Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В поисках музейной концепции истории↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Само название статьи недвусмысленно указывает на незавершенность процесса, более того, на невыявленность специфики отражения истории в музее. Постоянно декларируемая теснейшая связь музея с историей при ближайшем рассмотрении становится отнюдь не столь очевидной. Большинство специалистов и сегодня убеждены, что никакой особой музейной концепции истории, отличной от профильно-научной нет и быть не может. В основе таких взглядов лежит по существу нежелание признать за музеем статус особого феномена культуры, стремление сохранить его вспомогательное по отношению к науке и образованию положение. Между тем анализ взаимодействий музея с исторической наукой и шире -взглядами на историю, бытующими в обществе, дает достаточно пеструю картину. При всем многообразии могут быть выделены два направления. Первое - адаптивное -стремится в течение многих лет приспособить музей к задачам просвещения, найти наиболее адекватную форму отражения музейными средствами достижений исторической науки. Другое направление складывается во многом самопроизвольно и имеет своим источником жанровую специфику и особенности пространственных отношений в музейной экспозиции. Различение названных направлений тем более необходимо, что исторические взгляды, которые в свое время оказались внедренными в музейную практику, с годами настолько укореняются, что начинают восприниматься как имманентные музею и отражающие его специфику. Нередко воззрения, давно ставшие достоянием истории научной мысли, культивируются в среде музейных сотрудников и передаются от одного поколения другому, превращаясь в атрибут профессии. Дело осложняется еще и тем, что институт музея, возникший на определенном этапе развития научных знаний, впитал черты, свойственные историческому сознанию нового времени. Не пытаясь дать в статье исчерпывающую картину особенностей формирования музейной концепции истории, остановимся лишь на ключевых моментах, определивших путь ее эволюции. Истоки взаимодействия музея с историческим знанием, как и возникновения собственно музейного мировоззрения, восходят к идеям Просвещения, просветительской истории. Именно трактовка основного предмета изучения как истории культуры, охватывающей все стороны общественной жизни, т.е. историю хозяйства, науки, просвещения, литературы, оказалась наиболее близкой целям и задачам музея. Однако вместе с другими идеями просвещения в музей проникает и специфическое отношение к истории как средству воспитания народа, давшее со временем столь обильные всходы в музейном деле России и СССР. Другим источником формирования музейного подхода к истории был противостоявший просветительству романтизм конца XYIII-начала XIX в. Рационалистическая трактовка исторического процесса с присущим ей признанием единства судеб человеческого рода не могла в силу своего универсализма и пренебрежения конкретикой удовлетворить полностью запросы музея. Напротив, романтизм с его призывами изучать качественное своеобразие истории различных народов, искать проявления "духа народа" давал в руки музея ключ к решению уже не общих, а практических задач атрибуции и систематизации материала. Романтическое отношение к истории задавало и определенный настрой, смыкаясь с эмоциональным восприятием героических деяний предков и одновременным "любованием стариной" (1). Из соединения двух подходов к истории и сформировался своеобразный просветительско-романтический дуализм, свойственный музейному освещения истории. Однако идеалистические, в широком смысле слова, концепции оказывались в конечном счете все-таки более близкими музею, особенно в России и Германии. Вот почему в основе музейной деятельности в этих странах долгие годы оставались идеи национальной истории. Следует отметить легкость, с какой проникали в музейное дело взгляды славянофилов, историков государственной школы и даже апологетов теории официальной народности, объяснимую содержащейся в них готовой трактовкой истории, относительно легко переводимой в структуру организации экспозиционного материала. Различные концепции, рождавшиеся в недрах исторической науки, проникали в музейное дело порой долгие годы спустя после их появления. Этот эффект запаздывания объясняется тем, что утверждение новых подходов происходило в музее опосредованно через формирование взглядов музейных работников. Во второй половине XIX в. в музейном деле России, переживавшем в этот период заметный подъем, были, в первую очередь, воспроизведены исторические воззрения начала века. Аналогичным образом обстояло дело с историко-бытовым направлением, получившем прописку в музее на рубеже 1910-20-х гг., когда его научная бесперспективность была уже очевидной. Если во второй половине XIX в. развитие науки шло в основном за счет