Кафедра документоведения и музееведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра документоведения и музееведения



Факультет книжного бизнеса, документоведения и музееведения

Кафедра документоведения и музееведения

 

 

Конспекты обзорных лекций к государственному экзамену

По специальности 070503

Музейное дело и охрана памятников

Андреева И. В.

 

Челябинск 2014

 

 

История музейного дела: периодизация, методы изучения

История музейного дела – научная и учебная дисциплины, предметом которой являются закономерности возникновения общественной потребности в сохранении культурно-исторических ценностей и ее воплощение в предмузейных собраниях и музеях, музейной сети, организации музейного дела, музейного законодательства, музееведения и музейной практики на различных исторических этапах.

Проблема периодизации истории музейного дела является дискуссионной. Периодизация истории музейного дела – это расчленение историко-музейного процесса определенного этноса, страны, региона, континента, человечества в целом на отдельные этапы согласно сущностному критерию, т.е. качественному развитию процессов, которые имели место в тот или иной период. В качестве такого критерия в историографической традиции XX в. выступал формационный подход, основанный на анализе материального производства, экономических отношений и классовой борьбы. На его основе выделялись первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический периоды. Недооценка факторов духовного развития в системе данного подхода привела к формированию комплексного историко-культурного или цивилизационного подхода, при котором охватываются природные, экономические, политические, нравственные, духовные факторы. Согласно принципам цивилизационного подхода музееведом В. П. Грицкевичем была разработана следующая периодизация истории музейного делав совокупности стран и материков в целом:

1. Предмузейное собирательство (архаическое или первобытное общество, древний мир, Средневековье)

2. Становление музея как социокультурного феномена – XV в. – 80-е г. XVIII в.

3. Массовое появление публичных музеев как результат демократизации общества развитых и развивающихся стран - 90-е г. XVIII в. – 10-е г. XX в.).

4. Дальнейшее развитие музейного дела и оформление музееведения как научной дисциплины, переоценка роли музеев в жизни общества– с 1920-х г. XX в. по наши дни.

В изучении истории музейного дела применяется комплекс методов исторического и культурологического исследований. Фактографический сбор материала, его описание и систематизация осуществляются на основе историко-генетического метода. Историко-сравнительный метод опирается на принцип аналогии и раскрывает сходство черт различных явлений. В процессе сравнения раскрывается сущность изучаемых явлений. Историко-ретроспективный метод позволяет систематизировать знание об общем характере развития явлений. Т. е. рассмотреть его различные стадии и глубже вникнуть в сущность изучаемых процессов и явлений. В целом метод может рассматриваться как прием реконструкции и направлен на получение обобщающих знаний о явлениях прошлого. Реконструкции прошлого помогают уже упомянутый метод периодизации, а также синхронный метод, при котором регионально различные явления рассматриваются одновременно, и диахронный, пр и котором рассматриваются сходные явления разных периодов.

Историко-типологический метод предполагает типологизацию – т.е. группировку объектов или явлений на основе присущих им общих существенных признаков. Типологизация может носить характер систематизации (опора на внешние признаки) и классификации (внутренний, сущностный характер деления). Историко-системный метод рассматривает функциональные (в отличие от причинно-следственных) взаимосвязи индивидуальных событий, фактов, ситуаций и исторические процессов. Историко-культурный метод (метод биографического анализа) ставит в центр внимания личность человека – его деятельность, стремления, убеждения, общественное поведение, отношение к окружающему миру. При этом объектом изучения становятся не только выдающиеся личности, но и рядовые представители процессов коллекционирования, организации музеев и других форм общественных институтов, возникающих для удовлетворения музейной потребности – коллекционеры, музееведы, музейные архитекторы, арт-дилеры, меценаты. Изучение биографий позволяет раскрыть преломление общеисторических тенденций и закономерностей через призму индивидуальной деятельности, а также мотивации и социальные доминанты собирательства, создания музеев, краеведческой деятельности.

Изучение истории музейного дела опирается на сбор, отбор, истолкование и критику исторических источников (источниковедческий метод). Источниковую базу истории музейного дела характеризуют следующие комплексы материалов:

· Деловые акты – государственные указы, законы, распоряжения; документы дарения и завещания; учетно-хранительская документация (инвентарные книги, описания коллекций) и пр.

· Историко-описательные сочинения и научные исследования современников событий, мемуарная литература (дневники, воспоминания, письма, путевые заметки).

· Каталоги коллекций и путеводители по музеям и частным собраниям.

· Художественные изобразительные источники с отображением внешнего облика и интерьеров музеев.

Изучение истории музейного дела было осознано как важнейшая и самостоятельная задача в 1920-е г. В этот и последующий периоды появились первые работы по истории отдельных музеев, о послереволюционном музейном строительстве Ф. И. Шмита, Г. Л. Малицкого. В течение 1957 – 71 г. было издано семь сборников статей «Очерки истории музейного дела», публиковались статьи А. М. Разгона по истории отдельных профильных групп музеев для энциклопедических изданий. Не прерывалась традиция публикации исследований, посвященных истории отдельных музеев.

В целом исследования в данной области слабо координировались и не раз прерывались. До настоящего времени данный раздел музееведения находится в стадии формирования. Разработке проблематики истории музейного дела способствовало открытие музееведческих кафедр в ряде вузов страны. В 1990-е – 2000-е г. были опубликованы учебно-методические материалы, теоретические статьи и монографии А. И. Фролова, М. Ю. Юхневич, А. А. Сундиевой, Б. А. Столярова, Т. Ю. Юреневой, В. П. Грицкевича В 1991 г. вышел коллективный труд «Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII – XX в.)». Вопросы истории музейного дела освещаются на страницах «Российской музейной энциклопедии» и специальных периодических изданий «Музей» и «Мир музея», становятся предметом обсуждения научных конференций.

