Глава 3. Ощущение (переживание) и его современная интерпретация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Ощущение (переживание) и его современная интерпретация



 

Ключевые концепты ощущений

В трактовке переживания мы остановимся более подробно на характеристике переживания, данной в немецко-язычной туристике. Исследования в этой сфере, конечно, базируются на подходах, развиваемых современной психологией (например, позитивной психологией).

Таблица 3.1. Ключевые концепты ощущений

Источник Ключевая идея Ракурс
Frijda, 1986 Эмоция это обработка информации Психология
Dewey, 1938 Тотальность взаимодействия с внешним миром и друг с другом. Постоянный процесс выполнения и претерпевания, причины и эффекта, действия и размышления. 1. Эмоциональное участие 2. Движение во времени 3. Ожидания 4. Единство и уникальность 5. «Достижение, завершение» 6. Контакты с «начинающим персоналом» Философия
Laing, 1967 Люди рассматриваются с точки зрения полученного опыта Психиатрия
Keleman, 1974 «Эмоциональное возбуждение – это клей, который связывает нас с миром. Жизнь полна переломных моментов» «Проживи свою смерть» Терапевтический, взаимоотношения между телом и разумом
Csikszentmihalyi, 1990 Поток-Flow 1. Многообещающая деятельность требует необходимых умений 2. Слияние действий и их понимание 3. Четкие цели и обратная связь 4. Сфокусированная концентрация 5. Парадокс контроля 6. Потеря самоуверенности 7. Искаженное чувство времени 8. Само-поощряющий опыт.  
Cornelis, 1988 Человек открывает свою собственную скрытую программу изучения, с помощью чувств. Логика
Snel, 2004 Ощущения, понимаемые, как опыт (Erfahrung) это постоянный интерактивный процесс выполнения и претерпевания, действия и анализа, причины и эффекта, он имеет значение для человека в различных контекстах его жизни. Значимый опыт дает возможность человеку увидеть мир и/или себя самого по-другому. Ощущение, трактуемое как переживание (Erlebnis) это моментальный, относительно независимый случай в комплект с эмоциями, что производит впечатление и олицетворяет определенную ценность для человека в контексте особой ситуации. Интеграционный подход: философия, психология, социология, экономика.

Нельзя определить точно, какие специфические именения окружающей действительности вызывают переживания. Испытывающие определённые переживания могут характеризовать их как привлекательные, а само переживание как реакцию на них. Хотя, чтобы какая-то реакция состоялась, зависит от единичной персоны: люди реагируют на одно и тоже событие по-разному. Но переживание не зависит только от события, оно зависит также от актуального состояния и от временно действующих на индивида обстоятельств. К этим меняющимся факторам причисляют в частности психическое и телесное состояние, личностный фактор и некоторые другие величины, такие как принадлежность к поколению, старость или опыт, созревающий в личности после подобных ситуаций.

Различные исследования показывают, что могие переживания возможны только благодаря контакту с людьми. Отношения и встречи с другими людьми являются поэтому важным источником эмоциональных перживаний.

Любопытно, что признаки эмоций в психологии туризма выделяются следующие: эмоции

1. уникальны

2. возникают на основе потрясённости

3. возникают, как правило, произвольно

4. развиваются благодаря отношениям людей

5. по большей части опосредованы невербальными контактами

6. это душевное состояние

7. личность переживает их больше пассивно

8.им присуще состояние континуума

9. никакой функции вне самих себя не существует

Стремительный темп жизни современности, постиндустриальный характер общества, непрерывно возрастающая ценность владения информацией соответствует принципам массового туризма. Желание накопить впечатления за счет расширения культурного пространства в максимально сжатый временной срок реализовывается в структуре туристского продукта. Уже на стадии выбора предпочитаемой дестинации, вида и способа отдыха турист оказывается в сетях «символического потребления». В поездке турист хочет пройти все стадии психологических состояний, пережить различные эмоции, впечатления, испытать эффект присутствия, коррелирующий с экранной культурой. Мерой увиденного, оценочной шкалой пережитого в пути для современного туриста чаще всего выступает эстетизированное восприятие жизни. В связи с этим туристы непреодолимо стремятся к сенсуальному потреблению, отдавая предпочтение визуально-звуковым эффектам, что приближает их познание до уровня «скользящего», поверхностного поглощения увиденного.

Исследованиями была доказана качественная связь между событиями и эмоциями, и было подтверждено то, что позитивные чувства повседневности проступают прежде всего, если люди радуются вместе, чувство печали же появляется тогда, когда человек один. Но переживания могут быть прочувствованы только самим индивидом, например, благодаря воображению или гормональным изменениям.

 

Поток переживаний

Так называемый Flow-Erlebnis. Его впервые открыл исследователь Csikszentmihalyi в 1991 году, хотя его первые размышления об этом появились еще в 1975 году. Мы обращаемся этому концепту, ибо по образному выражению одного исследователя, Flow-Erlebnis – апогей чувства удовольствия в отпуске, а поиск эмоций и переживаний – самый непосредтсвенный поиск счастья.

