Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выставочная практика Государственной Третьяковской галереиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современная экспозиция художественного музея в последние годы претерпевает существенные изменения. Она постепенно отходит от традиционной формы решения выставочного пространства в виде однообразной развески экспонатов и становится вое более зрелищной, воздействующей на разум и чувства зрителей не только непосредственно самими произведениями, но и всеми средствами экспозиционного искусства. Наметились определенные тенденции создания экспозиций: прежде всего неудержимый рост от выставки к выставке числа экспонатов, что свидетельствует о неуклонном стремлении сделать экспозицию более широкомасштабной, научной, отражающей со всей полнотой как творчество и эволюцию отдельного мастера, так и целого направления в изобразительном искусстве. Каждая большая выставка становится уникальным явлением и дает исследователям блестящий материал для развития искусствоведческой науки. Вторая тенденция - стремление сделать музейную экспозицию как можно более эффективной, художественно выразительной, современной, с привлечением всех новейших экспозиционных и технических средств. И, наконец, потребность экспозиционеров представить не только экспонат: произведение искусства, но и показать мир человека его создающего, ту социальную и творческую среду, в которой жил и творил художник, т.е. представить общекультурный контекст. Практика убеждает, что художественное проектирование экспозиции не только повышает эстетический уровень показа изобразительного материала, но и помогает подняться на новую ступень в создании выставки как полноценного художественного явления. Автор статьи делает попытку обобщить позитивный опыт устройства выставок в Государственной Третьяковской галерее за последние пять лет, основываясь на анализе экспозиций и принципов их организации, пытается поставить проблемы и обрисовать перспективы развития этой интереснейшей области творческой деятельности. Первая проблема, которая возникает при организации выставок - острый дефицит в кадрах квалифицированных художников и вторая, не менее актуальная -дефицит выставочного оборудования и оснащения. Чтобы добиться оригинального, острого и точного решения, отражающего специфику выставки, необходимо проявить творческую фантазию, эрудицию, профессиональную интуицию. Несомненной творческой удачей большого коллектива сотрудников Третьяковской галереи и группы художественного проектирования, дизайнеров Г.И.Синева, Ю.В.Дьяконова, А.И.Голышева являются выставки произведений В.М.Васнецова, КС.Малевича, В.В.Кандинского, М.В.Нестерова, Л.М.Лисицкого, Ф.И.Шубина и П.А.Федотова. Можно с уверенностью констатировать, что такое творческое содружество привело к созданию экспозиций нового типа, не имеющих аналогов в отечественной практике художественных музеев. Это были самые посещаемые выставки, успех которых не в последнюю очередь объяснялся искусством экспонирования, логикой построения материала. Такие выставки можно рассматривать как путь организованного воздействия на зрителя, порой достаточно неискушенного, на процесс восприятия искусства. Опыт выставочной деятельности сотрудников галереи и художников-дизайнеров позволяет выявить методы организации экспозиции, определить основные стадии создания выставок, а именно: предпроектные исследования, формулирование конкретных задач, поиск наиболее выразительных путей их решения, создание целостной концептуальной модели, разработка проекта будущей экспозиции, и, наконец, анализ проекта научным отделом, устроителем выставки, и всеми техническими службами Третьяковской галереи, а затем уже его претворение и монтаж оборудования экспозиции. В эту работу на определенном этапе включается научно-методический отдел для подготовки необходимых научно-информационных материалов к выставке. Большое значение имеет и популяризация, а также экскурсионное обслуживание выставки. Хорошо отработанные приемы помогают создать такую сложную и одновременно целостную художественно-функциональную систему, какой является выставка, состоящую из множества звеньев и требующую слаженности и согласованности работы специалистов многих профессий. Выставочная деятельность галереи с 1987 по 1991 г. была достаточно насыщенной (организовано более 30 тематических и персональных выставок), и этому не в малой степени способствовало отсутствие постоянной