Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «стереотип» и «стереотипизация». Виды стереотипов: профессиональные, этнические, центральные.

Поиск

Стереотипизация также рассматривается как один из эффектов межличностного восприятия, хотя, может быть, её справедливо понимать и в более широком плане – как вления, сопровождающего все процессы социальной перцепции. Впервые термин «социальный стереотип» был введён У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.

Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко им выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы – назидательны», «все бухгалтеры – педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определённому упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несёт на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остаётся просто упрощенный подход, некоторая констатация закрепленных черт, которая хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходима, ибо помогает сокращать процесс познания.

Во втором случае, как только констатация заменяется оценкой, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьёзный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

В результате стереотипизации формируется социальная установка – предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определённым образом и действовать тем или иным способом. Особенности формирования социальных установок связаны с тем, что они обладают некоторой устойчивостью и несут в себе функции облегчения, алгоритмизации, познания, а также инструментальную функцию (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

На восприятие других людей большое влияние оказывает про­цесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы - образы ти­пичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности италь­янцев, характерные для нашей культуры).

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они вы­полняют функцию упрощения и сокращения процесса воспри­ятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент "грубой настройки", позволяющий человеку "экономить" психологические ресурсы. Они имеют свою "разрешенную" сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или про­фессиональной принадлежности человека.

Одним из результатов стереотипизации восприятия учителя является формирование в его сознании модели идеального уче­ника. Это такой ученик, который подтверждает собой успешную роль педагога, делая его работу приятной: готовый к со­трудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный. Существенно, что ожидания, формирующиеся у учителей по от­ношению к ребенку, и в самом деле определяют его реальные достижения. Под влиянием таких ожиданий формируется само­восприятие ребенка. Например, в исследованиях было показа­но, что дети, носящие имена, которые нравятся учителю, обла­дают более позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, чьи имена не принимаются педагогом. Имя может влиять и на ожидания учителя, связанные с успеха­ми в учебе данного ребенка.

Приведем несколько примеров проявления стереотипа ожи­дания в педагогической практике.

1. Стереотип проявляется в отношении ответов учащихся. Хоро­ших учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохому» ученику учитель своими жестами и фразами с самого начала дает понять, что ничего хорошего он от него не ждет. Возникает парадокс: объективно на опрос "плохих" учеников педагог затра­чивает меньше времени, чем на опрос "хороших", однако в созна­нии учителя, подверженного "стереотипу ожидания", ситуация субъективно воспринимается как обратная, и он искренне считает, что тратит основную долю учебного времени на отстающих.

2. Стереотип сказывается и на характере помощи при отве­тах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает "хо­рошим", чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убеж­ден, что вытягивает именно плохого ученика.

3. Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успевающих и неуспевающих учащихся. Плохих критикует больше и резче с использованием обобщений: "Опять не вы­учил", "Как всегда ты..." и т.д.

Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.

Можно выделить центральные стереотипы, которые образуют ядерную часть системы образов, используемых нами при «расшифровке» социальных явлений, и периферическую часть, основанную на мнениях и убеждениях, играющие меньшую роль в нашей социальной адаптации.

Этнические стереотипы – образы типичных представителей определенных наций. Даже не имея личного опыта общения, мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера

Профессиональны стереотипы – образы профессиональных сфер деятельности. Хотя при этом внутри каждой профессии есть самые совершенно разные люди, они объединятся, сливаются в образ типичных профессионала.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте понятие «эффект ореола».

2. В чем сущность эффекта проекции.

3. Какие существуют виды проекции?

4. В чес сущность эффекта бумеранга, эффекта средней ошибки?

5. В чем сущность эффекта первичности и новизны.

6. Раскройте понятие «стереотип» и «стереотипизация».

7. Какие существуют виды стереотипов?

 

 

Тема 2.17. Идентификация как механизм социальной перцепции

Студент должен:

знать:

– понятие идентификации;

– назначение идентификации как механизма социальной перцепции.

Содержание учебного материала

Понятие идентификации. Назначение идентификации как механизма социальной перцепции в процессе общения. Личностная и групповая идентификация, их суть

Понятие идентификации.

Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.38 (0.007 с.)