АТРИБУЦИЯ И ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АТРИБУЦИЯ И ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ



Начинается изучение любого музейного предмета с его атрибуции - это

процедура, позволяющая определить время создания объекта и его автора.

Экспертиза – процедура, цель которой опровергнуть или подтвердить подлинность исследуемого объекта.

Атрибуция и экспертиза ценности – две составляющие одного процесса: единство и особенности – исследование и оценка объектов, которое состоит из нескольких элементов:

- название, назначение, авторство, времени создания, формы (внутренняя атрибуция),

- история предмета, история происхождения, бытования (внешняя атрибуция),

- технико-технологическое описание, технология (внутренняя экспертиза),

- маркетинговая (ценовая) экспертиза (внешняя экспертиза).

Атрибуция – визуальное определение авторства, наименование, название, эпоха, страна, которую проводят эксперты.

Экспертиза – технико-технологическое определение подлинности материала, автора, школы, эпохи, которое проводится реставраторами, рентгенологами, химиками, технологами, графологами.

Методика атрибутивной и технико-технологической экспертизы:

§ Атрибуция сегодня воспринимается как визуальная экспертиза по видимым принципам, которые определяются самим предметным рядом и состоит из двух составляющих: определение более или менее точного места объекта в пространственно-временной среде и экспертиза идеологической, эстетической, культурно-исторической ценности предмета в ряду подобных.

§ Технико-технологическая экспертиза – обращение к свойствам исследуемого объекта (подлинность материала, времени создания, технологии).

Таким образом, музейные специалисты проводят атрибуцию памятников и экспертизу историко-культурной и природной значимости.

Главные проблемы определения понятий атрибуция и экспертиза ценности музейных предметов.

§ Одним из первых, кто обратился к понятию "атрибуция" был историк искусства В.Н. Лазарев. Под атрибуцией понимается «определение принадлежности произведения искусства определенному времени, школе или мастеру".

§ В.Л. Сычев дает другое значение атрибуции - "определение предполагаемого или действительного автора объекта". Под экспертизой В.Л.Сычев понимает "атрибуцию в широком смысле этого слова, то есть комплексное, более или менее полное изучение объекта по следующим направлениям:

§ атрибуция (в узком значении) - определение предполагаемого или действительного автора объекта;

§ датировка - определение предполагаемого или действительного времени создания объекта;

§ номинация - определение предполагаемого или действительного названия объекта и выяснение (расшифровка) его содержания;

§ аутентификация - изучение вопроса подлинности самого объекта, точности его атрибуции, датировки и номинации;

§ искусствоведческое исследование - выявление художественных особенностей объекта и его места в творчестве автора (школы, направления), в истории искусства, в конкретной коллекции;

§ оценка экспертная - определение стоимости (рыночной, аукционной, страховой) объекта;

§ Подобное разделение понятий "атрибуции" и "экспертизы" мы встречаем и в статье И.П. Горина, в его понимании атрибуция - это искусствоведческая проблема, которую решают узкие специалисты данной области. Экспертиза как более широкое понятие предполагает и более широкий взгляд на произведение искусства, включая его ценность с исторической, художественной и музейно-собирательской точек зрения.

Причины актуализации интереса к проблеме атрибуции и экспертизы ценности

§ Возрастающий сегодня интерес к предметам антиквариата, увеличение количества поддельных предметов.

§ Понятие экспертиза должно быть прописано в законе. На данный момент единственный документ, где упоминается термин "экспертиза" - это Положение "О реализации предметов антиквариата".

§ До сих пор экспертизой предметов антикварного рынка занимают музейные специалисты.

§ Сегодня качественное экспертное заключение можно получить у появившихся на рынке независимых экспертных институтов, проводящих комплексную экспертизу и оценивающих произведения искусства и антиквариата в соответствии с российскими и международными нормами и требованиями.

Методология проведения экспертизы:

- в ходе первичной экспертизы устанавливается датировка и дается название объекту на основе прочтения надписей или подписей,

- традиционная экспертиза: расшифровка печатей, надписей, изучение материала, техники, эпохи. Главная задача – дать более точную датировку.

