Вопрос 1. Истоки и эволюция понятия «цивилизация».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Истоки и эволюция понятия «цивилизация».



Вопрос 1. Истоки и эволюция понятия «цивилизация».

 

Истоки термина «цивилизация» восходят к античным временам, культуре Древней Греции и Древнего Рима. Само же понятие появляется в эпоху Просвещения и несет в себе отпечаток культуры и мировоззрения этой эпохи. Вся история понятия «цивилизация» тесно связана с историей понятия «культура». Последние два столетия эти два понятия выступают как синонимы. Так же, как и понятие «культура», «цивилизация» означает небиологические формы действительности человека, систему явлений, выделяющую человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных человеком. Кроме того «цивилизация» (как и «культура» в некоторых случаях) указывает на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи.
Одно из значений понятия «цивилизация» - уровень, ступень общественного и культурного развития. С такой точки зрения в истории выделяются «доцивилизованный» этап и эпоха цивилизаций. Они не только следуют друг за другом, но и могут существовать одновременно в лице цивилизованных и нецивилизованных народов. Подобная интерпретация восходит к древнему противопоставлению культурных греков и римлян варварам. Морган в 19 в. выделил в качестве периодов эволюции общества и культуры: дикость, варварство и цивилизацию. На первом этапе этой эволюции люди жили за счет присвоения готовых продуктов природы (охоты, рыбной ловли, собирательства), на втором появляются земледелие и скотоводство, а на третьем – ремесло, торговля, государство.
«Цивилизация» также может истолковываться в смысле совокупности достижений материальной и духовной культуры неких живых существ или наделенных интеллектом существ, не обязательно людей. Например, сторонники уфологии (науки, изучающей неопознанные летающие объекты) говорят о «внеземных цивилизациях», писатели-фантасты – о «цивилизации роботов», «цивилизации насекомых» и т. п.


Эволюция понятия «цивилизация».
Понятие «цивилизация» происходит от латинского слова civilis, что обозначает гражданский, общественный, государственный. Однозначной трактовки этого термина нет ни в современной, ни в зарубежной науке. Понятие появилось в эпоху Просвещения в тесной связи с пониманием культуры и обозначало совокупность определенных особенностей высокоразвитых обществ. Термин был употреблен французским экономистом Маркизом де Мирабо (1715–1789) в работе «Друг людей или трактат о населении» для показа различий между цивилизованной Европой и варварскими порядками колониальных стран. Цивилизация признавалась Мирабо только за Европой.
Французский философ Поль Анри Гольбах (1723–1789) связывает цивилизацию с теорией прогресса и рассматривает ее как стадию всемирно-исторического процесса, противопоставленную «варварству». Французские просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости.
К концу XVIII в. это понимание претерпело трансформацию благодаря немецким исследователям братьям Александру (1769–1859) и Вильгельму (1767–1835) Гумбольтам, считавшим, что цивилизация не зависит от уровня развития, любой народ является цивилизованным.
В середине XIX в. появляется тенденция, когда термин цивилизация сближается с понятием культура и начинает употребляться по отношению к целым эпохам. Этот подход является заслугой французского историка Франсуа Гизо (1787–1874).
В конце XIX – начале XX в. термины цивилизация и культура начинают выступать как однопорядковые понятия. Вместе с тем возникает вопрос: если понятия цивилизация и культура однопорядковые, то тогда получается, что вместе с возникновением человечества возникла и цивилизация. Л.Г. Морган дает ответ, что цивилизация связана с определенным уровнем развития культуры.
Тойнби рассматривает цивилизацию как особый социокультурный феномен, целостность, ограниченную определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия и параметры технического прогресса. М. Вебер также кладет в основу цивилизации религию.
Таким образом, на протяжении XVIII–XX вв. утверждается следующее понимание цивилизации:
– цивилизация как синоним культуры, используемый для обозначения материальной культуры;
– уровень общественного развития материальной и духовной культуры;
– ступень общественного развития, следующая за варварством;
– цивилизация как уникальное этническое или историческое образование.

Приобщение варваров к цивилизации

Орды гуннов привели славян и германцев из северных европейских лесов в беспрецедентно тесный контакт с цивилизацией Средиземноморья. Золото и другие ценности, которые восто­чно-римские императоры платили Аттиле как дань, всегда возвращались назад на юг как плата за предметы роскоши, к которым даже у свирепых гуннов быс­тро развился вкус. Римские купцы стали считать варварские территории благодатным полем для своих торговых операций, в которые вовлекалось большое количество золота. Движение торговцев между Римом и Bapвap­скими землями наряду с военными операциями теснее соединяло два региона.

Готы, которые завоевали степи северного и западного побережья Черного моря, оказались более восприимчивыми к римской ци­вилизации, чем германцы из прилегающих к Рейну лесов. Когда готы неожиданно столкнулись с римским образом жизни, они сами еще были в процессе становления собственного стиля жизни в новых степных условиях. Этот факт наряду с острой дифференциацией между аристократией и простолюдинами, верными старому скотоводческому образу жизни, позволил римским предметам роскоши закрепиться среди готов много легче, чем среди более неискушенных франков на Западе. Кроме того, еще до проникновения отсготов в римские пределы епископ Ульфила обратил их лидеров в арианскую разновидность христианства, а также, переведя отрывки из Библии на готский язык, торжественно положил начало германской литературе. К концу V в. православную форму христианства принял король франков Хлодвиг и заставил сделать то же своих поданных (496 г.). Распространение христианства в Британии началось столетием позже (596 г.).