Исследования Csikszentmihalyis показывают, что поток переживаний не есть только сингулярное явление, но он образует в нечто целостное большое количество компонентов переживаний. Число признаков этого явления по-разному интепретируется в литературе. Даже Михай Csikszentmihalyi менял в своих публикациях ряд компонентов. Главным образом это приводило к тому, что отдельные элементы связаны друг с другом и встроились друг в друга так, что их трудно различить.

· Слияние (сплав) действия и сознания

· Центрирование внимания на ограниченном фрагменте окружающего мира

· Самозабвение

· Отказ от осуществления контроля за действиями и окружающей средой

· Изменённое переживание времени

· Гладкий, плавный ход событий

· Аутентичные переживания

А в целом это поток или потоковое состояние –психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс и нацеленностью на успех, на результат.

Это состояние часто описывается как ощущение удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенности в себе, ярко выраженными коммуникативными способностями, умением чётко выражать свои мысли, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарное решение.

Также возникают переживания не социальной природы, например, вызванные цветом, тоном, запахом. Для туристического предложения поэтому важны знания о эмоциональном воздействии окружающего мира для того, чтобы исполнить желания гостей и сделать возможными переживания.

Схема: Эмоциональная сеть: от явления к опыту

Полет Адреналин Давление   Страх Радость   Смеяться Плакать Аплодировать Кричать    
 
 

 

 


Мы должны различать определения «переживания» в зависимости от соответствующего контекста, в котором оно должно быть определено.
В общем, переживание определяется как событие в жизни человека, которое вычленяется из повседневной жизни переживающего, так высоко дифференцировано, что он в состоянии вычленить его и запомнить надолго. Переживания могут быть разделены на различные группы. Есть, например, захватывающие переживания, в том числе переживания, связанные с путешествием или приключением, есть ощущения удовлетворённости, такие, как сексуальное переживание или ощущение праздника, и травматические переживания, например, если вы были жертвой преступления. Этот переживаемый опыт является в этом отношении существенным фактором успеха предприятия и соответственно должен стать целью менеджера, который обязан привести переживание к удовольствию. Вследствие этого возникает вопрос, как широко психология, в данном случае, психология эмоций, может помочь менеджерам эмоций, фактически научиться переживать случившееся как позитивное явление и действительно понимать суть переживания.

Erlebnis-Setting

Концепция целостного потока переживаний Erlebnis-Setting исходит из предположения, что переживания вызываются событиями или по крайней мере, события благоприятствуют появлению переживаний. Под Setting, как уже замечалось, мы понимаем некую площадку для зрелищ или ситуацию. Что означает это для формирования предложения в туристической дестинации?

Индивидуум
Переживание
Окружающий мир

 

 


Переживание посетителей в опредедённых ситуациях стоит в центре внимания. Действующие факторы оружающего мира в этой ситуации могут вызвать как позитивные, так и негативные ощущения.

Индивидуум
Переживание
Окружающий мир
Восприятие

 

 


Существенной предпосылкой является то, чтобы эти факторы вообще могли быть восприняты. Окружающий мир воспринимается не только визуально в цвете, форме, текстуре, движении, глубине и структуре горизонта, но также ровно в той же степени через звуки, шум, мускульное движение, гармонию, внутреннее равновесие. Впрочем, большая часть воспринимаемого – происходит благодаря зрению. Восприятие реального окружающего мира это субъективный процесс. Что фактически воспринимается как мир чувств или что развивается как мир переживаний определяется не только самими вещами. Они с одной строны становятся возможностью восприятия, а с другой – оказывают влияние через ожидания или опыт.

Индивидуум
Переживание
Восприятие
Окружающий мир
Атмосфера

 

 


Фазы переживания в психологии туризма:

1. У гостя возникает напряжённая потребность/ мотив удовлетворить желание

2. Чтобы удовлетворить эту потребность, начинается поиск цели

3. Восприятие этой цели и связанные с этим возможности переживания создают определённое состояние предрадости и порождают общую эмоциональную активность.

4. При обогащении цели (уточнении) достигается определённый уровень переживаний

5. Постепенно это ведёт к интенсификации поиска цели

6. Типичная модальность переживания – как правило, оно в течение времени полностью развивается, разворачивается

7. Поэтому постепенно переживание снижается, теряет свою интенсивность и на его месте возникает психо-физическая целостность - Erlebnis-Setting

8. Организм возвращается к своему первоначальному состоянию равновесия

Турист всегда имеет определённые ожидания, связанные с туристской дестинацией, прежде чем начать потреблять услуги. Эти ожидания возникают на основе предыдущего опыта, общения с другими людьми, на базе собственных потребностей. Если эти ожидания не обманывают, гость доволен предложением дестинации, если не оправдываются ожидания это равносильно потере символического капитала.

