Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музейная стратегия и современный маркетинг взаимодействияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Сегодня продукт учреждения культуры (музея), или культурное благо, постепенно перемещается в сферу «рационального мышления», становится экономическим предложением, что означает следующее: он обладает «потребительской ценностью и выбирается потребителем, исходя из доступных потребителю средств (бюджета), полезности потребления каждого из благ и установившихся цен. Потребитель выбирает посещение театра, потому как считает, что это принесет ему в данный вечер наибольшую пользу; если бы у него болел зуб, то большую пользу ему принесло посещение стоматолога»[30]. Обычно, когда человек приходит в музей, он платит деньги за входной билет и/или экскурсионное обслуживание или за услугу, где музей является поставщиком услуг, а обслуживание услугой. Получается, что музейный продукт находится в секторе экономики услуг, т.е. приравнивается к услугам химчистки или мастерской по ремонту обуви! Здесь и возникает парадокс: музейный продукт не должен рассматриваться в таком узком ключе. Это не только услуга, но и, по словам Ф.Котлера в книге «Музейная стратегия и маркетинг» («Museum Strategy and Marketing»), «переживания, впечатления, удовлетворение, которые вы не найдете в других местах». «These derive from authentic objects of nature, history, science, and the arts that museums collect and display; the sensory experiences with three-dimensional objects that museums present and interpret; the research, scholarship, and interpretation that support museum collections and exhibitions»[31]. [«Все они происходят из аутентичных объектов природы, истории, науки, искусств, которые коллекционируются и выставляются музеями; из чувственных опытов с трехмерными объектами, представляемых и интерпретируемых музеями; из исследований, обучения и интерпретации, которые поддерживают музейные коллекции и выставки». ]. Получается, что музей функционирует в экономике переживаний! Эти переживания невозможно создать без соответствующего контекста, который состоит из пяти базовых элементов: • сам музей: здание, архитектура - интерьер и экстерьер, помещения; • объекты: коллекции, выставки; • материалы для интерпретации, например, таблички, бирки, доски информации, каталоги, путеводители; • экскурсии и программы, например, лекции, конкурсы, фестивали; • услуги, например, кафе, комнаты отдыха, сувенирного магазина[32]. Эти элементы очень трудо скопировать, а 1, 2 и 4 невозможно: они уникальны, аутентичны (в отличие от тематических парков, где все искусственно). Именно это и привлекает публику. Ведь в мире всего одна «Мона Лиза», одно Бородино, один Эдинбургский фестиваль. Эта уникальность и создает неоспоримое конкурентное преимущество перед обычной индустрией развлечений. Хотя сегодня тематические парки привлекают большее количество посетителей, чем музеи (например, по данным газеты «Guardian Unlimited», количество посетителей Диснейленда в Париже составило в 2000 году 12,5 млн.[33], а количество посетителей всемирно известного Лувра - в два раза меньше - 6 млн. человек за 2003 год[34]), у музеев есть огромный потенциал, который может превратиться в ресурс получения экономической прибыли и привлечения большего количества посетителей. Традиционно музейные переживания были эстетическими и крайне редко развлекательными (в зависимости от чувства юмора экскурсовода). Согласно Роберту Барону, автору статьи «Национальные мифы в музеях и тематических парках» («On national Myths in Museums and Theme Parks»), в отличие от посетителя тематического парка, который находится «внутри метафоры» («within the Metaphor»), музейный посетитель «is asked to stand outside the Metaphor of identity» [«располагается за пределами метафоры идентичности» -]. «Museums exist to make the unknown known; theme parks recreate a world in which we can verify and internalize our own values». [«Музеи существуют для того, чтобы делать неизвестное известным; тематические парки воссоздают мир, в котором мы можем проверять и усваивать (интернализовать) наши собственные ценности»]. Среди множества возведенных в последние годы художественных музеев в первую очередь обращают на себя внимание здания, претендующие на роль духовного центра в том или ином культурном пространстве. Как правило, эти хранящие художественные ценности сооружения являются броскими, подчас агрессивными по своему характеру, блистающими исключительной смелостью и оригинальностью. Они претендуют как на статус градостроительной доминанты, так и на символическую маркировку территории, являющуюся центром современной культуры, местом, где рождается новое искусство. Таким, к примеру, является построенный в 2004 г. по проекту Д. Либескинда новый корпус Музея изящных искусств в Денвере (штат Колорадо, США — илл. 2).
Илл. 2. Д. Либескинд. Музей искусств в Денвере, США.
