Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет и значение логики.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Предмет и значение логики. Предмет логики Отрасли логической науки Значение логики
Дополнительная литература: 1. Асмус В.Ф. Лекции по истории логики. Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль. М.: ЛКИ, 2007. - 240с. 2. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1984.-320 с. 3. Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. М.: КомКнига, 2006. - 296с. 4. Кнапп В., Герлок А. Логика в правовом сознании. М.: Прогресс, 1987. - 310 с. 5. Кудрин А.К. Логика и истина. М.: Политиздат, 1980. - 144 с. 6. Кумпф Ф., Оруджев З. Диалектическая логика. Основные принципы и проблемы. М.: Политиздат, 1979. - 286 с.
Предмет логики
Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Принято выделять два основных способа познания: живое созерцание и абстрактное мышление. В первом случае человек получает готовые сведения о предметах с помощью органов чувств о цвете, форме, размере, запахе, вкусе и др. свойствах предметов. Если бы человек был муравьем или лягушкой, ему хватило бы для организации поведения и этой информации. Но человек, в отличие от животного, не довольствуется непосредственно данной информацией. Ему обязательно надо выйти за ее пределы, поскольку человека волнуют самые разные вопросы микро- и макромира, далекого прошлого и отдаленное грядущее, социальные, психические, правовые и т.п. явления. Возможность получать новые знания на основе полученных ранее дает человеку мышление. Собственно, суть мышления и состоит в отыскании нового знания или нового способа деятельности, когда старые, хранящиеся в памяти, неприемлемы, не соответствуют условиям. Мышление – неразрывно связанный с речью, социально обусловленный психический процесс поисков и открытия существенно нового, это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза… (А.В.Брушлинский). Из указанных признаков для логики первостепенное значение имеют следующие:. Связь с речью. Нельзя сказать, что связь эта неразрывна, ведь существуют виды мышления, которые не связаны или слабо связаны с речью: наглядно-действенное и наглядно-образное. Вместе с тем, для мышления взрослого человека, основу которого оставляет абстрактно-логическое мышление, такая связь действительно достаточно тесная и проявляется в следующем: исходный материал, средства и результат выражаются в речи. В юридической деятельности эта связь проявляется в том, что правовые нормы, сведения, которые сообщает человек, обратившийся за помощью к юристу и иные юридические сведения, необходимые для оказания юридической помощи, выражаются, прежде всего в речевой форме; юрист, решая задачу, оперирует юридическими фактами, выраженными в речи; результаты его деятельности будут выражены и переданы клиенту также в речевой форме. Обобщенность. Органы чувств дают информацию о конкретных единичных объектах. Мышление может оперировать не только отдельными объектами, но и их классами. Когда мы говорим: «Преступление – общественно опасное деяние»,- мы имеем в виду миллионы разнообразных по составу противоправных деяний, совершенных людьми или тех, которые будут совершены через много лет. Любая правовая представляет собой обобщенное правило, применяемое ко многим, подчас весьма разнообразным правовым случаям. Опосредованность. Правоприменительная деятельность предполагает применение общих правовых норм к конкретной правовой ситуации. Например, в юридическую консультацию обращается человек, разъяснить его права и обязанности. Некто А.Д. пишет в газету: «Я устроился на предприятие по договору подряда, который был заключен на неопределенный срок и расторгнут через полгода. Скажите, пожалуйста, полагается ли мне выплата компенсации за отпуск?». Ни в одном нормативном документе юрист не найдет сведений о том, полагается ли А.Д. компенсация за отпуск при этих условиях. Задачей юриста в этом случае будет отыскание в ситуации юридически значимых признаков, соотнесение их с боле общими правовыми нормами и перенос на данную ситуацию общих норм посредством построения умозаключения.
