Тема инсценирования : супергерой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема инсценирования : супергерой



 

Миф о супергерое удовлетворяет тайным побуждениям современного человека, который осознавая себя обездоленным и бессильным, мечтает о том, что однажды он станет «героем», исключительной личностью, «сверх человеком».

То же самое можно сказать о другом современном мифе – полицейском или бандитском романе, в котором зритель сталкивается с архаической темой борьбы добра и зла между героем и злодеем. С другой стороны зритель бессознательно вовлекается в процесс повествования, для него все происходящее более чем реально и конец детективной истории – это процесс катарсиса, очищения мира и человека.

Меньшим вниманием пользуется «элитарные мифы», в частности те которые, связаны с художественным творчеством. Не распространяясь о самом искусстве, мы здесь отметим, что оно вовлекает человека в мир «недоступности», элиты. Подобное искусство представляет собой замкнутые миры, герметичные вселенные, и усилия прикладываемые человеком, что бы проникнуть в них, сравнимы с прохождением обряда инициации. При этом элита противопоставляет себя массам, официальной доктрине, намекая на принадлежность к некой тайне вечной, постоянной, эзотерической, трансцендентной. Это подчеркивается исканием тайных посланий, смыслов в новых художественных приемах, оригинальных опытах, которые на первый взгляд призваны к разрушению искусства.

Появление мономифа в современной культуре вполне закономерно. При этом он проявляется на всех уровнях культуры и во всех формах искусства: живописи, музыке, рекламе, но наиболее ярко мономиф проявил себя в кинематографе, в инсценировках ощущений. В общем-то, это не удивительно, если учесть, что еще в начале ХХ века многие из сюрреалистов признали, что новый вид искусства как нельзя лучше отвечает потребностям сюрреализма; и понятно почему многие из них принялись создавать и переосмыслять мифы именно в кинематографе.

При этом мономиф в современной культуре развивается в тех двух направлениях, о которых говорилось выше. Герой, как и прежде, переживает все те же приключения и проходит все те же стадии своего становления. Однако здесь есть несколько Но. Прежде всего, герой современных мифов анонимен, зачастую это изгой, маргинал, стоящий за границами общества. Несмотря на все его подвиги, обществом он воспринимается как преступник и монстр, угрожающий не только общественному порядку, но и всему мироустройству в целом.

Во-вторых, и это связано с надеждами современного человека, герой становится героем, не из-за своего божественного происхождения, как это было Гераклом или Ахиллесом, а в силу случайности. Такие мотивы мы можем видеть и в «Spiderman», и в «Superman», и в «Hulk». Причиной таких представлений является попытка приблизить человека к герою. То есть сверхчеловеком может стать каждый главное в оказаться в нужное время в нужном месте.

И, в-третьих, если в классическом, архаическом мифе герой борется с хтоническими существами, и эта борьба воспринимается как вечная, не имеющая ни начала, ни конца. То в современной мифологии зло олицетворяют те же смертные люди, которых можно уничтожить и вернуть тем самым мир в обычное русло. При этом важно отметить, что развертывание времени в современном мифе является линейным, в отличие от мифа классического, где оно воспринимается циклическим.

Кроме всего прочего современная мифология начинает формировать новые сюжеты, которые переходят из одной мифологии в другую. Здесь можно привести некоторые из них: попадание героя в круг истории («День сурка»), техногенное появление героя («Человек-паук», «Фантастическая четверка»), существование параллельных миров («13 этаж», «Матрица»)и так далее. Позднее всё это перенеслось в сценическое пространство экономики ощущений.

С другой стороны, происходит процесс и мономифологизации, как создания единого, общего мифа. Причем происходит попытка объединения не только современных мифов, когда в одном сериале или на одной сцене, появляются герои из других сериалов, но и древних мифов, при этом переосмысливаются и сами мифы и их история: «Другой мир», «Лига выдающихся джентльменов», «Ван Хельсинг» и другие.
Таким образом, вся культура приводится к единому знаменателю. Уже сама культура начинает задавать рамки, в которых должно развиваться мифотворчество.
Причинами появления мономифа в современной культуре, на наш взгляд, является во многом глобализация. Современный мир, в настоящее время, принято делить на две части, два полюса: Восток и Запад. При этом об этих двух типах культур все чаще начинают говорить не как о наборе разнородных традиций, а как о единых культурах. При этом если в прошлом Запад имел общую парадигму, которая была способна объединить всю Европу, то в настоящее время такого общего основания для культуры нет. Именно поэтому создаются новые мифы, которые должны будут отражать новые надежды и чаяния современного общества. При этом зачастую архаический миф зачастую противопоставляется новому техногенному мифу.

Другой не менее важной причиной создания нового мономифа является «кризис современного мира». В работе «”Рабочий” в творчестве Эрнста Юнгера» Юлиус Эвола пишет: «буржуазный мир постоянно озабочен тем, что бы “наглухо оградить жизненное пространство от вторжения стихийных сил”… Именно безопасности жизни требовал этот мир опорой и оправданием которому должен был стать культ разума; того разума для которого все стихийное тождественно абсурдному и опасному» (6). С другой стороны человеческому «Сверх-Я» противостоит его «Бессознательное», которое снова и снова стремится опрокинуть человека в бездну мифа. При этом, чем более сильно сопротивляется «культурное» в человек, тем сильнее «природное», «инстинктивное» взывает к нему. Именно поэтому человек так нуждается в стихийном, но покуда оно не находит возможности выплеснуться в окружающий мир, оно находит выход в мифологии (где проявляет себя случай, неопределенность и стихийность). В общем-то именно по этой же причине в XVIII – XX веках происходит такой всплеск интереса к оккультизму.
Подобное стремление современного общества к точности и предсказуемости привело в итоге к отрицанию индивида. Человек перестает выделяться из окружающей его массы других людей. Именно с этим связано появление героя-одиночки, индивидуальности, изгоя. Это своеобразный вызов обществу с одной стороны и воплощение мечты о другости, индивидуальности с другой.

Таким образом, современный мономиф становится виртуальной вселенной, в которой каждый человек, существующей в ней, отождествляет себя с героем мифа. Это именно параллельная, виртуальная вселенная, так как она существует параллельно с реальным миром. Поэтому в отличие от мифа архаического современный миф проживается как бы в другом времени и пространстве, чем в том, в котором существует реальный мир.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.005 с.)