Здание, в котором находится экспозиционное и выставочное пространство, просторный вестибюль, рекреационная зона, библиотека, конференц-зал и пр., реализует самые смелые идеи архитектора, напоминая своими изломанными формами полную экспрессии абстрактную скульптуру. Не менее интересно архитектурное решение Музея искусств в Милуоки (штат Мичиган, США), построенного по проекту С. Калатравы (илл. 3). Сооружение напоминает гигантскую птицу («крылья» — это гигантская солнцезащитная конструкция, в раскрытом виде их размах достигает 66 м.), которая парит над городом и водной гладью расположенного рядом озера Мичиган.
Илл. 3. С. Калатрава. Музей искусств в Висконсине, США.
Подобная архитектура, без сомнения, стремится зафиксировать идею музея как центра современной культуры, средоточия духовных ценностей, то есть ту соборную, храмозаместительную миссию, о которой уже шла речь. В этот ряд примеров можно включить и главный экспозиционный зал галереи Тейт-модерн в Лондоне (арх. Ж. Херцог и П. де Мерон — илл. 4), разместившейся в здании бывшей электростанции: как гигантский неф, он вызывает ассоциации с храмом. Илл. 4. Ж. Херцог и П. де Мерон. Галерея Тейт-модерн, Лондон.
Визуализированная архитектурой метафора «музей как храм» заставляет размышлять о других гранях современного культурного сознания. Как средневековый человек приобщался к возвышенному в ходе ритуала, так и сегодня можно говорить о ритуализации посещения музея, следовательно, о специфике «музейного» восприятия искусства.
Музеи без стен» Самым ярким примером визуализации идеи «музея без стен» может, безусловно, считаться открытое в 2004 г. новое здание Музея современного искусства — МоМА — в Нью-Йорке. Это сооружение, построенное по проекту японского архитектора Йошио Танигучи, доводит до логического конца идею прозрачности, открытости музея, его связи с миром, размытости границ между искусством и жизнью. Здание, полностью остекленное, органично вливается в урбанистический контекст Нью-Йорка, отражается и растворяется в соседних прозрачных и полупрозрачных фасадах. Границы архитектурного пространства оказываются условными и неопределенными. Осмотр внутренних галерей возможен в любой последовательности. Посетители словно парят в параллельных мирах, призрачные стены, кажется, не касаются полов и потолков, в этом здании легко потерять ориентацию. Перед нами яркий пример, когда здание, претендующее на символическую роль одного из важнейших центров современной культуры, заявляющее проницаемостью своих стеклянных поверхностей о своей открытости и демократичности, оказывается метафорическим свидетельством утраты в культурном сознании устойчивых ориентиров и границ, многовариантности, антииерархичности мышления, в том числе и художественного, ощущения ирреальности целого. Современная музейная архитектура визуализирует не только идею «музея без стен». Среди новейших музейных проектов можно встретить и реализацию обратной метафоры — «стены без музея». Если вспомнить, что в части своих проявлений современная культура релятивизирует прежние содержательные пласты, то концепция оболочки, симулякра приобретает весьма актуальное значение. Новое здание музея современных искусств в Нью-Йорке, построенное практически следом и по примеру вышеупомянутого Музея Гуггенхайма, получилось более спокойным и осторожным. Впрочем, архитекторы преследовали несколько другую цель. Конечно, здание музея современного искусства должно быть, простите за тавтологию, современным (отсюда изогнутые линии, использование стекла в облицовке фасада). Но для нового здания МоМа важна была в первую очередь функциональность внутренних залов. Именно в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМа) не так давно появилась мультимедийная выставка, дополнившая залы с живописью (от Кандинского и до…), скульптурой, фотографией и фильмами (от Братьев Люмьер и до..). Компакт-диски, фотография, мобилография, цифровые картины – все это и есть мультимедиа, то есть искусство, которое нельзя попробовать на зуб. В этом разделе можно оценить цифровую скульптуру, видеоролики и даже послушать «музыку улиц», записанную на фотографии грязного тротуара, расчерченного как нотный стан: пятна и грязь стали нотами. Известен МоМа и своими хеппенингами, подразумевающими участие людей. Один из самых скандальных – «Живые картины», во время которого американская художница Бикрофт пригласила в зал обнаженных женщин и на целый день оставила их мерзнуть без движения на фоне скульптур и живописных полотен. Музей современного искусства, уже в силу своего названия и главное - содержимого, - явление чрезвычайно интересное. Само оформление и архитектура