Являясь очень сложным образованием, мышление может быть объектом исследования различных наук. Философия изучает общие особенности мышления, его взаимоотношения с миром и т.п. Психология – мышление как процесс, индивидуально психологические особенности, факторы, детерминирующие его и т.п. Педагогика – процесс становления, формирования. История – особенности его филогенетического развития. Право – формирование преступного умысла, мышление в деятельности юриста (выдвижение следственной версии, принятие решения судом). Кибернетика – моделирование мышления. Физиология ВНД – механизмы, лежание в его основе. Можно перечислять и далее, трудно найти науку, которая так или иначе не изучала бы мышление, но уже этого сверхбеглого перечисления достаточно, чтобы задать себе вопрос: «Что же остается на долю логики?». На наш взгляд, вопрос сформулирован крайне неудачно. Дело в том, что перечисленные и неназванные науки либо сформированы достаточно поздно (кибернетика, физиология), либо изучение мышления составляло для них лишь малую часть предмета науки (философия). Логика возникла полторы тысячи лет назад (4 век до н.э.) как наука, изучающая только мышление, и существует вот уже 15 веков. Могла ли она в таких условиях взять в качестве предмета что-то второстепенное и быть востребованной в течение столь длительного времени? Логика разрабатывалась, по сути, как нормативная дисциплина, которая была призвана не только изучить законы и формы мышления, но и разработать правила, соблюдение которых обеспечивало бы успешность доказательства мыслей и убеждения слушателей. Итак, логика изучает мышление правильное. При этом, логику не интересует проблема правильности как соответствия генеральной линии правящей партии, правовым или морально-нравственным нормам. Ее интересует, позволяет ли такое рассуждение получать достоверные, убедительные рассуждения. Принято выделять четыре основных свойства правильного мышления. 1. Определенность. Определенным будет мышление, в котором используемые мысли (понятия, суждения) будут четкими, ясными и неизменными в ходе рассуждений. Нарушения определенности мышления обычно бывает связано с использованием либо недостаточно определенных (неясных, размытых), либо многозначных мыслей. Нарушение определенности мыслей в юридической деятельности приводят к серьезным проблемам в обеспечении эффективности деятельности. Например, недостаточно четкое определение понятий «фашизм» или «порнография» приводило и продолжает приводит к трудностям в правоприменительной деятельности. В частности, статья о запрете пропаганды фашизма так и не нашла широкого применения, а статья о запрете распространения порнографии длительное время работала неэффективно, лишь относительно недавно законодатель смог сформулировать отличия порнографии от эротики, что позволило применять данный закон более корректно. 2. Последовательность. В последовательном мышлении вспомогательные мысли, раскрывающие основную мысль, располагаются в строго установленном порядке. Обычно последовательность мыслей диктуется целью рассуждения и зависит от особенности предмета мысли. Так исторические события часто раскрываются по хронологии, правовая норма составляется исходя из ее структуры: гипотеза, диспозиция и санкция. 3. Непротиворечивость. Противоречивое мышление использует взаимоисключающие мысли, то есть такие мысли, которые не могут быть одновременно истинными. Человек весьма чувствителен к противоречиям, поэтому явные противоречия в рассуждениях отдельного лица можно встретить достаточно редко. Обычно мы имеем дело с противоречиями в показаниях по делу разных лиц, или одного лица на разных этапах прохождения дела. 4. Доказательность. При доказательном мышлении используют обоснованные мысли, истинность которых подтверждена либо сопоставлением с действительностью, либо с необходимостью выведена из других мыслей. В качестве примеров доказательного и недоказательного рассуждения можно привести такие примеры умозаключений:
Правильное: Все адвокаты являются юристами Иванов является адвокатом Иванов является юристом
Неправильное: Некоторые студенты являются отличниками Иванов является студентом Иванов является отличником
Логика изучает формы правильного мышления и выделяет три основные формы: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предметы мысли в общих и существенных признаках, в суждении что-либо утверждают или отрицают о предмете мысли, в умозаключении из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Рассмотрим формы мышления на примере рассуждения:
Все студенты являются учащимися Иванов – студент Иванов – учащийся
Это умозаключение. Оно состоит из трех суждений: «Все студенты являются учащимися», «Иванов – студент», «Иванов – учащийся». В состав суждений входят следующие три понятия: «студенты», «учащиеся», «Иванов».
Логика изучает законы правильного мышления и выделяет четыре основных формально-логических закона: закон тождества, закон противоречия (закон непротиворечия), закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Под законами в традиционной логике понимаются предельно общие правила связывания мыслей в рассуждении. Например, закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения одним и тем же мыслям придавался один и тот же, строго определенный смысл, а малейшее изменение смысла строго оговаривалось.
