Вопрос 19. Демократическая революция и новый тип власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 19. Демократическая революция и новый тип власти.

Поиск

Буржуазно-демократическая революция - общественный переворот, в результате которого укрепляется власть буржуазии, проводятся широкие демократические преобразования.
Последний период средневековья характеризуется, прежде всего,

преодолением феодальной раздробленности и образованием централизованных государств. Произошло это в результате усиления городов и образования союза

между городами и королевской властью.
Произошли изменения и в экономике, и в социальной сфере. Проникновение товарно-денежных отношений во все сферы жизни разрушало главную экономическую основу феодализма - натуральное хозяйство, что способствовало дальнейшему развитию кризиса.

Революция во Франции.
Великая Французская революция
явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса феодально-абсолютистской системы, отражавшего нараставший конфликт между старыми, феодальными производственными отношениями и выросшим в недрах феодального строя новым, капиталистическим способом производства. Выражением этого конфликта являлись глубокие непримиримые противоречия между третьим сословием, составлявшим подавляющее большинство населения, с одной стороны, и господствовавшими привилегированными сословиями - с другой.
История великой революции начнется за 15 лет до взятия Бастилии, когда на французский престол в 1774-м вступит Людовик XVI. Основные противоречия, предопределившие неизбежность революции, были обострены государственным банкротством, начавшимся в 1787 торгово-промышленным кризисом, неурожайными годами, повлекшими за собой голод. В 1788-89 в стране сложилась революционная ситуация. В поисках выхода из финансового тупика король вынужден был пойти на созыв Генеральных штатов (5 мая 1789). Депутаты провозгласили себя Национальным собранием, отказались подчиниться королевскому указу об их роспуске и 9 июля назвали себя Учредительным, провозгласив своей целью выработку конституционных основ нового политического порядка. Угроза разгона Учредительного собрания вызвала восстание в Париже. Была штурмом взята крепость-тюрьма Бастилия, символ абсолютизма. Этот день считается датой начала революции.
Вследствие этой революции состоялись радикальные изменения во Франции. Она существенно повлияла на экономическую жизнь в стране. Были ликвидированы средневековые порядки - феодальные привилегии, крестьянские повинности, другие личные принуждения крестьян, а также их долги феодалам. Провозглашалась свобода торговли. Отменено рабство во французских колониях. 26 августа 1789 года одобрена Декларацию прав человека и гражданина. Собственность объявлялась святой и неприкосновенной. Коренным образом изменялась налоговая политика - налогообложению подлежали все граждане. Церковное имущество провозглашено собственностью государства.
В целом Великая Французская революция 1789-1794 гг. имела большое влияние на дальнейшее развитие Европы и мира, стала переломным фактором в переходе от традиционного, аграрно-ремесленного общества к индустриальному.

 

Революция в Англии.
К началу XVII в. феодальные порядки в Англии стали все больше стеснять развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства. Вся земля считалась собственностью короля. Королевская власть стояла на стороне старых, отживающих свой век феодальных порядков. Королевские поборы, произвольные налоги и штрафы, многочисленные стеснения и запреты препятствовали накоплению капиталов в руках буржуазии и «новых дворян», ограничивали свободу торговли. Сильнее же всего страдали от сохранения феодального строя крестьяне, ремесленники, рабочие мануфактур.

Увеличение налогов, введение поборов и явное стремление править без парламента, внешняя политика, идущая вразрез с интересами буржуазии и "нового" дворянства, вызывали все более громкий и решительный протест оппозиции. Конфликт между абсолютизмом и парламентом по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики явился основной предпосылкой революции.

Капитализм снова выступает противником и активным борцом против абсолютизма. Однако в Англии королевская власть оказалась несколько сильнее, чем в Голландии. В 1629 г. король Карл I распустил парламент и стал править самостоятельно, обложив население произвольными поборами и налогами. Но такая победа абсолютизма не могла длиться долго. В 1640 г. Карл I вынужден был созвать парламент. День открытия его заседаний (3 ноября 1640) считается днем начала Английской революции.
Вследствие революции была ликвидирована феодальная собственность на землю. Новые классы получили доступ к государственной власти. Была провозглашена свобода промышленного и торгового предпринимательства, ликвидированы основные преграды для хозяйственного подъема.

Вопрос 20. Европейская культура и наука XIX- начало XX вв.

Наука.
Начала интенсивно развиваться научная культура. В течение XVIII и особенно XIX веков количество научных открытий и технических изобретений нарастало буквально с каждым десятилетием и каждым годом. Что самое примечательное, эти открытия всё быстрее находили применение в производстве, в технике и технологии.

