ТОП 10:

Сущность и приемы опровержения.



Опровержение – логический прием, при котором обосновывают ложность тезиса или несостоятельность его доказательства.

Основные приемы опровержения часто выделяют в зависимости от элемента доказательства, по отношению к которому направлено опровержение:

-опровержение тезиса,

-опровержение аргументов,

-опровержение демонстрации.

Первый прием носит строгий характер, поскольку ставит задачу обосновать, доказать какую-то мысль, два других – гораздо проще, поскольку их цель – деструктивная, направленная на разрушение построенного доказательства.

 

 

Тема 9. Законы мышления.

Дополнительная литература:

1. Астафьев В.К. Законы мышления в формальной и диалектической логике. Львов, 1968.

2. Савинов А.И. Логические законы мышления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1958. - 371 с.

Основные формально-логические законы мышления представляют собой важную часть предмета логики. Под законами в традиционной логике понимаются предельно общие правила связывания мыслей в рассуждении. В рамках традиционной логики принято выделять четыре основных закона: закон тождества, закон противоречия (непротиворечия), закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

Закон тождества.

В процессе рассуждения одним и тем же мыслям должен придаваться один и тот же, четко определенный смысл, малейшее изменение смысла должно строго оговариваться.

Формулу закона тождества можно представить в следующем виде: А=А, А есть А.

Существуют две основные ошибки, связанные с нарушением этого закона: отождествление различных мыслей и различение мыслей тождественных.

Закон противоречия.

Две взаимоисключающие мысли не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одна из них ложна.

Неверно, что А и не-А.

Противоречие логическое, недопустимое в мыслях, надо отличать от противоречия диалектического, отражающее противоречивость развивающегося, противоречивого мира. Логическое противоречие имеет место, если речь идет об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одних и тех же отношениях.

Закон исключенного третьего.

Противоречащие суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными; одно из них обязательно истинно, другое – обязательно ложно, третьего не дано.

А либо не-А

Закон достаточного основания.

Всякая мысль должна иметь достаточное основание. В процессе рассуждения можно использовать лишь мысли, истинность которых доказана.

А → В.

 


Индивидуальная самостоятельная работа

С целью углубленного изучения теоретических и прикладных аспектов логики могут быть рекомендованы для самостоятельной и индивидуальной работы рефераты и учебно-исследовательские за­дания. Ниже мы предлагаем некоторые темы и рекомендации по их выполнению.

 

Тема: Определение понятия

По данному разделу могут быть рекомендованы следующие темы учебно-исследовательских заданий:

1. Сравнительная характеристика понятия "личность" в фи­лософии, психологии и праве.

2. Сравнительная характеристика понятия "мышление" в фи­лософии, психологии и логике.

 

Список понятий, предлагаемых для анализа, является примерным; по согласованию с преподавателем могут быть выбраны и другие понятия, которые вызывают у студентов интерес, например, коллектив, уровень притязаний и т.д.

Цель написания работ данного типа состоит в закреплении знаний по теме "Определение понятий" и выработке умений проводить логический анализ различных определений.

Для написания работы необходимо, прежде всего, подобрать ис­точники, в которых даются различные определения анализируемого понятия. Основное количество словарных статей берется из учебников или специальных словарей. Найденные определения записыва­ют на карточки, где дается точное библиографическое описание ис­точника цитируемого определения (с указанием автора книги, ее названия, места и года издания, а также номера страницы, на которой находятся цитируемая фраза), В коллективных трудах указы­вается автор главы, из которой выписывается определение. Напри­мер: "Мышление - это социально обусловленный, непрерывно связан­ный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действи­тельности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на ос­нове практической деятельности из чувственного познания и дале­ко выходит за ее пределы" (А.В. Брушлинский. В кн.: Общая психология / Под. ред. А.В. Петровского, 2-е изд., доп. и перераб. М.; Просвещение, 1977. - С. 315).

Эти карточки нумеруются и как приложение вкладываются в конверт, подклеиваемый к последнему листу работы. В дальнейшем ссылки делаются на номера карточек.

Анализ определений понятий может состоять из следующих основных этапов:

1. Выделить существенные признаки, через которые раскрывается содержание понятия.

2. Сгруппировать сходные определения.

3. Проверить, решаются ли этим определением познавательные задачи.

4. Выяснить, соблюдены ли логические правила определения понятий. Если некоторые из них нарушены, нужно указать, какие именно, а также отметить, какие ошибки имеют место в данном случае. Например, при анализе понятия "мышление", определение которого было приведено ранее, можно указать, что нарушено пра­вило соразмерности, имеется ошибка – сужение понятия, поскольку речь идет лишь об одном из видов мышления - абстрактно-логиче­ском, а наглядно-действенное и наглядно-образное мышление это определение не охватывает.

5. Сделать общий вывод о рассматриваемых определениях, выбрать то, которое, на ваш взгляд, является наиболее удачным.

Если имеющиеся определения не устраивают, можно попытаться сформулировать собственное.

 

Тема: Деление понятий.

 

Выполнение задания по данному разделу предполагает логический анализ классификации различных объектов.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

1. Выписать на карточки определения понятий, входящих в классификацию, с библиографическим описанием источников, как это рекомендуется в разделе "Определение понятий".

2. Описать предлагаемую автором классификаций, выделить ее структуру: делимое понятие, члены деления, основание деления.

3. Выделить признаки понятий, составляющих классификацию, сопоставить их, проверить соблюдение закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

4. Установить, соблюдены ли в данной классификации логические правила деления понятий. Если ошибка имеется, указать, как она называется и в результате нарушения какого правила возникла. Если возможно, предложите свой вариант исправления обнаруженных

ошибок. Сделать общий вывод о рассматриваемой классификации, оценить ее правильность и эффективность; если, на ваш взгляд, классификация может быть усовершенствована, предложите свои изменения. При оценке классификации могут быть использованы данные о классификациях этих же объектов, предложенные другими авторами. По теме "Деление понятий" могут быть рекомендованы следующие учебно-исследовательские задания:

1. Классификация преступлений против личной собственности граждан.