Метод формализации в логике. Попробуем сравнить два простых умозаключения.
1. Все студенты являются учащимися Иванов – студент Иванов – учащийся
2. Все психические процессы поддаются тренировке Мышление – психический процесс Мышление поддается тренировке
Сравнение позволяет нам обнаружить сходство и различие между этими умозаключениями. Различие состоит в содержании рассуждений: в одном речь идет о студентах, в другом о психических процессах, т.е. рассуждения различаются содержанием. Сходство этих умозаключений состоит в способе рассуждения, в его структуре. Выделенные нами особенности мысли являются двумя очень важными ее сторонами: содержанием и структурой. Содержание мысли характеризует предметную область, которая отражается в мысли (то, о чем идет речь в мысли), а структура (форма) – способ рассуждения. Если давать более строгое определение формы (структуры) мысли, то можно сказать, что структура мысли – это совокупность элементов мысли и связей между ними. Логика возникла в четвертом веке до нашей эры как наука, которая изучала мышление со стороны его формы, структуры, отвлекаясь от содержания мыслей, поэтому ее стали называть формальной логикой (в отличие от диалектической). Формальная логика есть наука, изучающая наши мысли со стороны их структуры (при этом она отвлекается от их изменения и развития); формальная логика изучает законы и правила, которым подчиняется наша мысль в процессе получения выводного знания: формальная логика выявляет операции, применяемые ко всем формам нашей мысли, к предметам самого различного конкретного содержания (Д.П.Горский).
Для изучения структуры мысли ее надо уметь выделить. Формальная логика разработала для решения данной задачи специальный метод – метод формализации. Суть его заключается в замене элементов мысли определенными символами. При этом одинаковые элементы мысли обозначаются одинаковым образом, сходные - сходным, различные – различным. Так в примере 1 мы можем понятие «студент» обозначить символом М, «учащийся» - Р, «Иванов» - S. Тогда структура этого умозаключения примет следующий вид: Все М есть Р S есть М S есть Р В качестве элементов мысли можно использовать как отдельные понятия, так и суждения. Скажем, формула сложного соединительного суждения «Память и мышление – познавательные процессы» может быть записана разными способами: - в развернутой форме: S1 есть Р и S2 есть Р, - в полуразвернутой форме: S1 и S2 есть Р, - в сокращенной форме: А и В, где символами А и В обозначаются простые суждения.
Отрасли логической науки.
Классификация отраслей логической науки достаточно разнообразна. Мы выделяем, прежде всего, деление отраслей по ориентации на исследование формы или содержания мысли. Несколько упрощенная классификация отраслей логики по этому основанию выглядит следующим образом: выделяют формальную и диалектическую логики, а в формально – две разновидности, отличающиеся степенью формализации: традиционную и математическую.
В сжатом виде сравнительную характеристику этих отраслей логики удобно представить в виде следующей таблицы:
Табл. №1. Краткая сравнительная характеристика отраслей логики
Значение логики.
Говоря о значении любой науки, важно выделить теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение логики определяется, прежде всего, спецификой ее предмета. Логика изучает законы и формы правильного мышления, и другой такой науки нет. Практическое ее значение определяется конкретными практическими задачами применения: служит основой общения, перевода, создания искусственных языков, моделирования мышления и т.д. Логика как наука возникла в 4 веке до н.э. в трудах Аристотеля, который использовал более ранние наработки в различных областях логики и создал науку примерно в том виде, в каком она сейчас известна под названием «логика» или «аристотелевская логика». И, несмотря на то, что за прошедшие века многое в логике изменилось, это название сохраняется как заслуженная дань памяти великому человеку, который смог соединить воедино и системно изложить взгляды на вопросы о законах и формах правильного мышления. Тема 2. Понятие Сущность понятия Понятие и слово Понятие и представление 4.Объём и содержание понятия Виды понятий по объёму Виды понятий по содержанию Сущность понятия. Понятие – форма мышления, в которой предметы мысли отражаются в их общих и существенных признаках. Понятия отражают предметы мысли («преступление») или их признаки («противоправность») и обозначаются словами («умысел»), словосочетаниями («прямой умысел») или иными общепризнанными знаками (дорожные указатели, физические знаки и т.д.). Понятие представляет собой обобщенное знание о сходных объектах. Психологи выделяют различные формы таких обобщений (комплексы, синкреты, понятия, - по Л.С.Выготскому). Понятия играют важную роль в познании человеком мира, в накоплении и структурировании этих знаний, особенно велика роль понятий в науке. Понятия, которым владеет человек, он приобретает двумя основными путями: усваивает готовые или формирует самостоятельно. Усвоение готовых понятий (обычно научных, выработанных человечеством в ходе своего развития) происходит в ходе специально организованной деятельности, когда человеку предлагают готовое, сформированное понятие, чаще всего выраженное и раскрываемое с помощью определения. Мы говорим, что человек усвоил понятие, когда он выяснил его существенные признаки, может отличить предметы, входящие в данное понятие от других, может выражать мысли, строить рассуждения и решать задачи с применением данного понятия. Человек может вырабатывать понятия (житейские) самостоятельно. Это происходит на основе сложной аналитико-синтетической деятельности мышления.