Тем не менее, каким бы поверхностным не было обращение в христианство германских князей и королей, принятие христианства принесло с собой не только церкви и монастыри, но и литературу и общее ознакомление с традициями римской и христианской цивилизации. Вместе с греческими и сирийскими торговцами христианские миссионеры стали пионерами цивилизации на всем протяжении римского мира. Конечно, общий уровень культуры в Западной Европе усреднился, но само упрощение и варваризация римской цивилизации позволили ей переступить дунайско-рейнские границы, которые со времен Августа ограждали высококультурные центры Средиземноморья. Вместе с тем консолидация германских государств и социальная дифференциация внутри германского общества подготовили почву для принятия упрощенной формы латинской христианской цивилизации. Ко времени Хлодвига, следовательно, Рейн стал не пределом, а центром германско-римской культурной амальгамации, из которой позднее развилась западная цивилизация.

Вопрос 1. Истоки и эволюция понятия «цивилизация».

 

Истоки термина «цивилизация» восходят к античным временам, культуре Древней Греции и Древнего Рима. Само же понятие появляется в эпоху Просвещения и несет в себе отпечаток культуры и мировоззрения этой эпохи. Вся история понятия «цивилизация» тесно связана с историей понятия «культура». Последние два столетия эти два понятия выступают как синонимы. Так же, как и понятие «культура», «цивилизация» означает небиологические формы действительности человека, систему явлений, выделяющую человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных человеком. Кроме того «цивилизация» (как и «культура» в некоторых случаях) указывает на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи.
Одно из значений понятия «цивилизация» - уровень, ступень общественного и культурного развития. С такой точки зрения в истории выделяются «доцивилизованный» этап и эпоха цивилизаций. Они не только следуют друг за другом, но и могут существовать одновременно в лице цивилизованных и нецивилизованных народов. Подобная интерпретация восходит к древнему противопоставлению культурных греков и римлян варварам. Морган в 19 в. выделил в качестве периодов эволюции общества и культуры: дикость, варварство и цивилизацию. На первом этапе этой эволюции люди жили за счет присвоения готовых продуктов природы (охоты, рыбной ловли, собирательства), на втором появляются земледелие и скотоводство, а на третьем – ремесло, торговля, государство.
«Цивилизация» также может истолковываться в смысле совокупности достижений материальной и духовной культуры неких живых существ или наделенных интеллектом существ, не обязательно людей. Например, сторонники уфологии (науки, изучающей неопознанные летающие объекты) говорят о «внеземных цивилизациях», писатели-фантасты – о «цивилизации роботов», «цивилизации насекомых» и т. п.


Эволюция понятия «цивилизация».
Понятие «цивилизация» происходит от латинского слова civilis, что обозначает гражданский, общественный, государственный. Однозначной трактовки этого термина нет ни в современной, ни в зарубежной науке. Понятие появилось в эпоху Просвещения в тесной связи с пониманием культуры и обозначало совокупность определенных особенностей высокоразвитых обществ. Термин был употреблен французским экономистом Маркизом де Мирабо (1715–1789) в работе «Друг людей или трактат о населении» для показа различий между цивилизованной Европой и варварскими порядками колониальных стран. Цивилизация признавалась Мирабо только за Европой.
Французский философ Поль Анри Гольбах (1723–1789) связывает цивилизацию с теорией прогресса и рассматривает ее как стадию всемирно-исторического процесса, противопоставленную «варварству». Французские просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости.
К концу XVIII в. это понимание претерпело трансформацию благодаря немецким исследователям братьям Александру (1769–1859) и Вильгельму (1767–1835) Гумбольтам, считавшим, что цивилизация не зависит от уровня развития, любой народ является цивилизованным.
В середине XIX в. появляется тенденция, когда термин цивилизация сближается с понятием культура и начинает употребляться по отношению к целым эпохам. Этот подход является заслугой французского историка Франсуа Гизо (1787–1874).
В конце XIX – начале XX в. термины цивилизация и культура начинают выступать как однопорядковые понятия. Вместе с тем возникает вопрос: если понятия цивилизация и культура однопорядковые, то тогда получается, что вместе с возникновением человечества возникла и цивилизация. Л.Г. Морган дает ответ, что цивилизация связана с определенным уровнем развития культуры.
Тойнби рассматривает цивилизацию как особый социокультурный феномен, целостность, ограниченную определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия и параметры технического прогресса. М. Вебер также кладет в основу цивилизации религию.
Таким образом, на протяжении XVIII–XX вв. утверждается следующее понимание цивилизации:
– цивилизация как синоним культуры, используемый для обозначения материальной культуры;
– уровень общественного развития материальной и духовной культуры;
– ступень общественного развития, следующая за варварством;
– цивилизация как уникальное этническое или историческое образование.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.009 с.)