Мини-кейс «Эстетизм впечатлений»

К примеру, в Rainforest Caje посетителей окружают буйная растительность, густой туман, каскады водопадов и даже молния с громом. Над ними пролетают тропические птицы, а в водоемах плещется рыба; это не говоря уже о сонмах искусственных бабочек, пауков и обезьян; а если присмотреться, можно увидеть даже маленького крокодила. Обратите внимание, что Rainforest Cafe, в котором объединены и ресторан, и розничный магазин, который провозглашает себя «диким местом для ужина и покупок», не ставит задачу воссоздать впечатление от пребывания в настоящем тропическом лесу. Скорее всего, это кафе стремится предложить подлинное эстетическое впечатление от пребывания в нем.

Еще одно «дикое» место для покупок – Cabela's в Оватонне, штаг Миннесота. В этом магазине площадью 150 тысяч квадратных футов продается разнообразное снаряжение для охоты, рыбалки и т. д. Вместо того чтобы привнести в магазин несколько развлекательных элементов, Дик и Джим Кабела превратили его в подлинное эстетическое впечатление. В центре торгового зала они установили тридцатипятифутовую гору с водопадом, на склонах которой расположено более сотни чучел диких животных. Многие из них были убиты двумя братьями или их родственниками. В другой части магазина представлены четыре экосистемы Северной Америки. Еще в одном месте расположены две диорамы, на которых изображены сцены африканской охоты и так называемая большая пятерка крупной дичи: слон, лев, леопард, носорог и буйвол. В трех больших аквариумах водятся различные редкие виды рыб, а в целом в магазине представлено более семисот видов животных. Прав был Дик Кабела, когда сказал в интервью газете St. Paul Pioneer Press: «Мы продаем впечатления». В день открытия в магазин пришло более 35 тыс. человек, и компания ожидает не менее миллиона посетителей в год.
Эстетическое впечатление может быть исключительно природным, как прогулка в национальном парке, созданном человеком, как ужин a Rainforest Cafe, или чем то средним, как покупки в Cabela's. Искусственного впечатления не существует

Целостность одного привлекающего фактора или констелляция этих факторов в определённых ситуациях добавляют эмоцональное воздействие. Это эмоциональное воздействие может быть обозначено как атмосфера. Если индивидуум считает возможным обратиться к реалиям окружающего мира, которые вызывают у него позитивные чувства или они вызывают у него нечто противоположное, то это обстоятельство заставляет анализ этой атмосферы считать важной предпосылкой оптимизации переживаний отпуска. Не достаточно только создавать события, соответствующая атмосфера приобретает решающее значение. Эмоциональное воздействие определённой пространственной ситуации может быть усилено с помощью уже представленной модели с осями радость-горе, возбуждение-покой. При этом следует отличать 4 модели господствующей атмосферы:

• Возбуждающая атмосфера (возбуждающе-привлекающая)

• Успокаивающая атмосфера(привлекающее-упокаивающая)

• Впечатляющая атмосфера(недружелюбно-успокаивающая)

· Агрессивная атмосфера(недружелюбно-возбуждающая)

Успокаивающая атмосфера
Увлекательная атмосфера
8 7 6 5 4 3 2 1
1 2 3 4 5 6 7 8
8 7 6 5 4 3 2 1
1 2 3 4 5 6 7 8
Нейтральная
Недружелюбная
Привлекательная
Возбуждающаяя
Успокаивающая
Агрессивная атмосфера
Угнетающая атмосфера

 

 


Внутри действенных факторов имеется в определённых факторах привлекательности некоторые доминирующие аттракторы. Мы можем их охарактеризовать как носители атмосферы, есть носители, которые действуют эмоционально-позитивно, то есть они подготавливают радостную атмосферу и создают или возбуждающе-активную атмосферу или успокаивающую.

Индивидуум
Переживание  
Восприятие  
Атмосфера  
Окружающий мир  
Инсценировка
Спрос
Предложение

 

 


Но есть и противоположные факторы-киллеры атмосферы, они создают негативную атмосферу. Наряду с этим имеется факторы пустоты с нейтральным эмоциональным эффектом. Они не стимулируют ни позитивную, ни негативную атмосферу. Действенные факторы различаются в системе константных факторов, к примеру, образ ландшафта и вариабельные факторы, как, например, погода. Далее можно различать в системе непосредственных факторов, которые воспринимаюся благодаря цвету, свету, формам, теме, вкусу или шуму и непрямые факторы, такие как имидж, ассоциации, представления, которые возникли у посетителей при прибытии в дестинацию.

Концепция инсценирования
Посетители/Гости
Управление посетителями
Самочувствие
Szenerie
Аттракции / Активность
Тема

 

 


Некоторые из привлекательных факторов окружающего мира могли оказать влияние на концепцию туристического предложения, другие, как например, климат или погода – нет. Цель туристического оформления предложения – создать в определённом пространстве атмосферу, которая делает возможным появление позитивных ощущений у туристов. Мы можем обогатить ощущения посредством инсценировки. Инсценировка является инструментом Erlebnis-Settings создания атмосферы для целевых групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.026 с.)