2. Классификация должностных преступлений.

3. Виды наказания

Данный список тем является примерным, при желании студент может выбрать себе для анализа другую классификацию, согласовав тему с преподавателем.

 

Тема: Доказательство и опровержение

По этой теме могут быть рекомендованы следующие темы реферативных и учебно-исследовательских заданий:

1. Правила и ошибки доказательства.

Цель данной работы – составить по возможную полную классификацию правил и ошибок доказательства с примерами.

Литература:

1.Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. П.: Политиздат, 1954. - 88 с.

2.Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 2-е изд. М.: Наука, 1975. - 720 с.

3.Словарь латинских крылатых слов / Под ред. Я.М.Боровского. М.: Рус. яз., 1982. - 959 с.

 

2. Логический анализ дедуктивного метода Ш.Холмса.

Из рассказов о знаменитом сыщике выбрать не менее 15 примеров его рассуждений, выполнить их логический анализ (определить вид умозаключений, лежащих в их основе, установить соблюдение необходимых правил и т.д.) и сделать обобщающий вывод о излюбленном виде умозаключений данного литературного героя.

 

3. Анализ какого-либо конкретного доказательства.

Для анализа удобно взять статью из периодической печати.

Цель данного задания – способствовать формированию логического видения текста. Студент учится в ходе анализа статьи умению выделять в речи структурные компоненты доказательства, способы аргументации, способы введения и формулирования тезиса, способы связи тезиса и аргументов и т.п.

При выполнении задания анализируемый текст дается в приложении, в нем выделяются тезис, аргументы, демонстрация. При анализе устанавливается, соблюдаются ли логические требования к правильному рассуждению: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность.

Можно использовать следующий примерный план анализа статьи (предложен Н.П.Ерастовым).

1. Логическая определенность раскрытия статьи (новизна, актуальность формулировки темы, способ ознакомления читателей с новизной и направленностью темы, использованные автором).

2. Логическая определенность главной мысли статьи (когда, где и как сформулирована главная мысль; оценка содержания тезиса с точки зрения новизны, очевидности для читателей, его идейной и практической направленности; способы ознакомления читателей с новизной и направленностью тезиса).

3. Тематическая определенность текста (полнота раскрытия темы в целом, полнота раскрытия объема и содержания каждого понятия, включенного в название темы; полнота раскрытия содержания и новизны тезиса).

4. Фразовая и межфразовая определенность текста (способы ознакомления читателей с новыми и трудными для усвоения понятиями; способы различения сходных по смыслу понятий; способы разъяснения смысла особо значимых для читателя формулировок; приемы предупреждения неоднозначности понимания отдельных высказываний; критика двусмысленностей, встречающихся в рассуждениях автора или критикуемых им).

5. Логическая последовательность статьи (общий план статьи и способы ознакомления с ним читателей; логическая последовательность в каждом пункте плана; способы перехода от одних пунктов плана к другим; использование переходных фраз и указаний на факты перехода; случаи отступления от плана и неравномерности раскрытия вопросов; логическая связанность с темой вступления и заключения).

6. Логическая непротиворечивость статьи (в каких вопросах и как раскрыта объективная противоречивость фактов и точек зрения о фактах; как противопоставлялись сходные предметы мысли, имеющие объективно разные признаки, и сходные термины; как выделялись случаи противопоставления одних и тех же явлений в разное время их развития; как выделялись оценки одних и тех же явлений в разном отношении; как обосновывалось ведущее отношение сопоставления; были ли случаи противоречия автора самому себе, как они устранялись).

7. Логическая доказательность текста (ясность и точность формулировок тезиса, сохранение содержания тезиса при его переформулировках; достоверность аргументов, ссылки на первоисточники, на периодическую печать, на данные конкретных наук, на мнение компетентных лиц, на личный опыт читателей, на наглядно воспринимаемые явления; достаточность аргументов, их связанность друг с другом, случаи развернутой и сжатой аргументации; логическая очевидность выводов, анализ обоснованности сомнительных и ложных выводов; примеры дедуктивных, традуктивных и индуктивных выводов в ходе изложения материала).

8. Общая оценка логической культуры изложения материала в статье. Выводы.

 

Предлагаемый план анализа статьи является примерным. В анализируемом тексте некоторые из выделенных сторон могут быть представлены развернуто, рельефно, в таком случае на них следует обратить большее внимание; в противном случае пункты плана могут раскрываться с меньшей полнотой.

 

Иные проблемы логики

На занятиях не всегда имеется возможность обстоятельно рассмотреть ряд теоретических и прикладных моментов логики, которые также могут стать основой реферативных работ.

 

1. Проблемы парадоксов в логике.

Литература.

1.Сухотин А. парадоксы науки. М.: Молодая гвардия, 1978. 240 с.

2. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986. 224 с.

 

2. Приемы повышения четкости, определенности мыслей в лекционной пропаганде.

1. Ерастов Н.П. Логико-психологические основы лекционной пропаганды. М.: Знание, 1979. 40 с.

2. Об искусстве полемики / под ред. П.Н. Федосеева и др. 2-е изд. М.: Политиздат, 1982. 336 с.

3. Старченко А.А. Логические основы лекционной пропаганды. М.: Знание, 1981. 64 с.

 

3. Последовательность, стройность мыслей – необходимое условие публичного выступления.

Литература – та же.

 

4. Методы повышения доказательности в лекции).

Литература – та же.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.194.190 (0.014 с.)