расширения тематики исследований в области материальной культуры, истории социально-экономического быта, промышленности, торговли, то в музейном деле эти направления стали интенсивно разрабатываться лишь в 1930-50-е гг. Именно в это время даже тематическая структура экспозиций практически совпала с научными разработками более чем полувековой давности: выделение крупных исторических периодов, а внутри них - членение по отраслям человеческой деятельности. Что касается позитивизма, то характерные для него взгляды на методологию исследований и исторического процесса в целом стали на долгие годы основой идеологии музейных работников, поколебать которую не смогло даже массированное внедрение марксизма. Насколько консервативны и вторичны музейные взгляды на историю, можно судить на примере наших дней, когда в условиях снятия жесткого пресса марксистско-ленинской догматики Исторический музей при создании новой экспозиции фактически вернулся к взглядам народнической школы в отечественной историографии. Иными словами, ситуация мало изменилась и в советское время, когда одновременно со становлением марксистской исторической науки, основанной на диалектико-материалистическом понимании исторических процессов, в музеях происходит массовый переход к тематическим экспозициям, призванным раскрыть историю страны или региона в развитии и взаимосвязанности всех ее этапов. Но научно-просветительная установка, безразличная к музейной специфике и не подкрепленная соответствующими материалами, не создавала условий для воспроизведения подлинных связей явлений, вела к механическому соединению общих положений и музейной "реальности". Вместе с тем основным направлением развития музейной деятельности стало органическое соединение исторической направленности и предметного содержания музейных экспозиций. Формирующийся исторический подход охватывал не только сферу методологии. Достижение историчности становилось целью всей музейной деятельности. Таким образом, принцип историзма выступил в музейном деле в полном объеме - и как метод познания и как исторический взгляд на предмет исследования. Историзм как методологический принцип предполагает рассмотрение любого явления прошлого и настоящего в системе связей с другими явлениями и общими условиями конкретной эпохи. Это означает ориентацию на изучение главных периодов в развитии явления, учет своеобразия каждой социальной структуры, отдельные элементы которой могут быть поняты только через соотнесение с целым, признание единства и поступательности исторического процесса. Основное требование принципа историзма в музейном деле подразумевает максимально полное и адекватное воспроизведение существенных связей исторической действительности, подход к ней как к постоянно изменяющейся во времени и развивающейся. Раскрытие особенностей исторического (социального) движения и означает следование принципу историзма. Объект с позиций историзма рассматривается с учетом качественных изменений, происходящих в его структуре с течением времени. Эти изменения и весь процесс исторического развития объекта характеризуются определенными закономерностями перехода от одного исторического состояния объекта к другому, с другой структурой, другими составляющими. Однако при музейном освещении истории отдельные периоды должны быть не просто выделены, но и сопоставимы по структуре и содержанию - тематическому наполнению (экономика, политика, культура и т.д.). В противном случае они окажутся оторванными друг от друга. Поскольку историческое развитие проявляется в сложном переплетении базисных и надстроечных явлений, в неповторимости событий и исторических условий, музейное отражение истории должно быть построено, исходя из особенностей объекта музейной деятельности (предметов и коллекций в их научном значении и восприятии посетителем) и специфики музейных средств. История существует в нескольких уровнях. Наиболее глубинный, сущностный слой - это исторические законы. Их особенность состоит в том, что они проявляются в специфических ситуациях, связанных с деятельностью людей, наделенных сознанием и волей. Второй уровень - это частичные, индивидуальные проявления общих закономерностей в отдельных странах. Наконец, "верхний" слой истории - это событийный уровень. Именно на его раскрытии, в первую очередь, и специализируется музей. Совокупность событий и фактов как проявление исторических процессов составляет тот предметно-документальный пласт, который становится источником музейной формы познания и воспроизведения истории. Самоопределение "музейного" историзма как раз и связано с пониманием диалектической взаимосвязи частного и общего, с возможностью индукции, то есть раскрытия существа исторических процессов через конкретно-специфические ситуации и воссоздания на этой основе общеисторического единства. Но ни сами события, ни роль причинно-следственных связей в истории не могут быть поняты без учета того, что субъектами исторического процесса являются активно действующие люди, сами делающие свою историю. Акцент на отдельных людях, личностях, персонификация и индивидуализация составляют важнейшую черту и особенность музейного подхода к освещению истории. Через призму судьбы одного человека (личный фонд, комплекс предметов) музей показывает историю социальных групп и классов - массовые действия. Здесь полезно вспомнить знаменитое высказывание, что история представляет собой "...