экспозиции, вызванное реконструкцией основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Устройство выставок представлялось в подобных условиях единственной возможностью для экспонирования коллекции. В настоящее время Третьяковка располагает двумя выставочными зданиями: в Лаврушинском переулке, недавно отстроенном, и зданием на Крымской набережной, существующем уже более 10 лет. Современные выставочные интерьеры зданий имеют разное функциональное назначение. Залы на Крымской набережной довольно удобны для экспонирования крупных выставок - персональных или историко-монографических. Здесь имеются световые потолки, дающие одинаковый рассеянный свет, и свободное центральное выставочное пространство, через которое проходят только конструктивно необходимые опоры. При устройстве выставок дополнительная повесочная поверхность создается выгородками из щитов, которые можно расположить в различных комбинациях в зависимости от характера экспозиционного материала и "сценария" выставки. Выставочное здание в Лаврушинском переулке изначально проектировалось для показа небольших, камерных, сугубо научных выставок, рассчитанных в основном на специалистов. Оно имеет небольшие по площади залы с достаточно низкими потолками. Предполагалось, что здание начнет функционировать после открытия основного корпуса галереи, но жизнь распорядилась иначе: реконструкция основного здания затянулась и формирование постоянной экспозиции русского искусства отодвинулось на некоторое время. В этих условиях ученый совет Третьяковской галереи принял решение использовать вновь выстроенный современный корпус под периодические временные выставки из коллекции галереи. Новый корпус в Лаврушинском был открыт выставкой произведений В.А.Серова, приуроченной к 120-летию со дня рождения художника. Большая по объему экспозиция охватила пространство практически всего корпуса. Перед устроителями выставки стояли сложные задачи - необходимо было отработать принцип экспонирования в новых выставочных пространствах. Был выбран ретроспективный показ, который позволил не только пристальнее вглядеться в искусство мастера, но и дал возможность увидеть творчество В.А.Серова в его развитии. Экспозиционеры стремились создать все необходимые условия для полноценного обзора. Необходимо было разместить достаточно большое количество произведений в сравнительно небольших по площади и немногочисленных залах второго и третьего этажей здания с искусственным освещением, что нежелательно при экспонировании живописи, рассчитанной на рассмотрение при естественном свете. Показ такого большого количества картин, портретов, пейзажей, рисунков стал возможен лишь при использовании выгородок. Разнообразная компоновка щитов позволила организовать ритм зрительного восприятия, обособить произведения друг от друга, "разбить" большие экспозиционные плоскости этюдным материалом, эскизами. Но в то же время нельзя не отметить, что выгородки дробят выставочное пространство и тем самым лишают его целостности и обозримости. Научная сторона экспозиции раскрывалась во временном (хронологическом) и комплексном показе, что дало возможность отразить эволюцию творчества В.А.Серова. На выставке наряду с основными живописными жанрами была хорошо представлена графика: рисунок, офорт, литография, книжная иллюстрация, театральный эскиз. Были показаны как широко известные полотна художника: "Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем", портреты Г.Л.Гиршман, М.А.Морозова, репрезентативные портреты княгини З.Н.Юсуповой, великого князя Павла Александровича, хранящиеся в Третьяковской галерее и Русском музее, так и менее известные работы из частных коллекций, музеев Самары, Нижнего Новгорода, Перми, Одессы. Впервые на выставке экспонировался порттрет Николая II, документально достоверный, лаконичный, композиция которого предельно проста. Экспозиционеры стремились ориентировать зрителя на отдельную картину, создать условия прямого диалога с произведением. В новом выставочном корпусе в Лаврушинском переулке создано унифицированное выставочное оборудование, позволяющее принимать различные композиционные решения при организации выставок. Система сборно-разборных унифицированных элементов облегчает работу проектировщиков и позволяет по-новому решить проблему использования современного выставочного оборудования музея. С момента открытия выставочных залов в Лаврушинском переулке, помимо выставки "В.А.