Вопрос 14. Реформация и Контрреформация.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 14. Реформация и Контрреформация.



 

Предпосылки реформации
Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII вв. против католической церкви выступили катары и альбигойцы, восстания которых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен.

Основные направления реформации
1) Реформация Лютера:
31 декабря 1517 г.
Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской дворцовой церкви свои 95 тезисов, содержание которых выдвигалось на обсуждение всеми желающими. В этих тезисах еще не было развернутого учения протестантизма. Лютер говорил только об опровержении сверхдолжных заслуг церкви и связанной с этим продаже индульгенций.
Лютер получил мощную поддержку народных масс и бюргерства. Многие князья были на его стороне.
В Вормсе после отъезда Лютера его учение было осуждено как еретическое, но это не помешало дальнейшему формированию лютеранства. Независимо от деятельности самого Лютера разгорелось крестьянское движение, вылившееся в Великую крестьянскую войну.
Лютер выступил с осуждением крестьянской войны, что укрепило его позиции среди бюргерства и власти. После Вормского рейхстага, осудившего лютеранство как ересь, в 1526 г. состоялся Шпеерский рейхстаг, отменивший решение Вормского и разрешивший князьям выбор веры для себя и своих подданных. Через три года, в 1529 г., в том же Шпеере рейхстаг отменил свое разрешение, после чего приверженцы Лютера выступили с протестом; это и дало название всему движению. Противостояние продолжалось вплоть до 1555 г., когда был заключен Аугсбургскии религиозный мир, которым устанавливалась свобода вероисповедания, закрепленного в принципе: «Чья земля, того и вера». Однако еще долго в Германии политическая и военная борьба происходила в религиозной форме. В 1618 г. началась Тридцатилетняя война, охватившая почти всю Европу. Она завершилась Вестфальским миром, по существу легализовавшим завоевания Реформации.

 

2) Реформация в Швейцарии:
В государственно-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских властей. В религиозном отношении отдельные кантоны подчинялись епископам различных католических диоцезов — австрийских, германских, итальянских. Поэтому Реформация, помимо религиозных вопросов, решала и вопросы становления независимого государства.
Цюрихский священник Цвингливыступил в 1523 г. с 67 тезисами, направленными против католической церкви и более радикальными, чем лютеранские. Городские власти согласились с Цвингли и приняли его программу. Другие города поддержали преобразования, однако так называемые лесные кантоны были против нововведений и были готовы к восстанию. Цвингли предпринял попытку заручиться поддержкой Лютера, для чего два вождя встретились, чтобы договориться о вероучении. Было достигнуто соглашение по всем вопросам, кроме одного — по проблеме пресуществления (причащения). В результате соглашение не было заключено. В Швейцарии же дело дошло до войны с лесными кантонами, в которой Цвингли потерпел поражение и погиб. Цвинглианство как самостоятельное религиозное течение перестало существовать. Дальнейшее движение по пути Реформации осуществлял Жан Кальвин.
В 1536 г. французский юрист и богослов Жан Кальвин появился в Женеве. С 1541 г. он прочно занял там положение диктатора, которое занимал до своей смерти в 1564 г. Кальвин создал в Женеве образец церковной общины нового типа, своего рода монастырь с самым строгим аскетическим уставом, допускающим из всех жизненных удовольствий лишь семейную жизнь. После смерти Кальвина требования новой церкви несколько смягчились, что способствовало распространению кальвинизма в других странах, прежде всего в Англии.
Кальвинизм разделился на несколько течений: реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм.

3) Реформация в Англии:
С началом Реформации английский король Генрих VIII выступил в роли богослова на стороне католической церкви. В 1521 г. он опубликовал трактат против лютеранства и был удостоен за это высокой награды Рима — золотой Розы и звания «Защитник веры».

Однако с начала 1530-х гг. Англия осуществляет ряд актов, означающих постепенное отпадение от церковного подчинения папе Римскому. В 1532 г. прекращается выплата аннатов (сборы в пользу римской курии), в 1533 г. отменяется папская юрисдикция в отношении английской церкви и под страхом смертной казни запрещается апелляция к папе на решения английских духовных судов.

В 1534 г. опубликован «Акт о супрематии», по которому главой английской церкви провозглашается король. Этим окончательно оформляется разрыв английской церкви с католицизмом.
После смерти Эдуарда VI королевой Англии стала дочь Генриха VIII Мария. Она попыталась вернуть католицизм, для чего развернула такую кампанию террора, что получила кличку Кровавой. Елизавета, воцарившаяся после смерти Марии, вернулась к протестантизму. В 1571 г. парламент под руководством королевы принял закон, названный «39 статей». В этом законе содержалось новое исповедание веры. Обший характер этого вероучения приближался к кальвинизму. Организация же расходилась с кальвинистской, так как сохранялась епископальная система при главенстве короля над всей церковью. С 1851 г. это направление получило названиеангликанство.