ни что иное, как деятельность преследующего свои цели человека" (2). Но образ такого человека в музее - это образ исторического лица, представителя своей социальной среды, своей эпохи. Показательно, что степень индивидуализации в музейной экспозиции, посвященной отечественной истории, возрастает с приближением к современной эпохе. Таков один из способов выражения музейными средствами диалектики общего и единичного в истории. Еще одна особенность музейной формы исторического познания - суммарность. Образ истории в музее одновременно и целостен, и дискретен, поскольку складывается в единую картину из совокупности персонифицированных судеб и индивидуализированных, т.е. отчасти обособленных и самозамкнутых явлений и событий. Однако на этом пути музейная практика сталкивается с существенными трудностями. Дело в том, что научное познание исторической реальности предполагает известную степень абстрактности и осуществляется в форме понятий, отражающих действительность. Музей в силу конкретно-предметной природы своих познавательных и образных средств лишен возможности прямо воспроизводить сложные научные понятия. Единственный путь решения этой проблемы - обращение к образным аналогам исторических понятий. Научное понятие в процессе его формирования всегда сопровождается чувственно-наглядным образом или системой образов. В музее происходит как бы возврат к этим первоосновам исторических знаний. Однако как содержание понятия не сводится к его образному компоненту, так и образ неизбежно шире понятия, и они как бы переливаются друг в друга. Вот почему экспозиционный образ того или иного явления не только эже соответствующих понятийных представлений, но и заметно отличается от них по структуре и наполнению. Исторический образ менее строг и более аморфен по сравнению с понятием, но он гибче, устойчивее и долговечнее последнего. Одно и то же понятие может быть связано с самыми различными экспозиционными историческими образами, не говоря уже об их художественном воплощении. Различные сочетания образного и понятийного начал и создают неповторимый облик отдельных комплексов и целых экспозиций, основанных на единых научных представлениях. Другими словами, художественно-образные средства познания оказываются не дополнением, а важнейшим элементом музейного историзма. Построение музейного исторического образа, в свою очередь, служит катализатором понятийного мышления. Подобно художественному, экспозиционный исторический образ не может быть построен иначе как с использованием наглядно-чувственных компонентов. Восприятие истории усиливается и обогащается эмоциональным отношением. Возникает ощущение сопричастности представленным в экспозиции событиям, и история, объектированная в музейных предметах, как бы переводится во внутренний мир человека. Вместе с тем, как и научные построения, исторический образ всегда связан с реальностью события, и в этом его отличие от образа чисто художественного, дающего сконцентрированное и трансформированное творческим воображением автора отражение жизни. Историк в науке и в музее не столько создает, сколько ищет типические образы, хотя зачастую в его распоряжении оказываются лишь разрозненные детали. Порой из множества образов он создает один - обобщенный. Музейное историческое обобщение представляет собой синтез теоретического и художественного способов познания, и понятийное содержание сосуществует в нем с наглядно воспринимаемой картиной. К познанию и раскрытию общего в истории музей идет через нахождение "...наиболее характерных единичных явлений, которые при всей своей неповторимости и исключительности становятся как бы непосредственным выражением породившей их закономерности" (3). С помощью музейных средств отражения истории создается представление об общем - исторических процессах и закономерностях через частное -события, явления, факты, персоналии. Через конкретно-предметную часть истории - вещи, документы, произведения искусства - реализуется стремление к абстрактно-образному выражению ее содержания. И, что очень важно, фрагментарность музейных источников частично компенсируется художественными, т.