Общая характеристика понятия как формы мышления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика понятия как формы мышления.



Понятия не существуют в объективном мире. Они возникают в нашем сознании и заменяют предметы, процессы действительности логическими образами, делая естественный язык общения и языки наук информационно более емкими, более насыщенными, давая возможность зафиксировать и передать знания с помощью наименьшего количества знаковых средств.

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Предметом исследования науки логики является человеческое мышление. Мышление всегда осуществляется в каких-то формах. В логике выделяют следующие формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Существенными называются такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью отличить данный предмет от всех остальных и сделать обобщение, объединив однородные предметы в множество.

Признак предмета – это то, чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга. Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют отдельный предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство также рассматривается как его признак. Любой предмет имеет множество различных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет, являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов, являются общими. Кроме индивидуальных (единичных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные. Существенные признаки – это признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражающие его сущность.
Несущественные признаки – признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности. Существенные признаки в свою очередь делятся на общие и единичные. Понятия, которые отражают множество предметов, включают общие существенные признаки.
Понятие, отражающее один предмет, наряду с общими существенными признаками включает единичные признаки. Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятий, представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а тем более воспринять здание вообще.
Восприятие или представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного здания, например, Военного Университета в районе Лефортово. Понятие лишено наглядности.
Понятие «здание» характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нем отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех строений, предназначенных для учебы, работы или жилья.
Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.
Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, военная наука сформировала такие понятия, как «наступление», «оборона», «атака»; правовые науки – «преступление», «неосторожность», «дееспособность» и др. Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяю глубже проникнуть в действительность, отобразить ее с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

11. Признаки понятий. Виды признаков.

Общие – признаки, присущие классу однородных предметов (у человека- способность создавать орудия труда);

Единичные – признак, принадлежащий только одному предмету (Гагарин – первый человек, полетевший в Космос)

Логические приемы образования понятий.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия.
Сравнение – логический прием, устанавливающий сходство или различия предметов. Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы.
Мысленное расчленение предмета на части – анализ. Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков – абстрагирование.
Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены а единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, – синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения – приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие. Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.
Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими. Единство понятия и слова в то же время не означает их полного совпадения. В различных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют несколько значений. Например, к таким словам можно отнести: «закон», «субъект», «край» и т.д. В любом языке существуют омонимы и синонимы.
Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, коса – это и сплетенные вместе волосы, и идущая от берега полоска земли, и орудие для срезания травы).
Синонимы – это слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «родина» и «отечество», «договор», «соглашение» и «контракт» и др. Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем чтобы употреблять их в строго определенном смысле. В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология – система терминов, употребляемых в данной области знаний.
Термин – это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью по крайней мере в пределах данной науки или родственной группы наук. Важное значение разработке уточнению терминологии придается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснения терминов, употребляемых в определенной области права. Например, в Уголовно-процессуальном кодексе РФ разъясняются термины: «суд», «прокурор», «судья» и др.

Понятие, слово, термин.

В устной или письменной речи понятия обозначаются словами или сочетаниями слов, которые обычно называются общими или единичными именами. Мысль человека как результат его духовной деятельности становится доступной для других именно благодаря языку, который представляет собой непосредственную действительность мысли, своего рода «языковую материю». Между понятиями как ментальными объектами, или формами мысли, и именами, как объектами языка, существует, поэтому тесная, нерасторжимая связь. Однако это не дает основания считать язык определяющим в развитии познания и отождествлять имя или слово с понятием. Поскольку для понимания значения, или смысла, слова необходимо знать содержание понятия, которое оно обозначает, постольку именно это содержание является определяющим в познании действительности.

Слова или имена представляют собой знаковые комплексы, которые служат для обозначения наших мыслей, в том числе и понятий. Очевидно, что для этих целей могут быть использованы разные знаковые комплексы, например, состоящие из русских, латинских, греческих, арабских и других букв. Однако, чтобы стать языком, знаковая система должна быть осмысленной, то есть ее знаковым комплексом должен быть придан определенный смысл, или значение. Исследованием процесса истолкования значения слов языка, придания им определенного смысла занимается семантика.

Термин - понятие, фиксирующее устойчивые и непреходящие аспекты реальности в противоположность разнообразным и изменчивым её чувств. образам

Содержание и объем понятия. Виды понятий.

 

 

15.Закон обратного соотношения между объемом и содержанием понятий.