 

Контрреформация.
Реформация нанесла чувствительный удар по католицизму, но не сокрушила его. Успехи, одержанные протестантской Реформацией, заставили католическую церковь встать на путь преобразований и поиска путей восстановления утраченных позиций. Уже через несколько лет после того, как началось наступление протестантизма, католическая церковь предприняла ответное наступление, вошедшее в историю под названием Контрреформации. Первым его актом явилась организация ордена иезуитов. Основатель ордена мелкий испанский дворянин Игнатий Лойола после тяжелого ранения отказался от военной карьеры и посвятил себя служению церкви. В 1534 г. Лойола и еще шестеро его единомышленников образовали общество, которое ставило своей целью способствовать восстановлению могущества папы и католической церкви. В 1540 г. созданная им организация была утверждена папой Павлом III как монашеский орден, ставший главным орудием католической Контрреформации. Главное обязательство, которое брали на себя иезуиты, заключалось в том, чтобы беззаветно повиноваться всему, что прикажут нынешний и будущие папы. Их основным лозунгом было: цель оправдывает средства. Орден отличался четкой иерархической структурой: непосредственно папе подчинялись только руководители ордена, а все остальные его члены имели дело со своими начальниками, каждый из которых занимал определенную ступень в орденской иерархической лестнице.
Орден иезуитов поставил задачу овладеть школьным делом так, чтобы использовать его для воспитания подрастающего поколения в духе безраздельной преданности католической церкви.

Другой важной задачей ордена была политическая деятельность: интриги при дворах королей и князей, шпионаж, выполнение деликатных дипломатических поручений по устранению неугодных политических деятелей.
Большую поддержку иезуиты оказали папе в ходе Тридентского собора, который продолжался в течение 18 лет в условиях ожесточенной борьбы не только с протестантизмом, но и с соглашательским позициями внутри самого католицизма. Решения, принятые собором, подтверждали прежние догматические и культовые позиции католицизма.
На протяжении двух веков Западная Европа была охвачена огнем религиозных войн. В результате мер, предпринятых католической церковью, ей удалось предотвратить беспрепятственный натиск протестантизма.

Вопрос 15. Культура и наука Западной Европы раннее Новое время XVI-XVIII вв.

XVI в. прошел под знаком гуманизма. Существовали различные течения гуманизма, от эпикурейско-гедонистического до гражданского.
В XVI-XVII вв. большие успехи делало естествознание в Западной Европе. Это было связано с коренным переломом в развитии науки, подъемом производства и материальной культурой вообще. Развитие промышленности, многочисленные изобретения дали толчок к теоретической разработке многих научных вопросов. Все более широкое применение некоторых механизмов (водяное, колесо) – расширяет круг доступных изучению явлений из области механики и требует решения некоторых задач механики и математики.
Подъем материального производства вооружил естествоиспытателя новыми орудиями и средствами научной работы. Развитие ремесленной техники подготовило изобретения в XVI-XVII вв. многих насущно необходимых для развития наук точных приборов. Появляются более совершенные часы, микроскопы, телескоп, термометр, гигрометр, ртутный барометр. Пергамент был заменен бумагой, в XV в. развивается книгопечатание.

Перелом в физике наступил в XVII в. и был связан с деятельностью Галилея. Он провел ряд опытов и доказал, что все тела под действием силы тяжести падают с одинаковым ускорением. Это дает основание считать Галилея основоположником – кинематики, динамики. Ученик Торричелли (1608-1647) разработал некоторые вопросы гидродинамики, начал изучение атмосферного давления и создал ртутный барометр. Блез Паскаль (1623-1662) продолжил изучение атмосферного давления, доказал, что столб ртути в барометре поддерживается именно атмосферным давлением. Открыл и закон о передаче давления в жидкостях и газах. Развивается оптика. Кроме изобретения телескопа, микроскопа, идет разработка теоретической оптики (закон преломления света).
В XVIII в. берет начало процесс решительного изменения в соотношении видов и жанров искусства, получивший завершение в следующем столетии. Возрастает удельный вес литературы и музыки, достигающих той ступени художественной зрелости, которую живопись обрела уже в XVI—XVII вв. Литература и музыка постепенно начинают приобретать значение ведущих видов искусства.
Развивается проза как жанр, который стремится показать судьбу отдельного человека в ее сложном развитии во времени. («Хромой бес» Лесажа, «Манон Леско» Прево, «Кандид» Вольтера, плутовские романы Филдинга, «Сентиментальное путешествие» Стерна, «Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм Мейстер» Гете).

Жанр романа, дающий универсальную картину мира, развивается особенно плодотворно.
Потребность в поэтическом, эмоционально-целостном выражении душевного мира человека, раскрытии его непосредственного мироощущения и мировосприятия в развитии, противоречиях и цельности предопределили расцвет музыки как самостоятельного вида искусства. Создание в XVIII в. Бахом, Моцартом, Глюком, Гайдном таких музыкальных форм, как фуга, симфония, соната, раскрыло способность музыки передавать тончайшие нюансы и процесс становления переживаний человека.