е. образными и целостными по своей природе средствами, в силу чего единичное поднимается до уровня типического. Но используя научные построения и художественные образы, музей ищет и создает свой, свойственный только ему уровень исторического обобщения: от единичных предметов и фактов действительности к историческому факту в его музейном отражении, приобретающему во многом собирательный характер. За счет собирательности достигается большая выразительность, усиливается эмоциональное воздействие, складывается система обобщенных образов событий, эпох и личностей. Все варианты тематического и даже коллекционный показ представляют собой различные уровни исторического обобщения, ставящие перед музейным работником вопрос о выборе определенного среза действительности и о степени необходимого для решения общих задач экспозиции углубления в тему. Различная степень исторической развернутости материала соответствует избранному уровню обобщения прошлой или современной действительности. Музей имеет дело, в первую очередь, с совокупностью предметных форм культуры, в которой должны быть выделены и представлены как ценность важнейшие элементы. Точно также и при составлении тематики экспозиции выделяются с учетом сложившейся научной традиции наиболее существенные процессы и явления, относимые к ценностным и репрезентативным. Общее возникает из сопоставления конкретных событий. Так, сочетание обобщения с индивидуализацией рождает целостность - одну из важнейших особенностей музейного историзма, предполагающую, в свою очередь, полноту или достаточность компонентов и их гармоничность. Достичь целостности тем сложнее, что во всех музеях, кроме специализированных, монотематических, она должна сочетаться с многоаспектностью и многоплановостью. Если в науке на сегодняшний день в полной мере возобладали исследования по узкой проблематике, то музей сохранил определенный энциклопедизм, в первую очередь - в экспозиции. Последняя имеет характер свода источников, образует как бы корпус археологических, этнографических и исторических экспозиций. Энцклопедичность исторического подхода в крупных музеях и музеях комплексного профиля дополняется детализацией в монотематических музеях. В крупных музеях историчность того или иного события воспринимается, главным образом, за счет его внешних связей с другими событиями в едином процессе исторического развития региона, в специализированных музеях - за счет связей внутренних в их предельной детализации. Движение и историческое развитие социальных организмов нельзя представить вне пространственно-временных связей - отсюда важность категорий времени и пространства для характеристики историзма. В результате практической деятельности людей человеческое время наполняется историческим содержанием, становится историей (4). Музей задает свой ритм и направленность историческому времени, представленному в экспозиции, то замедляя, то убыстряя его бег. Последовательность и степень развернутости тем и комплексов определяют систему временных измерений. Промежуточные этапы часто опускаются, однотипные повторяющиеся факты и явления совмещаются, воспринимаются как единовременные или напротив -повторяющиеся, циклические. Такое положение особенно характерно для показа древнейших эпох. В дальнейшем событийный пласт экспозиции расширяется, достигая кульминации в разделах, посвященных Великой Отечественной войне. Современность вновь раскрывается проблемно-тематически, экспозиционное время как бы останавливается, и лишь выставки, обычно монографические, раскрывают отдельные события. Крупные хронологические периоды в экспозиции могут быть сжаты, непродолжительные по времени, но исторически значимые - растянуты. Ритм исторического времени, продиктованный степенью значимости событий, усиливается многоаспектностью показа, далеко не всегда оправданной, с точки зрения формирования экспозиционного образа. Музейное время обычно поступательно и однонаправленно. Только в практике выставочной работы 1960—80-х гг. встречались исключения, когда выставка открывалась и завершалась показом сегодняшнего дня. В стационарных экспозициях некоторое возвращение назад во времени происходит лишь при переходе от одной крупной темы к другой. Наличие временных границ, обычно выделенных пространственно при помощи различных архитектурных членений, позволяет говорить о прерывном характере исторического времени в экспозиции. Одновременные события и явления предстают пространственно последовательными и в определенной мере самозамкнутыми. Музейный сотрудник, опираясь на научные исследования, в соответствии с задачами экспозиции, как бы останавливает движение времени и, что еще важнее, очерчивает контуры события. Пространственная и временная расчлененность, прерывность исторической экспозиции объясняется наличием качественных скачков в самом историческом развитии: революции, переход от одной формации к другой, изменения этносоциальной среды и формирование новых этносов и, наконец, сменяемость одних событий другими. При ретроспективном обобщенном рассмотрении факты, события культуры предстают в