ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ



– создание в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля в целях оптимального усвоения экспозиции посетителями музея. Это построение системы образов с помощью подлинных предметов.

Цель – перевод научного содержания экспозиции, ее словесное выражение на язык образный.

Задачи художника: правильно передать смысл и взаимоотношения музейных предметов, обязателен учет психологии зрительного восприятия, введение в ансамбль наиболее ценных и важных материалов, акцент на подлинные музейные предметы.

Принципы художественного проектирования:

1. Создание экспозиционного ансамбля – в сочетании с цветовой, световой, пластичной и драматургической композицией образно раскрывает суть представленных материалов (в музейных дворцах, заповедниках под открытым небом).

2. Учет психо-физиологических особенностей и норм восприятия экспозиции:

- Лучше запоминаются и воспринимаются экспозиции, если они объединены единым светом, размещены на уровне глаз, порядок расположения: плоские предметы располагаются под углом 45, нижняя граница от пола до 200-220 см., нижняя граница вертикального пояса 70-80 см.

3. Учет потребностей посетителей различных по возрасту, образованию и интересам.

4. Принцип объемно-пространственной организации экспозиции. Выделением центра зала и ведущих осей.

5. Оборудование и средства ФДО в системе экспозиционного ансамбля вторичны. Функция оборудования – создание оптимальных условий восприятия, рациональное размещение предметов.

6. Цвет и свет – активные компоненты экспозиционного ансамбля.

7. Динамичность - создание зрительных рядов, зон активного эмоционального воздействия.

8. Соблюдение зрительной логики – демонстрация музейных предметов в обстановке, характерной для их бытования.

Этапы художественного проектирования:

1. Изучение объекта.

2. Разработка художественной концепции экспозиции: проектирование документа в виде чертежей, макета.

– общие стилевые принципы решений экспозиций,

- размещение основной тематики по залам с маршрутами (слева на право),

- размещение ведущих экспонатов,

- общие принципы освещения и цветовое решение, оборудование,

- применение аудио-технических средств,

- расположение зон отдыха.

3. Разработка эскизного проекта – разрабатывается на этапе составления ТЭПа, сценария экспозиции: окончательно утвержденный маршрут, окончательное распределение в экспозиционных площадях разделов, тем, подтем, размещение ведущих экспонатов, освещение, аудиовизуальных технических средств, расстановка оборудования, выделение доминантных экспонатов и подчеркивание предметных связей. Составляются монтажные листы – чертежи участков экспозиционной поверхности, на которых указано размещение конкретных материалов (могут быть масштабными (1:10) – собственно монтажные листы, в натуральную величину (1:1) – шаблоны).

4. Технорабочее проектирование: создание монтажных листов, сборочные чертежи, вся документация для создания оборудования, прокладка коммуникационных линий для освещения и крепление экспонатов.

5. Процесс реализации.

6. Монтаж экспозиции – размещение на экспозиционных площадях оборудования, технических средств, экспозиционных материалов в соответствии с проектом экспозиции.

7. Эксплуатация экспозиции – наблюдение, коррекция.

8. Демонтаж.

 

Лучшей формой современной экспозиции считается ансамбль, где все компоненты: музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, архитектурно-художественные и технические средства подчинены единому замыслу, взаимосвязаны. Экспозиционный ансамбль возможен только в случае создания художником эстетической среды, где грамотно расположены, объединены, дополняя, и раскрывая друг друга, музейные объекты. В сочетании с подлинниками средствами показа в экспозиции являются и карты, схемы, диаграммы, научные реконструкции, которые помогают формировать образное представление об определенном явлении.

Активными и специфическими компонентами архитектурно-художественного ансамбля являются свет и цвет. С их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое. Огромное значение имеет использование света и цвета для выделения наиболее значимых экспонатов. Такие экспонаты выделяются направленным освещением или подсветками. Если постоянное воздействие света нежелательно, можно применить эффект «скользящего» света: по мере перемещения экскурсии включается свет над каждым следующим комплексом. В цветовых решениях важно учитывать физиологическое воздействие цвета. Например, красный цвет всегда возбуждает. Все экспозиции советского периода истории изобиловали этим цветом. Успокаивает зеленый цвет. Серые тона часто действуют угнетающе, могут вызывать состояние усталости. Есть возрастные цветовые предпочтения: дети любят более насыщенные, яркие тона, взрослые – более сдержанные.

