Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная практика новые концепцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
М.Гпсдовский Сценарий Объединенного Музея Ю.А.Гагарина В городе Гагарине Этот сценарий был написан весной 1990 г. по заказу Объединенного музея Ю.А.Гагарина в г.Гагарине. В то время уже существовала научная концепция музея (авторы КМ.Газалова и Н.Е.Волосенкова), и начиналась разработка его архитектурно-художественной концепции (авторы А.Конов и И.Дубинин). Участвовать в этой работе мне предложил Александр Конов, считающий, что его проектные замыслы требуют более широкого взгляда на тему и коллекцию музея, чем тот, что нашел отражение в научной концепции. Речь шла, в первую очередь, о необходимости обоснования темы с позиций философии и культурологии и о ее драматургической проработке. То и другое в научной концепции отсутствовало в силу жанровых особенностей этого документа. Я работал параллельно с художниками, иногда следуя научной концепции и опираясь на нее, а иногда - полемизируя с ней. Еще кажется, что это - нормальный творческий проектный процесс, и если впоследствии, на стадии реализации, кто-то (например, художники) станет полемизировать с какими-то положениями этого сценария и предложит решения, идущие с ним вразрез, то это тоже будет нормально. Тем не менее на этой стадии нам удалось выработать с художниками общее понимание стоящих перед музеем задач и общий взгляд на тот путь, по которому следовало идти к их решению. Сотрудники музея тоже приняли основные идеи проекта. Кроме того, проект в обеих своих частях (сценарий и архитектурно-художественная концепция) был принят и одобрен Ассоциацией музеев космонавтики (АМКОС). И хотя осуществление его до сих пор откладывалось из-за нехватки средств*, мне кажется, что многие заложенные в нем идеи не потеряли своей актуальности и могут быть сегодня предложены на суд читателя. Более того, задачи, которые я ставил перед собой в данном сценарии, позволяют взглянуть на него не только как на рабочий документ, но и как на музееведческий очерк, несколько выходящий за рамки конкретной проектной ситуации. Во-первых, это была одна из первых попыток предложить новую музейную интерпретацию недавних событий отечественной истории. Во-вторых, это была попытка, не отрывая краеведческую тему от темы "космической", связать воедино местные, национальные и общечеловеческие ценности. И, наконец, в-третьих, здесь была предложена принцпиально гуманитарная трактовка проблемы освоения космоса, что существенно отличает подход, заложенный в данном сценарии, от подхода, принятого сегодня в большинстве музеев космонавтики, где эта проблема рассматривается главным образом в контексте истории техники. Взгляд с орбиты Когда экспедиция Фернана Магеллана завершила первое в истории кругосветное плавание, из пяти кораблей в порт вернулся только один. Сам Магеллан погиб в стычке с филиппинскими аборигенами. Путешествие продолжалось более двух лет. "Португальцы, самой судьбой влекомые в морские просторы, - пишет Андре Шастель, - первыми представили себе и сумели изобразить Землю как единое целое, символизирующее гармонию мира" (1)./Илл.1./ Четыре с половиной столетия спустя, совершая первый в истории орбитальный полет, человек воочию увидел Землю как целое - не карту и не глобус. Человеком этим был наш соотечественник, Юрий Гагарин, родом из-под Гжатска. "Красота-то какая!" -воскликнул он, взглянув на Землю из космоса. Полет продолжался 108 минут. Так тридцать лет тому назад началась история освоения космического пространства, подчас не менее драматичная, чем история Великих географических открытий. Но наша тема - не космос. Точнее, не только космос. А еще точнее - тот взгляд, исполненный восхищения и любви, который бросает на Землю только что оторвавшийся от нее человек. Взгляд из космоса символизирует то, что принято называть "планетарным сознанием". Сознание это собирает воедино, одухотворяет и окрашивает по-новому все отдельные, частные впечатления, из которых складывается наша земная жизнь. И рождает способность видеть Землю как дом, а собственный дом - как "место человека во Вселенной"./ Илл.2 а./ Сама судьба города Гжатска и гжатской земли ставит очень высокую "планку" для каждого, кто возьмется писать их историю. Край, где родился первый