Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совместимые отношения между понятиямиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Несовместимые отношения между понятиями
Дополнительная литература: 1. Войшвилло Е.К. Понятие. М.: Изд-во МГУ, 1967. - 286 с. 2. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., Изд-во МГУ, 1989. - 238 с.
Сущность понятия. Понятие – форма мышления, в которой предметы мысли отражаются в их общих и существенных признаках. Понятия отражают предметы мысли («преступление») или их признаки («противоправность») и обозначаются словами («умысел»), словосочетаниями («прямой умысел») или иными общепризнанными знаками (дорожные указатели, физические знаки и т.д.). Понятие представляет собой обобщенное знание о сходных объектах. Психологи выделяют различные формы таких обобщений (комплексы, синкреты, понятия, - по Л.С.Выготскому). Понятия играют важную роль в познании человеком мира, в накоплении и структурировании этих знаний, особенно велика роль понятий в науке. Понятия, которым владеет человек, он приобретает двумя основными путями: усваивает готовые или формирует самостоятельно. Усвоение готовых понятий (обычно научных, выработанных человечеством в ходе своего развития) происходит в ходе специально организованной деятельности, когда человеку предлагают готовое, сформированное понятие, чаще всего выраженное и раскрываемое с помощью определения. Мы говорим, что человек усвоил понятие, когда он выяснил его существенные признаки, может отличить предметы, входящие в данное понятие от других, может выражать мысли, строить рассуждения и решать задачи с применением данного понятия. Человек может вырабатывать понятия (житейские) самостоятельно. Это происходит на основе сложной аналитико-синтетической деятельности мышления.
Итак, в понятии предметы мысли отражаются в существенных признаках. Что же такое признак? В литературе мы можем встретить такое определение: «Признаки – это все то, чем предметы похожи друг на друга или чем они отличаются». Мы согласны с этим определением в целом, однако считаем, что в нем указание на ближайший род заменяется местоимением. На наш взгляд, целесообразнее придерживаться иного определения: Признаками предмета мысли называются его свойства, связи и отношения с другими предметами мысли, позволяющие устанавливать между ними сходство и различие. Например, убийство и кража представляют собой противоправные деяния, это делает их похожими, они имеют сходный признак «противоправность». Кроме сходных, эти понятия имеют и признак отличительный – «состав преступления». Из данного определения видно, что признаки бывают трех основных типов: свойства, связи и отношения. Свойство принадлежит объекту (преступлению, человеку) как самостоятельному предмету мысли (противоправность две нижние конечности соответственно). Связь проявляется во взаимодействии объектов: для преступления быть наказуемым лишением свободы – признак, не принадлежащий собственно преступлению, а проявляющийся в связи с действующей в настоящее время частью особенной уголовного кодекса. Отношение выступает как признак, проявляющийся через установление пространственных или иных особых отношений: разбой опаснее (обладает большей общественной опасностью) кражи. Для понятия «разбой» признак «опаснее» без понятия «кража» не имеет смысла. Признаки могут делиться по степени обобщенности и по степени существенности. По степени обобщенности признаки делятся на: - общие – принадлежащие всем элементам класса, - видовые – принадлежащие некоторой совокупности элементов класса, - индивидуальные – принадлежащие отдельным элементам класса. Рассмотрим эти признаки на примере понятия «преступление». Признаками, общими для всех преступлений, будут «виновность», «противоправность», «наказуемость» и т.п.; видовыми – «умышленное», «имущественное» и т.д.; индивидуальными –обстоятельства конкретного преступления: объект, объективная сторона, субъект и т.д. По степени существенности признаки делятся на: - существенные – такие, каждый из которых необходим, а всех вместе достаточно для отличения предмета мысли от сходных, - несущественные – признаки, которые являются для предмета мысли необязательными.
Понятие и слово.