Итак, в понятии предметы мысли отражаются в существенных признаках. Что же такое признак? В литературе мы можем встретить такое определение: «Признаки – это все то, чем предметы похожи друг на друга или чем они отличаются». Мы согласны с этим определением в целом, однако считаем, что в нем указание на ближайший род заменяется местоимением. На наш взгляд, целесообразнее придерживаться иного определения: Признаками предмета мысли называются его свойства, связи и отношения с другими предметами мысли, позволяющие устанавливать между ними сходство и различие. Например, убийство и кража представляют собой противоправные деяния, это делает их похожими, они имеют сходный признак «противоправность». Кроме сходных, эти понятия имеют и признак отличительный – «состав преступления». Из данного определения видно, что признаки бывают трех основных типов: свойства, связи и отношения. Свойство принадлежит объекту (преступлению, человеку) как самостоятельному предмету мысли (противоправность две нижние конечности соответственно). Связь проявляется во взаимодействии объектов: для преступления быть наказуемым лишением свободы – признак, не принадлежащий собственно преступлению, а проявляющийся в связи с действующей в настоящее время частью особенной уголовного кодекса. Отношение выступает как признак, проявляющийся через установление пространственных или иных особых отношений: разбой опаснее (обладает большей общественной опасностью) кражи. Для понятия «разбой» признак «опаснее» без понятия «кража» не имеет смысла. Признаки могут делиться по степени обобщенности и по степени существенности. По степени обобщенности признаки делятся на: - общие – принадлежащие всем элементам класса, - видовые – принадлежащие некоторой совокупности элементов класса, - индивидуальные – принадлежащие отдельным элементам класса. Рассмотрим эти признаки на примере понятия «преступление». Признаками, общими для всех преступлений, будут «виновность», «противоправность», «наказуемость» и т.п.; видовыми – «умышленное», «имущественное» и т.д.; индивидуальными –обстоятельства конкретного преступления: объект, объективная сторона, субъект и т.д. По степени существенности признаки делятся на: - существенные – такие, каждый из которых необходим, а всех вместе достаточно для отличения предмета мысли от сходных, - несущественные – признаки, которые являются для предмета мысли необязательными.
Понятие и слово.