- комплексная научная экспертиза: анализ всех данных полученных при первичной и традиционной экспертизе,

- практическая экспертиза – сочетание первичной экспертизы с некоторыми элементами традиционной и комплексной методик.

Виды атрибуции:

- атрибуция художественных ценностей (искусственная экспертиза),

- атрибуция письменных источников (источниковедческий анализ),

- атрибуция изобразительных источников: живописи, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство,

- атрибуция письменных памятников (полиграфический анализ).

- атрибуция историко-бытовых предметов: археологические коллекции, нумизматические коллекции, этнографические коллекции, изделия из металла, дерева,

- атрибуция кино, фото, фоно источников,

- атрибуция объектов наследия.

Методы атрибуции и экспертизы:

Визуально-интуитивный – на глаз.

1. Анализ материала.

2. Графологический – по подчерку.

3. Источниковедческий – полнота информации.

4. Почерковедческий.

5. Архивная экспертиза – оценка в ряду систем документации.

6. Документальная.

7. Стилистическая – определение художественных произведений.

8. Палеографическая – набор реквизитов.

9. Археографическая – сбор коллекции.

10. Текстологический – авторство.

11. Историко-технологический – технология своей эпохе.

12. Генеалогический – кто кому, кем приходится.

13. Археологический.

Эксперт – это специалист дающий заключение при рассмотрении вопроса по соответствии подлинности, времени создания, устанавливает статус объектов экспертизы при использовании визуального и технологического анализа.

Этапы проведения экспертизы ценностей:

1. Главный – стиль эпохи, черты художественноц школы, индивидуальный почерк художника.

2. Вспомогательный – материал, авторство надписи, подписи, печати, надписи владельцев.

При экспертизе нужно выявить реставрационное вмешательство.

Виды экспертизы:

- визуальная, - техно-технологическая. Технико-технологическая экспертиза – ее цель - опровергнуть или подтвердить подлинность исследуемого объекта.

- комплексная.

К основным задачам экспертизы, имеющим практическое значение, можно отнести следующие:

- установление подлинности произведения или предмета;

- определение времени и места создания произведения, школы и авторства;

- определение художественной ценности произведений искусства.

Подделка (фальсификация) — предмет, имитирующий вид памятника истории и культуры или произведения искусства и созданный с целью быть выданным за подлинник.

Оригинал — первоначальный, подлинный.

Копия – точное воспроизведение предмета. Аналог подлинника. Создается для использования в музейной экспозиции, выставке с целью максимального сохранения оригинала. Входит в научно-вспомогательный фонд. Основные этапы изучения предмета.

- Определение материала предмета.

- Определение утилитарного назначения предмета.

- Технология его изготовления.

- Стилистический анализ формы предмета.

- Изучение марок, клейм, надписей, подписей, производственных знаков.

- Привлечение методов смежных гуманитарных наук для проведения экспертизы и атрибуции (геральдика, палеография, эпиграфика и т.п.)

 

§ Первое упоминание антикварного рынка связано с 1 в. до н.э. Большое количество коллекций, сформированных римскими патрициями привело к складыванию художественного рынка, а следовательно экспертов и консультантов, которые могли распознавать подделки.

§ В эпоху раннего средневековья вопросы атрибуции и экспертизы касались предметов религиозного культа.

§ В период развитого средневековья были разработаны методы по экспертизе письменных памятников: палеография, хронология, метрология.

§ В эпоху Возрождения и Нового времени встал вопрос по атрибуции предметов античного искусства, естественно-научных коллекций, археологических памятников.

§ В России вопросы методики атрибуции и экспертизы ценности начинают разрабатываться в 13-14 вв. (палеографические методы атрибуции письменных памятников).

§ В 19 веке интерес к исторической науке спровоцировал этнографические и археологические исследования.

§ 19 век привел к расширению частного коллекционирования за счет включения в этот процесс новых социальных групп. В России – это купечество, которое проявляло интерес к предметам русской старины.

§ 19 век – эпоха научно-технических знаний, развитие новых технологических приемов, было сформировано само понятие экспертиза – как технико-технологический анализ материала.

§ 20 век – век развития информационных технологий предлагает экспертные методики с применением компьютерных технологий.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.008 с.)