на Земле космонавт, получил не только новое имя, но и как бы особое "планетарное" посвящение. Глава, связанная о Гагариным, - не просто эпизод местной истории, но эпизод, имеющий "обратную силу". Какими бы малыми и частными ни казались теперь те или иные обстоятельства жизни края, они тем не менее уже вписаны в предельно широкие, поистине глобальные рамки, причастны к Большой истории, к "гармонии мира"./ Илл.2 б./ Но чтобы эта глобальная система координат стала по-настоящего фактом сознания, она должна быть еще выявлена в окружающей человека среде, прочерчена в пространстве, представлена в формах культуры. (Ведь и после экспедиции Магеллана не сразу появился глобус, не сразу и не везде было развеяно убеждение, что Земля - это блин.) Вот в этом и заключается цель всех музеев города Гагарина, взятых как целое. Образно говоря, их общая сверхзадача - выявлять кривизну поверхности Земли, характерную именно для этого края, т.е., вписываясь в его природный и историко-культурный ландшафт, подчеркивать его уникальность и в то же время неотрывность от судеб планеты. Этот взгляд с орбиты на родные места и есть то главное, что мог бы завещать своим землякам Юрий Гагарин*. Координаты места и времени Для человека, стоявшего обеими ногами на земле, связь с космосом всегда задавалась ориентацией по сторонам света. Направления Юг-Север и Запад-Восток отмечены не только в планировке принадлежащих сегодня музею гжатских соборов, но и в самой истории города и края. Гжатская пристань была основана Петром I на водном пути из плодородных южных земель в Петербург. Ось, проходящая с юга на север, была поэтому крайне значима для города на первых этапах его развития. Топографически она задана рекой Гжатью, разрезающей город надвое. Другая ось, проходящая с запада на восток, является, пожалуй, еще более значимой, причем не только для истории города и края, но и для судьбы всего Российского государства. Это направление задано Старой Смоленской дорогой. Здесь, на гжатской земле, бывшей в течение многих веков русским пограничьем, решались военные споры с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой, с французскими и немецкими завоевателями. Здесь в 1812 г. принял командование русской армией М.И.Кутузов. И, кто знает, ведь могло случиться и так, что Гжатск (или Клушино?) сыграл бы в истории роль Бородина, - когда бы не "обстоятельства"... (2). Здесь действовал отряд Дениса Давыдова. А во время Великой Отечественной войны - партизанский отряд "Победа". И если Бородинское сражение произошло к востоку от Гжатска, то первое крупное сражение 1941 г. - Смоленское - к западу. Эти исторические аналогии не случайны: они обусловлены геополитическим положением гжатского края, всегда находившегося на оси Москва-Смоленск, Россия-Европа, Восток-Запад. Благодаря этому в музее могут возникать своего рода "рифмы", сближающие различные исторические периоды и задающие ритмическую структуру экспозиции, наложенную как бы поверх структуры хронологической. А в той мере, в какой мемориальные сюжеты удастся "замкнуть" на исторический фон (например, события Великой Отечественной войны), эти "рифмы" можно будет использовать и в экспозициях, связанных с именем Юрия Гагарина. Таким образом, к двум названным пространственным осям можно добавить еще и третью ось - время. В системе экспозиций, в организации исторической среды города и края, в пространственно-пластической проработке различных музейных объектов (тех, что издавна находились на этой территории, и тех, что только будут построены) необходимо передать ощущение исторической дистанции, отделяющей нынешнее поколение от поколений, живших здесь прежде. Причем, "глубина" исторического времени должна оказаться соразмерной "планетарному" масштабу сознания./ Илл.З а./ Иначе говоря, как для жителей края, так и для пришельцев, туристов, паломников, надо создать возможность "восхождения" вспять по исторической лестнице со ступеньками в тридцать, пятьдесят, сто, тысячу лет, а может быть, и дальше, насколько достанет фантазии и фактов. Именно восхождения, ибо обычный путь - от "сотворения мира" до наших дней, - будучи путем самой истории, не является тем не менее путем ее познания. Ведь естественной рамкой и точкой отсчета, определяющей способ понимания и оценку исторических реалий, является сегодняшняя жизнь, происходящая за стенами музея. И мы постигаем историю не от Магеллана к Гагарину, а скорее от Гагарина к Магеллану, от первопроходцев космоса -к первым летчикам, путешественникам, мореплавателям. От космоса, каким мы представляем его сегодня - к "делам давно минувших дней", к космосу древних./ Илл.