Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическая работа №11 «Определение стиля взаимодействия» (1 час).Содержание книги
Поиск на нашем сайте Цели: - учиться определять стиль взаимодействия; - учиться совершенствовать интерактивную сторону общения Оборудование: 1.Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2002. с 171 Ход работы Задание 1. Определите Ваш стиль взаимодействия: администратор или лидер Инструщия: Тщательно продумав нижеследующие высказывания, постарайтесь определить по одиннадцатибалльной шкале (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) степень вашего согласия с каждым из них. Зафиксируйте результаты ваших размышлений в соответствующих клетках регистрационного бланка. Имейте в виду, что 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 — полное несогласие, 5 — согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей от 0 до 5 и от 5 до 10. 1. Я доверяю людям. 2.Я считаю, что о решении своих социально-бытовых проблем люди должны заботиться сами, а не их руководители или администрация. 3. Я за то, чтобы члены трудовых коллективов сами выбирали себе руководителей. 4. Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться». 5. Люди хорошо знают, что я умею хранить доверяемые мне их личные тайны. 6. Все люди хотят одного — власти; я не исключение. 7. Я склонен и готов вступиться за членов коллектива всякий раз, когда с ними обходятся несправедливо. 8. Думаю, что в интересах дела людям выгодней иметь руководителем человека непреклонного и жестокого (безжалостного). 9. Я за полную гласность. 10. Согласен с тем, что основное для достижения успеха в управлении — умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу. 11. Я могу ладить (срабатываться) даже с теми людьми, которые мне не по душе. 12. Я отдаю команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме. 13. Я склонен и способен использовать в интересах дела мнения, противоположные моей собственной точке зрения. 14. Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспевающим может быть лишь тот руководитель, которого боятся. 15. Мне кажется, что я хорошо знаю общие нужды и проблемы своего коллектива. 16. Мне легче руководить людьми, когда я знаю то, что они не хотели бы афишировать. 17. Я лично заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов того коллектива, в котором я работаю, разрешились. 18. Я уверен, что боязнь наказания — более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения. 19. Я чувствую в себе способности и готовность практически действовать для решения общих для коллектива проблем., 20. Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглашаются со мной из опасения «нарваться на неприятность». Регистрационный бланк
Ключ к заданию 3 1. Суммируйте все баллы по шкале Л (нечетные высказывания), итог запишите. 2. Та же операция со шкалой А, итог запишите. Результат Отношение Л/А отражает соотношение в вашей деятельности черт лидера и администратора. Например: Л = 90, А = 60, значит на 60% лидер и на 40% администратор. Задание второе. Педагог вводит участников в ситуацию: «Вы ведете с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в данный момент лидером контакта), вы сейчас пассивный участник разговора — поддакиваете, подаете реплики и т. д. Постарайтесь перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. Возможно, это удастся не сразу: очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой». Задание третье. Представьте себе и реализуйте по очереди среди слушателей следующие задания: - Вам необходимо сразу после уроков мобилизовать ваш класс на уборку школьного двора. - На дискотеке девушка, за которой вы ухаживаете, отказалась танцевать с вами, ответила на приглашение грубо —поговорите с ней. - Ваш друг отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нужна, — постарайтесь его переубедить. - На перемене ваш одноклассник обидел второклассника — поговорите со старшеклассником. Задание четвертое. Разыграть следующие ситуации: - Прервать затянувшийся разговор. - Вступить в разговор с учеником, который перестал здороваться. - Поговорить с сыном-подроетком, в кармане которого случайно обнаружили сигареты (наркотики). - Отказать в просьбе другому, если вы действительно не хотите ее выполнить. - Принять отказ от другого человека, которого вы о чем-то попросили. - Поговорить с коллегой-учителем, который высказывает замечания в адрес вашего ученика и т. д. В заключение анализируются позиции в общении, умение слушать и быть услышанным, построение эффективных и неэффективных речевых высказываний, особенности невербального поведения, пошаговое построение «уверенного» поведения в общении. Задание пятое: выполните упражнения Упражнение 1. Путанка Группа выбирает водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. По команде водящий выходит из комнаты и возвращается туда, когда его позовут. Пока он отсутствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя свое положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки. Упражнение 2. Метафора Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается? Ведущий предлагает всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала желающему предлагают быть предметом творчества, выйти в середину круга. Задание участникам: «Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы пририсовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена все это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда. Упражнение 3. Ключ к неизвестному На первом этапе ведущий предлагает отгадать, что он спрятал в руке. Для этого все могут задавать вопросы, а он будет отвечать. В результате все участники приходят к выводу, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. На занятии предлагается 2 —3 «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т. п.). Участники должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства? Затем вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд проти-воречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:
К какому виду явлений относится?