Как пишет историк науки Дж. Бернал, в середине XIX века наука уже приносила дивиденды, так как научные открытия и исследования легли в основу широко применявшихся устройств. Среди этих машин и приборов были не только станки, механизмы и двигатели, но и системы связи. Были изобретены телеграф (Морзе, Уитстон), телефон (Белл), радио (Герц, Попов, Маркони). Развитие связи определялось тем, что сведения о ценах на товары или акции имеют реальную, подчас исключительно высокую стоимость. Своевременно полученные данные означают деньги.

Во второй половине XIX века особенно быстро начала развиваться физика и технические науки. Широко развернулись исследования электричества и возможностей его применения в хозяйственной культуре. Это привело к новому совершенствованию техники производства, к организации массового производства, появлению новых товаров, в конце концов — к подъёму уровня жизни населения. С середины XIX века развивалась новая химическая промышленность (которая поначалу обслуживала главным образом текстильное производство), были открыты анилиновые краски и изобретены искусственные удобрения.

Начала приносить реальные плоды и биология. Луи Пастер совершенствовал производство вина и пива, занимался проблемами борьбы с инфекцией. Формировались и находили свое место в научной культуре и в жизни общества другие науки, такие, как термодинамика, научная медицина, психология, социология и др.

Именно в этот период происходят решающие исторические события, совершаются невероятные научные открытия, осуществляются на практике смелые технические замыслы, создаются бессмертные произведения искусства.

 

Культура.
В художественной культуре продолжались перемены, намеченные ранее. Заметно возросла динамика развития художественной культуры, новые стили и направления стали возникать всё быстрее. В первой половине XIX века вместо классицизма господствующие позиции занимает романтизм. В середине столетия в Европе зарождается и быстро становится популярным, даже модным, ещё один великий художественный стиль — реализм. Во второй половине XIX и начале XX в. в художественной культуре Европы зарождаются новые стили, причём ни один из них более не становится господствующим. Все они продолжают существовать одновременно, давая свой вклад в развитие искусства. Первым из таких стилей обычно называют импрессионизм. Искусствоведы указывают, что появление импрессионизма указывало на кризис реалистических концепций. Вскоре, в конце XIX века, возник постимпрессионизм, затем символизм. На стыке веков в европейском искусстве возникает множество стилей, которые можно определять как модернистские: кубизм, абстракционизм, сюрреализм и т.д. Этот процесс продолжился в новейшее время.

1) Романтизм:


В литературе: Корни немецкого романтизма лежат в движении 1770-1780 гг. «Штурм унд дранг» («Буря и натиск»). В последние годы XVIII столетия братья Август Вильгельм и Фридрих фон Шлегель сформулировали новаторские эстетические концепции. Эти концепции и стали ориентиром для первого поколения романтиков, известных как «ранние романтики». Под влиянием философа И. Г. Фихте ранние романтики были склонны к метафизике и мистицизму. Наиболее известными поэтами этого течения были Новалис и Людвиг Тик. Между 1802 и 1815 гг. в Гейдельберге зародилось второе поколение немецкого романтизма, куда относятся, Клеменс Брентано, Генрих Гейне, Адальберт фон Шамиссо и Э. T. A. Гофман.
Началом английского романтизма считаются лирические баллады Вордсворта и Колериджа (1798). Уильям Блейк, Вордсворт и Колеридж относятся к ранним романтикам. Их социальная философия отчетливо развивала религиозные аспекты, подчеркивая духовное развитие, а не прямое политическое действие. Более молодые романтики — Байрон, Перси Биши Шелли и Джон Китс. Наиболее известна лирическая поэзия английского романтизма, одним из самых ярких представителей которой был Байрон. Английский романтизм замечателен также своей прозой. Здесь доминируют три фигуры. Вальтер Скотт прославился как автор увлекательных романов. Скотт оказал всемирное влияние большее, чем любой другой британский автор-романтик, исключая, возможно, Байрона. Джейн Остен совершенствовала домашний роман, концентрирующийся на деталях характера и тщательно нюансированном диалоге. Мэри Шелли во «Франкенштейне» (1818) изобрела форму, которую мы знаем сегодня как научная фантастика.
Во Франции романтизм расцвёл поздно. Самые известные представители в литературе — Виктор Гюго, Александр Дюма-отец и Альфред де Мюссе.

В Соединенных Штатах Америки романтизм никогда не был так влиятелен, как в Европе. Ближе всего к европейскому романтизму было творчество Ральфа Уолдо Эмерсона и Генри Дэвида Торо.