Серов", здесь были организованы такие экспозиции, как "Шедевры древнерусской иконописи из фондов Государственной Третьяковской галереи", "Византия. Балканы. Русь", а также две выставки, на анализе которых мы остановимся подробнее - это "Скульптура Ф.Шубина" и "П.А.Федотов". Обе экспозиции открылись в конце 1991 г., авторами художественного проекта стали дизайнеры Г.Н.Синев и Ю.В.Дьяконов. Имя Федота Шубина по праву занимает ведущее место среди имен известнейших скульпторов второй половины XVIII в. - "золотого века" русской скульптуры, охватывающего примерно сорокалетие между 1770-1810 гг. Шубин, наряду с другими крупными ваятелями Ф.Гордеевым, М.Козловским, И.Мартосом, взяв все лучшее от академической школы и в то же время творчески переосмыслив достижения портретной пластики французского рококо, создал свой собственный вариант стиля русского классицизма, пронизанный просветительскими идеями XVIII в. Классическая ясность и реалистическая достоверность, эффектность произведений, виртуозное владение техникой обработки поверхности мрамора - все это необходимо было "донести" до зрителя, создать образно-адекватную, художественно-пространственную среду, в которой портретные бюсты мастера зажили бы органично и естественно. (Напомним, что когда-то работы Шубина украшали самые богатые и изысканные интерьеры.) Но экспозиционеры не ставили перед собой цель создать интерьерную среду XVIII в., что было бы достаточно просто, а взяли за основу современные средства художественно-образного решения: цвет, освещение и свободное размещение скульптур в пространстве без членения его на зоны. Цвет (приглушенно бежевый) выгодно оттенил ценнейшие качества самих произведений: выразительность образной структуры, пластическую наполненность форм, чистоту силуэтов. Парадные, эффектные изваяния из мрамора и гипса, любовно очищенные реставраторами Третьяковской галереи, как бы заново рожденные, были собраны в полукружия и свободно размещены по всему залу, образуя некую "ассамблейность". Такая свободная постановка бюстов в пространстве позволила зрителям не только "ближе познакомиться" с аристократами XVIII в.: А.М.Голициным, Шереметевыми и другими, но и дала возможность насладиться мастерством в передаче движения, характера, свето-теневой моделировкой, фактурой лепки. Блестящий поздний портрет императора Павла I, выполненный в бронзе, отделен от белоснежных мраморов и гипсов и как бы вырван из общей пространственной среды экспозиции: отделенный щитом от других произведений, он доминирует в этой части выставки. Полнота зрительского восприятия достигается путем представления целого ансамбля скульптурных произведений, композиционное расположение которых помогало за счет большой свободы перемещения в пространстве экспозиции лучшему осмотру скульптур. Декоративный эффект построен на контрасте белого, сверкающего мрамора и темно-коричневых подставок красного дерева, стилизованных под колонны с позолоченными ребрами каннелюр. Его усилению способствует свет, падающий сверху, а также тонко срежиссированный точечный подсвет, подчеркивающий уникальную пластическую выразительность. В современных интерьерах выставочных залов в Лаврушинском была создана экспозиционная среда, адекватная по духу далекой эпохе XVIII в., эстетике классицизма, стиля, в котором явственно проступало стремление к красоте, гармонии, ясности и благородной простоте. Вечная красота и гармония мира воссоздаются и в полотнах П.А.Федотова, художника, который завершает собой период классицизма и является родоначальником нового направления в русском изобразительном искусстве - критического реализма. Выставка его работ, приуроченная в 125-летию со дня рождения, расположена рядом с выставкой произведений Ф.Шубина и является как бы ее логическим продолжением. Основным экспозиционным средством здесь также является цвет. На сей раз это темно-бордовый тон, подчеркивающий чистоту красок живописца и красоту старинных рам, в которые одеты его творения. Выгородки из щитов в середине зала определяют смысловой центр экспозиции. Здесь размещены полотна, прославившие имя художника: "Сватовство майора", все собранные на выставке варианты "Вдовушки", "Анкор, еще Анкор!", "Завтрак аристократа". Великолепная портретная галерея, расположенная по периметру зала, как бы еще одна экспозиция, обрамляющая основное ядро. Такая центричность позволила сгруппировать работы по жанрам. Небольшие по формату, они словно "вписаны" в соразмерное им и точно рассчитанное пространство. Экспозиционерам