экспозиции в их последовательной смене и взаимосвязанности. Несмотря на важность пространственно-художественных средств, главную роль в воспроизведении временных отношений играют сами музейные предметы. Вот почему так необходима их точная атрибуция, определение точки пересечения исторического процесса с предметом. Музейные предметы различаются по степени точности определения их временных координат. Речь идет не только о наличии даты, скажем, документа, но о его исторической приуроченности. При этом предметы, связанные с человеком или событием, попадают в группу мемориальных, а связанные с эпохой - в группу типичных предметов. Показательно, что в музее даже отдельный предмет способен представлять личность, событие или эпоху. В музейных залах легко двигаться во времени, и на небольшом пространстве свободно уживаются разновременные вещи. Большая временная емкость музейной экспозиции, очевидно, объясняется исторической наполненностью, содержанием самого музейного предмета. Содержание это посетитель может мысленно разворачивать в биографию, событие, эпоху, а может воспринимать замкнуто в его материально-эстетической данности. Вместе с тем музей снимает стилистическую самозамкнутость предметов, культур и эпох, позволяет воспринимать их как одновременные и ощущать их взаимосвязи и взаимопереходы. В отличие от читателя посетитель музея сохраняет определенную отстраненность от представленных в экспозиции событий, смотрит на них из сегодняшнего времени. Историзм как форма осознания действительности проявляется в музее и через внешние особенности, через содержание самих музейных предметов. Но историческое отношение к предмету сложилось далеко не сразу. Простейшей, изначальной формой музейного историзма было составление коллекций, отражавших в большей или меньшей степени изменения предметов во времени, творчество того или иного мастера в его развитии и т.п. Но наряду с собраниями однородных материалов рождались коллекции разнородных вещей, относившихся к одному времени. Возникала тенденция к расширению коллекций, способных дать представление об эпохе в целом. Следующей ступенью стало создание тематических экспозиций, посвященных различным историческим периодам. Вещи и документы получили право представлять историю. Погружение в историю непосредственно от источника всегда крайне трудно, особенно если речь идет об источнике вещевом. Сама его природа влечет исследователя в сторону описательного, искусствоведческого анализа. Еще сложнее возвращение к предметным реалиям исторической действительности от уже выработанных наукой построений. Эти внеисточниковые знания зачастую не имеют прямых аналогов в исторической действительности. Она сложнее, многограннее, а при обращении к прошлому, кроме всего прочего, еще и фрагментарна. Возникает задача выявления, а затем воспроизведения историчности музейного предмета. Этой задаче подчинена вся музейная деятельность, направленная на определение исторической значимости музейных предметов. Историзация начинается в ходе атрибуции предмета и получает продолжение во всех формах его использования от научных публикаций до выставочно-экспозиционной работы. В экспозиции историзация (выявление исторических связей предмета) осуществляется тремя способами: через погружение в предметно-доку ментальный контекст, через использование художественно-образных средств и через научно-вспомогательные материалы. Во всех названных случаях в соответствии с требованиями историзма воспроизводятся исторические связи и условия бытования предмета. Накопление способов и методов воспроизведения этих связей и составляет магистральное направление развития экспозиционной практики. Это своеобразный музейный "натурализм", проявившийся в буквальном воспроизведении интерьеров и даже целых поселений, восстановленных и наполненных техническими средствами и восковыми фигурами. Музейный "сентиментализм" 1930-50-х гг., допускавший широкое применение копий, специально изготовленных иллюстраций, графических дополнений, часто использующий сочетания предметов по принципу их простейших бытовых связей. Музейный реализм сегодняшнего дня с его стремлением к подлинности и достоверности. Это, наконец, своеобразный музейный "символизм", основанный на восприятии музейного предмета как готового образа, способного символически замещать и представлять человека, событие и даже эпоху. Отдельно следует остановиться на мемориальности как особом, чисто музейном методе подачи исторического материала и раскрытия его содержания. Речь идет не только о тех случаях, когда достоверно установлена принадлежность вещи определенному лицу или ее связь с исторически значимым событием. Мемориальны в той или иной степени все музейные вещи как носители памяти о своем времени, и установление мемориальности свидетельствует не только о конкретизации исторических связей предмета, но и предполагает выделение