ТОП 10:

Художественное проектирование экспозиции



Понятие «художественное проектирование экспозиции» формируется в 1960-80-е г., когда складывается представление об экспозиции как виде пространственного искусства и о роли музейного художника как «режиссера» экспозиционного пространства. Природа зрелищности музейной экспозиции заключается в опоре на музейный предмет: «палитру красок» музейного художника составляют не слова и краски, а подлинные музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, изобразительные, архитектурно-пространственные и технические средства их показа. Таким образом, Художественное проектирование экспозиции - область деятельности, направленная на создание в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея.

Основные принципы художественного проектирования
музейных экспозиций:

• Создание экспозиционного ансамбля. Характерными чертами экспозиционного ансамбля являются стройность, согласованность всех компонентов, подчинение всех частей и деталей одному замыслу.Особенно наглядно это проявляется в музеях-дворцах, заповедниках, музеях под открытым небом, в мемориально-бытовых комплексах.

Учет психофизиологических особенностей и норм восприятия экспозиции - четкость ее членения на всех уровнях (от показа единичного предмета до экспозиционного комплекса и раздела экспозиции);размещение экспозиции в целесообразных пределах экспозиционного пояса; создание оптимального угла зрения в горизонтальных витринах и др.

Учет потребностей посетителей, различных по возрасту, образованию и интересам, знание музейной аудитории конкретного музея, социально-демографического состава его посетителей.

Объемно-пространственная организация экспозиции - уход от фронтальных решений, когда экспонаты и оборудование размещалось по периметру стен. Объемно-пространственная организация экспозиции достигается выделением центра зала и ведущих осей, созданием акцентов зрительного восприятия, где располагаются главные элементы художественного оформления, наиболее зрелищные экспозиционные комплексы и единичные экспонаты. В случае необходимости могут создаваться дополнительные перегородки, «ширмы», искусственные стенки и т.п. для увеличения экспозиционных плоскостей

• Использование оборудования и средств ФДО в системе экспозиционного ансамбля.Функции оборудования:создание оптимальных условий для восприятия, защита экспонатов от вредных воздействий окружающей среды, организация объемно-пространственной среды экспозиции, формирование облика интерьера зала, отражение особенностей эстетических вкусов времени. При разнообразии форм, стилей, материалов обязательно общее правило - воздействие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату. При проектировании оборудования учитывается его пропорциональность по отношению к экспонатам и помещению, необходимость органично вписаться в интерьер по форме, габаритам, цвету, архитектуре, стилю.

• Применение цвета и света в экспозиции в качестве активных компонентов экспозиционного ансамбля.

Динамичность - создание зрительных рядов, зон активного эмоционального воздействия и «пауз», снимающих музейную усталость, маршрутов следования посетителей.

Создание экспозиционно-художественного образа экспозиции опирается на: художественную идею и соответствующую ей пластическую форму (например, в Музее Маяковского это создание образа пространства стиха, в котором нет полов, коридоров, комнат, нет вертикалей, все выстроено лесенкой); музейный предмет, который является основным средством создания образа и приобретает символическое значение; выбор средств ФДО, который всегда обусловлен особенностями художественной идеи.

 

Основные направления современных поисков экспозиционных решений и форм:

· Классический музейный дизайн – функциональность, строгость, ясность композиционных построений, главенство экспоната, высокий уровень качества. Большую роль играют архитектурные и дизайнерские аспекты, качество систем оборудования.

· «Сценографическое направление» - активное и открытое построение своеобразного музейного образа на основе оригинального концептуального замысла. Экспозиции предполагают наличие сценария, создаются в русле авангардных форм современного искусства – поп-арта, инсталляций с привлечением специально выполненных произведений. Видные музейные художники данного направления – Е. А. Розенблюм, Амаспюр, Т. П. Поляков.

 

Основные этапы художественного проектирования:

· Изучение объекта (темы) - по времени совпадает с работой над научной концепцией экспозиции. В этот период художник знакомится с имеющейся научной документацией о деятельности музея, опубликованной литературой, с рабочими материалами, связанными с новой экспозицией, участвует в обсуждениях проектов, знакомится с фондами, выставками, изучает экспозиционное помещение, особенности музейной аудитории.

· Разработка художественной концепции экспозиции - проектного документа в виде текста и макета, поясняющих основные представления о художественно-образном решении будущей экспозиции: стилевых и композиционных принципах ее построения, размещении тематики по залам, маршруте осмотра, месте научных реконструкций, крупных воспроизведений, диорам и специально создаваемых произведений искусства, общих принципах освещения и цветового решения экспозиции; общем решении оборудования, применении аудиовизуальных и технических средств, расположении зон отдыха.

· Разработка эскизного проекта и монтажных листов. Эскизный проект-
детализация художественной концепции на основе знакомства с экспозиционными материалами - представляет планы, фрагменты и разрезы экспозиционных залов, перспективы каждого зала в цвете. Монтажные листычертежи участков экспозиционной поверхности, на которых указано размещение конкретных материалов в масштабе 1:10.

· Технорабочее проектирование - разработка художественно-конструкторских решений, решений относительно прокладки коммуникаций для освещения и крепления экспонатов, предложения по поводу отопления, вентиляции, пожарно-технической сигнализации, сборочных чертежей оборудования.

Проектирование экспозиции осуществляет авторский коллектив, включающий музейных работников разной специализации, творческую группу художников и архитекторов, дизайнеров, инженеров по аудиовизуальным средствам, ученых-историков, экономистов, психологов, социологов, педагогов, краеведов, специалистов народного хозяйства. Координация их деятельности обеспечивается с помощью системы проектной документации.

Виды и формы экспозиционно-выставочной деятельности

Понятие выставки и выставочной деятельности музея. Классификация музейных выставок по тематике, содержанию и характеру экспозиционных материалов (монографические, фотовыставки, художественные и т.д.), по месту размещения (внемузейные, передвижные, выездные), по продолжительности работы (постоянные, временные). Характеристика основных типов музейных выставок: выставка новых поступлений, фондов, выставка из частных собраний, мемориальная выставка, юбилейная и т.д. Роль и значение музейных биеннале и Международной межмузейной выставки «Интермузей» для развития музейного дела в России.

Основные функции современной музейной выставки. Выставка как первый этап формирования нового музея, как форма публикации, комплектования и популяризации музейных коллекций, инструмент модернизации основной экспозиции музея и маркетинга. Система выставок как специфическая форма функционирования основной музейной экспозиции. Методика организации выставки







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.203.142 (0.003 с.)