удалось создать особую, эмоционально наполненную среду, вызывающую у зрителей чувство сопереживания, сосредоточенность восприятия. Разнообразие оформления выставок достигнуто путем создания каждый раз новых композиционных, пространственных и колористических решений и введения в интерьер специально изготовленных витрин или отреставрированных подставок по скульптуру. Это позволяет избежать однообразия и дает возможность создавать оригинальные выразительные экспозиции. Научная обоснованность в сочетании с новыми методами экспонирования произведений - характерная особенность выставочной деятельности Третьяковской галереи в последние годы. Эмоционально-эстетическую сторону музейной экспозиции нельзя рассматривать отдельно от научно-исследовательской, так как только их целостность обеспечивает оптимальную структуру экспозиции в единстве ее формы и содержания. Эмоциональное, эстетически образное построение способствует раскрытию замыслов и идей художественных произведений. Всякое экспозиционное решение исходит не только из содержания произведения, но зависит и от его колорита, размера, формы. Многое значит при этом выставочный интерьер, среда, порой воссоздающая образ времени, в котором некогда "жили" произведения. Часто опосредованная экспозиционная среда создается через ассоциативные намеки, цвет, освещение - условия, помогающие в активном восприятии экспозиции и произведений. Авторами выставки "Шедевры русской иконописи" (1988) явились сотрудники отдела древнерусской живописи, поставившие перед собой задачу создания ассоциации с исторически конкретной материальной средой. Щиты, ограничивающие центр экспозиции, приобрели декоративную форму, воспроизводящую атмосферу древнерусского храма. О древнерусской архитектуре напоминает и цвет щитов, обтянутых белой тканью. Экспозиция стала эмоционально насыщенной и выразительной, благодаря использованию стилизованных архитектурных конструкций. Своеобразная трактовка выгородок, уравновешенная законченность пространственных композиций, контраст белого фона и насыщенного общего тона икон - так лаконично был решен художественный образ выставки, открытой в залах на Крымской набережной./ Илл. 1 -2/ При организации таких тематических выставок перед экспозиционерами встает труднейшая задача собрать в единое художественное целое произведения разных художников, отличные не только по стилю и манере живописи, но и имеющие разный формат, цветовую гамму. Соединить воедино экспонаты возможно лишь при условии, если внутри экспозиции будут образованы разделы, имеющие самостоятельное значение, но при этом логически связанные со всей экспозицией. Поэтому так необходимо тщательно продумать структуру и композицию выставки, учитывающую психологию зрительского восприятия. Важно организовать ритм осмотра, ввести пространственные паузы, обособляющие произведения друг от друга, выстроить зрительные ряды, акцентировать наиболее значимые произведения. Зрительное восприятие экспозиции во многом зависит от колористического решения и освещения, которые несут в себе элементы определенной символики. Свет активно был использован при решении экспозиции выставки "Казимир Малевич" (дизайнеры Г.Н.Синев, Ю.В.Дьяконов, А.И.Голышев, январь-февраль 1989). Он оживил выставочное пространство, не нарушая при этом цельности, выхватив главное, что было создано Малевичем - супрематематические произведения. Художник отдал дань импрессионизму, неопримитивизму, кубофутуризму, но черный супрематический квадрат олицетворяет собой принципиально новую форму постижения мира. Мотивы пластики Малевича легли в основу образно-пространственного решения экспозиции, выполненного на высоком профессиональном уровне. В ходе создания выставки обретал яркие и выразительные черты образ экспозиционного пространства, был найден оригинальный прием архитектурно-композиционного решения, в основе которого отчетливо прочитывается конструктивистская стилистика 20-х гг., выдвигавшая на передний план техническую сторону художественного творчества, стремление к целесообразности, функциональной оправданности. Это было достигнуто за счет искусственного занижения общей высоты зала путем устройства в нем подвижных каркасных пространственных систем с эффектным точечным направленным освещением. Наивысшая форма выражения композиционного замысла на выставке "Казимир Малевич" была достигнута благодаря превосходной композиции объема выставочного зала по отношению к экспонатам, эмоциональной напряженности, содержательности и образности художественного решения./Илл.