среди них наиболее значимых, определяющих. Историческая приуроченность предмета не просто констатируется, но и сознательно устанавливаются ее границы, образующие как бы оболочку вокруг музейного исторического факта. Мемориальность и документальность музейных предметов, служащие достижению высокой степени подлинности музейного исторического образа, противостоят иллюстративности, дающей приблизительное представление, благодаря отсутствию или невыявленности прямых связей предмета с фактами исторической действительности. Именно широко понимаемую подлинность следует признать важнейшим средством достижения историчности экспозиции, передачи в ней неповторимости, колорита события, периода, эпохи. Однако ощущения истории можно добиться не только путем конкретизации пространственно-временных характеристик, но и путем внешне прямо противоположным - отдаляя музейный предмет от непосредственной среды бытования и поднимая его до уровня символа события, эпохи, определенного вида деятельности. Ни вещи, ни документы, ни даже фотографии не воспроизводят самого явления, а лишь отсылают к нему, служат его знаками. В то же время предполагается, что музейные материалы отражают сущность, основное содержание, важнейшие стороны процессов, с которыми они связаны. Музейные предметы, с одной стороны, как бы дробят события на эпизоды, а с другой - очерчивают их приблизительные контуры, формируя тем самым структуру музейного исторического факта, музейного способа отражения истории в целом. Так рождается еще одна значимая характеристика музейного историзма, роднящая его с историзмом художественным - условность. Качественно новый этап развития музейного историзма знаменовался становлением практики создания концепций экспозиции. В рамках концепции раскрываются гносеологические установки, отражаются общие представления, существенным образом перерабатывается историографическая традиция и воплощается историко-художественный метод. Концепция экспозиции позволила увидеть в таких документах, как тематическая структура и тематический план, последовательные стадии подхода к созданию музейного отражения истории, а саму музейную экспозицию считать способом фиксации исторической памяти. Обладая специфическими средствами отражения истории, музей должен был найти свой метод отбора фактов, определения их объема и содержания и, наконец, истолкования. Только в этом случае можно говорить об историзме музейного дела в полном смысле этого слова. Отбор событий, фактов и явлений, преобразованных в темы и подтемы, не менее сложен, чем отбор музейных предметов для экспозиции или предметов музейного значения в ходе комплектования. Сотрудник музея не может в полной мере опереться на концепции, выработанные профильной дисциплиной. Многообразие исторических связей позволяет выделить те из них, которые представляются наиболее отвечающими замыслу и идейному строю экспозиции. Это не только причинно-следственные связи, как представляется порой. Каждая выставка и экспозиция обретает индивидуальность во многом за счет неповторимой, только ей присущей системы взаимосвязей событий и явлений. Кроме реконструируемых связей исторической действительности сюда можно присоединить и надвременные связи, содержащие оценку значимости события с точки зрения сегодняшего дня. Вот почему наряду с полнотой музейный историзм характеризуется избирательностью, основывающейся и на ценностно-эстетическом подходе к действительности. Не меньшую роль, чем отбор материала и выявление исторических и культурных связей, играет и определение иерархической соподчиненное™ этих связей. Подводя итоги, можно сказать, что развитие музейного историзма идет по пути выработки особых форм осмысления и отражения действительности, присущих как отдельным выставкам и экспозициям, так и музейному делу в целом. Музейный историзм складывается на базе выявления и усиления историчности различных типов источников, использования научных построений профильной дисциплины и художественно-образных средств. В музейной практике утверждаются специфические способы отбора и обобщения исторического материала, на ином уровне, чем в науке, воспроизводятся пространственные, временные и содержательные связи явлений. Музейный историзм характеризуется такими чертами, как целостность и избирательность, подлинность и условность, образность и проблемность, компрессивность и конкретность. Развивая эти свойства, музей займет свое место в деле формирования исторического мировоззрения и обогащения исторических представлений. Литература 1. Разгон A.M. Исторические музеи в России (с начала XYIII века до 1861 г.) // 2. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. - Т.2. - С.102. 3. Гулыга А.В. Эстетика истории. - М., 1974. - С.65. 4. Скворцов Л.В. Время и необходимость в истории. -М., 1974. Т.Калугина
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.166 (0.018 с.) |