Методы построения музейной экспозиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы построения музейной экспозиции



Метод построения экспозиции – научно обоснованный порядок группировки и организации экспозиционных материалов. Формирование методов в истории становления экспозиционной теории и практики непосредственным образом было связано с представлением об общественном назначении музея. Во второй половине XIX в. – начале XX в., когда происходило становление музея как социокультурного института, основу экспозиционной техники составлял систематический (коллекционный) метод. Систематические экспозиции в наибольшей степени соответствовали представлению данного периода о музее как месте для посвященных (дворце науки, «хранилище видимой истории искусства»), а о предмете – как продукте историко-культурного процесса, и, следовательно, источнике исторической информации. Основу систематического метода составляет показ коллекции - отбор, размещение и интерпретация однородных предметов в соответствии с классификационной системой конкретной научной дисциплины или отрасли производства (эпохи, хронология, тип предмета, этнические группы, материал и пр.). Структурной единицей систематической экспозиции является систематический (коллекционный) комплекс - системный, или типологический, ряд, состоящий из однородных классифицированных предметов (этнографический, археологический, естественно-научный, нумизматический и т.д.). В художественной экспозиции применение систематического метода получило название «академического ряда». Оно предполагает размещение произведений искусства в историко-хронологической или историко-монографической последовательности.

Дальнейшая демократизация музея, развитие просветительской, научно-образовательной концепции, формирование типа культурно-исторического музея и представления о том, что сохранять и показывать надо не только отдельные памятники, но и их связи с другими объектами сформировало методы реконструкции среды бытования предметов в музейной экспозиции. Они получили название ансамблевого и ландшафтного и были использованы в экспозициях западноевропейских музеев еще в 1880-е г. Например, музей г. Альтона (Германия) представлял посетителям «обстановочные сцены» с использованием манекенов с условными названиями «Быт», «Природа», «Морское рыболовство». Средствами ансамблевого метода в экспозиции осуществляется сохранение или реконструкция на основе достоверных научных данных реально существовавшей или типичной для определенной эпохи социокультурной обстановки. Структурная единица ансамблевой экспозиции - ансамблевый комплекс. Ансамблевый комплекс сохраняет или реконструирует существовавшую среду бытования музейных предметов часто с использованием манекенов и новоделов. Основной вид ансамблевого комплекса - исторический интерьер (бытовой или производственный) или фрагмент интерьера. По способу создания м.б. аутентичным (подлинным), реконструированным (воссозданным), типологическим (не имеющим реального прообраза, но созданным из типологических вещей, характерных для определенного времени, сословия, географии); символическим (созданным по принципу музейного натюрморта – создания целостной композиции, которая передает атмосферу события, образ жизни и т. п.). Ансамблевый метод является основным в создании экспозиций мемориальных музеев, а также музеефицированных дворцов, усадеб, крестьянских изб, объектов ремесленного и промышленного производства. Ансамблевым методом создаются экспозиции – диораы и панорамы. Диорама (др.-греч. διά (dia) — «через», «сквозь» и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище») — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина или фотоувеличение с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Панорама — картина с круговым обзором (в отличие от диорамы), на которой плоский живописный фон совмещается с объемным предметным первым планом.

Ландшафтным методом воссоздаются взаимосвязи и взаимозависимости природных компонентов. Структурная единица ландшафтной экспозиции - биогруппа (таксидермическая композиция, которая представляет животных в среде обитания). Распространенным видом ландшафтной экспозиции является ландшафтная диорама, широко распространенная в естественно-научных музеях и отделах природы музеев края. Ландшафтный метод лежит в основе экспозиций музеев под открытым небом.