З б./ Из этого не следует, что в экспозиции надо обязательно пускать историю "вспять" (хотя такое решение вполне возможно). Сегодняшний взгляд может быть выражен и при сохранении хронологического принципа - в архитектурном решении музея, в пластике его экспозиции, наконец, в постановке экспозиционных тем и проблем. Но несомненно другое: музей должен быть открыт не только в историю, в прошлое, но и в современную жизнь и, как это ни парадоксально, в будущее. Чтобы выполнять культуроохранительную функцию, он должен взять на себя также функцию культуротворческую. Гагаринский мемориал имеет для этого все предпосылки. Уже сегодня он является местом сбора космонавтов. Но можно пойти и дальше, сделав его местом встреч и работы художников, писателей, кинематографистов, разрабатывающих в наши дни космическую тему. Во всяком случае, футурологический аспект, связанный и с будущим края, и с будущим планеты, должен стать неотъемлемой частью музея. Библиотека научно-фантастической литературы, семинары писателей-фантастов, фестивали научно-фантастических фильмов, не говоря уж о самых разнообразных выставках, связывающих прошлое с настоящим и будущим, - все это было бы оправдано и уместно здесь, на родине первого космонавта. И если деятельность эта примет международные масштабы, то можно будет с полным основанием утверждать, что на оси Восток-Запад возможны не только войны, но и сотрудничество. Земля и Небо Деревня Клушино гораздо старше города Гжатска. За сто лет до основания Гжатской пристани она упоминается в числе деревень, запустевших в результате "литовского разорения" (3). Значит, еще в XVI в. она была процветающей. Дитя петровских реформ Гжатск - просто юноша в сравнении с Клушино. Конечно, как всякий город, он имеет повышенную "плотность" истории. Но история Клушино, начало которой теряется в глубине веков, это история самой земли, история народа, хотя и анонимная, без звучных имен и дат. Вот только в 1934 г. здесь родился Юрий Гагарин. В этом смысле деревня исключительная. И она, несомненно, имеет право на память об этом человеке. Пожалуй, лишь здесь, в деревне, можно понять Гагарина как сына своего времени и своей земли. Знакомый глазу ландшафт, не менявшийся на памяти десятков поколений: пашня, перелески, река, заливные луга, деревянные дома и амбары, тяжелый крестьянский труд... И небо, бывшее всегда сводом, "твердью" и вдруг распахнувшееся в бесконечность - для одного, а затем и для многих. Семья жила в крытом соломой деревянном доме, который поставил отец. Родители работали в колхозе. Во время войны из дома выгнали немцы - жили два с половиной года в землянке, отрытой на огороде. После освобождения дети учили в школе грамоту не по Букварю, а по Боевому уставу пехоты, считали, раскладывая гильзы. Картины предвоенной, военной и послевоенной жизни Гагариных в деревне описаны в воспоминаниях и пока еще легко восстановимы. (Отчасти уже восстановлены, как, например, землянка.) Жизнь эта мало чем отличалась от жизни других семей во многих других русских деревнях в ту же пору. Вьщеляется она только тем, что спустя двадцать лет один из детей Гагариных стал первым на Земле космонавтом. Клушино как потенциальный объект музеефикации можно решить как классический скансен - архитектурно-этнографический музей под открытым небом, воспроизводящий облик смоленской деревни 30-40-х гг. нашего века. Будет ли восстановлен только один дом с усадьбой или, скажем, целая улица, потребуется ли перевозка деревянных построек из других деревень, - все это чисто методические вопросы, хорошо разработанные для музеев такого типа. И сочетание скансена с мемориальной темой - вещь уже вполне традиционная. Ограничившись детскими годами Гагарина, проведенными в Клушино, можно свести мемориальную экспозицию к бытовому интерьеру (более или менее условному), поставить у околицы самолет (ЛаГГ), совершивший вынужденную посадку 1 сентября 1941 г., или другой (Як), пришедший ему на помощь, сказать, что мальчик мечтал быть летчиком. В