбора требова-ния. Можно использовать ситуации из школьной жизни:

— вызовите ученика спокойно;

— вызовите ученика весело, жизнерадостно;

— вызовите ученика равнодушно;

— вызовите ученика доброжелательно;

— вызовите ученика с юмором;

— вызовите ученика с иронией и т. п.

Задание шестое. Пора расставаться

Беседуя с кем-то на тему, не слишком важную для вас, научитесь, взглянув на часы, приветливо сказать: «О, извини, я тороплюсь, договорим в другой раз» — и с этими словами немедленно удалиться. Если осталось впечатление, что собеседник обижен, загладьте обиду потом: разыщите, позвоните, еще раз принесите свои извинения. Зато вы научите себя не «прилипать» к людям, у которых свои заботы. Было бы нёплохо еще овладеть дружелюбным и забавным «прощальным» жестом или словцом, но это требует известного артистизма и дается не каждому.

 

Самостоятельная работа.

Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщения на тему «Три состояния человека по теории Э. Берна». Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. - Волгоград: Учитель, 2005. с26 (см учебный текст №)

Учебный текст №

«Три состояния человека по теории Э. Берна»

Более подробно интерактивную сторону общения рассмотрим на примере одной из наиболее продуктивных структурных теорий - ориги­нальной концепции Э. Берна. Анализ взаимодействия, разработанный Э. Берном, называют трансактным анализом. Трансакция - это единица взаимодействия. Трансакция включает в себя трансакционный стимул и трансакционную реакцию, т.е., воздействие и ответ на это воздействие. Взаимная регуляция действий участников общения осуществляется путем актуализации с помощью трансакционных стимулов и реакций эго-состояний или позиций друг друга. Согласно Э. Берну, каждый участник взаимодействия в любой момент времени может находиться в одном из трех эго-состояний (т.е. занимать одну из трех позиций): Дитя, Родитель, Взрослый. Эти три состояния автор описывает следующим образом.

Родитель. У каждого человека были родители, и он хранит в себе на­бор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей (как он их вос­принимал). При некоторых обстоятельствах эти родительские состояния начинают активизироваться. Упрощая это понятие, можно сказать: «Каж­дый носит в себе Родителя».

Взрослый. Все люди способны на объективную переработку инфор­мации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

Дитя. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прошлых лет, которые при определенных услови­ях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе ма­ленького мальчика или девочку».

Таким образом, личность каждого из участников взаимодействия бу­дет представлена следующей схемой (см. схему 1).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.027 с.)