З-4/ Целенаправленность построения выставочного пространства, связь его архитектурной композиции с цветовыми, световыми эффектами, выявление главного экспоната - "Черного квадрата", придало всей экспозиции остро концептуальный характер, привлекающий зрителя своей неожиданностью. При организации выставки произведений Л.М.Лисицкого (1990, авторы проекта - Г.Н.Синев, Ю.В.Дьяконов, А.И.Голышев) перед экспозиционерами стояли задачи сделать экспозицию не только содержательной и интересной по форме, но и найти такое решение, при котором обилие изобразительного материала не разрушило бы единства образного замысла всей выставки. Эта задача была решена выделением в центре экспозиции основного произведения - трибуны Лисицкого. Так же, как и "Черный квадрат" К.Малевича, этот собирательный образ новой эпохи явился определяющим в изобразительном решении экспозиции. Авторы пытались подчеркнуть экспозицию через образ-символ, новизну выразительных средств художника, особенности его поисков. Творчески восприняв теорию и практику супрематизма Малевича, который создал работы, названные ми "проунами" - "проектами утверждения нового". Эти работы легли в основу образного решения экспозиции. Единый художественный организм экспозиции делился легкой ажурной металлической конструкцией на четкие разделы. Легкие и изящные конструкции вместе с освещением и цветовым фоном создали единый художественный ансамбль, созвучный образам Лисицкого./Илл.5-6/ Произведения искусства диктуют художнику-проектировщику и экспозиционеру принцип их демонстрации и характер размещения в пространстве. Средства экспозиционного искусства призваны лишь максимально раскрыть зрителю характер, художественную ценность экспоната, создав художественно-выразительную и эстетически целостную среду. Так, например, свет стал средством, помогающим раскрывать образное содержания выставки произведений М.В.Нестерова, открытой в залах на Крымской набережной в 1989 г. (художники Г.Н.Синев, Ю.В.Дьяконов, А.И.Голышев). Световая архитектура во многом расширила эмоциональное воздействие произведений. Мягкий рассеянный свет 160 потолочных светильников окутал полотна мастера, исполненные духовности, отражающие сокровенные глубины русского характера, нравственно-философские искания человека. В решении экспозиции большая роль отводилась фитодизайну (художник Т.Л.Левычкина). Замкнутый водоем в центре экспозиции помог выделить одно из главных произведений: полотно Нестерова "Христиане (На Руси. Душа народа)" и в то же время нес определенную смысловую нагрузку, ассоциативно перекликаясь с исполненной поэзии живописью художника, населенной отшельниками, монахами, пустынниками, странниками. Нестеровский лиризм лег в основу художественно-образного решения экспозиции. Принцип ассоциативности, заключающийся в насыщении пространства выставки символическими элементами, используется достаточно часто. Это является выражением потребности включить пространство экспозиции в структуру художественного образа. Так, например, на выставке "А.С.Голубкина", открытой в начале 1990 г. (дизайнеры Г.Н.Синев, Ю.В.Дьяконов), символ творческого труда скульптора был создан с помощью конкретных элементов, воспроизводящих обстановку творческой жизни Голубкиной. В пространство экспозиции была введен предметный комплекс, воссоздающий фрагмент ее мастерской. Все подлинные вещи и символические элементы размещались на подиуме, что, в свою очередь, напоминало построение сценического пространства и способствовало созданию художественно-выразительной экспозиции. Каждая выставка - это поиск варианта показа, так как новый изобразительный материал диктует концепцию выставки, местоположение каждого раздела, что и определяет характер пространственного решения интерьеров и художественного образа экспозиции в целом. Так, гибкая и пластичная организация пространства выставки "В.М.Васнецов" (1990, дизайнеры Г.Н.Синев, Ю.В.Дьяконов) позволила создать выразительный образ выставки с мягко изогнутой конструкцией щитов, в которой каждый составной элемент предназначен для показа одного произведения, а собранные вместе они дают наглядное представление об эволюции творчества В.М.Васнецова./Илл.7./ На выставке "В.И.Мухина" (1989, художник-проектировщик А.М.