самом деле, ведь не здесь Гагарин учился летать. И Байконур находится совсем не в Смоленской области. Все это так, и путь "объективной" мемориальной экспозиции в Клушино является вполне возможным. Но вместе с тем разве не это небо бороздил первый космический корабль с человеком на борту? И разве не эту Землю облетел он всю целиком? И, с другой стороны, уже на последнем "витке" своей жизни, будучи известным всему миру, разве не возвращался Гагарин вновь и вновь в родные места, к матери, к родительскому очагу, сюда в Клушино? Говорят, что путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. Дорога Гагарина в космос началась отсюда, с этой землянки, буквально из-под земли. Наверное, основываясь на скансене, включающем мемориальную землянку и дом, восстановленный на предвоенную пору, надо добавить здесь, в Клушино, еще один штрих. Надо каким-то образом дать понять, что небо в этом месте действительно смыкается с землей. Будет ли это рифмующийся с землянкой бункер, из которого можно наблюдать (в видеозаписи) взлет первого в мире пилотируемого космического корабля. Или это будет высокотехнологическое оборудование, контрастирующее с фактурой земли и дерева. Или часовня, в которой проблема земли и неба будет решаться традиционным способом. Как бы то ни было, здесь должна появиться еще одна координатная ось - вертикаль, буквальная или смысловая. И даже если эта тема (этот прием) будет так или иначе воспроизведена в мемориальной зоне в городе Гагарине, нигде кроме Клушино не прозвучит она так остро и драматично. Ведь это и вправду было: космический корабль "Восток" поднялся в воздух не на благополучном и технически продвинутом Западе, а здесь, за железным занавесом, в нищей и полуголодной стране, едва оправившейся от изнурительной войны и чудовищных репрессий. Он был рожден из этой земли, создан ценой трудов и лишений этого народа, принявшего нелегкую эстафету у строителей древних пирамид. Жизнь Юрия Гагарина Этот человек сегодня известен всем. Его имя увековечено в самых разных вещах - от города, в окрестностях которого он родился, до кратера на обратной стороне Луны. Его хорошо знакомое лицо смотрит с плакатов и памятников, с кино- и телеэкранов, со страниц посвященных ему альбомов и книг, изданных во всех странах мира. Он -гражданин Земли. Но всем известный Гагарин - это человек, уже совершивший первый орбитальный полет. Летчик-космонавт, депутат Верховного Совета СССР, объездивший полмира, встречавшийся с королями и президентами, человек, жизнь которого проходила почти все время на виду, при включенном микрофоне и постоянном щелкании фотокамер. Гагарин последних своих семи лет - с 12 апреля 1961 года по 27 марта 1968 года. В старину жизнь человека считали на "седмицы", периоды по семь лет, целостные, внутренне законченные. Юрий Аагарин прожил без малого пять седмиц. И если последняя была залита ярким светом известности, то годы, предшествующие полету, оставались как бы в тени. Между тем интерес к ним велик и совершенно оправдан. И именно здесь, на гжатской земле он может быть удовлетворен наиболее полно. Потому что в отличие от мемуарных и мемориальных произведений, созданных уже после полета, культурная и природная среда города и его окрестностей является живой цитатой из жизни Гагарина. Подлинность этой среды сделает убедительной биографическую экспозицию, а экспозиция, в свою очередь, станет ключом к восприятию среды в особом мемориальном ракурсе. Со временем экспозиция, посвященная жизни первого космонавта, будет развернута в специальном павильоне в мемориальной зоне в городе Гагарина. Ее генеральной репетицией станет выставка в гостиничном корпусе, состоящая из пяти разделов - по числу "седмиц" в биографии Юрия Гагарина. 1. 1934-1941 гг. Детство, проведенное в Клушино. Здесь речь пойдет не столько 2. 1941-1949 гг. Поступление в школу, совпавшее с началом войны. Война, 3. 1949-1955 гг. Начало самостоятельной жизни. Учеба в Люберцах, затем в 4. 