Если объем видового понятия вклю­чается в объем родового понятия, то для содержания этих понятий отношение будет обратным: содержание родового понятия вклю­чается в содержание понятия вида. Это дало возможность сформу­лировать в рамках традиционной логики закон обратного отно­шения между содержанием и объемом понятия: чем больше объем понятия, тем беднее его содержание и чем меньше объем понятия, тем богаче его содержание. В приведенном выше примере соотно­шения трех понятий самое богатое содержание у меньшего по объ­ему понятия, самым бедным по содержанию понятием является са­мое большое по объему понятие.

Это окажется верным даже в том случае, когда мы не знаем, ка­кое это понятие, поскольку речь идет об общелогическом законе.

Вокруг закона обратного отношения объема и содержания по­нятия имеет место длительная дискуссия. Приводилось много при­меров якобы опровергающих этот закон. Например, спрашивали, какое понятие более богато по содержанию: “знающие все инос­транные языки” или “знающие все живые иностранные языки ”. Казалось бы, что второе понятие богаче по содержанию и шире по объему. Парадокс исчезает, если мы будем перечислять языки и тогда оказывается, что содержание понятия “знающие все иностран­ные языки” будет более богатым, чем понятие “знающие все жи­вые иностранные языки ”.

Однако, некоторая неточность в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия все же есть. И она связана с тем, что понятия, тождественные по объему, могут быть различ­ны по содержанию и наоборот. Поэтому сужение содержания мо­жет не приводить к соответствующему расширению объема поня­тия и наоборот (обогащение содержания понятия не обязательно приведет соответственно к уменьшению объема понятия).

Отклонения от закона определяются тем, что признаки, входя­щие в содержание понятия, могут быть связаны друг с другом.

 

16.Определение понятий. Правила определения понятий.

Определение -логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам языка

Правила определения понятий:

а) Определение должно быть соразмерным, т. е. объем определяемого понятия должен совпадать с объемом определяющего; они должны быть равнозначащими понятиями. Соразмерность легко проверяется через перестановку мест членов определительного суждения. Например: "Наука о законах и формах правильного мышления есть логика". При нарушении правила соразмерности определение будет или слишком широким, или очень узким. Например: "Общество, построенное на частной собственности, есть капитализм"; "Промышленное предприятие, изготовляющее техническое оборудование, называется заводом".

В первом случае определяющее понятие по объему шире определяемого ввиду пропущенного видового признака капитализма — превращение рабочей силы в товар.

Во втором случае определяющее уже определяемого понятия, так как в него внесен излишний признак — изготовление технического оборудования, который не является обязательным для каждого завода.

б) Нельзя допускать того, чтобы определяющее само разъяснялось через определяемое понятие. Определяющее понятие не должно зависеть от определяемого. Нарушение этого правила приводит к логической ошибке — тавтологии. Например: "Преступник — это человек, совершивший преступление"; "Информация — это сообщение". Здесь определяющее понятие повторяет сказанное в определяемом. Поэтому тавтология не раскрывает содержания понятия, не выполняет функции определения.

Чтобы избежать подобной ошибки в определении, нужно помнить, что определяемое и определяющее понятия равны по объему, но не тождественны по содержанию и представляют собой самостоятельные понятия.

в) Определение не должно быть только отрицательным. Цель определения — ответить на вопрос: чем является данный предмет, отображенный в понятии. Для этого необходимо выявить и перечислить в утвердительной форме его существенные признаки. Отрицательное определение отмечает лишь отсутствующие признаки, т. е. указывает, чем не является данный предмет.

г) Определение должно быть кратким, точным и понятным. Слишком многословное определение выходит за рамки своего назначения и может превратиться в простое описание. В определении не следует допускать двусмысленных, расплывчатых терминов, которые можно понимать по-разному. Нечеткое определение ведет к непониманию сущности предмета, к смутным представлениям и путанице.

Определение понятия играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Выражая в сжатом виде знание о предмете, оно является существенным моментом в познании действительности. В любой науке всем основным понятиям даются определения, причем в правовых науках точное определение понятий имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В самом деле, если, например, в уголовном праве не будет точных определений понятий "умысел", "соучастие", "вина", "неосторожность", "необходимая оборона" и т. д., то это может привести к ошибочному толкованию этих понятий, к неправильному пониманию отраженных в них явлений, а следовательно, к ошибкам суда и следствия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.63 (0.022 с.)