Понятие как отражение предмета мысли, является образованием идеальным, субъективным. В таком своем качестве это обобщение может стать средством мышления, но не может стать средством общения (и уж тем более сохранения и передачи общественного опыта). Для выполнения этих функций понятие надо «объективировать», использовать какой-либо знак (предмет, рисунок, звук и т.п.), который будет обозначать данное понятие. К настоящему времени человек выработал огромное количество знаковых систем для обозначения необходимых, подчас достаточно сложных и абстрактных понятий. Некоторые из этих систем носят локальный во времени и в пространстве характер (например, варианты систем, которыми пользовались на разных этапах своего развития отдельные народности или племена: узелковое письмо, сигнальные костры, барабанный бой и т.п.). Другие системы получили распространение в различных науках (математические, физические, химические и пр.) и иных областях человеческой деятельности (музыка, шахматы, дорожные знаки, погоны и петлицы и т.п.). Самой распространенной и универсальной знаковой системой является естественный язык. Существуя многие тысячелетия, язык вводил, модифицировал, ассимилировал различные слова и словосочетания, позволяющие сделать предметом межчеловеческого общения самые разнообразные сведения о предметах окружающего мира, о самом человеке, о разнообразных отвлеченных, абстрактных, научных и т.п. объектах (и понятиях). Понятие в речи выражается словом или словосочетанием. Слово служит речевым знаком, обозначающим понятие. Понятие – единица мышления, слово – единица речи, служащая для его обозначения, поэтому отношения между ними определяются отношениями между мышлением и речью в целом. Отношения между понятием и словом достаточно сложные, для логики имеют большое значение некоторые формальные отличия: - одно и то же слово может обозначать разные понятия. В основе многозначности слова могут лежать различные причины: устаревшее значение заменяется более новым, литературное и сленговое значение (металлист как работник металлургической промышленности и металлист как представитель неформальной молодежной субкультуры), научное и житейское значение (понятие темперамент в психологии и в быту, когда о человеке могут сказать, что у него большой темперамент), фактическое и юридическое значение (преступник – лицо, совершившее преступление или лицо, которое признано преступником в ходе судебного разбирательства), узкое значение термина и расширительное его значение, толкование и т.д.; - одно и то же понятие может обозначаться разными словами. В качестве таких выражений могут выступать синонимы (труд, работа), левая и правая части определений (кража, тайное хищение чужого имущества) и т.п.; - существуют слова, не обозначающие понятия (междометия: ой, эх); - понятия могут обозначаться не только словами, но и иными общепринятыми знаками (химические и физические символы, дорожные знаки).
Понятие и представление.
Понятия формируются на основе представлений и остаются тесно связаны с ними. Представление – образ предмета, хранящийся в памяти (или возникающий при его восприятии). Понятие – форма мышления, представление – форма чувственного познания, поэтому отношения между понятием и представлением определяются отношениями между мышлением и чувственным познанием в целом. Укажем на некоторые наиболее важные отличия понятия от представления и предлагаем самостоятельно рассмотреть эти отличия на примере такого предмета мысли, как преступник: -представления имеют образный характер, а понятия без'образны; -в понятиях отражаются существенные признаки предмета мысли, а в представлениях – внешние, чувственно воспринимаемые, -признаки понятия четко определены, признаки представления – размыты, -как правило, признаки представления индивидуальны, а признаки понятия универсальны (принимаются большими группами людей), -как правило, понятия обладают большей степенью обобщенности, -как правило, понятия обладают большими познавательными возможностями.
4. Объём и содержание понятия.
Всякое понятие имеет двойственную природу: с одной стороны, оно представляет собой совокупность признаков предметов, а, с другой – отражает в этих признаках саму совокупность данных предметов. Собственно, это и есть две очень важные особенности любого понятия: содержание и объем. Содержание понятия – совокупность его существенных признаков, объём -совокупность объектов, которые имеют данные признаки. Для того, чтобы установить содержание понятия, необходимо назвать его существенные признаки. Эти признаки могут иметь различный характер. Например, для понятия "преступление" содержание составляют признаки, выделенные законодателем в особенной части УК: противоправность, виновность, наказуемость и т.д. Для того, чтобы установить объем понятия, необходимо установить класс объектов, включаемых в понятие. Например объем понятия "преступление" будут составлять деяния, предусмотренные в особенной части УК: убийство, грабеж и.т.д. Существуют две основные точки зрения на то, что включать в объем понятия: сторонники одной из них считают, что объем включает лишь элементы, существующие в настоящее время (деяния, которые в настоящее время мы можем рассматривать как таковые); сторонники другой считают, что объем включает все объекты с данными признаками, которые существовали, существуют и будут существовать (все преступления прошлого, настоящего и будущего). Каждая из этих точек зрения имеет как достоинства, так и недостатки. К примеру, что включать в объем понятия "студент"? Ответ на этот вопрос можно дать двоякий. Если мы берем юридическое значение данного понятия (речь идет о правах и обязанностях студентов), то в объем понятия мы будем включать студентов ныне существующих. Если же берем фактическое значение термина (рассматриваем студентов как лиц, обучающихся в учреждениях профессионального образования), то это понятие будет применимо и по отношению ко всем студентам прошлого, настоящего и, видимо, будущего времени). Очевидно, наиболее правильная точка зрения будет состоять не в том, что мы априори выбираем одну из двух предложенных, а будем ориентироваться на контекст, на поставленную задачу (в нашем примере правовую или фактическую).