Перельман) было принято совсем иное пространственное решение. Экспозиционеры отказались от деления выгородками. Это создало ощущение простора и свободы, так необходимое для показа монументальной пластики скульптора. Пространство интерьера ограничивалось лишь изящными ширмами, изготовленными из металлических конструкций с натянутой прозрачной тканевой сеткой, и легкими прозрачными колпаками из оргстекла для показа мелкой пластики. Пространственная среда получилась единой, скульптура "ожила", зритель мог охватить взглядом не только весь вал, но и совершить круговой обход вокруг каждой статуи и получить целостное впечатление от экспозиции. Наиболее известный памятник Мухиной "Рабочий и колхозница" занял центральное место экспозиции: был выделен композиционно при помощи фотопанно и небольшого бассейна, что было оправдано, так как эта скульптура, как никакая другая, выражает стиль и характер своего времени./Илл.8./ Использование фотопанно дополняет информационный материал выставки (экспликации, аннотации, хронографы) и наряду с другими средствами стало важным средством создания искусства экспозиции. Фотография способна отразить образ реальной жизни того или иного времени. Так, огромные фотографические панно с изображением старого Петербурга на выставке произведений Паоло Трубецкого (1991, дизайнеры Г.Н.Синев, Ю.В.Дьяконов), воздействуя на психологию восприятия, помогали создать образ эпохи. Это происходило во многом оттого, что фотография воспринимается зрителем как объективное отражение действительности. Большой формат фотографий на выставке "Паоло Трубецкой" зрительно расширял пространство, создавал особую атмосферу для восприятия скульптуры. Но использование увеличенной документальной фотографии возможно лишь при оформлении выставок произведений периода возникновения искусства фотографии. При создании выставок произведений "дофотографической эпохи" применяются другие художественные средства. Так, например, проектировщик выставки произведений Д.Г.Левицкого, заслуженный художник РСФСР, С.М.Шпак, предложил экспонировать картины в стилизованном интерьере, отражающем дух XVIII в. В архитектурное пространство выставки были помещены предметы, относящиеся ко второй половине XVIII-первой половине XIX в. (канделябры, часы и вазы), которые как бы являлись вещественным продолжением художественных полотен./Илл.9./ Умело задрапированные фисташково-зеленым бархатом щиты в виде портьер с тяжелыми, ниспадающими, перехваченными складками, создали необходимый фон для экспонирования произведений Левицкого, отличающихся богатством колорита. Огромное значение при проектировании выставок имеет цветовое решение. Выбор цвета представляет определенную проблему, так как цвет является эффективным способом передачи информации, обладает способностью организовывать восприятие зрителя, создавать определенное настроение. Выбранное цветовое решение экспозиции не должно вступать в противоречие с основной колористической тональностью живописи. Цвет обладает большими выразительными возможностями, позволяющими передать эмоционально-смысловой настрой произведения. Использование цвета в экспозиции зависит от многих факторов - от вида искусства, стиля, общего замысла выставки, а порой и от индивидуальности художника-проектировщика, что не всегда является оправданным. Цвет, безусловно, можно назвать важнейшим средством создания экспозиционного искусства, душой создаваемого образа выставки. Традиционным является использование серого цвета: он не мешает рассматривать произведения, так как не ассоциируется ни с чем и практически лишен символического звучания. Действительно, любой примененный цвет оказывает довольно сильное воздействие. Общеизвестно, что красный цвет возбуждает, а зеленый успокаивает. В разработку вопроса о роли цвета внес существенный вклад основоположник и теоретик абстракционизма В.В.Кандинский, выставка произведений которого открылась в 1989 г. на Крымском валу (дизайнеры Г.Н.Синев, Ю.В. Дьяконов, А.И.Голышев). При разработке концепции выставки и ее экспозиционного решения наблюдения Кандинского о воздействии цвета на психику человека были учтены экспозиционерами и художниками. Кандинский писал: "Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванная путем борьбы и среди этой борьбы между собой создать новый мир, который зовется произведением... Создание произведения есть мироздание". Использование черно-белых выгородок, нарочитая контрастность, ргафичность экспозиции как нельзя лучше иллюстрировало мысль художника и выделяло экспонаты, полные экспрессивной энергии и динамики. Пространственное решение отразило основные стилевые особенности творчества В.