Понятие как отражение предмета мысли, является образованием идеальным, субъективным. В таком своем качестве это обобщение может стать средством мышления, но не может стать средством общения (и уж тем более сохранения и передачи общественного опыта). Для выполнения этих функций понятие надо «объективировать», использовать какой-либо знак (предмет, рисунок, звук и т.п.), который будет обозначать данное понятие. К настоящему времени человек выработал огромное количество знаковых систем для обозначения необходимых, подчас достаточно сложных и абстрактных понятий. Некоторые из этих систем носят локальный во времени и в пространстве характер (например, варианты систем, которыми пользовались на разных этапах своего развития отдельные народности или племена: узелковое письмо, сигнальные костры, барабанный бой и т.п.). Другие системы получили распространение в различных науках (математические, физические, химические и пр.) и иных областях человеческой деятельности (музыка, шахматы, дорожные знаки, погоны и петлицы и т.п.). Самой распространенной и универсальной знаковой системой является естественный язык. Существуя многие тысячелетия, язык вводил, модифицировал, ассимилировал различные слова и словосочетания, позволяющие сделать предметом межчеловеческого общения самые разнообразные сведения о предметах окружающего мира, о самом человеке, о разнообразных отвлеченных, абстрактных, научных и т.п. объектах (и понятиях). Понятие в речи выражается словом или словосочетанием. Слово служит речевым знаком, обозначающим понятие. Понятие – единица мышления, слово – единица речи, служащая для его обозначения, поэтому отношения между ними определяются отношениями между мышлением и речью в целом. Отношения между понятием и словом достаточно сложные, для логики имеют большое значение некоторые формальные отличия: - одно и то же слово может обозначать разные понятия. В основе многозначности слова могут лежать различные причины: устаревшее значение заменяется более новым, литературное и сленговое значение (металлист как работник металлургической промышленности и металлист как представитель неформальной молодежной субкультуры), научное и житейское значение (понятие темперамент в психологии и в быту, когда о человеке могут сказать, что у него большой темперамент), фактическое и юридическое значение (преступник – лицо, совершившее преступление или лицо, которое признано преступником в ходе судебного разбирательства), узкое значение термина и расширительное его значение, толкование и т.д.; - одно и то же понятие может обозначаться разными словами. В качестве таких выражений могут выступать синонимы (труд, работа), левая и правая части определений (кража, тайное хищение чужого имущества) и т.п.; - существуют слова, не обозначающие понятия (междометия: ой, эх); - понятия могут обозначаться не только словами, но и иными общепринятыми знаками (химические и физические символы, дорожные знаки).
Понятие и представление.
Понятия формируются на основе представлений и остаются тесно связаны с ними. Представление – образ предмета, хранящийся в памяти (или возникающий при его восприятии). Понятие – форма мышления, представление – форма чувственного познания, поэтому отношения между понятием и представлением определяются отношениями между мышлением и чувственным познанием в целом. Укажем на некоторые наиболее важные отличия понятия от представления и предлагаем самостоятельно рассмотреть эти отличия на примере такого предмета мысли, как преступник: -представления имеют образный характер, а понятия без'образны; -в понятиях отражаются существенные признаки предмета мысли, а в представлениях – внешние, чувственно воспринимаемые, -признаки понятия четко определены, признаки представления – размыты, -как правило, признаки представления индивидуальны, а признаки понятия универсальны (принимаются большими группами людей), -как правило, понятия обладают большей степенью обобщенности, -как правило, понятия обладают большими познавательными возможностями.
4. Объём и содержание понятия.
Всякое понятие имеет двойственную природу: с одной стороны, оно представляет собой совокупность признаков предметов, а, с другой – отражает в этих признаках саму совокупность данных предметов. Собственно, это и есть две очень важные особенности любого понятия: содержание и объем. Содержание понятия – совокупность его существенных признаков, объём -совокупность объектов, которые имеют данные признаки. Для того, чтобы установить содержание понятия, необходимо назвать его существенные признаки. Эти признаки могут иметь различный характер. Например, для понятия "преступление" содержание составляют признаки, выделенные законодателем в особенной части УК: противоправность, виновность, наказуемость и т.д. Для того, чтобы установить объем понятия, необходимо установить класс объектов, включаемых в понятие. Например объем понятия "преступление" будут составлять деяния, предусмотренные в особенной части УК: убийство, грабеж и.т.д. Существуют две основные точки зрения на то, что включать в объем понятия: сторонники одной из них считают, что объем включает лишь элементы, существующие в настоящее время (деяния, которые в настоящее время мы можем рассматривать как таковые); сторонники другой считают, что объем включает все объекты с данными признаками, которые существовали, существуют и будут существовать (все преступления прошлого, настоящего и будущего). Каждая из этих точек зрения имеет как достоинства, так и недостатки. К примеру, что включать в объем понятия "студент"? Ответ на этот вопрос можно дать двоякий. Если мы берем юридическое значение данного понятия (речь идет о правах и обязанностях студентов), то в объем понятия мы будем включать студентов ныне существующих. Если же берем фактическое значение термина (рассматриваем студентов как лиц, обучающихся в учреждениях профессионального образования), то это понятие будет применимо и по отношению ко всем студентам прошлого, настоящего и, видимо, будущего времени). Очевидно, наиболее правильная точка зрения будет состоять не в том, что мы априори выбираем одну из двух предложенных, а будем ориентироваться на контекст, на поставленную задачу (в нашем примере правовую или фактическую).