 

В живописи развитие романтизма отмечено ростом престижа пейзажной живописи, происходившим с середины XVIII до середины XX века. В английской живописи самыми крупными живописцами века были Джон Констэбл и Дж. Тернер, которые известны также и как выдающиеся акварелисты.
Английский романтик Вильям Блейк создавал синтетические работы. Это книги из гравюр, объединённых словом — стихами самого Блейка. Самая известная из этих книг — «Песни Невинности и Опыта» (1794), в которой появилось стихотворение «Тигр».

Самый большой немецкий живописец эпохи романтизма — Каспар Давид Фридрих («Крест в горах» (1808)).
Во Франции романтизм проявился в исторической живописи (например, «Плот “Медузы”» Теодора Жерико, 1819). Жерико сильно повлиял на Эжена Делакруа, чьи яркие холсты на исторические и литературные темы, типа «Смерти Сарданапала» (1827-28), вероятно, лучше всего соответствуют общему понятию романтического искусства. Французский художник Ж. Грос прославлял победы Наполеона.

В Испании Франсиско Гойя показал ужасы войны в таких холстах, как «Третье мая 1808» (1814), и в сериях гравюр («Ужасы войны», «Капричос»).

Живописцы романтизма часто уходили от действительности в прошлое и в экзотические культуры. Это отразилось в разнообразии архитектурных стилей эпохи. Излюбленными объектами для художников стали руины, древние или специально сооружённые.

 

В музыке романтизм охватывает самый широкий диапазон. С начала XIX века композиторы стали использовать романтичные романы и драмы для создания опер и симфонических поэм. Например, роман В. Скотта «Невеста Ламмермура» (1819) лёг в основу сюжетов картины Делакруа (1821) и оперы Доницетти (1836). В музыке нашли выражение многие темы романтизма — культ молодости, индивидуализма, интенсивности и крайностей чувства, любовь к природе, одиночеству, национализму, идеализм.

Романтичную музыку отличают длинные, выразительные мелодии; красочная гармония и инструментовка; свобода и гибкость в ритме и обработке музыкальной формы.
Первым поколением романтиков можно назвать Людвига Шпора, Карла Марию фон Вебера и Франца Шуберта. Второе поколение композиторов-романтиков было все рождено между 1803 и 1813: Гектор Берлиоз, Фредерик Шопен, Михаил Иванович Глинка, Франц Лист, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Джузеппе Верди и Рихард Вагнер. Романтизм в музыке продолжался примерно до конца XIX столетия.

Традиции романтизма использовали Иоганнес Брамс, Антонин Дворжак, Сезар Франк, Камилл Сен-Санс и Пётр Ильич Чайковский. Антон Брукнер, Иоганнес Брамс, Франк и Чайковский умерли в 1890-х, последнем десятилетии позднего романтизма. Поздние романтики типа Габриэля Форэ, Эдварда Грига, Густава Малера и Николая Римского-Корсакова связали романтизм со стилями современной музыки. Ярко выражен романтизм в сочинениях Сергея Рахманинова и Рихарда Штрауса.

2) Реализм:

В первой половине XIX века господствующим стилем вместо романтизма стал реализм. Этот стиль характерен для изобразительных искусств — живописи, литературы, театра. Говорить о реализме в музыке, как и в архитектуре, по меньшей мере, затруднительно. Реализм в художественной культуре возник в связи с успехами естественных наук, как художественная параллель объективной точной картине мира.

Литература:
Во Франции первыми крупными представителями реализма были Стендаль и Оноре де Бальзак. Бальзак называл себя «секретарём XIX столетия». Серия его романов «Человеческая комедия» (1829-47) представила полный и точный портрет французского общества. За Бальзаком следовали Гюстав Флобер, прославившийся романом «Мадам Бовари» (1857), Эмиль Золя и другие.

В Англии создавал реалистические романы Ч. Диккенс. Яркий представитель английского реализма — Джордж Элиот, написавший роман «Миддлмарч» (1871-72). Элиот сумел создать образы высокой психологической сложности.

В Соединенных Штатах реалистическую прозу начал писать Генри Джеймс (чьим любимым автором был Бальзак), позднее — Синклер Льюис («Главная улица», 1920), Джек Лондон, Теодор Драйзер, драматург Юджин О’Нил.