Художник должен обеспечить полноценное знакомство с экспонатами, особенно музейными предметами: возможность рассмотреть клейма, авторские или водяные знаки, фабричные марки, геральдические знаки. Для этого могут устанавливаться увеличительные стекла, экспонат может устанавливаться на вращающуюся подставку, обеспечивающую обзор со всех сторон.

Воспроизведение музейных предметов – это предметы, специально созданные для экспонирования вместо музейных предметов.

Причины создания:

- отсутствие особого режима хранения музейных экспонатов,

- утрата, ветхость оригинала,

- отсутствие необходимой площади крупногабаритного предмета.

Воспроизведения бывают:

- Копия – предмет, создаваемый с целью повторения, подражания или замены другого предмета.

- Слепок – точная копия, изготовленная путем снятия с оригинала формы и заливки в нее гипса,

- Муляж – точное воспроизведение какого-либо объекта,

- Макет - объемное воспроизведение объекта, не может быть помещен в экспозицию по той или иной причине (крупногабаритный объект, действующий объект),

- Модель – образец чего-либо,

- Новодел – объект-предмет, созданный по образцу памятника (не содержит подлинных остатков),

- Реконструкция – восстановление первоначального вида, облика по остаткам или письменным источникам,

- Репродукция – копия произведения, выполненная с применением множительной техники,

Бутафория - поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей.

МУЗЕЙНОЕ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ

Экскурсия – форма музейной работы, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа по заранее определенной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода. Участники экскурсии, посетители называются экскурсантами. Экскурсионный маршрут – это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Существует три варианта построения маршрута: хронологический – экскурсии посвященные жизни и деятельности выдающихся людей, тематический – экскурсии связанные с раскрытием определенной темы в жизни города и тематико-хронологический – все обзорные городские экскурсии.

Общие признаки экскурсий:

- протяженность по времени от одного академического часа до одних суток,

- наличие экскурсантов, экскурсовода,

- наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения,

- передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту,

- наличие определенной темы,

- активная деятельность участников: наблюдение, изучение, исследование.

Экскурсионный метод - совокупность способов и приемов сообщения знаний. Цель экскурсионного метода - обучение и воспитание.

Классификация экскурсий ведется по разным признакам:

1. по профилю представляемых коллекций: естественнонаучная, историческая и т.д.;

2. по целевой направленности: общеобразовательные; методические (ориентированы на специалистов); учебные (связаны с реализацией программ учебных заведений), академические или специальные (по профильным дисциплинам для специалистов);

3. по широте охвата тематики: обзорные (по всем экспозициям музея), тематические (детально раскрывают какую-то одну тему или проблему), цикловые (несколько лекций, связанных какой-то сквозной темой; чаще ориентированы на группы постоянных посетителей);

4. по составу экскурсантов: по возрасту (детские, взрослые), по социальному составу (для разных профессиональных групп), по месту жительства (для местных жителей или приезжих, для граждан или иностранцев), по характеру экскурсионных групп (для однородной по составу аудитории или для разнородной, например родители с детьми).

5. по месту проведения и объектам показа:

1) музейная экскурсия: по экспозиции, по временным выставкам, фондовая экскурсия (по открытому хранению или в фонды музея, экскурсия по музейной территории;

2) внемузейная экскурсия: по памятным местам;

3) комплексная экскурсия: объединяет единой темой показ музейной экспозиции и памятников;

6. по способу передвижения: автобусная, пешеходная, морская.

Успешное проведение экскурсии во многом зависит от умения экскурсовода подать материал, заинтересовать посетителя темой.

Текст экскурсии составляется творческой группой. Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. На основе контрольного текста экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

Экскурсия состоит из трех основных частей: вступительная беседа, основная часть, заключительная беседа.

Любая экскурсия требует подготовки. Работа начинается:

1. С формулировки темы, определения целей и задач, работы с литературой.