Для формальной логики существует приоритет объёма понятия над его содержанием. Это отражено в принципе объёмности, который при работе с понятиями предлагает отвлекаться от их содержания и оперировать только объёмами понятий. При этом появляется возможность графически изображать как понятия (их объёмы), так и отношения между понятиями (между их объёмами). Такой способ предложили Эйлер и Венн, поэтому его называют графическим способом изображения понятий или диаграммами Эйлера-Венна. Например, отношения между понятиями «преступление» и «кража» можно изобразить в виде следующей схемы, где А – понятие «преступление», а В - «кража» (см. рис. №1). Рис. №1. Диаграмма отношений между понятиями «преступление» и «кража»
Другим важным положением логической теории понятий является закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Смысл этого закона можно раскрыть следующим образом: увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объёма и наоборот. Рассмотрим действие этого закона на примере. Если мы возьмем понятие государство, то обнаружим, что оно, как и любое другое понятие, имеет определенные содержание и объём. Содержание этого понятия будет включать в себя ряд признаков: наличие определенной территории, народонаселения и пр. Объём понятия государство будут составлять все конкретные государства. Если мы к содержанию данного понятия добавим еще один признак: быть расположенным в Европе, то содержание увеличится. Вместе с тем объём данного понятия станет меньше, ведь европейских государств меньше, чем вообще государств.
Виды понятий по объёму.
1. В зависимости от количества элементов, составляющих объём понятия, выделяются следующие виды понятий по объёму: нулевые, единичные и общие, общие в свою очередь делятся на конечные и бесконечные, а конечные – на регистрируемые и нерегистрируемые.
Рис. №2. Виды понятий по объему. Единичные понятия – понятия, объём которых состоит из одного элемента (например: столица Франции, юридический факультет ЯрГУ им. П.Г.Демидова). Объём нулевых понятий будет составлять пустое множество, в нем будет находиться ноль элементов. Признаки, перечисленные в содержании такого понятия, не будут принадлежать ни одному предмету мысли (например: русалка, вечный двигатель). В нулевых (или пустых) понятиях можно выделить две разновидности: логически пустые и пустые фактически. Логически пустые содержат противоречивые признаки, которые не могут принадлежать каким-либо предметам мысли: круглый квадрат, храбрый трус и т.п. фактически пустые понятия содержат признаки непротиворечивые, просто такой набор признаком в действительности не встречается у реально существующих объектов: факультет геологии ЯрГУ, сорокалетний студент группы Юр-11 ЯрГУ и т.п. Общие понятия содержат в своём объёме два или более элемента (например, государство, преступление). Общие понятия делятся на конечные и бесконечные по объему. Объём бесконечных понятий составляет бесчисленное множество элементов (например: число, треугольник). Объём конечных понятий составляет ограниченное множество элементов (например: человек, книга). Конечные понятия делятся на регистрируемые и нерегистрируемые. Объём регистрируемых понятий поддается учету (например: студент группы ЮР-11, субъект Российской Федерации). Объём нерегистрируемых понятий учету не поддается (например: дерево, орудие преступления).
2. По степени собирательности выделяют понятия собирательные и разделительные.
Собирательными называют понятия, в которых группа родственных элементов мыслится как единое целое, а признак, принадлежащий их совокупности, не принадлежит отдельным ее элементам (например: библиотека, преступная группа). Библиотека состоит из однородных элементов - книг. Об одной книге мы не можем сказать, что она и есть библиотека. Лишь совокупность множества книг образуют библиотеку. Разделительные понятия мыслятся самостоятельно, как отдельные объекты, признаки понятия принадлежат отдельным элементам (например: человек, мышление). Следует иметь в виду, что правильнее говорить не о собирательных и разделительных понятиях, а о собирательном и разделительном смысле их употребления, поскольку одно и то же понятие в зависимости от контекста может рассматриваться как собирательное или как разделительное. Например, понятие "студент нашей группы" может рассматриваться в собирательном смысле (студенты нашей группы весят полторы тонны - признак принадлежит совокупности студентов) или в разделительном (студенты нашей группы изучают логику - признак принадлежит отдельным студентам).