1955-1961 гг. Период становления позади: Гагарин уже не мальчик, но муж. 5. И, наконец, 1961-68 гг. - последний этап жизни Гагарина, о котором уже было Быть может, с этой последней "седмицы" и стоит начать экспозиционный рассказ о жизни Юрия Гагарина. И только затем перейти к рассказу о его детских годах. Нарушив таким образом хронологию, мы выиграем в драматургическом плане. Во-первых, посетитель получит возможность двигаться от Гагарина хорошо знакомого к Гагарину менее известному. Во-вторых, главное событие жизни - полет - будет обрамлять экспозицию как две монументальных колонны, открывая ее и одновременно замыкая. В, в-третьих, момент смерти-падения, составляющий контрапункт взлету-полету, сомкнётся с моментом рождения. Фигура удвоения (полет в начале и полет в конце) возникает не только в биографической экспозиции, но и в мемориальной части музея, где в силу обстоятельств жизни семьи Гагариных (переезд и перенос дома из Клушино в Гжатск) и обстоятельств культурных (восстановление дома в Клушино) один и тот же мемориальный объект (дом) существует парадоксальным образом дважды. Такая ситуация исторически оправдана, тем более, что интерьер клушинского дома предполагается восстанавливать на довоенный период, а гжатского - на послевоенный. А кроме того, не всякий посетитель городского музея попадет и в музей сельский. Но вместе с тем и там, и здесь необходимо представить жизнь Гагарина как целое. То есть Клушино должно как-то отразиться в Гжатске, а Гжатск в Клушино, не говоря уж о том, что в обоих музеях предстоит обозначить и Люберцы, Саратов, Оренбург, Заполярье, Байконур... Здесь не избежать повторов, избыточности и в то же время это должны быть два разных музея. Достичь этого можно путем четкого варьирования тематических акцентов и художественного языка. Ведь то, что в одном случае выступает как реальный объект (например, землянка), в другом будет уже фотографий, воспроизведением или условной композицией (т.е. знаком той же землянки). Да и экспозиционные версии одних и тех же документальных материалов могут быть совершенно разными. Иными словами, надо не бояться повторов, а сделать их сквозным художественным и тематическим приемом. Благодаря этому один и тот же объект будет поворачиваться своими разными гранями. Точно так же различными сторонами будет поворачиваться и человек. Две ипостаси смыкаются в биографической экспозиции: Гагарин как гражданин мира и Гагарин как уроженец этих мест. Но есть и еще одна тема - роль Гагарина в советской истории. Роль эта совершенно исключительна. Юрий Гагарин стал живым символом коммунизма в ту пору, когда коммунистический идеал казался наиболее близким к осуществлению. Звездный час Аагарина совпал со звездным часом страны, с периодом чрезвычайного, поистине всенародного воодушевления. Успешность первого космического полета явилась как бы залогом успешности всех других начинаний, гарантией незамедлительного (в рамках жизни одного, "нынешнего" поколения) наступления царства земного счастья (в одной, отдельно взятой стране). И обобщенный герой советских плакатов чем-то неуловимо похож на Гагарина. Простой русский парень с открытой улыбкой, из обычной крестьянской семьи, он, даже приобретя всемирную славу, остался доступным, близким, в доску своим. Став на плечи десятков, сотен, тысяч и миллионов людей, он вознесся в такую высь, куда до него не поднимался никто. Но, казалось, то, чего он достиг, может быть обещано каждому. Весь облик и образ жизни Гагарина стал воплощением мечты. И пока мечта эта несла на себе отблеск далеких звезд, она оставалась возвышенной. Однако была в ней и другая, вполне земная составляющая. Вспомним черную "Волгу" Гагарина, припаркованную у родительского дома. Вспомним интерьер этого дома, подаренного семье властями после полета. Может быть, не всякий полетит в будущем в космос, - как бы говорят эти картины, - но на такое (впрочем, не Бог весть какое) благополучие может рассчитывать каждый. Это тоже идеал коммунизма, но не отвлеченный и не парадный, а преломленный в обыденном сознании. Правда, в таком виде просуществовал он недолго. Уже в 1968-м, в год смерти Гагарина, что-то сломалось, сдвинулось в сознании, и новые полеты, так же, как и победы (над первыми диссидентами, над мятежной Чехословакией), не смогли вернуть утраченных надежд. И не случайно сломали дом, подаренный родителям, переселив мать в новые хоромы, в которых она прожила последние пять месяцев своей жизни. За этим стоит смена стандартов благополучия, а мать первого космонавта должна была этим стандартам соответствовать. Хотя внутри все уже давно рухнуло - вместе с самолетом, в котором в последний раз