Живопись:
В этой области термин «реализм» обычно обозначает искусство фигуративное, далёкое от абстракции. Тенденция представлять внешний мир таким, каким он фактически видится, существует с самого начала изобразительных практик.
В качестве непосредственного предшественника европейского реализма в живописи иногда называют итальянского живописца Караваджо и его последователей, которые появились в конце XVI столетия.
Реализм в живописи возник также во Франции начиная примерно с 1840 и до 1870-80 гг. Политические и социальные перевороты Нового времени, и особенно XIX века побуждали художников отказываться от канонов академического и романтического искусства и искать средства художественного исследования реальной жизни.
В 1846 году Шарль Бодлер призвал к живописи, которая имела бы дело с «героизмом современной жизни». Его друг Курбе предложил уже программу, распространив манифест реализма. В 1850 г. он создал картину «Дробильщики камней», в которой, как и в последующих полотнах, эту программу осуществлял. Реализм особенно веско заявил о себе в 1855 г., когда Курбе, не принятый на Парижскую выставку, устроил самостоятельный показ своих картин.
Реалистами были также Оноре Домье, наиболее известный острым осмеянием мелкой буржуазии, и Жан Франсуа Милле, писавший сцены крестьянской жизни. Реалистичны ранние работы Эдуарда Мане и Эдгара Дега (1860-е и 70-е гг.). С движением реализма также связано искусство прерафаэлитов в Англии и Адольфа фон Менцеля в Германии.

3) Натурализм:

К концу века Эмиль Золя сформулировал направление литературного реализма, названное натурализмом. Согласно Золя, автор должен был работать как объективный «экспериментатор», наблюдая и записывая цепи причин и следствий беспристрастно и безлично, без моральных суждений. Здесь просматривается также влияние позитивизма Огюста Конта, который убеждал философов и писателей, подобно ученым, искать постоянные законы жизни.
Кроме Э. Золя, известными писателями — сторонниками натурализма были братья Эдмон и Жюль де Гонкур, Ги де Мопасса н во Франции, в Англии Дж. Мур, в Германии Г. Гауптман, А. Гольц.

4) Импрессионизм:

Другим, очень ярким, продолжением реализма стал импрессионизм. Он зародился также во Франции в последней трети XIX века сначала в живописи, позднее нашёл последователей в скульптуре и музыке. Импрессионисты — художники Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдуард Мане, Камилл Писарро, Альфред Сислей и другие — боролись с официально признанным салонным искусством, с его штампами. Протест был направлен как против косной академической традиции, так и против романтизма.
Импрессионисты провели в Париже ряд выставок. Первая (и наиболее известная) состоялась весной 1874 г. Художников, которые участвовали в этих выставках, также называют импрессионистами. Между 1876 и 1886 годами там были представлены Поль Сезанн, Эдгар Дега, Берта Моризо, а после 1879Поль Гоген и американская художница Мэри Кассат. Особое место в творчестве импрессионистов занял пейзаж, в том числе и городской.

Термин «Импрессионизм» связан с картиной Клода Моне «Впечатление: восход солнца» (1872), изображавшей гавань порта Гавр в тумане.
С импрессионизмом тесно связано творчество Эдуарда Мане. Его работы типа «Завтрака на траве» (1863) близки импрессионизму по духу.
Импрессионистом считал себя скульптор Огюст Роден.

В музыке идеи импрессионизма были восприняты композитором Клодом Дебюсси. Пьесы Дебюсси рассчитаны на вызов воспоминаний о душевных состояниях, о впечатлениях от природы — от игры света, ветра и воды. Импрессионистами называют и других композиторов (Морис Равель, Фредерик Делиус, Отторино Респиги, Айзек Альбенис и Чарльз Гриффес), хотя точнее было бы сказать, что они находились под влиянием Дебюсси, его новаторских гармоний и оркестровок.

5) Постимпрессионизм:

Постимпрессионизм — художественно-исторический термин, обозначающий различные новые стили живописи, которые возникли и процветали во Франции примерно с 1880 по 1910 гг. Это результат художественной революции, вызванной импрессионизмом. Основными фигурами были Поль Сезанн, Поль Гоген, Жорж Сёра, Анри де Тулуз-Лотрек, Пьер Боннар и Винсент ван Гог.
Все эти художники отошли от импрессионизма, отказавшись изображать только узкий спектр видимой действительности. Их индивидуальные стили глубоко отличались. Они продолжали революционное воздействие импрессионизма, исследуя его новые эстетические идеи. Они использовали яркие интенсивные цвета и ритмичные линии поперек поверхности картины. Этих художников отличает разработка плоских декоративных образов, образцы которых они увидели в японских гравюрах.
Постимпрессионизм, хотя его и нельзя назвать в строгом смысле движением, обеспечивал жизненную и творческую связь между революцией импрессионизма и основанием всех последующих главных художественных движений ХХ века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.016 с.)