зданий, как правило, подчеркивают специфику коллекций. Так, парижский центр Помпиду, он же Бобур, как его ласково называют парижане, сильно смахивает на огромный нефтеперерабатывающий завод: везде разноцветные трубы, неожиданные конструкции, удивительные детали интерьера. Все дело в том, что по задумке архитекторов все коммуникации были выведены наружу и выкрашены в определенные цвета: кондиционирование - в голубой, водоснабжение - в зеленый, электросети - в желтый, а лифты - в красный. Филиал музея, открытие которого запланировано на 2008 год, тоже обещает быть весьма и весьма оригинальным. По мысли японца Шигера Бана крыша здания будет выполнена в виде гигантского китайского зонтика из стекла, клееного дерева и стальной сетки. Вообще, центр имени Жоржа Помпиду в Париже – известен не в последнюю очередь благодаря уникальной библиотеке, где представлено самое большое количество книг по современному искусству, ресторану на крыше, замечательному лекторию и международным программам, а главное – нестандартному подходу к выставкам и мероприятиям. К примеру, на известной выставке дадаистов, прошедшей в прошлом году, все экспонаты расположили в определенном порядке: каждая комната была посвящена одному из направлений. В одном зале были двигающиеся геометрические фигуры, в другом – коллажи, в третьем – демонстрировались фильмы, в четвертом - звучали бессвязные речи дадаистов. Не случайно, что центр по количеству посещений опережает Эйфелеву башню. Вместе с модой упростились и правила поведения в музеях. Первые шаги к этому сделал уже упоминавшийся Майкл Спок, сын Спока-воспитателя всех советских детей, организовавший выставку с говорящим названием «Что внутри». Самые обыкновенные предметы были представлены в разрезе, и все желающие могли рискнуть здоровьем и притронуться к экспонатам. «Картины пахнут и оживают!» – заявили итальянцы, и привезли в Эрмитаж «Лютниста» Караваджо. Казалось бы, что такого? Обычные выставочные гастроли! Однако – нет! На этот раз организаторы попытались оживить все запахи с картины: ароматы ириса, ромашки, жасмина, шиповника, дамасской розы, листьев апельсинового дерева, инжира, сливы и груши... Также во время работы выставки в зале с картиной звучали мадригалы Аркадельта, строки из которых написаны на нотах «Лютниста».
Музеи современного искусства категорически не ограничиваются одним лишь видом искусства, предпочитая их смешение и синтез. Так, Музей современного искусства Киазма, что в переводе означает «пересечение», оправдывает свое название. Это самый молодой и, согласно статистике, самый посещаемый музей Финляндии. Музей Киазма, созданный американцем Стивеном Холлом, и вовсе является самодостаточным произведением, напоминающим скорее скульптуру, чем архитектуру. Здание сделано в виде гигантской абстрактной фигуры, напоминающей в зависимости от состояния и фантазии посетителей то облако, то женщину, то мифическое существо, а то и все это вместе взятое. Помимо интересных экспонатов (дизайнерских предметов интерьера, живописи, скульптуры), музей отличает наличие собственного театра с аналогичным названием, обеспечивающим музыкальное и драматическое сопровождение выставкам. Так, недавно прошедшая экспозиция современных финский художников сопровождалась пением и танцами, напоминавшими мюзикл на фоне декораций. Сейчас на выставках можно все: есть, пить, выпивать, самостоятельно выбирать маршруты, слушать аудиозаписи, смотреть видеоролики и приводить экспонаты в движение. В общем, все зависит от фантазии организаторов, да и посетителей тоже... К примеру, в центре науки и техники «Новый Метрополис» в Амстердаме двое специально оплаченных «ученых» вовлекают гостей в спор о природе света. А в самом консервативном в мире месте – Музее ремесел в Париже - помимо обычных экспонатов есть стенды с примерами простейших опытов или необычных свойств материалов. Их можно потрогать, а при нажатии соответствующей кнопочки, привести в действие, а вернее - на примере рассмотреть их качества (к слову, сверхпрозрачность светодиода). В Галерее Уффици, что во Флоренции, на постоянной экспозиции, посвященной творчеству Леонардо да Винчи, можно не только увидеть, но и привести в действие макеты, сделанные по эскизам и задумкам великого итальянца: миниатюрный летательный аппарат (а-ля вертолет), громоздкую машину (старший брат нынешнего танка), подводную конструкцию (прообраз акваланга). А счастливые посетители студии мультипликации Лос-Анджелесского детского музея при помощи полосок картона, цветных мелков и фильмоскопа могут создавать собственные мультики.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.68 (0.009 с.) |