в жизни летел ее сын. Вновь отстроенный сегодня родительский дом, так же, как и сохранившаяся квартира матери в гостиничном корпусе, - уникальные документы эпохи, ибо судьбы их обитателей тесно переплелись с судьбой страны. И это достаточный аргумент в пользу их сохранения. Только история, которую рассказывают эти стены, связана не с одной лишь героикой. Здесь есть еще драма - человеческая и историческая. Городок во Вселенной Спустившись от мемориальной зоны к реке, попадаешь на пешеходный мостик, с которого открывается живописный вид. Плавное течение Гжати, уютные домики, идущие вереницей по правому берегу, и исторический центр с его тремя соборами, который виден отсюда как на ладони. Сама эта картина является своего рода памятником. Ценность ее тем более велика, что таких видов осталось в Гагарине мало. Современная застройка, вклиниваясь в историческую среду, постепенно разрушает индивидуальность и пространственную целостность города. И мемориальную зону, включающую несколько домов старого Гжатска, расположенных по обе стороны реки, уже обступили безликие жилые здания, в которых есть все удобства, но нет ничего, что может радовать взор. Два города, - старый и новый, - конфликтуют здесь особенно остро. Причем, конфликт этот нельзя нивелировать, сгладить, поскольку оба начала уже укоренились в ландшафте. Невозможно, скажем, поэтизировать новостройки, усматривая в них визуальную рамку мемориальной зоны, хотя еще недавно мы были склонны относиться к ним с оптимизмом (4). Но нельзя искать опору и внутри самой зоны, ибо сам состав мемориальных объектов является разновременным и внутренне разнородным (два дома, гостиничный корпус, машина и т.д.). Тем не менее необходимо визуально выделить мемориальную зону, найти пластическое решение, которое придаст этому фрагменту городской среды подобающую ему осмысленность. По отношению к конфликту, заранее заданному конкретной градостроительной ситуацией, решение это должно быть внутренне примиряющим и объемлющим. Оно должно быть высокотехнологичным, т.е. выражающим силу нашей цивилизации, и в то же время мягким, толерантным к реальностям нашего повседневного бытия. Позволяя принять сегодняшний город как он есть, оно призвано также помочь увидеть в нем одно из многочисленных проявлений жизни, занесенной, по мысли В.И.Вернадского, на Землю из космоса*./ Илл.4./ Благодаря зрительной связке (вид с моста) и экспозиционным историко-био-графическим рифмам, в мемориальной зоне будет присутствовать и старый Гжатск. Но и обратно: космическая тема даст свой отблеск, рефлекс в центр города, в музеи, находящиеся по ту сторону реки, в исторической зоне. Это и "космическая" живопись, выставленная в художественной галерее, и экспозиция, посвященная космической одиссее, которая в будущем откроется в специально построенном павильоне, и, наконец, краеведческие экспозиции, где "планетарный масштаб" будет присутствовать почти незримо, задавая лишь особый подход, особый взгляд на исторические и природоведческие материалы. Ядро экспозиции "Космическая одиссея" составят материалы о первом пилотируемом орбитальном полете. И поскольку обстоятельства жизни Юрия Гагарина в основном отражены в мемориальной зоне, здесь внимание посетителя будет сосредоточено на самом полете, на его подготовке, участвовавших в ней людях и на технической стороне дела, т.е. на том, что происходило "за кулисами" всем известного события*. Лица и судьбы людей, готовивших первый полет, и тех, кто входил вместе с Гагариным в первый отряд космонавтов (в первую "двадцатку" и в первую "шестерку"), людей известных, малоизвестных и совсем неизвестных, скрывавшихся долгое время за завесой секретности или не вписавшихся в официальную парадную концепцию истории покорения космоса, - вот группа материалов, которым предстоит занять в экспозиции заметное место. Другую группу составят материалы о технических проектах, осуществленных и неосуществленных, которые разрабатывались в нашей стране и за рубежом начиная с 50-х гг. При этом в фокусе внимания окажется, естественно, полет корабля "Восток". Вместе с тем, рассказывая об этом без преувеличения эпохальном достижении нашей цивилизации, нельзя ограничиться одной лишь его ближайшей историей. Первый полет необходимо осмыслить в предельно широком историческом и культурном контексте, обращаясь к иным эпохам, подчас весьма отдаленным, ибо предыстория выхода в космос это, по сути, вся история человеческой мысли, всегда стремившейся преодолеть "земное притяжение". Представляя в экспозиции материалы о деятельности С.