Для формальной логики существует приоритет объёма понятия над его содержанием. Это отражено в принципе объёмности, который при работе с понятиями предлагает отвлекаться от их содержания и оперировать только объёмами понятий. При этом появляется возможность графически изображать как понятия (их объёмы), так и отношения между понятиями (между их объёмами). Такой способ предложили Эйлер и Венн, поэтому его называют графическим способом изображения понятий или диаграммами Эйлера-Венна. Например, отношения между понятиями «преступление» и «кража» можно изобразить в виде следующей схемы, где А – понятие «преступление», а В - «кража» (см. рис. №1). Рис. №1. Диаграмма отношений между понятиями «преступление» и «кража»
Другим важным положением логической теории понятий является закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Смысл этого закона можно раскрыть следующим образом: увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объёма и наоборот. Рассмотрим действие этого закона на примере. Если мы возьмем понятие государство, то обнаружим, что оно, как и любое другое понятие, имеет определенные содержание и объём. Содержание этого понятия будет включать в себя ряд признаков: наличие определенной территории, народонаселения и пр. Объём понятия государство будут составлять все конкретные государства. Если мы к содержанию данного понятия добавим еще один признак: быть расположенным в Европе, то содержание увеличится. Вместе с тем объём данного понятия станет меньше, ведь европейских государств меньше, чем вообще государств.
Виды понятий по объёму.
1. В зависимости от количества элементов, составляющих объём понятия, выделяются следующие виды понятий по объёму: нулевые, единичные и общие, общие в свою очередь делятся на конечные и бесконечные, а конечные – на регистрируемые и нерегистрируемые.
Рис. №2. Виды понятий по объему. Единичные понятия – понятия, объём которых состоит из одного элемента (например: столица Франции, юридический факультет ЯрГУ им. П.Г.Демидова). Объём нулевых понятий будет составлять пустое множество, в нем будет находиться ноль элементов. Признаки, перечисленные в содержании такого понятия, не будут принадлежать ни одному предмету мысли (например: русалка, вечный двигатель). В нулевых (или пустых) понятиях можно выделить две разновидности: логически пустые и пустые фактически. Логически пустые содержат противоречивые признаки, которые не могут принадлежать каким-либо предметам мысли: круглый квадрат, храбрый трус и т.п. фактически пустые понятия содержат признаки непротиворечивые, просто такой набор признаком в действительности не встречается у реально существующих объектов: факультет геологии ЯрГУ, сорокалетний студент группы Юр-11 ЯрГУ и т.п. Общие понятия содержат в своём объёме два или более элемента (например, государство, преступление). Общие понятия делятся на конечные и бесконечные по объему. Объём бесконечных понятий составляет бесчисленное множество элементов (например: число, треугольник). Объём конечных понятий составляет ограниченное множество элементов (например: человек, книга). Конечные понятия делятся на регистрируемые и нерегистрируемые. Объём регистрируемых понятий поддается учету (например: студент группы ЮР-11, субъект Российской Федерации). Объём нерегистрируемых понятий учету не поддается (например: дерево, орудие преступления).
2. По степени собирательности выделяют понятия собирательные и разделительные.
Собирательными называют понятия, в которых группа родственных элементов мыслится как единое целое, а признак, принадлежащий их совокупности, не принадлежит отдельным ее элементам (например: библиотека, преступная группа). Библиотека состоит из однородных элементов - книг. Об одной книге мы не можем сказать, что она и есть библиотека. Лишь совокупность множества книг образуют библиотеку. Разделительные понятия мыслятся самостоятельно, как отдельные объекты, признаки понятия принадлежат отдельным элементам (например: человек, мышление). Следует иметь в виду, что правильнее говорить не о собирательных и разделительных понятиях, а о собирательном и разделительном смысле их употребления, поскольку одно и то же понятие в зависимости от контекста может рассматриваться как собирательное или как разделительное. Например, понятие "студент нашей группы" может рассматриваться в собирательном смысле (студенты нашей группы весят полторы тонны - признак принадлежит совокупности студентов) или в разделительном (студенты нашей группы изучают логику - признак принадлежит отдельным студентам).
Виды понятий по содержанию.
В зависимости от особенностей признаков, составляющих содержание понятия, выделяются следующие виды понятий по содержанию. 1. Конкретные и абстрактные понятия. Конкретными называют понятия, в которых предмет мысли рассматривается как реальный объект (предмет ли явление) во всем многообразии его признаков (например: город, преступление). Абстрактными являются понятия, в которых отдельный признак «отрывается» от предмета и мыслится самостоятельно (например: зеленый, наказуемость). 2.Положительные и отрицательные понятия. В положительных понятиях подчеркивается наличие у предмета мысли определенного признака, в отрицательных – его отсутствие (например: успевающий – неуспевающий, умышленное преступление – неумышленное преступление). 3. Соотносительные и безотносительные понятия. Соотносительными являются понятия (как правило, два), между которыми устанавливается неразрывная мысленная связь, которые друг без друга не мыслятся и, как правило, друг через друга раскрываются (например: родители – дети, истец - ответчик). Безотносительные мыслятся самостоятельно (например: человек, право). 4. Сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимые – понятия, между которыми существует неразрывная мысленная связь (например: государство и европейское государство, преступление и правонарушение). Несравнимые такой связи не имеют (например: государство и правонарушение).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.012 с.) |