Почему изменяется?
Что влияет на него? Какие имеет свойства?
ит. д. Участники должны представить, что перед ними изображение совершенно непонятного объекта, и сформулировать вопросы, чтобы понять, что это. Постарайтесь задать как можно боль-ше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом. Упражнение 4. Требование Ведущий предлагает проверить свои возможности в области предъявления требований к окружающим. Варианты упражнений: обратитесь к кому-нибудь с требованием-просьбой, с требованием-доверием, с требованием-одобрением, с требованием-советом, с требованием-игрой, с требованием-намеком, с требованием-условием, с требованием-осуждением, с требованием-недоверием. Ситуации общения все время меняются, вводятся новые данные: например, требование к вашему знакомому, который долго болел, или к человеку, с которым у вас конфликт,ит. п. Подобные занятия вооружают навыками использования различных методик при предъявлении требования. В упражнениях по развитию требовательности важную роль играет психолого-педагогическая аргументация выбора требова-ния. Можно использовать ситуации из школьной жизни: — вызовите ученика спокойно; — вызовите ученика весело, жизнерадостно; — вызовите ученика равнодушно; — вызовите ученика доброжелательно; — вызовите ученика с юмором; — вызовите ученика с иронией и т. п. Задание шестое. Пора расставаться Беседуя с кем-то на тему, не слишком важную для вас, научитесь, взглянув на часы, приветливо сказать: «О, извини, я тороплюсь, договорим в другой раз» — и с этими словами немедленно удалиться. Если осталось впечатление, что собеседник обижен, загладьте обиду потом: разыщите, позвоните, еще раз принесите свои извинения. Зато вы научите себя не «прилипать» к людям, у которых свои заботы. Было бы нёплохо еще овладеть дружелюбным и забавным «прощальным» жестом или словцом, но это требует известного артистизма и дается не каждому.
Самостоятельная работа. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщения на тему «Три состояния человека по теории Э. Берна». Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. - Волгоград: Учитель, 2005. с26 (см учебный текст №) Учебный текст № «Три состояния человека по теории Э. Берна» Более подробно интерактивную сторону общения рассмотрим на примере одной из наиболее продуктивных структурных теорий - оригинальной концепции Э. Берна. Анализ взаимодействия, разработанный Э. Берном, называют трансактным анализом. Трансакция - это единица взаимодействия. Трансакция включает в себя трансакционный стимул и трансакционную реакцию, т.е., воздействие и ответ на это воздействие. Взаимная регуляция действий участников общения осуществляется путем актуализации с помощью трансакционных стимулов и реакций эго-состояний или позиций друг друга. Согласно Э. Берну, каждый участник взаимодействия в любой момент времени может находиться в одном из трех эго-состояний (т.е. занимать одну из трех позиций): Дитя, Родитель, Взрослый. Эти три состояния автор описывает следующим образом. Родитель. У каждого человека были родители, и он хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей (как он их воспринимал). При некоторых обстоятельствах эти родительские состояния начинают активизироваться. Упрощая это понятие, можно сказать: «Каждый носит в себе Родителя». Взрослый. Все люди способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый». Дитя. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прошлых лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку». Таким образом, личность каждого из участников взаимодействия будет представлена следующей схемой (см. схему 1).
|
||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.011 с.) |