П.Королева, нельзя не вспомнить и о размышлениях КЭ.Циолковского. В свою очередь, идеи Циолковского неотрывны от своего времени, скажем, от научных концепций В.И.Вернадского и А.Л.Чижевского или от произведений Андрея Платонова. Каждый из этих авторов по-своему рассматривает феномен человека, но неизменно - в его связи с космосом, в масштабном, "планетарном" измерении. Таковы представления о биосфере и ноосфере Вернадского, предвосхитившие самые современные экологические концепции, и мысли Чижевского о связи ритмов нашей земной жизни с космическими циклами, и космоантропологические образы Платонова, органической частью которых была мифология и поэзия техники. С другой стороны, появление этих взглядов было подготовлено всем развитием отечественной мысли, ибо "космизм" был одной из наиболее характерных черт русской философии рубежа XIX-XX вв. Чрезвычайно важной является с этой точки зрения фигура Н.Ф.Федорова, идеи которого оказали большое влияние и на Циолковского (они были лично знакомы), и на Платонова, и на многих других деятелей отечественной культуры (в их числе были, например, Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой). Но и это только вершина айсберга, поскольку корни "космизма" лежат гораздо глубже - в двухтысячелетней христианской традиции и вообще в истории философии и религии, во все времена включавших ту или иную космологическую составляющую, тот или иной ответ на вопрос о бытии человека перед лицом вечности. "Порожденный крошечною землею, зритель безмерного пространства, зритель миров этого пространства должен сделаться их обитателем и правителем", - писал более чем за полвека до первого полета Н.Ф.Федоров (5). Выход в космос, считал он, это "великий подвиг, который предстоит совершить человеку" (6). Полет "Востока" - достижение не только и не столько техническое, сколько культурное и в широком смысле гуманитарное. Поэтому, показывая в экспозиции его предысторию, надо сосредоточиться прежде всего на ее гуманитарных аспектах. Это и история путешествий и открытий, и многочисленные проекты и утопии, волновавшие умы в разные времена, и их религиозная и философская подоплека, и развитие этой темы в искусстве, в частности, в жанре научной фантастики. И если в экспозиции будет создан такой гуманитарный фон, то и технические экспонаты зазвучат совершенно иначе. Ведь всякое техническое устройство создается человеком и является в конечном счете воплощением его помыслов, чаяний и надежд. Вместе с тем техника обладает самодвижением. Порожденная человеком, она сплошь и рядом выходит из-под его контроля, становится самодействующей силой, которую можно использовать как во благо, так и во зло. Действительно, скажем, ракетная техника - это и мирные полеты в космос, и самое разрушительное в наше время оружие. Как писал Н.Ф.Федоров, то, что призвано служить идее всемирного братства, используется во имя вражды. Усилия всех армий мира он предлагал направить на дело "регуляции природы", включавшее, по его замыслу, и освоение космоса (7). Не эта ли мысль, звучавшая тогда как утопия, положена сегодня в основу программ разоружения и конверсии военной промышленности? Да и сам Гагарин -человек сугубо военный, а в подготовке первого космического полета армия сыграла далеко не последнюю роль. Впрочем, опасности технического прогресса обусловлены не только намеренным использованием во зло его достижений. Мы слишком хорошо знаем, что даже мирный атом может обернуться чернобыльской катастрофой. И что множество иных, на первый взгляд безобидных рассогласований в природе и в жизни человека, возникших в результате внедрения технических новшеств, привели планету в течение одного только нашего столетия в состояние чудовищного экологического кризиса. Пути преодоления этого кризиса не только в анализе непосредственных, породивших его причин, но и в обращении к мудрости, к опыту сознавания единства человека и космоса, существовавшему во все времена и во все времена ценившемуся на вес золота. Собрать эту мудрость по крупицам и предъявить ее посетителю - задача экспозиции музея, находящегося в городе Гагарине. И здесь тема "космизма" непосредственно смыкается с экологической темой, которая, в соответствии с научной концепцией, должна стать лейтмотивом природоведческой экспозиции краеведческого музея*. Дело в том, что экология - тема не столько естественнонаучная, сколько гуманитарная, и в этом заключается пафос и учения В.