2. Далее ведется работа с экспозицией: отбираются объекты показа, разрабатывается маршрут экскурсии, изучаются сведения о предметах на основе фондовой документации, вырабатываются логические связи между объектами и возможности перехода в процессе экскурсии от одного экспоната к другому.

3. На основе результатов этой работы автор экскурсии пишет ее текст и составляет развернутый план, в котором излагается цель экскурсии, дается ее структура, краткое содержание тем и подтем, маршрут, состав объектов показа (экспонатов) и время для их показа.

4. На основе плана проводится пробная экскурсия.

5. По его результатам составляется методическая разработка экскурсии. Итоговый документ обсуждается на методическом совете музея и утверждается руководством.

6. После утверждения экскурсии она осваивается экскурсоводами. Экскурсовод должен владеть темой на высоком профессиональном уровне, текст должен быть выучен наизусть.

Для установления контакта с группой важно правильно выстроить вступительную часть. В этой части экскурсовод должен дать представление о музее, теме экскурсии, порядке ее проведения. Здесь важно расположить к себе аудиторию. Важно выстраивать экскурсию, как беседу, общение.

Важная часть экскурсии – переходы от одного объекта осмотра к другому. Их следует использовать для общения с группой: для ответов на вопросы, уточнения сведений, рассказа о том, что еще предстоит увидеть.

Методы установления и поддержания контакта с посетителем:

1. Эвристический метод предполагает беседу в форме вопросов-ответов.

2. Метод заданий предполагает выполнение каких-то несложных поручений: выбор самого интересного экспоната, рассказ о впечатлении от объекта показа.

Работа с детской и взрослой аудиторией предполагает разные методы построения рассказа. Детям можно давать информацию, делая акцент на ее познавательности и новизне.

Важно и то, как экскурсовод двигается, его жестикуляция, он не должен закрывать собой объекты показа, не должен становиться к ним спиной, а вполоборота. Экскурсовод должен указывать на предметы, выделять их для осмотра по ходу рассказа, определять положение предмета или какого-то фрагмента (слева – справа, внизу – вверху и т.д.). При этом обязательно и самому посмотреть на предмет. Важно дать возможность рассмотреть хорошо объект показа, сделав паузу.

В заключительной части экскурсии важно предусмотреть часть, состоящую из ответов на вопросы.

Портфель экскурсовода – комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле. Задача портфеля – восстановить недостающие звенья при показе (первоначальный вид места, исторические здания разрушенные временем, фотографии людей). В портфель включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции.

Методическая разработка – документ, который помогает провести экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Оформление методической разработки:

- на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность, состав экскурсантов, дата утверждения экскурсии

- на следующей странице излагается цель и задачи экскурсии, схемы маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

ИСТОРИЯ

Экскурсии, как форма образовательной и воспитательной работы, появились в России в конце XVIII в. под влиянием идей Я.А. Коменского. Отдельные элементы экскурсии присутствовали в работе музеев изначально: объяснения, даваемые хранителями посетителям музеев, можно считать своеобразными предшественниками современных экскурсий. В России формирование экскурсионной работы как особого направления музейной деятельности относится к 1870-м гг. К концу XIX в. с формированием музейной педагогики появляются экскурсии, рассчитанные на разные возрастные, социальные, профессиональные категории.

В конце XIX - начале XX вв. получают развитие экскурсии, лекции, которые мы теперь называем традиционными формами музейной работы. Начинает формиро­ваться отечественная экскурсионная школа, получает широкое развитие экскурсионное дело.

В 1960-1980-е гг. в работе с аудиторией наблюдаются значительные изменения не только в раз­витии новых (нетрадиционных) форм музейной работы: факультативов, устных журналов, уроков мужества, но и в методических приемах экскурсион­ной работы. Экскурсия начинает рассматриваться как диалог, а экс­курсант - как равноправный его участник. Вводится вопросно-от­ветная, игровая методика, применяется театрализация.

Проявляется тенденция дифференцированного, гибкого подхо­да к различным категориям музейной аудитории - школьникам, сту­денчеству, взрослым посетителям, иностранным туристам, местным жителям.

На рубеже 1980-х-1990-х гг. продолжают развиваться как традицион­ные, так и новые формы работы с посетителем, построенные на ди­алоговых формах и интерактивной методике.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.017 с.)