Значительны в XVIII в. успехи театрального искусства, драматургии, тесно связанной с литературой. Для нее характерен отход от традиций классицизма к реалистическим и предромантическим творческим направлениям. Характерной чертой культуры этого времени является пристальное исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства и освещение общественно-воспитательной роли театрального искусства.

Вопрос 16. Европейское проникновение в Америку: тенденции и различия.

Западная Европа всегда смотрела на Новый Свет как на источник богатств. Первые колонии в Северной Америке создали в начале XVII века переселенцы из Англии, Голландии, Франции. Особенно массовым становился приток английских колонистов. Первое постоянное английское поселение в Северной Америке было основано в 1607 году на территории будущей Виржинии. Поселенцы искали золото. В 1620 году значительно севернее, у суровых берегов мыса Код, корабль "Майский цветок" высадил группу из 102 пуритан, бежавших от религиозных преследований.

Колонии были самообеспечивающимися обществами со своими выходами к морю. Каждая из них стала обособленным, самостоятельным организмом. Но, несмотря на это, проблемы торговли, мореплавания, промышленного производства и финансов выходили за рамки отдельных колоний и требовали совместного урегулирования, что и привело впоследствии к федеративному устройству американского государства.
Заселение колоний в XVII в. требовало тщательного планирования и руководства, а кроме того, оно являлось весьма дорогостоящим и рискованным делом.
Большая часть колонистов в XVII в. были англичане, однако в среднеатлантических колониях проживало небольшое количество голландцев, шведов и немцев. В Южной Каролине и в других колониях попадались французы-гугеноты, а также испанцы, итальянцы и португальцы. После 1680 г. Англия перестала быть основным источником иммиграции. Люди тысячами бежали из охваченной войнами Европы. К 1690 г. американское население достигло четверти миллиона человек. С тех пор оно удваивалось каждые 25 лет, пока не превысило 2,5 млн. в 1775 г.
С 1606 года стало приезжать немало переселенцев в поисках золота, и, наконец, с 1620 г. началось, можно сказать, великое переселение народов, которое определило характер и судьбу нового континента с населением 190 млн. человек. Заселяя Америку, Англия и европейские страны продолжали исторически традиционную северо-западную линию христианизации, начавшуюся во времена готских завоеваний.
Английские колонисты прибывали в Америку как свободные предприниматели. У них был стимул к производственной деятельности, поэтому туда отправлялись не только ссыльные или обездоленные крестьяне, но и многие фермеры-арендаторы.

Вопрос 17. Эпоха Старого порядка в Европе.

Старый порядок - политический и социально-экономический режим, существовавший во Франции приблизительно с конца XVI — начала XVII вв. до Великой Французской революции.
Сложившееся во Франции общество до Великой Французской революции довольно сильно отличалось от того, что было в соседних государствах. Марксистские историки полагали, что это было феодальное общество. Однако подавляющее большинство немарксистских историков с этим не согласно, прежде всего, по той причине, что в нем отсутствовали основные признаки феодализма. Так, крепостное право во Франции повсеместно исчезло уже к концу XIII в., система вассально-ленных отношений (феодальная лестница) также исчезла задолго до Старого порядка.

Вместе с тем, Старый порядок имел мало общего и с капитализмом, который бурно развивался в соседних Англии, Голландии, Германии и Италии. В отличие от этих стран, Франция той эпохи характеризовалась неразвитостью товарно-денежных отношений и преобладанием натурального обмена.
Характерной чертой Старого порядка являлась сословность. Все французское общество делилось на три сословия — католическое духовенство, дворянство и т. н. третье сословие. В политической сфере делался упор на божественное право королей править своими подданными. Абсолютный монарх (самым знаменитым из которых был «Король-Солнце», Людовик XIV) обладал неограниченной властью.
Другие характерные черты — полицейский характер государства, отсутствие личной и общественной свободы, вероисповедная исключительность, господство дворян над крестьянами, особенно в форме крепостного права.

Старый порядок соответствовал нескольким историческим периодам в истории Франции. Окончательно сложившись к концу эпохи сословной монархии, он в основном существовал в течение эпохи Ришельё и французского абсолютизма.

 

Вопрос 18. Промышленная революция: ход и итоги (XVIII – начало ХХ вв.).

Промышленная революция началась в Англии в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.
В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVIII века. Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями).
Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля.
В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. С 1830 по 1847 г.- производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза.
Промышленная революция считается завершенной с появлением машиностроения (когда машины производят машины).
Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком.
Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе.
Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест. В то же время появление дешевых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей и разорившиеся ремесленники становились наемными рабочими.
Быстрая урбанизация и рост числа наемных рабочих чрезвычайно обострили со­циальные проблемы. Пока центры фабричного производства были относитель­но небольшими, городской житель мог в дополнение к заработку на фабрике обра­батывать огород, а в случае потери работы наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось все меньше.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.012 с.)