И.Вернадского, и взглядов Н.Ф.Федорова, и многих современных концепций, например, "экологии культуры" по Д.С.Лихачеву. Подробный рассказ о них будет поэтому не только предварять экспозицию, посвященную освоению космоса, но послужит также своего рода камертоном к краеведческой экспозиции и ко всей деятельности краеведческого музея. Возвращение Вся "Одиссея" Гомера - это история возвращения героя из дальнего похода домой на Итаку. Юрий Гагарин покинул Гжатск, чтобы вновь и вновь приезжать в родные места, покинул Землю, чтобы к ней же вернуться. Факт его возвращения так не важен, как и факт самого полета, отрыва от Земли. Также и посетитель музея. Погружаясь в глубины истории, он начинает лучше понимать сегодняшний мир. Взлетая вслед за Гагариным в космос, обретать новый взгляд на Землю. Следуя мыслью за умозрениями русских "космистов", острее ощущать смысл собственной жизни. Целью и конечной точкой, оправдывающей существование музея, является, как это ни парадоксально, не история и не дальние горизонты, а "здесь и теперь" каждого человека, то место и время, в которых заключена его жизнь. Другое дело, что подлинное, истинно человеческое миро- и самовосприятие в огромной степени диктуется исторической памятью, способностью к умозрению и умением видеть вещи и события в глобальной перспективе. В наши дни все чаще музей трактуется не как вместилище осколков прошлого, т.е. мертвого по сути наследия, а как элемент живой культуры. Концепция музея-хранилища, музея-цитадели постепенно уступает место концепции открытого, динамичного, живого музея, деятельность которого прочными нитями связана не только с прошлым, но и с сегодняшней жизнью. Таким сто лет тому назад видел музей и Н.Ф.Федоров (8). "Музей, - писал он, в частности, - есть не собирание вещей, а собор лиц". Это -высшая ступень всякого образования, преодолевающая "небратское" состояние нынешней науки, разделенной по специальностям, объединяющая ученых и "неученых" Поэтому музей включает в себя школу и храм. Это единство "отцов" с "сынами", живущих с умершими. Поэтому он включает кладбище. Этот орган "регуляции природы" и наблюдения за происходящими в ней процессами. Поэтому он включает лабораторию и обсерваторию. Но самое главное, во всех своих ипостасях музей объединяет людей для "общего дела" освоения земли и космоса, победы над смертью. Из современных концепций наиболее близкой к позиции Н.Ф.Федорова является идея "экомузея". Она родилась во Франции в 70-е гг. и в короткий срок получила распространение во многих странах мира. Экомузей - это не музей, посвященный проблемам экологии в узком смысле слова. Экологический подход является в нем не темой, а методом организации деятельности. Как писал один из авторов этой концепции, "экомузей - это зеркало, в которое смотрится местное сообщество" (9). Иначе говоря, это просто форма выражения культурного самосознания людей, живущих на определенной территории. Не будучи государственным учреждением, экомузей объединяет общественность и специалистов для решения конкретных задач, связанных с изучением, учетом, охраной и популяризацией культурных ценностей, находящихся в сфере его действия. Это могут быть природные заповедники и заказники, археологические объекты, городские и сельские постройки, промышленные сооружения, частные коллекции, обычаи и ремесла, характерные для данного региона: экомузей не имеет профиля, ибо все зависит от интересов и склонностей конкретных людей. Здесь нет идеи систематического "отражения" истории и природы края, осуществляемого специалистами для неспециалистов, хотя есть все музейные формы деятельности, включая создание разнообразных коллекций и экспозиций и организацию путешествий и экскурсий. Опыт развития современных зарубежных экомузеев перекликается с отечественным опытом 20-х гг., когда краеведческие музеи были неразрывно связаны с краеведческим движен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.70 (0.022 с.) |