 

Литература:

Грицкевич, В. П. Основные понятия теории и методики истории музейного дела. Источниковедение м историография истории музейного дела // Грицкевич, В. П. История музейного дела до конца XVIII века / В. П. Грицкевич; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб, 2004. – С. 12 - 24.*

Кузина, Г. А. История музейного дела / Г. А. Кузина, А. А. Сундиева // Российская музейная энциклопедия. – М., 2005. – С. 241 – 242*.

 

Франция

Людовик XIV – тонкий знаток и покровитель искусства – приумножил собрания своих предшественников – Франциска I, Генриха IV. Он унаследовал коллекции кардинала Ришелье (Рафаэль, Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс Вуэ, Шампень, Пуссен), приобрел лучшие работы коллекции кардинала Мазарини (Рафаэль, Тициан, Корреджо), часть кабинета герцога Винченцо Гонзага I (имел в качестве придворного советника П. Рубенса). Делал самостоятельные закупки, в т.ч. и современных мастеров. Первоначально коллекции хранились в Лувре – парижской резиденции короля, затем – в Версале – загородной резиденции, положившей начало «большому стилю» - пышности, блеску и великолепию. К концу правления коллекция насчитывала 2,5 тыс. картин. Лувр с момента переезда королевского двора Людовика XIV в Версальскую резиденцию стал средоточием художественной жизни. В нем обосновалась Академия живописи и скульптуры, периодически устраивались Салоны. Под давлением требований писателей, художников, критиков Людовиком XV была открыта небольшая экспозиция живописи в Люксембургском дворце. Его преемник на троне учредил комиссию по созданию национальной художественной галереи в Лувре, но претворило эту идею уже республиканское правительство, пришедшее на смену монархии в результате Великой французской революции. 1789 – 1794 г.

Испания

Коллекции представителей испанской ветви династии Габсбургов формировались еще в то время, когда Испания входила в состав Священной Римской империи. Первоначально это была небольшая коллекция картин религиозного содержания для королевских покоев и церковных капелл. Карл V (1500-58), а затем Филипп II продолжили пополнение коллекции картинами мастеров Итальянского Возрождения, Филипп II был большим почитателем Босха. Он же частично открыл коллекции для посетителей во дворце-монастыре Эскориал. Большую роль в расширении коллекции сыграл король Филипп IV. По традиции крупные художники Испании являлись придворными живописцами. 40 лет придворным художником Филиппа IV был Веласкес, он же выполнял роль главного советника по приобретению произведений искусства. По указанию короля приобретались полотна итальянских художников (Рафаэля, Тициана, Веронезе, Тинторетто, Корреджо), нидерландцев (П. Брейгель Старший). После низвержения Стюартов им была приобретена значительная часть коллекции английского короля Карла I. К концу правления Филиппа IV собрание насчитывало около 2 тыс. произведений. Собрания испанских королей положили начало коллекциям музея Прадо.

Италия

Рим оставался важным культурным центром. Практика гран-туров способствовала тому, что крупные коллекции в городских домах и пригородных виллах рассматривались как полупубличные музеи. Ряд художественных коллекций появился как следствие «непотизма» - покровительства, которое римские первосвященники оказывали своим племянникам, назначая их на доходные и влиятельные посты. Широкое дворцовое строительство приводило к соперничеству в их украшении. Были созданы галереи Боргезе, Дориа-Памфили, Спада, Колонна.

В XVIII в. под влиянием идей просвещения и равенства возможностей начался процесс превращения частных собраний в открытые для публики музеи. В числе реформ, которые проводили монархи некоторых государств было предоставление коллекций двора для осмотра публикой в устроенных для этого музеях (Тоскана, Саксония, Австрия). В Испании королевские сокровища в Эскориале мог видеть практически каждый. Сокровища французской монархии частично были вывешены в Люксембургском дворце (Париж), где их м.б. осматривать два раза в неделю. Галерея в Дрездене была открыта для посещений с 1746 г. В 1773 г. создан музей Пио-Клементино. В Великобритании был создан один из первых публичных научно-образовательных музеев – музей Эшмола (Эшмоула, 1683 г.)в Оксфордском университете.

В этот период создаются первые музеологические трактаты, специальные пособия для начинающих коллекционеров (С. Квихберг «Заглавия или заголовки обширнейшего театра Вселенной» (Мюнхен, 1565 г.); «Непредвосхищенные мысли о кунсткамерах и натуралиенкамерах» (1674); Валентини «Музей музеев»; К. Найкель. «Музеграфия»).

 

Литература:

Грицкевич, В. П. Музейное дело в XVII в. и в эпоху Просвещения // Грицкевич, В. П. История музейного дела до конца XVIII века / В. П. Грицкевич; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб, 2004. – С. 161 - 249.*

Юренева, Т. Ю. Художественное коллекционирование в XVII веке. Западноевропейские музеи в XVIII веке // Юренева Т. Ю. Музееведение. – М., 2006. – С. 112 – 142*.

Юренева, Т. Ю. Художественное коллекционирование и дворцовые галереи XVII в. Феномен публичного музея // Т. Ю. Юренева. Музеи мира: коллекции, шедевры, раритеты. – С. 60 - 98.

 

Факультет книжного бизнеса, документоведения и музееведения

Кафедра документоведения и музееведения

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.03 с.)