Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музей дизайна Vitra Фрэнка Гери, Вайль-на-Рейне, Германия - Frank Ghery Vitra Design Museum, Weil Am Rhein, GermanyСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стиль Хадид – это устремлённость в будущее, символизированная подчёркнутой акцентировкой архитектурных объектов на вертикальной оси, тотальное стилистическое единство (гомогенность) архитектурных плоскостей (опять-таки связанная с принципиальным отказом от приёма декорирования) и постоянное, настойчивое подчёркивание ИЗНАЧАЛЬНОЙ установки на развитие технической мощи и функционализма. В некотором смысле стиль Хадид подобен двуликому Янусу: с одной стороны, в идее такого функционализма присутствует демократическое по сути требования равного права ДЛЯ ВСЕХ на получение МАКСИМУМА функциональных возможностей; с другой стороны, функционализм, предъявляя себя в качестве оптимальной и по сути единственной формы организации человеческого существования, из возможности превращается в требование: субъект ДОЛЖЕН БЫТЬ ориентированным на стандарты функционализма; функционалистский рационализм в архитектуре Хадид обладает такими же диктаторскими полномочиями, какими в эпоху викторианской рациональности обладали соответствующие нормы психического здоровья. В контексте повседневного существования функционализм неизбежно конкретизируется в установках прагматизма; соответственно, быть функционалистски организованным для субъекта означает следовать прагматической линии в своих отношениях с реальностью; чёткость поставленных задач, безупречное ВЫЧИСЛЕНИЕ границ возможного и объёма необходимого, последовательность защиты собственных интересов, - в этом и проявляется эстетика прагматизма. Быть безупречно функциональным – вот правильная линия субъектного поведения, на которой исчисляемое и эстетическое по сути совпадают. Будущее – это торжествующая тотальность функции; аксиоматический принцип, заложенный в Послание о Будущем, написанным рукою современного западного архитектора. И если любая речь о будущем всегда несёт в себе элементы пророчества, а любое пророчество имеет в себе элементы религиозности, то функционализм и есть новая религиозная заповедь культуры Запада. Функция – Бог, а архитектура – пророк Его. Значительное количество проектов Хадид связано с Ближним Востоком; наверное, причина этого – и в восточном происхождении самого архитектора, и, что более важно, в востребованности. Ближнему Востоку нравится то, что Хадид делает. В таком восприятии есть свои нюансы, вступающие в противоречие с тем, как сам Запад воспринимает свою миссию в третьем мире. Для идеологов западной культурной экспансии сама цель этой экспансии виделась «комплексно»: Западу важнее было не столько передать третьему миру новые технологии, сколько научить этот «третий мир» западному образу жизни. Самюэль Хаттингтон назвал такую стратегию «вестернизацией». Модернизация + вестернизация – суть глобальной программы Запада в третьем мире. И логику Запада понять можно: исходя из идеологем середины прошлого века, первое мыслится как следствие второго. И никак иначе. Отсюда – порой навязчивая забота западных стран о развитии демократических институтов в третьем мире, борьба за права культурных меньшинств и ряд других гуманитарных забот. Задача западной экспансии принести в третий мир западную культурную традицию и сделать её в этом мире жизнеспособной. Сведение западной культуры к технологиям усиливает идеологемы прямо противоположного характера, - идеологемы, актуальные не для Запада, а именно для третьего мира, в частности, для ислама; здесь возникает своеобразный парадокс ситуации: заимствуя объекты западной культуры (в данном случае – архитектурные) исламский Восток, тем самым, получает новую возможность для критики западной культуры и усиления, интенсификации антизападного идеологического пафоса. Исламская идеология уже традиционно сводит сущность современной западной культуры к чистой технологичности, противопоставляя этой культуре свою собственную, в которой – по мнению этой же идеологии – духовное измерение первично. Соответственно, и гуманитарные требования Запада интерпретируются как сугубо технологические: только здесь речь идёт уже о политических технологиях, - технологиях защиты исключительно материальных интересов западных стран. Но даже если изъять идеологический пафос из интерпретаций Послания Хадид третьему миру, то объективно он в любом случае отрицает универсализм связи «тип техники = тип культуры» и, разрушая линейную модель истории, работает на полицивилизационное её понимание. Но Хадид транслирует Образ Будущего западной культуры не только во вне этой культуры, но и во внутрь её. Великобритания, Франция, Италия, Австрия, Испания, Венгрия, Польша, Литва, Румыния, - во всех этих странах проекты Хадид либо уже осуществлены, либо осуществляются в настоящее время. Реализовать глобальный проект в западном городском, предельно забюрократизированном пространстве означает – обладать весьма серьёзной поддержкой властных структур этого пространства. Иначе говоря, представления о Будущем – это не только её личные представления; не только представления талантливого интеллектуала-одиночки. Как должна – внешне – выглядеть эта постевропейская культура? В некотором смысле ответ даёт и архитектура Хадид, точнее, ответ даёт принцип взаимоотношения этой архитектуры с ландшафтом, в который она помещается. Характер таких взаимоотношений позволяет – косвенно – судить и о степени влияния американизма в разных частях Европы. И совершенно иной, противоположный тип взаимоотношений между архитектурным объектом и ландшафтом можно увидеть в Англии, Польше и – возможно, наиболее ярко, - в Будапеште. Здесь, во всех этих случаях, перед нами – очевидный конфликт между объектом и ландшафтом. Объект, будучи красивым и новационным, тем не менее, не вписывается в традиционный городской ландшафт. Возникает вопрос: зачем этот объект здесь? Впрочем, не стоит торопиться с выводами. Если вы построили роскошный особняк в районе, застроенном сараями, чтобы вы ответили на сентенцию о том, что этот особняк не вписывается в ландшафт? Примерно следующее: не торопитесь, дайте время, и сараи будут снесены, а вокруг особняка выстроится принципиально новая архитектурная композиция. Этот пример вполне может быть перенесён и на ситуацию европейских городов. Кто сказал, что исторический Лондон должен стоять вечно? И архитектурные объекты Хадид – это не части СОВРЕМЕННОГО Лондона или Будапешта, хоть и фиксируются они в режиме «здесь и сейчас»; это – вестники Будущего, указывающего на то, что должно быть (или будет?) на том месте, которое мы наивно называли «настоящим Лондоном». «Настоящего Лондона» пока ещё нет. Постмодернизм Хадид использует стратегию «просачивания»: внедряясь в традиционное пространство – он ориентируется на главную, стратегическую цель – последующую радикальную, не знающую компромиссов деконструкцию (преобразование) этого пространства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.167.85 (0.008 с.) |