Кандинского. В состав выставки входило около 200 произведений из отечественных и зарубежных музеев, которые экспонировались по разделам, составленным из работ отдельных периодов творчества художника. В экспозиции такого масштаба невозможно обойтись без рекреационных зон - зон отдыха, включающих информационно-справочные материалы: архивные документы, фотографии, книги, помогающие составить представление о жизни, истоках творчества мастера. Художественное решение, основанное на приглушенных, иногда почти монохромических цветовых сочетаниях, было использовано при создании экспозиции "И.Н.Крамской" (1987, дизайнер В.С.Шпак). Подвесные кассетные светильники предоставляли возможность для индивидуальной подсветки экспонатов, а декоративные объемные драпировки из ткани коричневого цвета создавали приглушенную пространственную среду, способствующую погружению в мир образов художника. На выставке были использованы и фотопанно - увеличенные фотографии портретов художника, его ближайших родственников, членов Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Все эти средства художественного решения экспозиции приблизили к нам мир художника, его эпоху, помогли ближе познакомиться с его творчеством, с личностью И.Н. Крамского, его многоплановой деятельностью. Помимо устройства стационарных выставок в последние годы велась интенсивная работа по организации передвижных художественных выставок из фондов галереи. Они устраивались по просьбе музеев не только России, но и других республик. Выставки комплектовались по жанровому принципу и были небольшими по составу представленных произведений, но так же, как и при устройстве больших выставок, организация их - коллективный труд многих специалистов практически всех научных отделов музея. Передвижные выставки за пять последних лет экспонировались более чем в ста музеях страны и стали значительным событием в культурной жизни принимающих их городов. На базе выставок развертывается разнообразная культурная программа, организуются лекции, проводятся тематические вечера, ведется интенсивная экскурсионная работа. Мы попытались сконцентрировать внимание читателей на процессах превращения идей в реальные экспозиции. Способности, талант, глубокие знания экспозиционеров и художников направлены на создание эстетически значимой экспозиции, а слаженная работа всех остальных служб музея, и среди них специалистов по рекламе, экскурсоводов, способствует успеху выставки, который во многом определяется посещаемостью и публикациями в прессе. Последние выставки Третьяковской галереи стали активным средством научного исследования и обобщения в области изобразительного искусства. Их организации предшествовала большая научно-исследовательская работа, включающая искусствоведческий анализ произведений, изучение архивных документов, литературных источников, проведение экспертных исследований, а также сложный и специфический процесс создания ее художественной структуры и художественно выразительного образа. Литература 1. Замошкин Л.И. Вопросы эстетики музейной экспозиции - в кн. Искусство 2. Майстровская М.Т. Очерк развития современного экспозиционного дизайна. 3. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. Организация и техника. - М. 1964. 4. Мантурова Т. Проблема экспозиции современной скульптуры.. // Скульптура 5. Нехорошее Ю. Драматургия экспозиций. - М., 1982 6. Асеев Ю., Калугина Т. Проблема художественной выставки. //Творчество. - ИЛЛЮСТРАЦИИ Рис.1. Фрагмент выставки "Шедевры русской иконописи" ГТГ. Дизайнеры Г.Синев, Ю.Дьяконов, А.Голышев. Рис.2. Фрагмент выставки "Шедевры русской иконописи" ГТГ. Дизайнеры Г.Синев, Ю.Дьяконов, А.Голышев. Рис.3. Фрагмент выставки произведений КС.Малевича ГТГ. Крымский вал. Дизайнеры Г.Синев, Ю.Дьяконов, А.Голышев. Рис.4. Фрагмент выставки произведений КС.Малевича ГТГ. Крымский вал. Дизайнеры Г.Синев, Ю.Дьяконов, А.Голышев. ис.5. Фрагмент выставки произведений Л.М.Лисицкого ГТГ. Крымский вал. Дизайнеры Г.Синев, Ю.Дьяконов, А.Голышев. Рис.6. Фрагмент выставки произведений Л.М.Лисицкого ГТГ. Крымский вал. Дизайнеры Г.Синев, Ю.Дьяконов, А.Голышев. Рис.7. Фрагмент выставки произведений В.М.Васнецова ГТГ. Крымский вал. Дизайнеры Г.Синев, Ю.Дьяконов. Рис.8. Экспозиция произведений В.Мухиной. Дизайнер А.Перельман. Рис. 9. фрагмент экспозиции выставки произведений Д.Левицкого. Дизайнер В.Шпак. Ю.Тимохип
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.013 с.) |