Виды понятий по содержанию.
В зависимости от особенностей признаков, составляющих содержание понятия, выделяются следующие виды понятий по содержанию. 1. Конкретные и абстрактные понятия. Конкретными называют понятия, в которых предмет мысли рассматривается как реальный объект (предмет ли явление) во всем многообразии его признаков (например: город, преступление). Абстрактными являются понятия, в которых отдельный признак «отрывается» от предмета и мыслится самостоятельно (например: зеленый, наказуемость). 2.Положительные и отрицательные понятия. В положительных понятиях подчеркивается наличие у предмета мысли определенного признака, в отрицательных – его отсутствие (например: успевающий – неуспевающий, умышленное преступление – неумышленное преступление). 3. Соотносительные и безотносительные понятия. Соотносительными являются понятия (как правило, два), между которыми устанавливается неразрывная мысленная связь, которые друг без друга не мыслятся и, как правило, друг через друга раскрываются (например: родители – дети, истец - ответчик). Безотносительные мыслятся самостоятельно (например: человек, право). 4. Сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимые – понятия, между которыми существует неразрывная мысленная связь (например: государство и европейское государство, преступление и правонарушение). Несравнимые такой связи не имеют (например: государство и правонарушение).
Правила и ошибки деления. Приемы, сходные с делением.
Дополнительная литература: 1. Горский Д.П. Определение. М.: Мысль, 1974. - 312 с. 2. Попа К. Теория определения. М.: Прогресс, 1976. - 248 с. 3. Субботин А.Л. Классификация. М.: ИФРАН, 2001. - 99с.
Тема 4. Суждение. Суждение и предложение. Виды простых суждений. Виды сложных суждений.
Дополнительная литература: 1. Антонов Г.В. От формальной логики к диалектике (вопросы теории суждения). М.: Высшая школа, 1971. - 176 с. 2. Таванец П.В. Вопросы теории суждения. М.: Изд-во АН ССР, 1955. - 196 с. Суждение и предложение.
Суждения могут обозначаться предложениями или иными общепринятыми знаками. Предложение является языковой формой выражения суждения, поэтому отношения между ними определяются отношениями между мышлением и речью в целом. Основными отличиями, важными для логики, можно считать следующие: 1. Одно и то же суждение может быть выражено разными предложениями. Например: «Данное лицо совершило кражу» и «Данное лицо совершило тайное хищение чужого имущества». 2. Одно и то же предложение может обозначать различные суждения. Например: «Иван Иванович очень гордился этой операцией». В зависимости от значений слова «операция» суждение может обозначать успешность либо военных действий, либо хирургического вмешательства. 3. Существуют предложения, не обозначающие суждения. Поскольку в суждении что-либо утверждают о предмете мысли, и это утверждение может оцениваться по критерию истинности, мы даем следующую оценку различным видам предложений: Повествовательные предложения обозначают суждения: Кража – преступление. Побудительные предложения не обозначают суждение: Будь внимателен! (Какому предмету мысли в этом суждении приписывают признак? Какой признак? Это суждение истинное?). Вопросительные предложения не обозначают суждение за исключением риторических вопросов, которые являются вопросами по форме, а рассуждениями по существу. 4. Не совпадают структура суждения и предложения. Это несовпадение может проявляться как на теоретическом (в суждение не входят главные и второстепенные члены, группа подлежащего, обстоятельство времени и т.п.), так и на фактическом уровнях (в предложении «Человек совершил преступление» без специального преобразования невозможно выделить предикат, связку и т.п.) 5. Не совпадают логическое и грамматическое учения о сложности. Подобно тому, как в грамматике выделяются простые и сложные предложения, в логике выделяются простые и сложные суждения. Не всегда между ними наблюдается совпадение. Например, простое предложение «Кража и грабеж являются преступлениями» будет обозначать сложное соединительное суждение, состоящее из двух простых. 6. Суждение может быть выражено не в предложении, а в иной знаковой системе: математ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.109 (0.014 с.) |