В 1920-е г. в практике Музеев революции формируется тематический (иллюстративный, тематико-иллюстративный метод), с помощью которого раскрывается определенная тема, сюжет, проблема. Формирование метода отвечало потребностям музея, ставшего частью политико-идеологической деятельности. Предмет в условиях новой идеологической парадигмы музея утрачивал значение свидетеля истории, источника и превращался в «наглядное пособие», иллюстрацию к учебнику истории. В целях однозначной интерпретации исторического факта и предмета, который его иллюстрировал, разрабатывался унифицированный тематико-экспозиционный комплекс, в котором на основе темы объединялись предметы разных типов – вещи, документы, фотоматериалы. В тематической экспозиции широко использовались вспомогательные материалы (тексты-цитаты, карты, схемы, диаграммы), в т.ч. произведения искусства в стиле соцреализма. Вспомогательным материалам отводилась столь же важная роль, что и подлинникам. Иллюстративность, дидактизм, эпическое повествование были характерными особенностями экспозиций этого периода. Тематический метод с опорой на формационный подход господствовал в проектировании экспозиций вплоть до 1960 – 80-х г. Тогда же сложились основные принципы группировки и интерпретации материалов в тематической экспозиции - историко-хронологический, комплексно-тематический и проблемный. Тематическая экспозиция представляет собой систему взаимосвязанных и соподчиненных разделов и тем, содержание которых обосновано концепцией.

В 1960 – 80-е г. в системе тематического метода формируются экспериментальные методы, направленные на создание экспозиционного образа эпохи - музейно-образный и образно-сюжетный. Их цель - целенаправленное конструирование с помощью вещей художественной модели исторического процесса, его внутренних конфликтов и действующих лиц. Музейный предмет в такой экспозиции выступает как знак явления, события, символ эпохи, источник эмоциональных впечатлений, средство приобщения к истории посредством эмоционально-чувственного восприятия. Возвращение предмету значения исторического источника в этот период связано с «потеплением» общественной атмосферы, перестановкой акцентов с политико-идеологической на воспитательную работу, деятельностью художников Сенежской студии в качестве проектантов музейных экспозиций. Новые экспериментальные принципы были направлены на организацию единого пространственного образа, воплощение субъективного авторского видения, создание лирического или драматического повествования, передачу «воздуха эпохи», «ауры события», «душевного состояния».

Структурными единицами экспозиций нового типа стали «музейный натюрморт» и экспозиционно-художественный комплекс. Музейный натюрморт – пластический образ, в котором используются подлинные исторические предметы, передающие помимо основной нагрузки символический смысл. Классические музейные натюрморты были разработаны художником Е. А. Роземблюмом для Центрального музея Вооруженных Сил СССР («Ты записался добровольцем?», «Оборона Петрограда», «Оборона Москвы»); Московского музея А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Кабинет молодого человека», «Зеленая лампа»). Музейные натюрморты широко применяются в настоящее время в структуре тематических экспозиций.

Экспозиционно-художественный комплекс - пространственная композиция, созданная из различных элементов, в т.ч. подлинных предметов, и являющая собой художественное целое. Особенностью экспозиционно-художественного комплекса является широкое применение помимо музейных предметов средств функционально-декоративного оформления и принципов сценографического монтажа. Экспозиционно-художественный комплекс – структурная единица образно-сюжетной (художественно-мифологической) экспозиции, теоретическое и практическое обоснование которой является заслугой Т. П. Полякова – автора сценария экспозиции музея В. Маяковского в Москве. Т. П. Поляков рассматривает образно-сюжетную музейную экспозицию как синтез искусств - архитектуры, живописи, дизайна, театра, драматургии. Не случайно в названии метода (сюжетно-образный) подчеркнута особая роль драматического сюжета, т.е. последовательной смены образов. Поляковым разработаны жанровые формы сюжетно-образной экспозиции - экспозиционный очерк, экспозиционное исследование, экспозиционная легенда, экспозиционная модель времени и мира.

Образно-сюжетная экспозиция является самостоятельным и целостным произведением искусства, тогда как современная практика проектирования экспозиций в значительной степени построена на применении не одного, а комплекса нескольких методов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.007 с.)